Современная практика налогового регулирования в промышленно-развитых странах мира — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Современная практика налогового регулирования в промышленно-развитых странах мира

2020-04-01 243
Современная практика налогового регулирования в промышленно-развитых странах мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сущность и содержание налогов в развитых странах как огосударствление национального дохода принимает на практике разнообразные формы с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговую систему страны. По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, сфер действия, налоговым льготам и т.д. эти системы существенно отличаются друг от друга. Однако, при тщательном анализе всем этим системам присущи общие принципы построения на базе общепринятых постулатов теории.

Эти принципы во многом зависят от экономической политики государства, но тем не менее носят всеобщий характер, хотя и наделяются в различных странах рядом особенностей и отличительных черт, за счет различных трактовок некоторых понятий и положений теории. Обложению могут подлежать доходы домашних хозяйств или их членов, расходы конечных потребителей, предпринимательские доходы от розничной торговли, валовые доходы от предпринимательской деятельности, фонд оплаты труда, прибыль, заработная плата, дивиденды.

Налоги в развитых странах практически учитывают все эти ключевые моменты и принимают под разными названиями следующие основные формы; подоходный налог с физических лиц, корпорационный налог, налог с оборота, взносы в фонды социального страхования, особые виды налогов на потребление. Налоговые системы развитых государств, сформировались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Существующая практика базируется на определенных общих требованиях к которым относятся;

1.   распределение налогового бремени должно быть равным;

2. налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста;

.   налоговая система должна быть справедливой и не допускать произвольного толкования;

.   административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Эти требования могут быть использованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системы страны. Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательно согласуются друг с другом, и в тех случаях когда возникают противоречия между ними, необходимо добиваться временного компромисса. Так, например, принцип равенства обложения требует усложнения административной системы и ведет к нарушению принципа нейтральности, а регулирующая функция налогов может нарушить принцип равенства и справедливости и т.д.

В мировой практике, и, прежде всего, в наиболее развитых государствах, одним из важнейших показателей благополучия национальной экономики считается объем инвестиций. Колебания инвестиционных вложений рассматриваются как индикатор изменений совокупного спроса и в перспективе объема национального производства и занятости населения.

В связи с этим, в рамках налоговой и кредитной политики традиционно формируется система льгот и других экономических средств, стимулирующих инвестиции в производство и научно-технические исследования. Особенно интересен в этом плане анализ налоговых реформ 80-х годов в США, Великобритании, ФРГ, Швеции и ряде других государств Запада.

Одним из наиболее распространенных приемов налоговой политики, направленных на стимулирование частных капиталовложений в развитие производства, является система льгот при взимании корпоративного налога (или подоходного налога с юридических лиц). К основным инструментам инвестиционного стимулирования относятся: 1) понижение налоговых ставок; 2) система специальных амортизационных отчислений, в том числе ускоренная амортизация; 3) налоговые скидки на инвестиционные вложения или так называемый "налоговый кредит"; 4) различного рода инвестиционные премии, субсидии, инвестиционные фонды.

Важным методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода к налогообложению корпорации. Речь идет о введении налоговых скидок и льгот для отдельных категорий плательщиков, для отдельных отраслей и регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные государством цели.

Прежде чем искать действенные инструменты налогового регулирования, которые способствовали бы активизации предпринимательской деятельности в Казахстане и увеличению инвестиций в производство, следует изучить зарубежный опыт в области налогообложения, особенно в части стимулирования деловой активности.

Остановимся на наиболее эффективных приемах экономического стимулирования инвестиций в США и странах Западной Европы, - приемах, которые с успехом могут быть использованы и в нашей налоговой политике.

Сущность ускоренной амортизации заключается в том, что правительством закрепляются различные льготы в отношении сроков амортизации основного капитала, ведущие к большому разрыву между налоговой и экономической амортизацией и соответственно к сокращению облагаемой прибыли при ее целевом использовании.

