Проблемы перераспределения налогового бремени и воздействия налогов на экономическую активность — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Проблемы перераспределения налогового бремени и воздействия налогов на экономическую активность

2020-04-01 133
Проблемы перераспределения налогового бремени и воздействия налогов на экономическую активность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Налоговая система представляет собой инструмент долговременного действия, её формирование должно осуществляться с учетом перспективных тенденций развития экономики. Регулирующая роль налогового инструментария в условиях кризисной экономики далеко не бесспорна, однако ограничивать функции налогов в данный момент только фискальной составляющей вряд ли целесообразно.

Как налоговая система в целом, так и отдельные её агрегаты должны быть сориентированы на стимулирование производственной и деловой активности, а также максимальное высвобождение рыночных регуляторов и предоставление возможности производителям принимать те или иные хозяйственные решения. Одним из важнейших условий преодоления кризиса является стимулирование производственной деятельности. Опыт промышленно развитых государств мира, показывает, что самым убедительным свидетельством экономических успехов страны, города является развитие малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого бизнеса - структуры наиболее гибкие для перепрофилирования деятельности и обладают свободой экономического маневра, быстрой оборачиваемостью оборотных средств. Для них характерен короткий инвестиционный период. Малый бизнес ориентирован на конкретного потребителя, может быстро заполнить товарные ниши, активно перемещаться на рынке товаров и услуг, тем самым, успешно конкурировать с монополистами. Во всем мире государственная поддержка малого бизнеса осуществляется посредством предоставления налоговых льгот. При этом имеется в виду не механическое снижение ставок налога, а продуманная система налогообложения, которая стимулировала бы развитие этого сектора экономики. Спектр льгот по налогообложению может быть различным в зависимости от того, какие задачи необходимо решать в первую очередь. На начальном этапе развития налоговой системы, достаточно широко использовались налоговые инструменты для поддержки деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Так, Закон Республики Казахстан "О налоговой системе в Республике Казахстан" принятый в декабре 1991 года, предусматривал применение льготного режима для малых предприятий. Он заключался во временном освобождении от налога на прибыль, временном снижении налоговых ставок для вновь созданных малых предприятий, кооперативов, крестьянских и фермерских хозяйств. Эти годы характеризуются значительным ростом количества кооперативов и малых предприятий. Однако, механизм предоставления льгот не был достаточно отработан, и прежде всего не были заложены конкретные меры для защиты интересов бюджета, В связи с этим, многие льготы были отменены.

Это сразу же отразилось на развитии малого бизнеса. Если в начале 90-х годов, когда малым предприятиям предоставлялись льготы по налогам число их быстро увеличивалось и к концу 1993 года достигло 16119 со средней численностью работающих - 200 тыс. человек, то к началу 1995 года количество малых предприятий составило 11500 с численностью работающих до 150 тыс. человек. Причем число малых предприятий занятых производством тип стало уменьшаться с одновременным увеличением предприятий занимающихся коммерческой деятельностью. Если в начале 2009 года последние составляли 20% от общего количества малых предприятий, то в 2010 году они составили 25%, в 2011 году 37,2%, в 2012 году - 38,1% от общего числа малых предприятий.

