Зарубежный опыт работы пенсионных систем — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Зарубежный опыт работы пенсионных систем

2020-04-01 138
Зарубежный опыт работы пенсионных систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пенсионные системы Европы и США

 

В развитых странах проблема пенсионного обеспечения решается путем создания трехуровневой системы формирования пенсионных фондов. Первый уровень - за счет отчислений граждан по линии государственных пенсионных программ. Второй - за счет отчислений работодателей в те же государственные фонды. И третий уровень - покупка гражданами страховых полисов долгосрочного страхования жизни (пенсионного страхования) или же иных продуктов, которые могут гарантировать дополнительный источник дохода после выхода на пенсию.

Все эти три компонента пенсионной системы развитых стран Запада и обеспечивают пенсионную защиту граждан. Первые две составляющие (обязательные отчисления работников и работодателей) являются доминирующими в странах Западной Европы - Франции, Германии, Италии. Последняя получила серьезное развитие в Англии, США и Японии. Однако даже при такой пенсионной системе развитые страны начинают сталкиваться с серьезными трудностями, связанными большей частью с продолжающимся процессом старения населения Европы и Японии, а также старением населения периода «бума деторождаемости» в США.

Первый и второй способы в странах Запада, как и в России, базируются на распределительном принципе, поэтому с уменьшением работающего населения и увеличением числа лиц, выходящих на пенсию, сокращается число лиц, платящих в фонды государственной пенсионной программы, и увеличивается число лиц, имеющих законное право на получение гарантированной государством пенсии. Поэтому данная система, если ее не реформировать, будет давать сбои [5, с.166].

Правительства всех ведущих стран стоят перед выбором: либо изменить ставки уплаты взносов по линии государственной пенсионной защиты, либо предоставить гражданам льготы в приобретении инструментов, которые позволят иметь гарантированный источник дохода после выхода на пенсию.

Одним из таких инструментов является полис дополнительного пенсионного страхования. На сегодняшний день большинство западных экспертов в области пенсионного обеспечения сходятся на мысли о предпочтении расширения льгот по приобретению полисов долгосрочного пенсионного страхования, нежели увеличения ставок взносов по линии государственной пенсионной программы.

Этот вывод они делают на основании того, что государственные расходы на пенсионные программы и так слишком велики и дальнейшее их увеличение просто невозможно. Поэтому большинство западных экспертов решение проблемы пенсионного обеспечения граждан видят в повышении роли страховых компаний, занимающихся долгосрочным страхованием жизни, в том числе пенсионным страхованием. По их мнению, роль накопительной составляющей в пенсионном обеспечении будет расти.

Необходимо также отметить, что государства большинства стран, сокращая уровень расходов на социальные нужды, создают для граждан и предприятий систему льгот и преференций, позволяющую покупать продукты по долгосрочному страхованию жизни, в том числе пенсионному страхованию, которые компенсируют сокращение государственных расходов.

Таким образом, можно сделать вывод, что все страны постепенно отходят от государственной модели и движутся в сторону смешанной (трехуровневой) модели. Логично предположить, что России в долгосрочной перспективе предстоит пойти по пути этих стран. И в этом направлении уже были сделаны определенные шаги.


Пенсионная система Японии

 

Рассмотрим далее работу пенсионной системы Японии В результате впечатляющего послевоенного экономического развития Япония превратилась в страну с высоким уровнем жизни. Накопленное национальное богатство позволяет большей части работающих граждан получать высокие доходы, а пожилым людям - приличные, по мировым стандартам, пенсии по старости. Если оперировать среднестатистическими данными, то средняя зарплата в Японии составляет сегодня 360 тыс. иен в месяц, к которым плюсуются ежегодные бонусы в размере 3,6 месячного оклада. За вычетом 16% налогов, а также социальных выплат среднемесячная зарплата составляет 393 тыс. иен. Это - уровень доходов у 40 млн. рабочих и служащих. Помимо работающих граждан в Японии насчитывается 24 млн. человек в возрасте 65 лет и старше. Подавляющее большинство из них получают пенсии по старости. Следует отметить, что подобные расходы на социальные нужды становятся неподъемными для государства, особенно с учетом колоссального внутреннего долга. Горизонт сегодняшнего благосостояния стал затягиваться тучами финансовых трудностей. Грозовые облака нависли и над уровнем жизни пенсионеров Японии. Попытаемся разобраться, чем это вызвано.

