Теоретические основы формирования и функционирования пенсионной системы Российской Федерации — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Теоретические основы формирования и функционирования пенсионной системы Российской Федерации

2020-04-01 292
Теоретические основы формирования и функционирования пенсионной системы Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В современной России пенсионное обеспечение - первоочередная социально-экономическая проблема, затрагивающая жизненно важные интересы почти 40 млн. престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца. Государственная пенсионная система Российской Федерации переживает кризис. Она предоставляет гражданам лишь некоторые минимальные гарантии и не обеспечивает российским пенсионерам достойный уровень жизни. Главная причина в том, что эта система носит сугубо распределительный характер и основывается на принципе «солидарности поколений», согласно которому пенсионное обеспечение осуществляется за счет работающих сегодня. Стабильность такой системы находится в прямой зависимости от соотношения численности плательщиков взносов и пенсионеров. Бескризисное существование пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности поколений», как правило, обеспечивается при соблюдении пропорции десять плательщиков - один получатель, поэтому с сокращением первых и увеличением вторых уменьшается размер пенсий (сегодня в России десять плательщиков страховых взносов содержат шесть пенсионеров). Распределительный принцип формирования пенсионного фонда эффективно работать уже не может. К тому же проблему пенсионного обеспечения усугубляет и экономическая ситуация в стране - доходы пенсионеров уменьшаются из-за роста инфляции. Наиболее эффективным путем решения данной проблемы является рационализация и оптимизация самой пенсионной системы, создание новых форм негосударственного пенсионного обеспечения, переход (полностью или частично) на накопительный принцип формирования пенсионной системы.

Рассмотрение реформирования системы пенсионного обеспечения РФ представляет актуальность в связи с необходимостью повышения эффективности функционирования пенсионной системы на данном этапе.

Целью данной работы является рассмотрение системы пенсионного обеспечения РФ. Для достижения указанной цели определены задачи работы:

рассмотреть теоретические основы функционирования и формирования пенсионной системы Российской Федерации;

провести анализ действующего механизма формирования средств пенсионного фонда РФ;

определить пути повышения эффективности работы пенсионной системы РФ.

Объект исследования - пенсионная система РФ. Предмет исследования - реформирование пенсионной системы РФ.


Теоретические основы формирования и функционирования пенсионной системы Российской Федерации

 

Зарубежный опыт работы пенсионных систем

Пенсионная система Японии

 

Рассмотрим далее работу пенсионной системы Японии В результате впечатляющего послевоенного экономического развития Япония превратилась в страну с высоким уровнем жизни. Накопленное национальное богатство позволяет большей части работающих граждан получать высокие доходы, а пожилым людям - приличные, по мировым стандартам, пенсии по старости. Если оперировать среднестатистическими данными, то средняя зарплата в Японии составляет сегодня 360 тыс. иен в месяц, к которым плюсуются ежегодные бонусы в размере 3,6 месячного оклада. За вычетом 16% налогов, а также социальных выплат среднемесячная зарплата составляет 393 тыс. иен. Это - уровень доходов у 40 млн. рабочих и служащих. Помимо работающих граждан в Японии насчитывается 24 млн. человек в возрасте 65 лет и старше. Подавляющее большинство из них получают пенсии по старости. Следует отметить, что подобные расходы на социальные нужды становятся неподъемными для государства, особенно с учетом колоссального внутреннего долга. Горизонт сегодняшнего благосостояния стал затягиваться тучами финансовых трудностей. Грозовые облака нависли и над уровнем жизни пенсионеров Японии. Попытаемся разобраться, чем это вызвано.

Японская пенсионная система подразделяет пенсии по старости на две части: базовую национальную (кокумин нэнкин) и трудовую. Базовая национальная часть пенсии выплачивается всем гражданам по достижении пенсионного возраста независимо от того, работали они или нет. Единственным условием получения этой части пенсии по старости является регулярная уплата установленных пенсионных взносов. Только базовую национальную часть пенсии (без трудовой части) получают те, кто жил на доходы от собственного бизнеса, включая фермеров. На базовую национальную часть пенсии по старости могут претендовать и иностранцы, работающие в Японии. При возвращении на родину они получают обратно большую часть внесенных пенсионных взносов. На получение базовой части пенсии по старости могут претендовать 21 млн. человек [5, с.23].

