Социологичесского исследования — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Социологичесского исследования

2020-04-01 110
Социологичесского исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Кафедра социологии

 

 

ПРОГРАММА

СОЦИОЛОГИЧЕССКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

на тему: «Потребности и предпочтения населения г. Москвы

 на рынке банковских услуг»

 

 

                                                                             Автор: студентка 3 курса

                                                                             группы ВКФ3-1

                                                                             Кондратюк Е.А.

                                                                             Научный руководитель:

доц. Селезнёва Л.М.

 

Москва 2004.

Содержание программы:

1. Методологический раздел программы……………………………………….3

 

1.1. Обоснование актуальности…………………………………………………….3

1.2. Проблемная ситуация…………………………………………………………..3

1.3. Научная разработанность………………………………………………………4

1.4. Интерпретация и операционализация основных понятий…………………...4

1.5. Цель исследования……………………………………………………………...7

1.6. Задачи исследования……………………………………………………………7

1.7. Предмет исследования………………………………………………………….7

1.8. Объект исследования…………………………………………………………...7

1.9. Гипотезы………………………………………………………………………...7

     

 

2. Методический раздел программы………………………………………………8

2.1. Методы сбора первичной социологической информации…………………...8

2.2. Место, время проведения исследования, название инструментария………..8

2.3. Характеристика инструментария……………………………………………...8

2.4. Выборка…………………………………………………………………………8

2.5. Метод обработки эмпирических данных……………………………………...9

2.6. Практическая значимость исследования……………………………………...9

  

 

Приложения:

2.7. Анкета………………………………………………………………………….12

2.8. Рабочий план проведения исследования…………………………………….17

 

 

Список используемой литературы……………………………………………...18

 

 

  

 

Методологический раздел.

Обоснование актуальности.

В настоящее время поведение населения на рынке банковских услуг является предметом изучения различных общественных наук, в первую очередь экономической теории, экономической психологии и экономической социологии, каждая из которых применяет свои теоретические подходы и методы исследования.

Банковская система России пережила сложное для себя время. После кризиса 1998 года на рынке банковских услуг произошли изменения, которые повлекли за собой не только структурные изменения банковской системы, но и недоверие населения к банкам.

В современном мире значение рынка банковских услуг вышло за рамки собственно денежных и кредитных отношений. Банки выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них немыслима нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе. Мощные социально ответственные банки способны превратить рыночную стихию в орудие эффективной политики государства. Слабые банки – фактор неизбежного ослабления государства и деградации экономики

 В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Сегодня на рынке банковских услуг существует широкий выбор для клиентов: рублевые и валютные депозиты, текущие счета, пластиковые карточки, дорожные чеки, акции и векселя банков и других эмитентов, кредиты, депозитарные услуги, обмен валюты, консультации по инвестициям и налогообложению, трастовые операции.

На сегодняшний день в Москве существует огромное количество банков, которые предлагают широкий спектр услуг. Население пользуется банковскими услугами не только по собственной воли, например, многие предприятия г. Москвы выдают своим работникам пластиковые карты, с которых они могут снимать зарплату. Таким образом, получается, что гражданин не всегда самостоятельно выбирает банк, услугами которого он будет пользоваться, а это означает, что его потребности могут не совпадать с предпочтениями.

 

Проблемная ситуация.

Рынок банковских услуг достаточно развит в Москве, и в настоящее время продолжает развиваться, расширять спектр предоставляемых услуг. Если у человека возникает потребность в какой-либо банковской услуге, то пред ним открывается большое количество банков, оказывающих данную услугу, но в тоже время оказывается, что существует несколько разновидностей услуг, которые могут удовлетворить данную потребность. Таким образом, можно столкнуться с проблемой выбора, нужно решить, какая именно из предоставляемых услуг наиболее удобна, практична и лучше удовлетворит потребностям. Далее предстоит выбрать банк, к услугам которого мы будем обращаться. Ведь критерии выбора у каждого человека разные. Можно судить о практичности банка по рекламе, по собственным предпочтениям, по советам друзей и другим аспектам выбора банка.

Поэтому необходимо выяснить какие именно возникают потребности у населения и могут ли банки оказывать услуги, полностью удовлетворяющие данным потребностям, а также каким банкам и услугам население отдаёт свои предпочтения.

 

Научная разработанность.

