Перспективы увеличения объема операций по пластиковым картам — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Перспективы увеличения объема операций по пластиковым картам

2020-04-01 161
Перспективы увеличения объема операций по пластиковым картам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

банковский пластиковый карта

Очень скоро на каждого гражданина России, от грудного младенца до пенсионера, будет приходиться по одной банковской карточке. В соответствии с данными, опубликованными на сайте Центрального Банка Российской Федерации, на 1 января 2011 года в стране эмитировано 144,4 млн. различных платежных карт. Для сравнения: в начале 2010 г. данный показатель не превышал 126 млн, а к началу 2009 г. было выпущено всего 119,2 млн карточек.

На конец 2010 года объем операций по банковским картам превышает 3269,6 млн. руб. Банковский пластик международных и российских платежных систем эмитируют 688 кредитных организаций, то есть более половины всех кредитных учреждений страны. По валовому количеству, т.е. по числу карт на душу населения (0,8 карты), Россия вплотную приближаемся к таким странам, как Германия и Франция (1,2 и 1,3 карты на человека соответственно).

Количество устройств, расположенных на территории России и предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт, на 01.01.2011 составило 155134 шт.

В настоящее время более 80% российского рынка платежных карт по количеству и объему операций, равно как и по клиентской базе, занимают карты международных платежных систем Visa, MasterCard (таблица 3.1).


Таблица 3.1 - Показатели деятельности платежных систем в России

Название платежной системы Количество эмитированных карт на 01.07.2010 Количество клиентов на 01.07.2010 Объем операций за первое полугодие 2010, в %
Visa 68 090 51 579 60,36
MasterCard 56 348 46 307 25,53
Золотая Корона 7 669 6 629 3,96
ОРПС 3 699 3 220 5,57
STB Card 3 486 2 828 0,74
Union Card 1 509 1 404 1,23
Другие 3 599 3 224 2,60

 

Ориентированность российского рынка на выпуск и обслуживание карт международных платежных систем ответственные лица Центробанка объясняют следующими причинами:

более развитой инфраструктурой приема платежных карт международных платежных систем как на территории нашей страны, так и за ее пределами. В России карты платежных систем Visa и MasterCard принимают к обслуживанию почти все банкоматы, пункты выдачи наличных и электронные устройства (удельный вес в общем количестве составляет около 90%);

развитие отечественных платежных систем сдерживают отсутствие совместимых программно-технических средств, различие в технологии обработки операций. Действительно, сегодня на территории России существует более 40 одноэмитентных платежных систем, функционирование которых базируется на различных технологических платформах.

Вместе с тем, несмотря на ориентированность кредитных организаций на выпуск карт международных платежных систем, почти все операции с их использованием совершаются на территории Российской Федерации. В этой связи актуальным вопросом является создание национальной системы платежных карт.

В то же время уже сегодня можно уверенно говорить о том, что экстенсивный путь развития банковского пластика постепенно заканчивается. О снижении темпов роста этого сегмента банковского бизнеса свидетельствует следующая статистика. В 2006 г. рост численности платежных карт превысил 50%, в 2007 г., он оказался чуть выше 36%, а по итогам первого полугодия 2008 г. данный показатель составил всего 8%, по итогам всего 2008 г. прирост валового объема эмиссии банковских карт не превысил 12% [24, c.65].

Ошеломляющий рост эмиссии, наблюдаемый в прошедшие годы, стал возможен благодаря агрессивному внедрению так называемых зарплатных расчетных проектов.

Неудивительно, что доля расчетных (дебетовых) карт в общем объеме эмиссии составляет 91%. Подобная «расстановка сил» дает основания некоторым экспертам рынка предположить, что наиболее перспективным сегментом карточного бизнеса в России в ближайшее время может стать выпуск кредитных карт. Некоторые всерьез говорят о предстоящем «буме кредиток».