Такая налоговая политика позволяет ускорить оборот основного капитала, обеспечивая средствами и создавая стимул к новым затратам на обновление и техническое совершенствование производства.

По своей сути инвестиционный налоговый кредит - это финансирование государством капитальных вложений частного бизнеса, а по форме • налоговая скидка. Он рассчитан на стимулирование замены устаревшего оборудования и внедрение новейших техники и технологий. Инвестиционный налоговый кредит рассчитывается, как правило, в процентах к стоимости оборудования и вычитается непосредственно из суммы налога или облагаемого налогом дохода.

Имеется очень широкий опыт применения налоговых скидок для расходов на исследования и разработки, инвестиции в энерго- и материалосберегаюшие технологии и оборудование, инвестиции на развитие мелких и средних фирм, венчурных компаний и т.д. Налоговые скидки на инвестирование часто трансформируются в систему льгот.

Налоговые реформы 80-х годов в США были направлены на радикальное изменение финансовых условий деятельности американских корпораций. Важнейшими средствами налогового стимулирования стали:

1.  снижение законодательных ставок налогообложения прибыли

2. введение беспрецедентно коротких сроков амортизации основных фондов;

.   введение льгот по стимулированию инвестиционной деятельности и НИОКР американских компаний.

Основным принципом налогообложения корпораций в США стал принцип взимания налога на прибыль с суммы "очищенного дохода", т.е. валового дохода за вычетом разрешенных скидок и льгот, значительное место среди которых и занимают амортизационные льготы и система льгот по стимулированию научной и инновационной деятельности компаний. В США активно применяется метод ускоренной амортизации, позволяющий уже в первые годы эксплуатации машин и оборудования снижать большую часть их стоимости по системе налоговых скидок. Законом о налоговой реформе 1986 года была принята классификация основных фондов по срокам и методам амортизации, в которой фонды разделены на 8 классов по срокам списания от 3-х до 31,5 лет. Согласно этой классификации все высокотехнологическое оборудование, ЭВМ и т.п. относятся к первому и второму классу с амортизационным периодом от 4-х до 10 лет или менее.

По экспертным оценкам Административно-бюджетного управления США, общая сумма льгот в связи с применением ускоренной амортизации в 1988 году составила 30,7 млрд. долл. Для сопоставления масштаба этих льгот отметим, что в 1987 году вложения корпораций всех обрабатывающих отраслей промышленности США в новые заводы и оборудование составили чуть более 140 млрд. долларов. Такая налоговая политика наглядно показывает, как несмотря на потерю значительной доли потенциальных налогов от корпораций, правительство США стремилось обеспечить процесс интенсивного обновления и совершенствования базы американской промышленности за счет создания благоприятных условий для роста инвестиций корпорации в основные фонды.

Модификации налоговых льгот в рамках реформы 1986 года в США очень точно улавливают многие современные тенденции технического развития производства. Специфика современного этапа НТП в развитых странах такова, что для разработки, внедрения и начала производства многих видов новой продукции необходимы относительно низкие капитальные затраты, которые по силам мелким и средним компаниям, как правило пользующихся льготами по ускоренной амортизации оборудования, скидками на НИОКР и инвестиционными льготами.

В некоторых случаях для таких фирм предусматриваются налоговые каникулы, а финансирование осуществляется специальными фирмами Рискового финансирования, прибыль которых, в свою очередь, в значительной степени связана со ставками налога по обложению доходов от прироста капитала, которым облагается продажная стоимость ценных бумаг (в данном случае акций, реализуемых на рынке компанией, разрабатывающей ноу-хау). Ставка этого налога является точкой заинтересованности рисковых бизнесменов при финансировании мелких исследовательских компании.

Учитывая важность разработки прогрессивных технологий для поступательного развития промышленного производства, правительство США неоднократно снижало ставку данного налога (с 28% до 20%). Налоговой реформой 1986 года ставки обложения доходов от прироста капитала установлены в зависимости от уровня доходов, в тех же размерах, что и подоходный налог (15% или 28%). Этот курс на поощрение разработки и внедрения новых технологий в США продолжается и в настоящее время.