Японская пенсионная система подразделяет пенсии по старости на две части: базовую национальную (кокумин нэнкин) и трудовую. Базовая национальная часть пенсии выплачивается всем гражданам по достижении пенсионного возраста независимо от того, работали они или нет. Единственным условием получения этой части пенсии по старости является регулярная уплата установленных пенсионных взносов. Только базовую национальную часть пенсии (без трудовой части) получают те, кто жил на доходы от собственного бизнеса, включая фермеров. На базовую национальную часть пенсии по старости могут претендовать и иностранцы, работающие в Японии. При возвращении на родину они получают обратно большую часть внесенных пенсионных взносов. На получение базовой части пенсии по старости могут претендовать 21 млн. человек [5, с.23].

Трудовая часть пенсии выплачивается тем, кто жил на доход в виде зарплаты. Она начисляется на основе среднегодового дохода пенсионера за период его работы и плюсуется к сумме базовой национальной части пенсии. Различают два вида трудовой части пенсии: для тех, кто работал в частных компаниях (косэй нэнкин) и для работников государственных и муниципальных учреждений, а также учителей (кёсэй нэнкин). Различия у этих видов пенсий - в коэффициентах их начисления. В результате, средняя сумма кёсэй нэнкин оказывается на 8% больше, чем косэй нэнкин.

Сложнее ситуация с получением пенсии по старости у такой многочисленной группы японских трудящихся, как временные и почасовые работники. Естественно, при уплате пенсионных взносов они могут получать базовую национальную часть пенсии по старости. Что же касается трудовой части пенсии, то для ее начисления им необходим определенный уровень годовых доходов и продолжительности работы. Тем, кто укладывается в среднестатистические показатели занятых полный рабочий день, трудовая часть пенсии начисляется. Ситуация с остальными временными и почасовыми работниками пока окончательно не урегулирована.

Пенсионным возрастом в Японии считается 65 лет. Именно с этого возраста выплачивается базовая часть пенсии по старости. До 2000 года трудовая часть пенсии начислялась с 60 лет. С 2001 года этот возрастной порог увеличивается на 1 год каждые 3 года и достигнет 65 лет в 2013 году.

Взнос в базовую национальную часть пенсии по старости составляет 13300 иен в месяц и уплачивается каждым желающим добровольно в возрасте от 20 до 60 лет в течение не менее 300 месяцев (допускаются перерывы во времени). А на формирование трудовой части пенсии идут отчисления в размере 13,58% от суммы годового дохода работника. Сами работники оплачивают лишь 6,79% от годового дохода, т. е. половину суммы обязательного взноса. Вторую половину уплачивает работодатель.

В денежном выражении среднестатистическая семья участника пенсионной системы (работающий муж и неработающая жена-домохозяйка) уплачивает сегодня в виде пенсионного взноса 390 тыс. иен в год. Со своей стороны государство субсидирует пенсионный фонд. Субсидия достигает 1/3 общей суммы, аккумулируемой фондом [5, с.265].

Если говорить о пенсионных выплатах, то базовая часть пенсии составляет 66 тыс. иен в месяц. У тех пенсионеров, которые жили на доход от зарплаты, к этой базовой национальной части плюсуется ее трудовая часть. У среднестатистической пенсионной семьи из двух человек общая сумма средней пенсии составляет сегодня 233 тыс. иен в месяц (66 тыс. базовой части на двоих плюс 101 тыс. иен трудовой части). Это примерно 60% от прежнего среднемесячного дохода [5, с.267].