Рынок банковских услуг является обширным понятием. В данном случае исследуются потребности и предпочтения населения не только в каком-либо определенном банке, но и потребности в услугах, которые предоставляют эти банки. Данная тема является в достаточной мере разработанной. Были проведены исследования финансового поведения потребителей банковских услуг; потребности и предпочтение населения России на рынке кредитных услуг.

Статья «Изучение финансового поведения потребителей банковских услуг» опубликована в журнале ВЦИОМ в 2004 году. В этой статье раскрываются основные предпочтения населения в услугах, также выбор банков (коммерческие, некоммерческие), доверие к банкам. Также в статье говорится о восстановлении доверия к банкам после кризиса и возрастании количества клиентов.

В 16-ом номере журнала «Социс» опубликована статья «Потребности и предпочтения населения России на рынке кредитных услуг».

 В этой статье описывается история возникновения кредитования в России, затем описывается текущая ситуация на рынке долга и кредита, мотивация кредитного поведения, выявляется зависимость спроса на те или иные кредитные услуги, предпочитаемый размер и срок получения кредита, процент по кредиту. Также в этой статье описываются критерии выбора финансовой организации, исследуются причины нежелания брать кредит.

 

Население

Население

         
   


Личностные факторы             Субъективные факторы          Объективные

                                                                                       факторы

 


возраст                                                    семейные традиции                         экономический уклад в                            

пол                                                          средства массовой информации               обществе

образование                                           нравственные ценности                   формы собственности

семейное положение                                                                                             эконом. положение в стране

род деятельности

уровень обеспеченности

Перейдём к структурной операционализации второго ключевого понятия «рынок банковских услуг»:

Рынок банковских услуг

 

                  виды банков                                           виды банковских услуг

                      

                       госбанк РФ                                                                        доверительные

            коммерческие банки                                                                   комиссионные

                                                                          розничные                                          

                                                                      фондовые                                                       

                                                                          

                                                                          

                                                                         

                                                                          

                                                                                 

 

Виды банков

                       коммерческие                                            госбанк РФ

 

по способу формирования              по видам                                                     осн. функции

уставного капитала                    соверш. операций

                                                                                                                               эмиссионные                                    

с участием гос-ва                       универсальные                                           кредитные

иностр. капитала                       региональные                                              расчетные

                                                                                                         управленческие

                   осн. функции

                  

        кредитно-расчетное и иное

        обслуживание юр. и физ. лиц

     путем совершения операций и

     оказания услуг

 

 


Виды банковских услуг

         
   


 доверительные               комиссионные                 розничные                               фондовые

 

распоряжение     купля-продажа банком                приём депозитов                     кредитование под                    

имуществом      по поручение цен.бумаг,             предоставление                         залог цен.бумаг

после смерти;  валюты, драгоценностей;              кредитов                                   покупка цен.бумаг

передача           посредничество в размещении      ипотечное кредитование         за счет банка

 имущества;      акций и облигаций                        пенсионное обслуживание       операции по

выполнение      бухгалтерское обслуживание        услуги по обслуживанию       размещению

функций           услуги по кредитным картам          кредитных карточек                цен.бумаг

 депозитария

и консультанта;

агентские услуги;

платежные услуги;

хранение акций;

временное управление

делами компаний

 

Проведем факторную операционализацию понятия «рынок банковских услуг»:

 

                                          Рынок банковских услуг

 

Субъективные факторы                                           Объективные факторы

 

доверие к коммерческим                                                               экономическое положение в стране;

банкам;                                                                                            уровень жизни населения;

доверие к государственным банкам                                             уровень развития банковской системы;

добровольное пользование                                                            конкуренция на рынке банковских услуг;

банковскими услугами;                                                                     

необходимость в использовании                                                      

банковских услуг;

принудительное пользование

банковскими услугами

степень информированности

 об услугах,

которые предоставляет банк;

 

Цель исследования.

Выявить: основные факторы выбора банков и банковских услуг, которые влияют на предпочтения и потребности населения г. Москвы на рынке банковских услуг.

 

                                             1.6. Задачи исследования.

1) изучить каким банкам отдаёт своё предпочтение население г. Москвы;

2) выявить, что побуждает население г. Москвы пользоваться банковскими услугами;

3) определить какие банковские услуги пользуются наибольшим спросом;

4) определить недостатки рынка банковских услуг в г. Москве;

5) изучить степень информированности населения о рынке банковских услуг.

 

Предмет исследования.