Общей чертой системы льгот и преференций, представляемых правительством США, является их целевой характер и вступление в действие только по завершению конкретных работ и достижения поставленной цели - ввода в эксплуатацию новых машин и оборудования (скидка на инвестиции), фактического роста расходов на НИОКР (налоговая скидка на прирост затрат на НИОКР) и др. И, что особенно важно, право на получение льгот наступает автоматически, по факту, они закреплены законодательно и компаниям не надо доказывать и обосновывать их где-либо. (28. С. 45)

Налоговой реформе в Германии отводится важнейшая роль в рамках правительственной программы, направленной на стимулирование экономического роста и активизацию рыночного механизма.

Л.Эрхард, немецкий экономист и государственный деятель, теоретик и организатор хозяйственной реформы в ФРГ, вошедшей в историю как "немецкое чудо" и послужившей образцом для многих стран мира, был далек от либералистического понимания государства как "ночного сторожа", который лишь охраняет рынок, В неоднократно переиздававшейся и переведенной на многие языки мира работе "Благосостояние для всех" Л.Эрхард рассматривает рынок не как самоцель, а как средство для достижения определенных целей, в частности для преодоления классовых различий в обществе и максимального развития творческих сил страны. Он видел прямую связь между ростом благосостояния народа и усилиями как со стороны государства, так и со стороны рыночного механизма: "...экономическое процветание теснейшим образом связано с судьбой государства, как и наоборот - признание каждого правительства и каждого государства непосредственно связано с успехом или неудачей их экономической политики". Главным орудием воздействия государства на развитие экономики Эрхард Л. считал налоги. Он признавал весьма справедливыми пожелания всех граждан и хозяйственных кругов снижать налоговое бремя.

Со времен Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

налоги должны быть по возможности минимальными;

минимальными должны быть затраты по взиманию налогов;

налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

налоги соответствуют структурной политике;

налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

налоговая система должна строиться на уважении к частной жизни человека. Гарантируется соблюдение коммерческой тайны;

величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

Среди важнейших задач реформы - создание благоприятного инвестиционного климата, рост самофинансирования производства, поощрение мелких и средних фирм, наиболее способных к быстрому обновлению производимой продукции и внедрению технических новинок. Выполнение этих условий должно в конечном итоге служить повышению международной конкурентоспособности продукции германских фирм. В ФРГ разработано несколько вариантов снижения налогообложения корпораций в целях стимулирования капиталовложений. Это - введение необлагаемых налогом надбавок на инвестиции (прямое стимулирование); снижение прогрессии подоходного налога и сокращение ставок корпоративного налога (косвенное стимулирование); изменение налоговой структуры, то есть снижение налогов на доходы и прибыль и, одновременно, увеличение налогов на потребление, прежде всего налога на добавленную стоимость (НДС). Члены совета также считают, что одним из стимулов инвестирования может стать введение налога на вновь созданную стоимость (он определяется как валовая продукция минус сырье, материалы, амортизационные отчисления, косвенные налоги плюс субсидии). Он обладает рядом преимуществ: более широкой базой обложения и более широким кругом плательщиков; меньшей зависимостью от объема прибыли; возможностями более эффективного финансового планирования и более гибкой политикой в области расходов.

Налоговая политика в Швеции в 80-е годы была достаточно своеобразной. Она не стремилась нейтрализовать влияние государства в экономике, а напротив, исповедуя кейнсианский подход умело маневрировала средствами госбюджета, а также прямыми и косвенными рычагами воздействия на рост деловой активности, инвестиций, стабильную ориентацию ряда секторов промышленности на экспорт, проводила гибкую антикризисную политику поддержания "умеренного спроса" в любой фазе цикла. Государство проводило и проводит активную политику в области НИОКР и обеспечивает финансовую поддержку, выделяя крупные ассигнования из средств госбюджета.

