Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2020-04-01 | 419 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цвет | Позиция цвета в цветовом ряду предпочтений | Средний ранг | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Красный | 8 | 2 | 1 | 1 | 1.58 | ||||
Желтый | 3 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2.00 | ||
Голубой / синий | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 3.70 | ||
Коричневый | 1 | 1 | 3 | 4.20 | |||||
Зеленый | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 4.75 | |||
Оранжевый | 2 | 1 | 2 | 4.80 | |||||
Фиолетовый | 2 | 2 | 1 | 5.60 |
В состав цветовых стимулов включался красный цвет. Как видно из таблицы, он занимает первое место в списке цветовых предпочтений детей с ЗПР.
Вслед за красным следует желтый. Хотя он менее “популярен”, чем красный, положительное отношение к нему у детей с ЗПР значительно превалирует над отрицательным. Красный и желтый – цвета “активной стороны” пользуются у детей значительно большей симпатией, чем какие-либо другие цвета, как это видно из таблицы.
Цвета коротковолновой части спектра (синий и зеленый) значительно проигрывают им в популярности. Несколько странным выглядит невысокое место в ранговом ряду предпочтений оранжевого цвета.
В нашем исследовании цветовых предпочтений детей младшего школьного возраста с ЗПР с помощью 8-ми цветового теста М. Люшера подтверждается тенденция: независимо от пола детей, ими часто всего предпочитались фиолетовый (который у Люшера сдвинут больше в сторону красного), красный и желтый, а отвергались – черный, серый и коричневый.
При обосновании своего цветового выбора дети с ЗПР не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.
|
Таблица 2.2.2
Результаты “Теста школьной тревожности” Филлипса
Порядковый номер испытуемого | Факторы тревожности | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | 50 | 36,3 | 36,3 | 16,6 | 40 | 20 | 40 | 25 |
2 | 4,5 | 9 | 23 | 33,3 | 16,6 | 30 | 20 | 37,5 |
3 | 13,6 | 36,3 | 30,7 | 66,6 | 40 | 40 | 40 | 50 |
4 | 13,6 | 36,3 | 46,1 | 16,6 | 40 | 50 | 40 | 50 |
5 | 81,1 | 18,1 | 38,4 | 66,6 | 83,3 | 80 | 60 | 50 |
6 | 59 | 36,3 | 46,1 | 66,6 | 50 | 80 | 60 | 62,5 |
7 | 40,9 | 18,1 | 46,1 | 33,3 | 50 | 30 | 20 | 40 |
8 | 22,7 | 27,2 | 23 | 66,8 | 33,7 | 30 | 40 | 40 |
9 | 40,9 | 54,5 | 53,8 | 50 | 100 | 40 | 40 | 50 |
10 | 13,6 | 27,2 | 46,1 | 16,6 | 33,7 | 40 | 40 | 62,5 |
Условные обозначения:
1. Общая тревожность в школе;
2. Переживания социального страха;
3. Фрустрация потребности в достижении успеха;
4. Страх самовыражения;
5. Страх ситуации проверки знаний;
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Если представить результаты в виде процентного соотношения, то можно сказать, что высокий уровень тревожности по большинству факторов имеют 40% детей с ЗПР; средний уровень – также 40% детей с ЗПР, и низкий уровень – 20 % детей с ЗПР.
Графическое выражение результатов выглядит следующим образом:
Рис. 2.2.1. Уровни тревожности детей с ЗПР.
Можно заметить, что наиболее значимыми для детей с ЗПР по уровню тревожности являются факторы: Страх самовыражения, Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; - это в целом соответствует картине психологического развития для данной возрастной группы. К тому же, в возрасте 2-3 класса преобладающим фрустрирующим фактором является страх проверки знаний; а в возрасте 1 классов - страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
По результатам данной методики можно сказать, что несколько обследованных детей с ЗПР обладают очень высоким уровнем тревожности. Это доказывает, что младший школьный возраст является критическим для личностного развития в сфере эмоций и тревожности детей с ЗПР.
|
Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван:
1. плохой подготовкой к урокам;
2. боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;
3. заниженной самооценкой;
4. предъявлением со стороны учителя высоких требований;
5. домашними неприятностями;
6. высокими требованиями родителей;
7. недостаточным вниманием и поддержкой родителей;
8. не замечанием учителем и родителями успехов ребенка.
После обработки результатов у детей с ЗПР получилось следующее: большинство (90%) просто описали картину, т.е. то, что на ней изображено. Свое отношение к ней выразили так: «Мне понравилась картина» или «Мне не понравилась эта картина», а почему, объяснить не смогли. В описании преобладала в основном констатация фактов: «На картине изображена девочка, она делает зарядку. На улице наступило утро. В комнате стоит стол, на столе – завтрак…»
Ни в одном из ответов нет какого бы то ни было сравнения, или восторга, или красноречивого описания. Все четко, скудно и жестко.
Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что высшие чувства у детей с ЗПР находятся на очень низком уровне развития.
Таблица 2.2.3.
Результаты теста «Депрессия» у детей с ЗПР
депрессия отсутствует, либо незначительна | 10% |
депрессия минимальна | 10% |
легкая депрессия | 30% |
умеренная депрессия | 40% |
выраженная депрессия, глубокая депрессия | 10% |
Можно видеть, что у детей с ЗПР умеренная депрессия у 34%, у 12% она сильная.
Графически это может быть выражено следующим образом:
Рис. 2.2.2. Результаты теста «Депрессия» у детей с ЗПР
2.3. Выводы и рекомендации.
В завершение практического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. Аффективная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией. Язык экспрессии достаточно многообразен.
|
2. Эмоции и высшие чувства у детей младшего школьного возраста с ЗПР неразвиты и находятся на достаточно низком уровне. Им трудно подбирать слова, чтобы выразить то или иное чувство к кому-либо или чему-либо.
3. За годы дошкольного детства ребенок с ЗПР не только приобретает некоторый эмоциональный опыт, но у него и формируются определенные особенности эмоционального поведения, эмоционального отклика на воздействия сверстников и взрослых. Со временем он постепенно начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение). Умение владеть своими чувствами растет год от года.
4. Особенностью эмоциональной сферы младшего школьника с ЗПР является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции такого ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок с ЗПР может выражать в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития в высших эстетических и нравственных чувств личности.
5. В младшем школьном возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей детей с ЗПР этого возраста, внутренних и внешних условий их развития, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления тревожности и проблем в межличностных отношениях. В младшем школьном возрасте у ребенка с ЗПР происходит развитие собственной эмоциональной выразительности, что сказывается в большом богатстве интонаций, оттенков мимики. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное.
Гипотеза исследования о том, что детям младшего школьного возраста с ЗПР не свойственны яркие эмоциональные реакции, также они обнаруживают высокие показатели тревожности, - полностью подтвердилась.
Проведенное исследование дает материал для дальнейшего, более глубокого изучения эмоциональных состояний детей с ЗПР, как в данном возрасте, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они также дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах детей и подростков.
|
Заключение.
В ходе нормального психического развития мы наблюдаем изменения от менее совершенного состояния к более совершенному, от нерасчлененных, недифференцированных проявлений - к все более специфическим, дифференцированным. Эти изменения протекают в определенном времени, являясь относительно постоянными, необратимыми. Таким образом, психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенностями развития психики являются необратимость изменений, их направленность, закономерный характер.
Основой для специальной психологии и специальной педагогики послужило заключение Л.С.Выготского о том, что нарушенное развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. Эти общие закономерности описываются такими положениями, как положение о цикличности психического развития, показывающее, что развитие имеет сложную организацию во времени.
Наряду с закономерностями, общими для нормального и аномального психического развития выделяют закономерности общие для всех типов аномального развития. К ним относятся следующие. Во-первых, общей особенностью при всех типах нарушений является снижение способности к приему, пере работке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной только для определенного периода онтогенеза. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушенным слухом отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10-11 лет). Во-вторых, общей особенностью, наблюдающейся у всех категорий аномальных детей, является трудность словесного опосредования. Как правило, такие дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать и сохранять в памяти опосредствованные связи, припоминание по ассоциации дается им с большим трудом. Соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания у детей с нарушениями психического развития динамично, изменчиво. Они не умеют пользоваться приемами опосредствованного, осмысленного запоминания и логически связанный материал запоминают не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа.
|
В-третьих, для всех видов нарушенного психического развития характерно замедление процесса формирования понятий. Так, дети дошкольного возраста не могут осуществить группировку по форме или по цвету плоских геометрических фигур, это указывает на отсутствие у них способности к простейшим обобщениям. Еще хуже дело обстоит с классификацией предметов. Ребенок может раскладывать картинки в соответствии со своим жизненным опытом: одежду положит около шкафа, бабочку объединит с цветами, так как часто видел предметы именно в таком сочетании. Он остается во власти единичных наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное.[18]
Кроме того, можно выделить специфические закономерности, характерные для всех нарушений развития. Так, при умственной отсталости, общем недоразвитии речи и задержке психического развития наблюдаются явления peтардации – не завершенности формирования психических функций данного периода.
