Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2020-04-01 | 123 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
статью «Прочие расходы», которая является отрицательной и представляет собой, по сути, доходы бюджета.
Пять статей расходов, на которые приходится наибольший удельный вес, в обоих бюджетах одинаковы, хотя и располагаются в разном порядке. Их суммарная доля в расходах составляет порядка 67% в 1998 и 74% в 2002 году.
Легко объяснить значительные затраты на обслуживание государственного долга в 1998 году. Это связано с тем, что государственные заимствования со стороны России с начала 90-х годов непрерывно возрастали, а следовательно, возрастали и суммы процентов и выплат по ним. В результате, к 1998 году сложилась ситуация, когда государство тратило значительную часть своих средств на обслуживание внешнего и внутреннего долгов. Как известно, это привело к кризису августа 1998 года, после которого государственные заимствования были резко сокращены. Однако при этом остается необходимость оплачивать проценты по ранее взятым долгам и производить выплаты в их погашение.Этим объясняется значительная, но не лидирующая доля данной статьи в расходах бюджета на 2002 год.
Другое кардинальное различие между двумя бюджетами заключается в величине расходов на социальную политику. В бюджете на 1998 год они составляют довольно незначительную долю, в то время как в бюджете- 2002 доля этой статьи является максимальной. Это связано с изменением политики государства в сторону повышения уровня жизни населения. В средствах массовой информации значительный удельный вес расходов на проведение социальной политики называют главной особенностью бюджета на 2002 год.
|
В остальных статьях- «лидерах» значительных изменений не произошло. На протяжении многих лет традиционно высокими являются расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства. Расходы на оказание помощи бюджетам других уровней также остаются значительными, что связано со структурой бюджетной системы России и неравномерным экономическим развитием регионов.
Статей с очень низким уровнем финансирования в бюджете довольно много. В таблице 3 в качестве примера приведены лишь пять из них. Об изменениях в их структуре говорить бессмысленно, так как они ни в коей мере не могут повлиять на перераспределение бюджетных средств. Такими статьями являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, мобилизационную подготовку экономики, транспорт, связь и другие.
Рассмотрим теперь структуры расходов обоих бюджетов и сравним их. Воспользуемся для этого графиком, представленным на рисунке 3. Следует отметить, что статьи расходов на нем приведены по таблице 1, то есть в соответствии с бюджетом на 1998 год. Для того, чтобы привести расходную часть бюджета- 2002 в соответствие с этой структурой, из нее были исключены статьи «Военная реформа» и «Дорожное хозяйство». Их доля в общей сумме расходов невелика, поэтому их можно считать несущественными.
Рассмотрим рисунок 3. На нем в виде графиков представлены расходные части обоих бюджетов. Четко прослеживаются пики, то есть те статьи, доля финансирования которых значительно превышает остальные. Эти статьи уже были выявлены ранее, при анализе диаграмм.
|
Сопоставим оба графика. На многих участках они совпадают или находятся близко друг от друга. Однако есть и области явного несовпадения. Наиболее очевидное из них- несовпадение пиков графиков. В 1998 году пик приходится на статью «Обслуживание государственного долга», а в 2002 году- на статью «Социальная политика». Причины этого явления уже были рассмотрены в данной работе.
Существенное различие между графиками наблюдается по статье «Промышленность, энергетика и строительство», доля расходов по которой в 2002 году по сравнению с 1998 снизилась почти в два раза. Это можно объяснить активным ходом приватизации государственного имущества в последние годы. В результате количественного сокращения имущества снижаются и расходы на его содержание.
Следует отметить повышение финансирования по статье “Финансовая помощь бюджетам других уровней” и резкое снижение затрат на создание целевых бюджетных фондов. Скорее всего, эти изменения связаны с перестройкой бюджетной и налоговой систем страны.
Таким образом, изучение графика подтверждает основные выводы, сделанные при анализе диаграмм.
Напомним, что сопоставление двух бюджетов проводилось с целью получить ответ на вопрос: может ли структура федерального бюджета, в частности, структура его расходов, быть причиной кризисных явлений в экономике. Сравнив бюджеты на 1998 и 2002 годы, с большой долей уверенности можно сказать, что ответ на поставленный вопрос будет отрицательным. Вполне вероятно, что такая связь существует, хотя она и выражена довольно слабо.Но все же первичные причины кризисов в экономике не относятся к сфере бюджетных отношений.
При этом сильно выражена противоположная зависимость, то есть зависимость структуры бюджета от состояния экономики в текущем и предыдущем годах. В качестве примера можно привести рассмотренные ранее затраты на обслуживание государственного долга, а именно снижение их удельного веса при сокращении внешних заимствований.
Таким образом, федеральный бюджет вряд ли можно назвать инструментом государственного воздействия на экономику. Это, скорее, один из параметров в комплексе макроэкономических явлений и показателей. «Неудачность» бюджета объясняется, прежде всего, неблагоприятной структурой экономики и только потом- ошибками его разработчиков. С этой точки зрения, федеральный бюджет на 2002 год лучше, чем на 1998, главным образом благодаря явным различиям в экономическом состоянии страны в эти годы- кризисный 1998 и благоприятный в экономическом отношении 2002.
|
Заключение
Итак, в данной работе было определено понятие расходов бюджета, описаны направления расходования бюджетных средств и, в качестве иллюстрации, приведен практический пример. Основываясь на этих данных, сделаем некоторые выводы.
· Структура расходов федерального бюджета из года в год меняется, как правило, незначительно. Скорее всего, это связано с постепенным протеканием экономических процессов в пределах страны и постоянством основных направлений политики государства.
· Статьи- «лидеры», то есть те статьи расходов, на которые приходятся наибольшие доли в общей сумме расходов, обычно не меняются. При изменении государственной политики лишь переносится акцент с одной из них на другую.
· Соотношение между статьями расходов федерального бюджета определяется, прежде всего, состоянием экономики и, в меньшей степени, политикой федеральных органов власти.
На основе этих выводов можно составить прогноз изменения структуры расходов бюджета на ближайшие годы. При этом будем рассматривать только упомянутые выше пять статей- «лидеров», так как они являются определяющими, и не будем учитывать возможные изменения государственной политики.
Очевидно, что расходы по статье «Обслуживание государственного и муниципального долга» будут снижаться, так как заимствования используются теперь государством в минимальном размере. Расходы на проведение социальной политики, скорее всего, будут оставаться высокими, что связано с необходимостью реформации этой сферы и готовностью органов власти ее осуществить. Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства по-прежнему будут значительными, что является отличительной чертой российского бюджета на протяжении ряда лет. Точно так же высокими останутся расходы на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней, так как экономическое благосостояние, а значит, и возможности самофинансирования в регионах растут довольно медленно.
Таким образом, федеральный бюджет можно назвать индикатором экономического состояния страны и показателем уровня ее социально- экономического и политического развития.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!