Трудовая часть пенсии выплачивается тем, кто жил на доход в виде зарплаты. Она начисляется на основе среднегодового дохода пенсионера за период его работы и плюсуется к сумме базовой национальной части пенсии. Различают два вида трудовой части пенсии: для тех, кто работал в частных компаниях (косэй нэнкин) и для работников государственных и муниципальных учреждений, а также учителей (кёсэй нэнкин). Различия у этих видов пенсий - в коэффициентах их начисления. В результате, средняя сумма кёсэй нэнкин оказывается на 8% больше, чем косэй нэнкин.

Сложнее ситуация с получением пенсии по старости у такой многочисленной группы японских трудящихся, как временные и почасовые работники. Естественно, при уплате пенсионных взносов они могут получать базовую национальную часть пенсии по старости. Что же касается трудовой части пенсии, то для ее начисления им необходим определенный уровень годовых доходов и продолжительности работы. Тем, кто укладывается в среднестатистические показатели занятых полный рабочий день, трудовая часть пенсии начисляется. Ситуация с остальными временными и почасовыми работниками пока окончательно не урегулирована.

Пенсионным возрастом в Японии считается 65 лет. Именно с этого возраста выплачивается базовая часть пенсии по старости. До 2000 года трудовая часть пенсии начислялась с 60 лет. С 2001 года этот возрастной порог увеличивается на 1 год каждые 3 года и достигнет 65 лет в 2013 году.

Взнос в базовую национальную часть пенсии по старости составляет 13300 иен в месяц и уплачивается каждым желающим добровольно в возрасте от 20 до 60 лет в течение не менее 300 месяцев (допускаются перерывы во времени). А на формирование трудовой части пенсии идут отчисления в размере 13,58% от суммы годового дохода работника. Сами работники оплачивают лишь 6,79% от годового дохода, т. е. половину суммы обязательного взноса. Вторую половину уплачивает работодатель.

В денежном выражении среднестатистическая семья участника пенсионной системы (работающий муж и неработающая жена-домохозяйка) уплачивает сегодня в виде пенсионного взноса 390 тыс. иен в год. Со своей стороны государство субсидирует пенсионный фонд. Субсидия достигает 1/3 общей суммы, аккумулируемой фондом [5, с.265].

Если говорить о пенсионных выплатах, то базовая часть пенсии составляет 66 тыс. иен в месяц. У тех пенсионеров, которые жили на доход от зарплаты, к этой базовой национальной части плюсуется ее трудовая часть. У среднестатистической пенсионной семьи из двух человек общая сумма средней пенсии составляет сегодня 233 тыс. иен в месяц (66 тыс. базовой части на двоих плюс 101 тыс. иен трудовой части). Это примерно 60% от прежнего среднемесячного дохода [5, с.267].

Трудности с финансированием пенсий в Японии объясняются двумя объективными обстоятельствами. С одной стороны, неуклонным старением японского общества, неумолимо увеличивающим с каждым годом численность пенсионеров по старости. А с другой - снижением рождаемости, которое постепенно сокращает численность работоспособного населения, делающего отчисления в пенсионный фонд. В краткосрочной перспективе эти обстоятельства изменить нельзя. Их можно только учитывать в практической политике. Именно учет этих объективных реалий, наряду с осложнившейся экономической ситуацией в стране, и подтолкнул правительство Японии к проведению пенсионной реформы.

Приведем некоторые цифры, которые дают представление о масштабах возникших проблем. Сегодня в Японии насчитывается 24 млн. человек в пенсионном возрасте 65 лет и старше. Добавим, что их численность возрастает на 600 тыс. человек в год. Отчисления в пенсионный фонд делают граждане Японии в возрасте от 20 до 60 лет. Сегодня их 69,4 млн. человек. Однако уже к 2025 году их будет 61 млн., а к 2050 году - 45,3 млн. Эту тенденцию можно обрисовать и другими цифрами. Если сегодня каждого пенсионера содержат своими взносами четверо работающих, то к 2050 году их количество сократится до полутора человек [5, с.288].

Помимо объективных обстоятельств финансовых затруднений пенсионной системы в Японии существуют и субъективные обстоятельства. И главное из них - огромное число (37%) неплательщиков пенсионных взносов. Некоторые просто забывают платить пенсионные взносы, а другие уклоняются сознательно из соображений экономии.

Подсчитано, что в складывающейся ситуации для сохранения нынешнего уровня пенсионных выплат требуется увеличить обязательные пенсионные взносы с 13,58% от фонда оплаты труда в компаниях до 26%. Но для такого резкого увеличения пенсионных отчислений японское общество еще не созрело.

Для современной пенсионной реформы в Японии выбран эволюционный путь долгосрочных структурных изменений, рассчитанных примерно на 20 лет.