Наконец, есть закономерности, которые характерны только для данного вида нарушения психического развития. Например, при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах: импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) - приобретает большую роль сравнительно с устной у детей с нарушениями слуха замечены отличия в темпе психического развития - замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпе развития у детей с нарушениями слуха внутренне связаны с отличиями в структуре психики. Известный сурдопсихолог И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушениями слуха представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком незначительные на начальных этапах онтогенеза возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка, имеющего нарушения слуха, с развитием нормально слышащего ребенка.
Основной смысл педагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, прежде всего расширение и качественное изменение доходящих до ребенка внешних воздействий, изменение их состава за счет воздействий, заменяющих те, которые ребенок воспринимает искаженно или не воспринимает, и равнозначных им по значению.[19]
Список литературы.
1. Аболин Л.М. Психологическое развитие ребенка. М. 1989г.
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. М. 1994г.
3. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.
4. Грейтс Крайг. Психология развития. М. 2000г.
5. Дефектология. Словарь-справочник. Под ред. Пузанова Б. П. 1996г.
6. Коломинский Я. И. Детская психология. Учебное пособие. М. 1998г.
7. Корчалова Н.Д. Возможность и воображение//Образовательные практики: амплификация маргинальности. – Мн: Технопринт, 2000.
8. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт – Петербург. 2001г.
9. Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР. М. 2002г.
10. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М.1997г.
11. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М. 1992г.
12. Мухина В. С. Детская психология. М. 2002г.
13. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М. 1996г.
14. Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М. 1981г.
15. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. Дубровиной И. В. М. 1999г.
Приложения.
Приложение 1.
Пример карты изучения ребенка с ЗПР
Фамилия, имя: Фадеев Дамир (второй год посещения коррекционного класса).
Дата рождения: 17.12.97 г.
Адрес: ул. Автозаводская, 70, кв. 12.
Отец: нет
Мать: Фадеева Фаина Вазыховна.
Кем направлен: ГДП № 4.
Причина: проблемы с посещением ДОУ.
Анамнез: ММД.
Семья: неполная.
Условия: мать употребляет спиртное.
Биологические факторы: леворукость.
Воспитание до ДОУ: домашнее.
Наблюдение специалистов: познавательный интерес проявляется, но еще недостаточно развит (в большинстве случаев он проявляется в условиях, когда задания преподносятся в игровой форме). Работоспособность заметно снижается к концу дня, отмечаются отдельные признаки переутомления (нарушается внимание, появляется недомогание, портится настроение).
Настроение находится в прямой зависимости от ситуации и непосредственно влияет на характер и продуктивность деятельности. Научился играть с детьми, но часто проявляет формы активного протеста (вспыльчивость, драчливость).
Заключение: раннее включение ребенка в процесс коррекционной работы значительно улучшило его психическое развитие: проявился познавательный интерес, желание достигать результатов в деятельности. Однако координация движений и развитие мелкой моторики руки недостаточны, сохранены дефекты пространственной ориентировки, двигательная неловкость. Плохо развивается речь, нарушена артикуляция.
Рекомендации: продлить посещение коррекционного класса еще на 1 год. Расширить возможности использования различных видов деятельности (рисования, аппликации, лепки, ручного труда, конструирования). Закреплять представления об окружающем, развивать внимание, память, речь, мышление. Совершенствовать двигательную сферу, развивать эмоциональное общение с детьми. Формировать навыки нравственного поведения. Рекомендованы занятия с психологом, дефектологом, инструктором по физвоспитанию.
[1] Аболин Л.М. Психологическое развитие ребенка. М. 1989г.
[2] Дефектология. Словарь-справочник. Под ред. Пузанова Б. П. 1996г.
[3] Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М.1997г.
[4] Грейтс Крайг. Психология развития. М. 2000г.
[5] Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М. 1992г.
[6] Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. М. 1992г.
[7] Обухова Л. Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М. 1981г.
[8] Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР. М. 2002г.
[9] Коломинский Я. И. Детская психология. Учебное пособие. М. 1998г.
[10] Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. // Сенсорные и сенсомоторные процессы / Под ред. Б.Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 1972. с. 244-264.
[11] Дашков И.М., Устинович Е.А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера). // Проблемы моделирования. Диагностика психических состояний в норме и патологии / под ред. Ф.И. Случевского. - Л.: Медицина, 1980, с. 115-126.
[12] Цит. по Дашков И.М., Устинович Е.А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера). // Проблемы моделирования. Диагностика психических состояний в норме и патологии / под ред. Ф.И. Случевского. - Л.: Медицина, 1980, с. 115-126
[13] Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. – Харьков: ХДАК, 2001.
[14] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. / Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1979.
[15] Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги // Воспитание школьника, 1990, № 6, с. 34-41
[16] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. / Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1979.
[17] Руденко А.В.Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины.- Донецк: ДИСО, 1998
[18] Аверин В. А. Психология детей и подростков. М. 1994г.
[19] Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт – Петербург. 2001г.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!