  Потребности и предпочтения населения г. Москвы на рынке банковских услуг.

 

Объект исследования.

  Население г. Москвы.

 

Гипотезы.

Население готово пользоваться услугами банков, которые считают более надёжными. Но как правило, население отдаёт своё предпочтение какой-либо услуге, лишь столкнувшись с необходимостью её использования, а не по собственной инициативе. Наибольшим спросом пользуются розничные услуги банков. Степень информированности населения об услугах, которые предоставляют банки, является недостаточной.

В связи с тем, что большое количество людей не интересуются рынком банковских услуг, и пользуются услугами лишь по необходимости или принудительно, то им и не приходится выбирать банк, в котором их будут обслуживать. У тех, кто пользуются банковскими услугами по собственному желанию и интересам, как правило высокая степень информированности о рынке банковских услуг, и выбор банка зависит от их личных предпочтений.

 

 

Выборка.

  Т.к. объектом исследования является население г.Москвы, а оно очень велико, то в данном исследовании будет использована репрезентативная выборка. В выборке будут представлены респонденты по важнейшим социально-демографическим группам с учетом признаков пола, образования и др. Исходные данные по пропорциональности этих групп в составе населения г.Москвы будут взяты из статистических сборников и строго соблюдены при выборке.

Генеральная совокупность – всё население г.Москвы, как известно, 10,4 млн. человек.  В опросе примут участие 200 человек, из которых:

1) по полу:

           мужчин – 100

           женщин – 100

 

2) по возрасту:

          до 29 лет – 40

          30 -49 лет – 90

          50 лет и старше – 70

 

3) по образованию:

          высшее незаконченное высшее – 90

          среднее и среднее специальное – 80

          ниже среднего – 40

 

4) сектор экономики:

          государственный – 90

          полугосударственный – 60

          частный - 50

 

Москва, декабрь, 2004 г.

  

 

 

Уважаемый участник опроса!

Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании, посвященном изучению потребностей и предпочтений населения

 г. Москвы на рынке банковских услуг.

Цель исследования - изучить основные факторы выбора банков и банковских услуг, которые влияют на предпочтения и потребности населения г. Москвы на рынке банковских услуг.

Заполнение анкеты простое: если Ваше мнение совпадает с одним из предлагаемых вариантов ответов, то код этой позиции обводится кружком. Если же ни один из вариантов Вашей точке зрения не соответствует, изложите своё мнение на свободных строках.

Опрос – анонимный, фамилию и имя указывать не нужно.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

                                                     

                                                                             Социолог Елена Кондратюк.

 

 

Представьте, что Вы хотите купить машину в кредит, но в автосалоне вы не можете выбрать банк, которому доверяете, а Вам предлагают услуги совершенно незнакомого банка. Считаете ли вы это справедливым?

1) Я не знаю, в таком случае нужно всё хорошо обдумать

2) Мне всё равно, в каком банке брать кредит

3) Нет, это несправедливо, я не стану покупать машину в кредит в таком случае.

 

8. Как Вы считаете, в нашем городе рынок банковских услуг является:

1) в полной мере развит

2) недостаточно развит

3) плохо развит

 

9. После кризиса 1998 года ваше доверие к банкам:

1) не изменилось

2) сначала доверие резко снизилось, но уже прошло достаточно времени, чтобы я вновь мог(ла) им доверять

3) после этого кризиса я им не доверяю до сих пор

 

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Кафедра социологии

 

 

ПРОГРАММА

СОЦИОЛОГИЧЕССКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

на тему: «Потребности и предпочтения населения г. Москвы

 на рынке банковских услуг»

 

 

                                                                             Автор: студентка 3 курса

                                                                             группы ВКФ3-1

                                                                             Кондратюк Е.А.

                                                                             Научный руководитель:

доц. Селезнёва Л.М.

 

Москва 2004.