Главная задача шведской налоговой системы в части касающейся налогов на корпорации, - содействовать развитию процесса капиталовложений и росту роли накоплении в национальном доходе. Предусмотренные в этом направлении налоговые льготы включают: короткие сроки амортизации для машин и оборудования; снижение товарных запасов и создание резервов для выплаты заработной платы; система инвестиционных фондов. Особенность налогообложения шведских компаний состоит в том, что оно позволяет дифференцировать формы финансирования. В частности, инвестиции в машины и оборудование облагаются меньшим налогом по сравнению с другими типами инвестиций. (158. С.79) Принцип дифференциации во многом способствует тому, что в условиях подъема высокого внутреннего и внешнего спроса, компании обычно резко увеличивают объем инвестиций в машины и оборудование. Так, в 1987 году темпы их роста составили 13%, в 1985 году - 9%. В 1987 году примерно четверть инвестиций в отраслях промышленного производства приходилась на инвестиции в новейшую компьютерную технику против 12% в 1985 году. В машиностроении эти показатели составили соответственно 33% и 23%.

Специфика шведского феномена экономической политики заключается в том, что правительству, благодаря, главным образом, косвенным стимулам удается достаточно целенаправленно влиять на процесс накопления капитала, формирование инвестиционных фондов, осуществлять аккумуляцию на эти цели части прибыли, зарплаты и иных свободных денежных средств населения.

В 80-х годах произошли характерные изменения основных принципов стимулирования инвестиций в научно-технические исследования во Франции.

До начала 80-х годов особенностью французской системы стимулирования инвестиций в НИОКР было преобладание административного регулирования и распределения средств, по сравнению с методами экономического поощрения. Свидетельством прямого и мощного государственного влияния на инвестирование НИОКР стало сосредоточение в руках министерства научных исследований и технологий почти 4/5 всего объема ресурсов, выделяемых на эти цели. Однако с 1982 - 1983 годов подходы к стимулированию НТП в промышленности стали меняться. Значительно сократились темпы роста расходов государственного бюджета на НИОКР и все большее внимание стало уделяться усилению экономических стимулов для промышленных фирм к увеличению собственных расходов на инвестирование научно-технических исследований.

Налоговая политика во Франции вырабатывается и осуществляется под воздействием факторов, определяющих развитие экономики на макроуровне. Она учитывает темпы развития, прогрессивность отраслевой структуры, экономическое положение регионов, уровень инфляции, безработицу, место страны в ЕЭС, в мировом сообществе и другие факторы. Именно это определяет наличие у налоговой системы Франции мощного стимулирующего начала (наряду с другими функциями). Широко используя механизм льгот и привилегий, государство активно способствует ускорению научно-технического прогресса, расширению экспорта, выравниванию развития территорий, укреплению семьи, увеличению занятости и решению многих важных социально-экономических проблем.

В настоящее время существует целый ряд налоговых льгот, применяемых при взимании налогов с акционерных обществ, которые позволяют предприятиям иметь необходимые финансовые ресурсы как для технического обновления производства, так и для повышения его эффективности. Особый интерес представляют следующие льготы и привилегии.

Ускоренная амортизация машин и оборудования. При использовании этого режима применяются повышенные коэффициенты амортизации, в зависимости от срока службы, до 4-х лет он равен 1.5; до пяти - шести лет - 2,0; более шести лет - 2,5. Применение таких коэффициентов позволяет в первый год службы списать до 50 % стоимости оборудования.

В последние годы режим ускоренной амортизации применяется не ко всем, а только к важнейшим видам оборудования: энергосберегающему, решающему проблемы информатики, экологии и др.

Разновидностью ускоренной амортизации является вычет из налога на доходы предприятия определенного процента инвестиций в капиталовложения. Например, предприятия имеют право на вычет из суммы налога 10% суммы прироста таких средств.