Разработанные правительством законопроекты по реформе пенсионной системы предусматривали следующие основные изменения.

) Постепенное увеличение взноса в базовую часть пенсии с 13 300 иен до 16 900 иен в 2017 году. Сумма взноса в трудовую часть пенсии будет ежегодно увеличиваться на 0,354% и вырастет с 13,58% до 18,30% в 2017 году. Причем доля, оплачиваемая работниками, в этом взносе будет расти с 6,79% до 9,15%. В денежном выражении сумма среднего пенсионного взноса с одного работника будет возрастать на 10 тыс. иен в год и достигнет 1 млн. иен в 2017г.

) Сокращение суммы пенсионных выплат по трудовой части пенсии на 0,9% в год. В 2023 году трудовая часть пенсии составит лишь 50,29% от прежнего среднегодового дохода пенсионера по сравнению с нынешними 60%.

) Увеличение доли господдержки пенсионного фонда с 1/3 до 1/2 его суммы в 2009 году.

В итоге примерно через 20 лет японские пенсионеры вынуждены будут довольствоваться пенсионными выплатами, которые в сумме составят лишь 80% внесенных ими пенсионных взносов.

Итак, за рубежом существуют многоуровневые пенсионные системы, доли государственного, профессионального и частного страхования которых на каждом уровне различны. Профессиональные пенсии имеют обязательный либо добровольный характер либо представляют собой сочетание того и другого. Особенности пенсионных систем обусловлены национальными, культурными, экономическими, психологическими и иными различиями. Так как сегодня в мире налицо кризис государственной системы пенсионного обеспечения, а число неработающих постоянно растет, выход иностранным специалистам видится в увеличении либо взносов, либо пенсионного возраста. У нас тоже накопительная составляющая к 2010 г. достигнет 9% от фонда оплаты труда, а пенсия в 3000 руб., которая сегодня равна примерно 100 долл., к 2010 г. будет на уровне 40 долл. Мировой опыт свидетельствует, что эволюция пенсионных систем идет от государственной к смешанной и далее к частной моделям. В России нет смысла проходить все, что прошел Запад, так как мы можем этот опыт изучить и творчески использовать. В частности, было бы целесообразно предоставлять льготы при приобретении полиса дополнительного пенсионного страхования с цель уменьшения нагрузки на государственную пенсионную систему.


Заключение

 

В результате проведенного исследования получены следующие выводы и предложения.

Нынешняя пенсионная система по своей экономической природе не соответствует новым экономическим реалиям. В этой связи главная задача ее модернизации состоит в создании системы страхования, основанной на принципах самоответственности граждан за собственное материальное благополучие, на принципах эквивалентности страховых взносов и выплат. Проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным, затрагивающим жизнедеятельность нескольких поколений. Отсюда сложность ее решения.

Формирование и расходование средств Пенсионного фонда РФ направлено на решение задачи обеспечения финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого Фонд организует работу по сбору страховых взносов; взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; осуществляет капитализацию своих средств; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов; проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели.

Анализ доходов и расходов отделения Пенсионного фонда по Республике Татарстан выявил, что в динамике налоговые доходы ОПФР по РТ постоянно растут. Наибольшие расходы приходятся на обязательное пенсионное страхование и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В то же время ОПФР по РТ не располагает достаточными собственными средствами для выплаты пенсий, вследствие чего необходимы перечисления из Пенсионного фонда РФ.

В результате оценки эффективности реформирования пенсионной системы РФ можно отметить, что за период 2006-2008 годов в отделении Пенсионного фонда по Республике Татарстан значительно сократились сроки назначения пенсий, возросла активность застрахованных лиц в сфере координации инвестиционных процессов, проведена большая работа по осуществлению ежемесячных денежных выплат и реализации социальных программ. Рост всех показателей пенсионного обеспечения показывает на успешный ход пенсионной реформы в Татарстане.

Обобщение зарубежного опыта показало, что за рубежом существуют многоуровневые пенсионные системы, доли государственного, профессионального и частного страхования которых на каждом уровне различны. Профессиональные пенсии имеют обязательный либо добровольный характер либо представляют собой сочетание того и другого. Особенности пенсионных систем обусловлены национальными, культурными, экономическими, психологическими и иными различиями. При постоянном росте числа неработающих выход иностранным специалистам видится в увеличении либо взносов, либо пенсионного возраста.