Трудности с финансированием пенсий в Японии объясняются двумя объективными обстоятельствами. С одной стороны, неуклонным старением японского общества, неумолимо увеличивающим с каждым годом численность пенсионеров по старости. А с другой - снижением рождаемости, которое постепенно сокращает численность работоспособного населения, делающего отчисления в пенсионный фонд. В краткосрочной перспективе эти обстоятельства изменить нельзя. Их можно только учитывать в практической политике. Именно учет этих объективных реалий, наряду с осложнившейся экономической ситуацией в стране, и подтолкнул правительство Японии к проведению пенсионной реформы.

Приведем некоторые цифры, которые дают представление о масштабах возникших проблем. Сегодня в Японии насчитывается 24 млн. человек в пенсионном возрасте 65 лет и старше. Добавим, что их численность возрастает на 600 тыс. человек в год. Отчисления в пенсионный фонд делают граждане Японии в возрасте от 20 до 60 лет. Сегодня их 69,4 млн. человек. Однако уже к 2025 году их будет 61 млн., а к 2050 году - 45,3 млн. Эту тенденцию можно обрисовать и другими цифрами. Если сегодня каждого пенсионера содержат своими взносами четверо работающих, то к 2050 году их количество сократится до полутора человек [5, с.288].

Помимо объективных обстоятельств финансовых затруднений пенсионной системы в Японии существуют и субъективные обстоятельства. И главное из них - огромное число (37%) неплательщиков пенсионных взносов. Некоторые просто забывают платить пенсионные взносы, а другие уклоняются сознательно из соображений экономии.

Подсчитано, что в складывающейся ситуации для сохранения нынешнего уровня пенсионных выплат требуется увеличить обязательные пенсионные взносы с 13,58% от фонда оплаты труда в компаниях до 26%. Но для такого резкого увеличения пенсионных отчислений японское общество еще не созрело.

Для современной пенсионной реформы в Японии выбран эволюционный путь долгосрочных структурных изменений, рассчитанных примерно на 20 лет.

Разработанные правительством законопроекты по реформе пенсионной системы предусматривали следующие основные изменения.

) Постепенное увеличение взноса в базовую часть пенсии с 13 300 иен до 16 900 иен в 2017 году. Сумма взноса в трудовую часть пенсии будет ежегодно увеличиваться на 0,354% и вырастет с 13,58% до 18,30% в 2017 году. Причем доля, оплачиваемая работниками, в этом взносе будет расти с 6,79% до 9,15%. В денежном выражении сумма среднего пенсионного взноса с одного работника будет возрастать на 10 тыс. иен в год и достигнет 1 млн. иен в 2017г.

) Сокращение суммы пенсионных выплат по трудовой части пенсии на 0,9% в год. В 2023 году трудовая часть пенсии составит лишь 50,29% от прежнего среднегодового дохода пенсионера по сравнению с нынешними 60%.

) Увеличение доли господдержки пенсионного фонда с 1/3 до 1/2 его суммы в 2009 году.

В итоге примерно через 20 лет японские пенсионеры вынуждены будут довольствоваться пенсионными выплатами, которые в сумме составят лишь 80% внесенных ими пенсионных взносов.

Итак, за рубежом существуют многоуровневые пенсионные системы, доли государственного, профессионального и частного страхования которых на каждом уровне различны. Профессиональные пенсии имеют обязательный либо добровольный характер либо представляют собой сочетание того и другого. Особенности пенсионных систем обусловлены национальными, культурными, экономическими, психологическими и иными различиями. Так как сегодня в мире налицо кризис государственной системы пенсионного обеспечения, а число неработающих постоянно растет, выход иностранным специалистам видится в увеличении либо взносов, либо пенсионного возраста. У нас тоже накопительная составляющая к 2010 г. достигнет 9% от фонда оплаты труда, а пенсия в 3000 руб., которая сегодня равна примерно 100 долл., к 2010 г. будет на уровне 40 долл. Мировой опыт свидетельствует, что эволюция пенсионных систем идет от государственной к смешанной и далее к частной моделям. В России нет смысла проходить все, что прошел Запад, так как мы можем этот опыт изучить и творчески использовать. В частности, было бы целесообразно предоставлять льготы при приобретении полиса дополнительного пенсионного страхования с цель уменьшения нагрузки на государственную пенсионную систему.



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.