Исследования экономистов, а также опрос мнения бизнесменов работающих в сфере малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что одним из основных факторов тормозящих развитие производственных предприятий малого и среднего бизнеса является высокий уровень налогообложения. Как уже анализировалось в предыдущей главе данной дипломной работы, на сегодняшний день, предприятия малого бизнеса уплачивают в бюджет все виды налогов: подоходный налог, НДС, налог на имущество, транспортный, земельный налоги и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи. Практически все они уплачиваются из полученного дохода и это создает тяжелые финансовые затруднения для их развития, что усугубляется еще и отсутствием действенного кредитного механизма поддержки развития малого бизнеса, неразвитостью рыночной инфраструктуры. Создание финансовых институтов требует разработки и принятия определенных законов, что сопряжено со временем. Поэтому первым шагом к реализации программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, на наш взгляд, должно стать предоставление налоговых льгот и применение других инструментов налогового регулирования. Применение налоговых льгот не должно ограничиваться лишь снижением ставок по одному, например, подоходному налогу. Требуется разработка системы налогообложения, которая предусматривала бы комплекс различных форм и методов налогового регулирования. Это возможно путем налоговых льгот, а также опосредованно, через различные другие финансовые институты. Думается, что сочетание первого и второго методов налогового регулирования способствует, во-первых, созданию условия для оживления предпринимательской активности в сфере малого и среднего бизнеса, а во-вторых формированию и развитию институтов рыночной инфраструктуры.

При этом, необходимо учитывать, что по одной и той же деятельности должна предоставляться только одна льгота или посредством предоставления прямых льгот, или опосредованно через финансирование из различных фондов. Для этого необходимо четко определить в каком направлении и как развивать малый бизнес.

На мой взгляд, прямые налоговые льготы должны предоставляться именно тем предприятиям, развитие которых определяется структурной политикой государства. Это в первую очередь освобождение от уплаты подоходного налога предприятий, производящих ТИП, предприятий сельского хозяйства, занимающихся производством и переработкой сельхозпродукции, строительных. При этом, конечно необходимо оговорить структуру их дохода с целью прямого льготирования данных видов деятельности, что позволит увеличить объем производства именно этих видов товаров. На мой взгляд, необходимо вернуться к той системе льгот, которая применялась в нашем законодательстве в первые годы становления налоговой системы Республики Казахстан. Субъекты малого предпринимательства работающие в приоритетных направлениях, таких как, производство и переработка сельхозпродукции, производство продовольственных товаров, стройматериалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного социального, природоохранного назначения, ремонтно-строительных работ и др., должны освобождаться от уплаты подоходного налога в первые два года работы. При этом выручка от соответствующих видов деятельности должна превышать 70% в общей сумме выручки от реализации продукции (работ и услуг). В третий и четвертый год уплачивать подоходный налог в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации. Освобождение от уплаты налога не должно освобождать предприятия от предоставления ежегодных налоговых декларации и других форм отчетности. Льготы должны распространяться только на вновь созданные предприятия малого бизнеса. Мы понимаем, что уязвимым моментом этого предложения является тот факт, что подобная практика льготирования предприятий малого бизнеса имела место в истории нашей налоговой системы. Многие экономисты, а в особенности налоговые работники могут сослаться на неэффективность предложенного механизма и аргументировать его фактами из прежней практики. На наш взгляд, предоставление налоговых каникул вновь созданным предприятиям и применение в последующие годы пониженных ставок, не сработало в 1991-1993 годы в связи с непродуманностью механизма защиты бюджета. В частности, это привело к тому, что многие предприятия закрывались по истечении срока действия льгот, а затем, отдельные из них открывались вновь, как новые предприятия, в других районах и под другим названием.

В нашем же случае, мы предлагаем внести в налоговое законодательство пункт о том, что при прекращении деятельности предприятий после истечения срока льготного налогообложения, сумма подоходного налога подлежит внесению в бюджет в полном размере за весь период его деятельности. Это стимулировало бы предпринимателей к дальнейшей активизации своей деятельности.

Одной из форм льготирования предприятий малого бизнеса могло бы стать предоставление налогового кредита в размере 10% от цен на закупленное и введенное в действие оборудование:

для проведения НИОКР;

для защиты окружающей среды;

для замены оборудования введенного ранее по импорту;

автоматические линии, управляемые ЭВМ;

для создания рабочих мест инвалидов.

Срок возврата кредита должен наступить не ранее чем через 2 года. Срок погашения - не менее пяти лет. Выплачиваемый процент за пользование налоговым кредитом не более официального индекса инфляции.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.