Исследование состояния действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации выявило, что при проведении реформы пенсионной системы размеры пенсий остались на низком уровне как в абсолютном значении, так и по отношению к прожиточному минимуму. С другой стороны, уровень страховых взносов, уплачиваемых предприятиями на цели пенсионного обеспечения, достаточно велик. Также существует большое число пенсионеров, получающих пенсии на льготных основаниях. Для устранения указанных недостатков необходимо поэтапное реформирование системы пенсионного обеспечения.

Для совершенствования пенсионной системы предлагается реализовать следующие меры:

установить для всех граждан, независимо от их возраста, единую ставку взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые в Пенсионном фонде России с целью дифференциации пенсий в зависимости от размера персональных страховых взносов граждан;

использовать поэтапное повышение пенсионного возраста и реформирование системы досрочного выхода на пенсию;

при взимании подоходного налога с физических лиц в совокупный доход не включать суммы пенсионных взносов, уплаченных вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, а также инвестиционной прибыли, направляемой на увеличение пенсионных накоплений.

Внедрение предложенных мер позволит повысить эффективность пенсионной системы Российской Федерации, снизить нагрузку на пенсионную систему, стимулировать использование гражданами вложений в собственные пенсионные накопления.


Список использованной литературы

 

1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Социальный налог. Обязательное пенсионное страхование. Профессиональный комментарий. - М.: Налоги и финансовое право, 2008. - 311 с.

2. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского.- М.: Финансы и статистика, 2008. - 455 с.

.   Волгин Н.А. Социальная политика. - М.: РАГС, 2009. - 542 с.

.   Гордэн В. Социальная политика и социальный маркетинг. - СПб.: Ун-т экономики и финансов, 2009.- 156с.

.   Государственная социальная политика и стратегия выживания домохозяйств / Под ред. А. Тривуса. - М.: Норма, 2009. - 344 с.

.   Капкаева Н.З., Журкина Н.С. Государственные внебюджетные фонды - М.: Норма, 2008. - 256 с.

.   Комментарий к бюджетному кодексу РФ / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской,- М.: Финансы и статистика, 2008. - 459 с.

.   Михайлова Н. На пенсиях лежит тень // Независимая газета, 2008, апрель.

.   Мильнер М. Социальная политика в Европе // Налоговед. - 2009. - №4. - С. 22-25.

.   Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 376 с.

11. Смирнов С.Н. Социальная политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. - 432 с.

.   Янова С.Ю. Социальное страхование и внебюджетные фонды. - СПб.: ДНК, 2008. - 279 с.

Введение

 

В современной России пенсионное обеспечение - первоочередная социально-экономическая проблема, затрагивающая жизненно важные интересы почти 40 млн. престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца. Государственная пенсионная система Российской Федерации переживает кризис. Она предоставляет гражданам лишь некоторые минимальные гарантии и не обеспечивает российским пенсионерам достойный уровень жизни. Главная причина в том, что эта система носит сугубо распределительный характер и основывается на принципе «солидарности поколений», согласно которому пенсионное обеспечение осуществляется за счет работающих сегодня. Стабильность такой системы находится в прямой зависимости от соотношения численности плательщиков взносов и пенсионеров. Бескризисное существование пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности поколений», как правило, обеспечивается при соблюдении пропорции десять плательщиков - один получатель, поэтому с сокращением первых и увеличением вторых уменьшается размер пенсий (сегодня в России десять плательщиков страховых взносов содержат шесть пенсионеров). Распределительный принцип формирования пенсионного фонда эффективно работать уже не может. К тому же проблему пенсионного обеспечения усугубляет и экономическая ситуация в стране - доходы пенсионеров уменьшаются из-за роста инфляции. Наиболее эффективным путем решения данной проблемы является рационализация и оптимизация самой пенсионной системы, создание новых форм негосударственного пенсионного обеспечения, переход (полностью или частично) на накопительный принцип формирования пенсионной системы.

Рассмотрение реформирования системы пенсионного обеспечения РФ представляет актуальность в связи с необходимостью повышения эффективности функционирования пенсионной системы на данном этапе.

Целью данной работы является рассмотрение системы пенсионного обеспечения РФ. Для достижения указанной цели определены задачи работы:

рассмотреть теоретические основы функционирования и формирования пенсионной системы Российской Федерации;

провести анализ действующего механизма формирования средств пенсионного фонда РФ;

определить пути повышения эффективности работы пенсионной системы РФ.

Объект исследования - пенсионная система РФ. Предмет исследования - реформирование пенсионной системы РФ.


Теоретические основы формирования и функционирования пенсионной системы Российской Федерации

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.