Содержание программы:

1. Методологический раздел программы……………………………………….3

 

1.1. Обоснование актуальности…………………………………………………….3

1.2. Проблемная ситуация…………………………………………………………..3

1.3. Научная разработанность………………………………………………………4

1.4. Интерпретация и операционализация основных понятий…………………...4

1.5. Цель исследования……………………………………………………………...7

1.6. Задачи исследования……………………………………………………………7

1.7. Предмет исследования………………………………………………………….7

1.8. Объект исследования…………………………………………………………...7

1.9. Гипотезы………………………………………………………………………...7

     

 

2. Методический раздел программы………………………………………………8

2.1. Методы сбора первичной социологической информации…………………...8

2.2. Место, время проведения исследования, название инструментария………..8

2.3. Характеристика инструментария……………………………………………...8

2.4. Выборка…………………………………………………………………………8

2.5. Метод обработки эмпирических данных……………………………………...9

2.6. Практическая значимость исследования……………………………………...9

  

 

Приложения:

2.7. Анкета………………………………………………………………………….12

2.8. Рабочий план проведения исследования…………………………………….17

 

 

Список используемой литературы……………………………………………...18

 

 

  

 

Методологический раздел.

Обоснование актуальности.

В настоящее время поведение населения на рынке банковских услуг является предметом изучения различных общественных наук, в первую очередь экономической теории, экономической психологии и экономической социологии, каждая из которых применяет свои теоретические подходы и методы исследования.

Банковская система России пережила сложное для себя время. После кризиса 1998 года на рынке банковских услуг произошли изменения, которые повлекли за собой не только структурные изменения банковской системы, но и недоверие населения к банкам.

В современном мире значение рынка банковских услуг вышло за рамки собственно денежных и кредитных отношений. Банки выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них немыслима нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе. Мощные социально ответственные банки способны превратить рыночную стихию в орудие эффективной политики государства. Слабые банки – фактор неизбежного ослабления государства и деградации экономики

 В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Сегодня на рынке банковских услуг существует широкий выбор для клиентов: рублевые и валютные депозиты, текущие счета, пластиковые карточки, дорожные чеки, акции и векселя банков и других эмитентов, кредиты, депозитарные услуги, обмен валюты, консультации по инвестициям и налогообложению, трастовые операции.

На сегодняшний день в Москве существует огромное количество банков, которые предлагают широкий спектр услуг. Население пользуется банковскими услугами не только по собственной воли, например, многие предприятия г. Москвы выдают своим работникам пластиковые карты, с которых они могут снимать зарплату. Таким образом, получается, что гражданин не всегда самостоятельно выбирает банк, услугами которого он будет пользоваться, а это означает, что его потребности могут не совпадать с предпочтениями.

 

Проблемная ситуация.

Рынок банковских услуг достаточно развит в Москве, и в настоящее время продолжает развиваться, расширять спектр предоставляемых услуг. Если у человека возникает потребность в какой-либо банковской услуге, то пред ним открывается большое количество банков, оказывающих данную услугу, но в тоже время оказывается, что существует несколько разновидностей услуг, которые могут удовлетворить данную потребность. Таким образом, можно столкнуться с проблемой выбора, нужно решить, какая именно из предоставляемых услуг наиболее удобна, практична и лучше удовлетворит потребностям. Далее предстоит выбрать банк, к услугам которого мы будем обращаться. Ведь критерии выбора у каждого человека разные. Можно судить о практичности банка по рекламе, по собственным предпочтениям, по советам друзей и другим аспектам выбора банка.

Поэтому необходимо выяснить какие именно возникают потребности у населения и могут ли банки оказывать услуги, полностью удовлетворяющие данным потребностям, а также каким банкам и услугам население отдаёт свои предпочтения.

 

Научная разработанность.

Рынок банковских услуг является обширным понятием. В данном случае исследуются потребности и предпочтения населения не только в каком-либо определенном банке, но и потребности в услугах, которые предоставляют эти банки. Данная тема является в достаточной мере разработанной. Были проведены исследования финансового поведения потребителей банковских услуг; потребности и предпочтение населения России на рынке кредитных услуг.

Статья «Изучение финансового поведения потребителей банковских услуг» опубликована в журнале ВЦИОМ в 2004 году. В этой статье раскрываются основные предпочтения населения в услугах, также выбор банков (коммерческие, некоммерческие), доверие к банкам. Также в статье говорится о восстановлении доверия к банкам после кризиса и возрастании количества клиентов.

В 16-ом номере журнала «Социс» опубликована статья «Потребности и предпочтения населения России на рынке кредитных услуг».

 В этой статье описывается история возникновения кредитования в России, затем описывается текущая ситуация на рынке долга и кредита, мотивация кредитного поведения, выявляется зависимость спроса на те или иные кредитные услуги, предпочитаемый размер и срок получения кредита, процент по кредиту. Также в этой статье описываются критерии выбора финансовой организации, исследуются причины нежелания брать кредит.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.