Вполне возможно, что доля кредиток в общем объеме выпуска будет постепенно и ненамного увеличиваться. Тем не менее, с учетом повышения ставок и ухудшения условий кредитования, слабо верится, что данные продукты будут востребованы рынком. Скорее всего, они сразу же попадут в категорию так называемых «спящих карт».

В то же время до сих пор на российском рынке довольно скромно представлены «доходные карты» (по которым начисляется процентный доход, сопоставимый с доходом по банковским депозитам). Подобные «проекты» довольно популярны среди населения, однако сами российские банки пока слабо заинтересованы в их продвижении.

По данным Банка России, по состоянию на середину 2010 г. более половины всех эмитированных банковских карт в стране оказались «спящими». К такой категории регулятор относит карты, по которым в отчетный квартал не было проведено ни одной операции.

Между тем у российских платежных систем самый высокий процент активных карт - 60-70%. Для сравнения: у системы Visa, по данным ЦБ, чуть более 55%, а у MasterCard активно всего 33,4%.

Подобное соотношение объясняется довольно просто. Дело в том, что российские операторы активно продвигают именно зарплатные проекты. По понятным причинам «спящих» среди зарплатных карт относительно немного. Если только, к примеру, работник не увольняется с предприятия задолго до окончания срока действия карты.

Кроме того, очень часто банки используют рекламный ход для увеличения эмиссии - клиенту выпускается Visa и в подарок - MasterСard или наоборот. В этом случае вероятность того, что вторая карта будет активирована, также крайне мала.

Карты международных платежных систем некоторые банки вообще выдают бесплатно. Между тем, как показывает опыт, мотивация к использованию «покупных» карт у клиента гораздо выше, чем у владельца подарочных карт. К тому же качественные характеристики подобных подарков, как правило, оставляют желать лучшего.

Во всех вышеперечисленных случаях речь идет уже даже не о «спящих», а о «мертвых» картах. К последним, помимо всего прочего, относится коллекционный банковский пластик, хотя сама по себе пластиковая карта вообще-то является собственностью банка-эмитента. Однако возвращать эту «сувенирную продукцию» в банк не намерена ни одна из сторон [34, c. 23].

Кризис заметно повлиял как на само развитие объема операций по пластиковым картам, так и на его перспективы.

Первые проявления кризиса почувствовали держатели банковских карт некоторых кредитных организаций, когда ряд торгово-сервисных предприятий перестал принимать их «пластик». Например, во многих магазинах появилась табличка «Банковские карточки временно не принимаются», а в отдельных магазинах стали принимать карты только определенных банков (Сбербанк, ВТБ и Альфа-Банк). В магазинах это объяснили тем, что «мы до сих пор ждем деньги на нашем расчетном счете по оплатам некоторых покупателей». Правда, обещали, что это временно.

Обещания магазины сдержали, карты вновь стали принимать. Однако стало понятно, что кризис может затронуть не только внезапно потерявших работу ипотечных заемщиков, но и тех, кто никому не должен, а просто пытается расплатиться по счету дебетовой картой.

Когда в магазинах, кафе и на заправках персонал отказывается принимать банковские карты, объясняется это просто: временные и технические проблемы. Как правило, часто отказ от оплаты по карте действительно объясняется техническими сложностями (не работает терминал, плохая связь, слетело программное обеспечение и т.д.). Но есть и другие причины. Магазины на всякий случай перестраховываются от возможных неплатежей.

Но в банках уверены, что никакого кризиса доверия к расчетам по картам нет. На данный момент не наблюдается сколько-нибудь серьезного роста уровня отказа торговых точек от приема банковских карт, чтобы говорить об этом как о явлении, оказывающем влияние на рынок. Данная ситуация говорит не о наметившейся тенденции, а скорее о единичных случаях, которые стали реакцией на быстрое изменение ситуации на рынке. Речь не идет о массовом изменении подхода к расчетам по пластиковым картам со стороны ритейлеров. Это опять же связано с ноябрьским ажиотажем, когда у финансовых институтов были задержки платежей, - торговые точки (и тем более крупные, с большим оборотом) боялись, что не получат от банков возмещение по операциям вовремя или не получат вообще. Причиной всему было множество слухов, списки «черных банков» и информационный голод. Сейчас ситуация полностью нормализовалась.