Стимулирование роста вложений в науку. С 1983 года были значительно дополнены и расширены положения об исследовательском налоговом кредите, в соответствии с которыми предприятия получили право на снижение суммы налога на акционерные общества (подоходного налога с юридических лиц) в размере до 50% от объема увеличения расходов на НИОКР по сравнению с предыдущим годом. До 1988 года при уменьшении вложений на научные исследования налог соответственно увеличивался на 50% суммы этого уменьшения. Такая система имела недостаток, заключавшийся в том, что предприятия рисковали потерять доходы в результате снижения инвестиций в науку по объективным причинам. Сейчас эта система модернизирована. С 1988 года введено правило, согласно которого базой отсчета прироста вложений служит не предыдущий год, а год, в котором применялся налоговый кредит.

Для стимулирования научно-технических инвестиций в конце 80-х годов во Франции был введен механизм исследовательского налогового кредита для предприятий, впервые начинающих осуществлять расходы на НИОКР. Для таких предприятий устанавливается первоначальный исследовательский налоговый кредит в сумме до 3 млн. франков с исчислением в последующие годы суммы исследовательского налогового кредита как 30% прироста расходов на НИОКР по сравнению с базисным годом.

Льготы для вновь образованных акционерных обществ. В течение первых двух лет работы новые предприятия полностью освобождаются от уплаты налога, в третий год - облагается 25% их дохода, в четвертый - 50%, в пятый год - 75 %, начиная с шестого года и далее -100% дохода.

Налоговый кредит на затраты по профессиональной подготовке. С 1988 года действует правило, по которому от налогообложения освобождается 25% суммы прироста затрат предприятия на профессиональную подготовку. Предприятие может быть полностью освобождено от налогообложения затрат на подготовку кадров в районах с высоким уровнем безработицы.

Налоги во Франции функционируют в тесной связи с системой государственного регулирования. Государство уделяет пристальное внимание созданию малых предприятий - индивидуальных, семейных, групповых. Эти предприятия, работая непосредственно на удовлетворение потребностей человека, обеспечивают при относительно небольших инвестициях решение таких проблем как занятость, повышение эффективности производства, ускорение освоения технических нововведений, особенно на стадии их внедрения.

Формой участия государства в развитии малых предприятий является предоставление им налоговых льгот, включая полное освобождение от уплаты налогов.

В Великобритании, ещё с середины 40-х годов действуют так называемые "первоначальные скидки", которые предоставляются английским компаниям в первый год эксплуатации машин, оборудования и промышленных зданий, их размеры неоднократно повышались в 70-е и 80-е годы (до 50% стоимости новых машин и оборудования). Для стимулирования регионального развития применяются субсидии правительства на строительство новых предприятий и их оснащение. Сумма этих субсидий освобождается от налогообложения. (71. С.18)

Используются специальные инвестиционные скидки на инвестиции в "предпринимательские зоны" Белораст, Глазго и др. Такая скидка достигает 100% от стоимости промышленных зданий и сооружений. Компания, кроме того, освобождается от земельного налога и налога на недвижимость. (57. С. 68)

В Ирландии действует льготное для корпораций право списания в первый год эксплуатации 100% стоимости новых машин и оборудования по типу ускоренной амортизации.

В последние годы во многих странах Запада стали предоставляться налоговые льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции, с тем, чтобы усилить приток капиталов для производственного накопления. Налоговые скидки предоставляются по ряду определенных видов инвестиций. В Бельгии, например, с 1982 года суммы, истраченные на покупку акций бельгийских компаний или сертификатов оговоренных бельгийских "взаимно-сберегательных" фондов разрешено вычитать из облагаемой суммы доходов (до определенных пределов). С 1984 года, эта льгота распространена и на вложения в другие инструменты "венчурного" финансирования, способствующие становлению и развитию в стране венчурных компаний.

