Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива

2020-04-01 130
Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются:

1) Анализ отношений детей к совместной деятельности в классе;

2) Анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу).

Отношение к делу, к совместной деятельности сказывается на зрелости коллектива и проявляется во взаимоотношениях. Строго говоря, коллективом можно назвать не каждую группу, а только соответствующую некоторым критериям. Важнейшими критериями выступают, во-первых, про социальность коллективной деятельности, заданность ее более широким контекстом социальных отношений, во-вторых, успешность решения группой своих групповых задач, в-третьих, имеющиеся возможности для самоопределения каждой личности, в-четвертых, благоприятный, здоровый климат коллектива, сказывающийся на мотивах взаимоотношений детей, на понимании ими друг друга, на способности сочувствовать и сплачиваться в трудную минуту.

В идеале классный коллектив самодеятелен и самоуправляем. Большое значение имеет положительное эмоциональное отношение детей к общественно полезной деятельности в классе. Успешность решения группой своих задач, может определяться моментом зрелости группы, или уровнем группового развития. Уровень группового развития одновременно является характеристикой сформированности межличностных отношений, результатом процесса формирования группы. Разнообразные подходы к анализу сформированности группы заставляли исследователей рассматривать ее в зависимости от времени существования, от частоты коммуникаций разных членов группы за определенный период времени и т.д. А.И. Донцов указывает на то, что к коллективным свойствам можно отнести «…устойчивость существования, преобладание интегративных тенденций, достаточную отчетливость групповых границ, возникновение чувства «Мы», близость норм и моделей поведения и др.». Но это не единственные возможности выделить коллектив «из окружающего мира». Выше изложено, что в качестве основания для выявления уровня группового развития принимается деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. «Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: группы высшего уровня социально-психологического развития (коллективы), просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам».

В коллективе, в отличие от малых групп менее высокого уровня развития есть условия для самоопределения личности. «Самоопределение и самосовершенствование личности возможно постольку, поскольку дети в коллективе участвуют в совместно разделенной деятельности. Участвовать в такой деятельности невозможно, если члены коллектива не разделяют ценности, мотивы, переживания друг друга, не принимают разнообразие личностей и характеров членов коллектива». Самоопределение личности можно считать особенностью межличностных отношений в коллективе. О подлинном самоопределении личности можно говорить в том случае, когда ее поведение обусловлено не боязнью испортить отношения, а желанием достичь групповых целей деятельности, решить групповые задачи. В группе высокого уровня развития, в отличие от диффузной группы, такой способ является преобладающим и потому выступает как особое качество межличностных отношений.

Деятельностное опосредствование межличностных отношений возможно и без заданности широким социальным контекстом. Прочтение стратометрической концепции «наоборот» - от личности, творчески генерирующей новую деятельность, ищущую единомышленников к утверждению новой деятельности в социальном контексте, открывает возможность оценить особенную роль личности в формировании и функционировании группы. Творческим будет являться и построение новых отношений вместе с построением совместной деятельности. «Другой путь коллективообразования выступает как оборотная сторона первого. Здесь группа единомышленников, не имея внешне заданной цели, не будучи объединена единой заданной деятельностью, сама синтезирует ее. Процесс же коллективообразования сводится к опредмечиванию этой деятельности, борьбе за включение ее в общий каталог деятельностей общества или более широкой социальной структуры путем поиска новых единомышленников, а также средств ее реализации. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае речь идет лишь об одном типе спонтанно возникающих групп, которые отличаются не только взаимным психологическим (эмоциональным) предпочтением участников, но и способностью совместно синтезировать новые виды деятельности, выступающие в данный период как общественно. Очевидно, что качество межличностных отношений в такой группе будет творческим, может быть, даже несколько необычным, так как при таком подходе, личность и ее возможности все же ставятся во главу угла. И психологический климат в таком коллективе будет отличаться подчиненностью творческим целям, не заданным извне. Ю.В. Синягин пишет о том, что эта практика выработки принципиально новых идей, путей, прижилась в западных корпорациях. Когда творческих, ученых людей поселяют вместе в комфортном месте, и не дают им никаких установок. Оказывается, что через некоторое время такие люди начинают спонтанно генерировать идеи. В итоге может получиться весьма ценный интеллектуальный продукт, правда, заранее трудно предсказать к какой области он будет относиться.

При нарушении совместной деятельности (например, при смене организатора деятельности) психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей. Прежде всего, возрастет количество ссор, споров и конфликтов. Затем появятся устойчивые противоборствующие группировки, занятые отставанием своего влияния на коллектив. Власть и влияние могут стать самоценностью, отношения перестанут опосредствоваться совместной деятельностью, превратятся во времяпрепровождение, в общение ради общения. Таким образом, положительное влияние группы на личность будет сведено к нулю. И это будет заметно по взаимоотношениям детей. «Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. К нему относятся: удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие». «При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными».

Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, межличностных отношений. Главная черта межличностных отношений - их эмоциональная основа. «Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы».

Проявляясь в общении, межличностные отношения детей складываются благодаря механизмам межличностного взаимодействия, межличностного восприятия и коммуницирования. Межличностное взаимодействие обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния, важнейшими из которых являются убеждение, психическое заражение, подражание, внушение. Кроме того, ряд исследователей называют в качестве таких механизмов стыд, чувство вины, ответственность. Важными механизмами межличностного восприятия выступают эмпатия и рефлексия. Г.М. Андреева пишет: «…установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя».

В подростковом возрасте огромное влияние на межличностное восприятие оказывают групповые нормы и правила, через которые подростки видят и оценивают друг друга. Эти оценки имеют главное значение для построения общения одноклассников друг с другом, влияют на его количественную и качественную сторону. «Они помогают научиться контролировать социальные формы поведения, развивать соответствующие возрасту интересы и навыки, учат сопереживать, вместе решать общие проблемы». Коммуникативное измерение межличностных отношений является чрезвычайно важным. Один из способов наказать члена группы, заставить его поступать по нормам и правилам подросткового коллектива - это бойкот, то есть полное прерывание общения. Бойкот показывает ребенку, что он отлучен от желанной деятельности общения и от тех людей, с которыми можно общаться. Такая ситуация не слишком приятна и для взрослого, а для подростка является суровым испытанием, часто запоминающимся на всю жизнь. «Даже временные неполадки с одноклассниками переживаются остро: ему кажется, что все от него отвернулись. Самая неприятная для подростка ситуация - это осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое испытание - открытый или негласный бойкот, нежелание общаться. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка».

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.