По мнению аналитиков, все скоро будет даже очень наоборот - кредитные организации сами станут отказываться от ритейла. Можно с уверенностью говорить, что банки в ближайшей перспективе будут предъявлять торговым точкам более жесткие требования для того, чтобы устанавливать эквайринговое оборудование для приема карт. Например, увеличивать минимальный месячный оборот по картам. Таким образом, это приведет к тому, что неэффективные с точки зрения банков торговые точки не смогут принимать к оплате карты. Но ощутимого влияния на рынок это не окажет.

Пока же банкам приходится упрашивать магазины использовать карты. Большинство торговых точек без проблем соглашается на безналичный расчет, но в некоторых из них предпочитают наличные. Владельцы данных магазинов ссылаются на проблемы чисто технического характера. Однако причины могут быть и другие. В условиях финансового кризиса руководство торговых точек задумалось о рисках, связанных с безналичными платежами. Во-первых, нет гарантии, что банк, выпустивший карту, перечислит деньги за покупку или услугу. Во-вторых, когда торговым сетям стало труднее получить кредиты, они заинтересованы как можно быстрее получить деньги хотя бы за проданный товар. Увеличение наличных операций в условиях финансового кризиса - явление вполне закономерное. Но, скорее всего, это ненадолго. Со временем уровень безналичных платежей как минимум наверстает упущенное. Более того, по словам экспертов, тенденция к росту безналичных платежей сохранится.

Банкиры успокаивают: финансовая система располагает достаточной ликвидностью, никаких задержек с проведением операций не наблюдается. Но бизнес продолжает волноваться. Хотя у него есть страховка - сами платежные системы доведут обязательства до успешного завершения. Например, MasterCard гарантирует осуществление расчетов по принятым операциям по картам платежной системы независимо от финансового состояния банка, выпустившего карту. Если торговая точка отказывается принять карту, ее держателю нужно обратиться с жалобой в банк-эмитент, который направит информацию в платежную систему MasterCard.

Вряд ли можно ожидать возврата на расчет наличными, волна недоверия и волнений за возможное неполучение от банков возмещения денежных средств за товары, услуги, предоставленные торговыми точками, прошла, уверены банкиры: банки показали клиентам возможность удерживать это направление бизнеса на прежнем уровне. Весь мир движется в сторону безналичных расчетов и удаленных операций, в связи со стремительным темпом жизни и нехваткой времени во многих случаях карта является единственным способом получить те или иные услуги не отходя от рабочего или домашнего компьютера.

Сегодня первые отголоски кризиса затихают, а возникшие было проблемы уже решены и ушли на второй план. Большинство сетей возобновило обслуживание. По-другому и не могло быть. Тем более что, по оценкам экспертов, именно карточное кредитование станет приоритетным для российских банков после начала финансовых волнений. В существующих экономических условиях кредитные карты становятся одним из приоритетных продуктов для всех банков, поскольку позволяют размещать средства на короткие сроки под более высокий процент, чем, например, по автокредитам.

По последним данным, можно констатировать замедление роста потребительского кредитования. Это обусловлено в первую очередь ужесточением банками требований к потенциальным заемщикам, ростом тарифов, а также уходом с рынка осторожных клиентов, которые в условиях возможного сокращения рабочих мест работодателем или иных финансовых проблем погасили долг и закрыли кредитные карты. Также одним из возможных факторов снижения рынка кредитных карт можно считать установление лимитов операций по кредитным картам банками-эмитентами. Вероятно, в краткосрочной перспективе тенденция снижения объемов кредитования по кредитным картам продолжится.