Помимо широчайшего перечня прямых льгот в налоговых системах западных стран за последние два десятилетия появились и более сложные, более глобальные способы влияния на ход инвестиционного процесса в целом. Это -различные системы взимания подоходного налога с юридических лиц (корпоративного налога), цель которых - оказать то или иное воздействие на масштабы и направления инвестиционной активности. Попытаемся рассмотреть одну из таких систем на примере Германии. Как известно, усилия предпринимателей в области инвестиционной политики направлены на поиск оптимальных пропорций между различными видами издержек производства, которые бы в наибольшей степени способствовали максимизации прибыли. Важное значение здесь приобретает проблема источников финансирования, а также способы налогообложения этих средств.

Финансирование компании можно охарактеризовать с двух сторон: как использование собственных и заемных средств. Собственные средства - это капитал владельцев компаний и полученная предприятием прибыль. Если финансирование осуществляется только за счет последнего источника, можно говорить о самофинансировании. Оно означает как полную автономность предприятия, так и ограниченные возможности инвестирования. Собственное финансирование может также осуществляться за счет амортизационных и резервных фондов.

В состав заемных средств входят кредиты, субсидии, а также т.н. "отчисления" - средства, резервируемые для покрытия вероятных будущих затрат и потерь. "Отчисления" включаются в издержки производства и ведут к уменьшению облагаемой прибыли. Зачастую они фактически представляют собой скрытые резервы и становятся частью накопленной прибыли, укрываемой от обложения. Фонды, в которые направляются отчисления, можно довольно свободно создавать и ликвидировать. Закон об акционерных обществах оставляет решение вопроса о формировании отчислений на усмотрение правления общества и критерием здесь является "необходимость с разумной коммерческой точки зрения". Как правило, отчисления возрастают в период, когда финансовое положение предприятий благоприятно. В случае, если размеры отчислений оказываются выше, чем это необходимо для покрытия ожидаемых расходов, соответствующая часть этих фондов ликвидируется и идет на увеличение прибыли. Формирование резервных фондов и "отчислений", остающихся в распоряжении компаний длительное время и не облагаемых налогами, является отличительной особенностью налогового права Германии, Наличием таких резервов отчасти объясняется высокая конкурентоспособность немецких компаний на мировом рынке - и это при наиболее высоких среди западных стран ставках налога на перераспределяемую прибыль.

Существует еще одна особенность, благодаря которой компании охотно используют заемные средства при финансировании инвестиций. Согласно налоговому законодательству Германии (а также США, Канады и ряда других стран), компании имеют право вычитать из своего облагаемого дохода сумму процентов, выплаченных по займам, привлеченным корпорациями для финансирования своей деятельности. Эта налоговая льгота объясняется тем, что процентные выплаты по банковским кредитам и другого вида долговым обязательствам относятся к издержкам, связанным с производственной деятельностью компании. В то же время при использовании средств акционеров собственный капитал компании облагается поимущественным, корпорационным, промысловым налогами.

Таким образом, современная система налогообложения в Германии способствует тому, что новые инвестиции выгоднее финансировать за счет заемных средств, а не за счет собственного капитала. Система налогообложения оказывает значительное воздействие на инвестиционную активность и выбор источников финансирования капиталовложений. Налог на прибыль корпораций не обеспечивает здесь принципа нейтральности при обложении распределяемой и нераспределяемой прибыли, собственных и заемных средств, В итоге, по мнению немецких экономистов, налоговая система стимулирует осуществление инвестиций не по экономическим, а по налоговым соображениям. Обусловленное налоговой системой удорожание собственного капитала ведет к тому, что предприятия склонны использовать кредиты как альтернативное средство финансирования, что с одной стороны ведет к сокращению доли собственных средств в совокупном капитале и усиливает конъюнктурную неустойчивость компаний, а с другой - стимулирует предприятия к расширению источников инвестирования и увеличению их объемов.

Сходные схемы взимания налогов с корпораций существуют в США, Великобритании, Японии и других развитых странах,

В последние годы во многих странах мира стали применять налоговые системы, далекие от всеобъемлющего налогообложения.

