Анализ подходов к формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Анализ подходов к формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

2020-04-01 61
Анализ подходов к формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задачи формирования основ безопасности жизнедеятельности относятся к процессу социализации и направлены на развитие социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Формирование социальной компетентности определяется одной из приоритетных задач в программах развития и воспитания. Каждая образовательная программа для ДОУ предполагает раздел. Поскольку программа воспитания и обучения является нормативным документом, то в ней предусмотрены и требования к уровню воспитанности и обученности детей. Как правило, это соответствие выявляется у старших дошкольников, когда перед ними встает проблема перехода в новые социальные условия - в школу. Иными словами, к этому моменту важно у ребенка сформировать социальную компетентность, выраженную в наборе поведенческих компетенций, которые позволят ему интегрироваться в новый коллектив. Несмотря на относительную новизну компетентностного подхода в образовании, он уже нашёл свое отражение в программах по дошкольному воспитанию.

Цель программы С.А. Козловой «Я - человек» - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как о представителе человеческого рода; о людях, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях; о разнообразной деятельности человека; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважения к людям. [17]

Основная цель программы «Истоки» (авторы: коллектив Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца) заключается в разностороннем развитии ребенка, формирования у него универсальных способностей да уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечение для всех детей раннего старта развития, сохранение и укрепление их здоровья. [12]

«Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Л.А. Парамоновой (2004 г.)

В данную программу включен раздел «Социальное развитие», основным пунктом которого является «Социальная компетентность», Среди социальных компетенций к концу седьмого года жизни относят характеристики, связанные с инициативой в общении с персоналом, родителями и другими детьми; в умении поддерживать тему разговора, попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме; в способности установлении устойчивых контактов со сверстниками, в проявлении готовности сочувствовать, помочь, поделиться. Таким образом, социальная компетентность дошкольника проявляется в сферах, связанных с чувственным, интеллектуальным и мотивационно-практическим компонентом деятельности. [21]

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина)

Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации; при этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. [1]

Область «Безопасность» уже в течение 15-20 лет целенаправленно и системно реализуется большинством детских садов России, но, в основном, через соответствующие парциальные программы, то есть в дополнение к базисным и комплексным. В настоящее время, в виду введения 23 ноября 2009 года ФГТ, образовательная область «Безопасность» становится обязательным изучением. Выделение «Безопасности» из области «Социализация» в отдельную образовательную область - во многом особый социальный заказ семьи, общества и государства, обуславливающий важность и актуальность ее реализации. Есть и еще один фактор, повлиявший на обособление данной области - определенная сложность работы педагогов: возрастные особенности детей дошкольного возраста не являются благодатной почвой для решения задач области «Безопасность». Нормально развивающийся ребенок-дошкольник достаточно доверчиво относится к окружающему миру. Ему в целом свойственно ощущение безопасности, в том числе и в общении с незнакомыми людьми, и в различных опасных ситуациях (в быту, в природе, на улице). К тому же безопасность дошкольника во многом определяется и зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире.

Вот почему авторы ФГТ предлагают выделить в отдельный раздел образовательную область «Безопасность». Это позволит в доступной форме подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде, упражнять детей в способах поведения в опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях. Цель образовательной области «Безопасность» является формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Так же представлены задачи, которые должен решать воспитатель в процессе реализации образовательной деятельности «Безопасность» в старшем дошкольном возрасте:

1. Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара, об опасностях в быту.

. Выработка навыков осторожного поведения при контактах с незнакомыми людьми, в конфликтных ситуациях со сверстниками.

. Освоение знаний о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения.

. Формирование знаний о бережном отношении к природе, о правилах безопасного поведения на природе, о функциях организма человека, о личной гигиене, микробах и вирусах, здоровье и болезнях.

. Развитие способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.

. Предоставление возможности детям оценить свои достижения, ощутить радость в проявлении своих знаний.

Для реализации задач используют различные методы:

.   Наглядный (показ, использование пособий, имитация)

.   Наглядно-слуховой (использование музыки)

.   Практический (проведение в игровой форме, в соревновательной форме)

.   Словесный (команды, объяснения, вопросы, образные сюжетные рассказы) [27].

Таким образом, мы рассмотрели программы, в которых представлены цели и задачи формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. А так же рассмотрели цели, задачи и методы области «Безопасность» по ФГТ у детей старшего дошкольного возраста. На эти задачи мы и будем ориентироваться в формирующем эксперименте.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.