Мировой финансовый кризис затронул все виды деятельности, не обошел он и пластиковый бизнес. С сокращением рабочих мест и в ряде случаев целых компаний рост эмиссии пластиковых карт в конце 2008-го - начале 2009 года заметно ниже, чем за аналогичный период предыдущих лет. Однако рост не остановился. Ряд крупных компаний продолжает активный прием новых сотрудников, увеличивая эмиссию зарплатных карт. Кроме того, в крупных банках, в том числе и Промсвязьбанке, наблюдается ощутимый прирост числа зарплатных организаций, которые ранее находились на обслуживании в небольших банках. Таким образом, можно отметить, что пластиковый, как и другие виды банковского бизнеса, смещается в сторону крупных банков.

Российский рынок кредитных карт продолжит развиваться в отличие от рынков многих европейских стран, уже достигших насыщения и также испытывающих негативное влияние мировой финансовой конъюнктуры. Зато есть безусловный плюс кризиса - банки стали делать акцент не на количество выпущенных кредитных карт или привлечение новых клиентов, а в большей степени на эффективность управления рисками и повышение качества кредитных портфелей. О кредитках, тысячами рассылаемых по почте, россиянам придется забыть.

Сегодня для рынка характерна тенденция ужесточения требований к клиентам. Те группы заемщиков, которые еще недавно без проблем проходили скоринговую оценку, сегодня относятся к категории повышенного риска, что может влиять как на решение о выпуске карты, так и на размер кредитного лимита. Если говорить про ставки, то многие банки не просто ввели увеличенные проценты по карточным продуктам для новых клиентов, а задним числом подняли их по уже выпущенным картам (МБРР, "Авангард", Юникредит Банк). Как правило, кредитные организации подняли ставки на 3-9%. Впрочем, ряд крупных финансовых институтов, таких, как РБР, МКБ, НОМОС-банк, ставки пока не подняли и не собираются.

По мнению банковских аналитиков, рынок станет ровнее. Те банки, которые будут представлять кредитные карты как ссудный продукт, будут отличаться следующими характеристиками: довольно ограниченные суммы кредитных лимитов, очень серьезная проверка заемщика, примерно одинаковые процентные ставки, усиление неценовых методов в конкурентной борьбе. Сам мировой кризис повлиял на российский рынок незначительно, поскольку основной объем банковских карт в России - зарплатные, они являются не кредитным, а транзакционным инструментом, и наличие или отсутствие транзакций по картам никакого серьезного влияния на рынок в разрезе продуктов или эмиссии карт не оказало. Можно отметить, что нездоровый ажиотаж населения, повлекший за собой отток денег из российских банков, заставил некоторые банки изменить условия по кредитным банковским картам и ограничить лимит выдачи наличных по дебетовым картам. И если повышение ставок по кредитным картам - вынужденное долгосрочное решение, то ограничение лимитов на выдачу наличных - исключительно временная мера [30].

Карточный рынок - крупный, но не единственный межбанковский финансовый рынок страны. Прочие рынки (межбанковские платежи, денежные переводы, фондовый рынок, межбанковское кредитование и т.д.) успешно работают без участия международных организаций, по национальным правилам, процедурам и технологиям и без дополнительных выплат комиссий иностранным организациям, без депонирования средств в зарубежных банках в обеспечение гарантий взаиморасчетов.

Участники карточного рынка накопили сегодня достаточный опыт разработки карточных продуктов, внедрения самых современных технологий для построения платежных систем. Решения могут приниматься более обоснованно, чем это делалось на начальной стадии развития рынка. В качестве приоритетных сегодня ставятся вопросы экономической эффективности, прозрачности, предсказуемости и более полного соответствия запросам участников рынка, национальным интересам и национальному законодательству.

В настоящее время все операции на внутреннем карточном рынке вполне могут и должны обслуживаться в соответствии с правилами, процедурами и тарифами, определяемыми национальными организациями в полном соответствии с действующим государственным законодательством и с учетом интересов национальных участников рынка.

Сегодня все участники рынка в целом осознают эти задачи, естественно, по-разному их понимая и по-разному расставляя приоритеты, и предлагают свои решения и подходы [34, c. 32-33].

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.