Суть данной схемы заключается в том, что правительство определяет ряд направлений предпринимательской деятельности (по отраслевому признаку, признаку наукоемкости, экологичности и т.д.), которые получают максимальные налоговые льготы: льготные ставки налогообложения, скидки на инвестиции, ускоренная амортизация. Такая налоговая политика традиционно проводилась во Франции. Налоговые льготы там сконцентрированы вокруг небольшого числа передовых отраслей: электроники, аэро-космической промышленности, автомобилестроения, химической промышленности, фармацевтической промышленности.

Но подобная политика налогообложения имеет ряд недостатков. Прежде всего, она ближе по своей природе к системе централизованного регулирования инвестиционной политики, чем к рыночному механизму. Помимо этого, в силу сокращения налоговой базы уровень ставки корпоративного налога должен быть выше, чем при всеобъемлющем налоге. А это не поощряет ни накопление, ни рисковую предпринимательскую деятельность, ни рост инвестиций во всех прочих отраслях кроме приоритетных. Далее, предпочтительное отношение к определенным секторам экономики создает явное впечатление неравенства, подрывается психологический настрой налогоплательщика и создаются предпосылки к злоупотреблениям и укрывательству доходов от налогообложения.

Альтернативой описанной выше системе налогообложения стало так же очень широко применяемое в настоящее время сокращение налоговых льгот при существенном снижении ставок подоходного налогообложения с юридических лиц. Такой подход ставит предпринимателей в примерно равные стартовые условия, стимулирует деловую и инвестиционную активность.

Снижение доли корпоративного налога в доходах бюджета в определенной степени характеризует прогрессивность проводимой правительством налоговой политики в целом, так как увеличивает возможности инвестирования. Именно объемы инвестирования оказывают существенное влияние на совокупный спрос, и благодаря мультипликационному эффекту являются тем реальным источником, который способен увеличить объем национального производства и занятость населения.

Помимо богатого опыта стимулирования капиталовложений промышленно-развитых стран Запада, сегодня очень быстро развиваются производственные и научно-исследовательские инвестиции в странах третьего мира. Западные ученые, исследующие это явление, отмечают, что экономические методы стимулирования инвестиций повсеместно дополняются участием государства -развитием государственного предпринимательства, мобилизацией государственных финансовых средств, созданием мощных распределительных и перераспределительных механизмов. В странах третьего мира, как правило, присутствует принцип запланированного выборного бюджетного финансирования приоритетных отраслей, причем несмотря на значительный дефицит бюджета и государственный долг. Такая политика характерна для Турции, Пакистана, Египта, Китая и других государств. Тем не менее, в этих же странах активно проводятся налоговые реформы, направленные на увеличение объема производственных накоплений. При этом используются традиционные приемы: привлечение иностранного капитала как носителя новейшей технологии, уменьшение ставки подоходного налога на частные промышленные компании, применение инвестиционных налоговых кредитов, сокращение сроков амортизации и т.д. Специфика экономической ситуации догоняющего общества обуславливает применение и оригинальных приемов налогообложения.

Например, в качестве стимула для развития промышленности используются "налоговые каникулы" для вновь созданных приоритетных промышленных предприятий сроком от 2-х до 4-х лет, независимо от объема их капитала.

Проведенный анализ зарубежной практики применения налоговых инструментов, позволяет сделать вывод, что налоговая политика Запада - это действенный и эффективный механизм, нацеленный на достижение целей в условиях стабильной сбалансированной экономики. Она представляет широкое поле деятельности в налоговой сфере по стимулированию инвестиций, технического развития производства и научно-технических исследований. Рассмотренные инструменты налогового регулирования могут активно использоваться и в условиях Республики Казахстан для целей стимулирования предпринимательской активности. По мнению автора, опыт промьппленно-развитых государств мира недостаточно изучен и используется в Казахстане однобоко. В основном, акцент делается на изучение и реализацию фискальных возможностей налоговых инструментов и практически игнорируется опыт использования налогов в качестве рычагов стимулирования. Между тем, зарубежный опыт свидетельствует, что именно стимулирующий аспект налогового регулирования используется наиболее часто при реализации экономической политики государства.



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.