Глава 1. Возникновение операций банков — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 1. Возникновение операций банков

2020-04-01 120
Глава 1. Возникновение операций банков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научная работа

по дисциплине «Экономика организации»

на тему: Лизинговые операции коммерческих банков в РБ

 


Содержание

 

Введение

. Возникновение лизинговых операций банков

Операции банков и их характеристики

История появления лизинга

. Особенности лизинговых операций

Лизинг. Виды лизинга и их особенности. Преимущества и недостатки

Оперативный лизинг

. Тенденции и перспективы развития в Беларуси

Лизинговое кредитование в Республике Беларусь. Перспективы и проблемы

Сравнительный анализ лизингового договора и кредитования

Заключение

 


Введение

В начале 80-х гг. коммерческие банки в силу ряда причин (глобализация рынков, усиление конкуренции, технологическая революция в банковском деле и др.) существенно расширили круг операций, отдавая приоритет развитию различных форм обслуживания клиентов. Началось формирование обновленного рынка банковских услуг, на котором наряду с традиционными видами операций получили развитие и новые услуги. В этот период маркетингу придавалось все большее значение по мере усиления конкуренции между самими коммерческими банками и другими кредитно-финансовыми институтами.

Маркетинг - это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов (оказанию услуг). Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основные мотивы банковского маркетинга включают удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.

В настоящее время понятие маркетинга в банковской сфере включает:

• выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг;

• выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов;

• установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг;

• предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их проведения.

Для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающейся конкуренции банки приступают к оказанию и нетрадиционных услуг, в том числе таких, как кредитование в форме овердрафта, кредитные линии, предоставление клиентам целых наборов информационных материалов. В борьбе за клиента многие банки делают упор на развитие наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг. К числу наиболее устойчивых тенденций в сфере банковских операций в развитых странах следует отнести расширение числа банков, комплексно обслуживающих все типы клиентов.

Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, опцион, банкомат и др. И это понятно, так как банки работали в условиям централизованной распределительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент.

Постепенно новейшие технологии, новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.

Наряду с банками предложение банковских услуг на рынке осуществляют различные финансово-кредитные институты, но основными действующими лицами на рынке банковских услуг выступают коммерческие банки, в особенности банки-лидеры, цели функционирования которых определяются, прежде всего, с позиции их доходности и ликвидности.

В своей работе я рассмотрю комплекс услуг, предоставляемый сегодня белорусскими коммерческими банками, остановив свое внимание на таком виде услуг, как лизинг.

Понимание важности развития новейших услуг коммерческих банков в финансовой системе страны послужило стимулом для выбора данной темы.

В связи с этим целью данной работы является изучение существующих операций банков, более подробное изучение лизинговых услуг, историю их появления и развития, классификацию, преимущества, особенности и перспективы развития.

Объектом исследования является деятельность коммерческих банков Беларуси в области осуществления лизинговых операций

Предметом исследования является банковская система.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

. изучить теоретические аспекты вопроса;

. определить роль и место лизинга в линейке современных банковских продуктов и выделить их основные виды;

. сформулировать принципиальные преимущества лизинга перед другими формами краткосрочного финансирования;

. обозначить тенденции развития данных операций.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована цель, объект, предмет, задачи исследования.

В первой главе «Возникновение лизинговых операций банков» представлены основные понятия, история развития лизинга, охарактеризованы основные операции коммерческих банков.

Во второй главе более подробно рассмотрены особенности лизинга, основные виды и преимущества этих операций.

В третьей главе раскрыты проблемы лизинга на современном этапе и перспективы его развития.

В заключении обобщены результаты исследований, изложены основные выводы, отвечающие задачам, которые были поставлены во введении работы.

В процессе написании работы была использована теоретическая литература, монографии, статьи, публикации, отечественных и зарубежных авторов в области осуществления операций коммерческих банков, статистические данные.

 


История появления лизинга

 

По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают о храмовых священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами.

Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга - они нашли своё отражение в институциях Юстиниана.

В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные ценности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Введение в экономический лексикон термина «лизинг» связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “United States Leasing Corporation”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского.

В Европе где первая лизинговая компания “Deutsche lising GMH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе. К середине 60-х годов лизинговые операции в США составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.

В 80- е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа " Fly before buy" ("летать, прежде чем покупать").

В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики.

В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания “Mercantile Leasing Corporation”, упрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь, после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими темпами.

С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа - Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

В Беларуси, будучи в составе СССР, лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита.

Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. [4]

 


Оперативный лизинг

Одним из популярных видов лизинга в Беларуси является оперативный лизинг, его также называют операционным или эксплуатационным лизингом. Амортизация предмета лизинга обеспечивается за счет платежей нескольких последовательных пользователей. Эта форма лизинга называется также рентингом. Примером оперативного лизинга часто является прокат технических средств.

Оперативный лизинг отличается рядом характеристик: во-первых, имеющееся имущество может сдаваться в лизинг многократно; во-вторых, срок договора на оперативный лизинг меньше, чем срок службы имущества. Кроме того, лизинговая компания занимается техническим обслуживанием и страхованием.

Рассмотрим алгоритм действий по заключению договора оперативного лизинга лизингополучателем.

Шаг 1. Выбор объекта лизинга, согласование цены, условий и сроков поставки с поставщиком, изучение договора купли-продажи объекта, где дополнительным существенным условием договора купли-продажи (поставки) имущества, приобретаемого для последующей передачи в качестве предмета лизинга, является указание на то, что имущество приобретается для передачи в лизинг.

Лизингодатель рассчитывает предварительный авансовый платеж, лизинговые платежи и согласовывает с лизингополучателем срок оперативного лизинга.

Уплачиваемый лизингополучателем до начала срока лизинга платеж (авансовый платеж) засчитывается в счет уплаты первого и (или) последующих платежей на протяжении срока лизинга.

Контрактная стоимость предмета договора лизинга - стоимость передаваемого в лизинг предмета, определяемая по согласованию между лизингодателем и лизингополучателем в целях расчета лизинговых платежей, осуществления и отражения хозяйственных операций при исполнении договора лизинга, отражаемая в первичных учетных документах и включающая в себя в том числе расходы лизингодателя, связанные с приобретением предмета лизинга (включая доставку, установку, монтаж предмета лизинга) и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию лизингополучателем.

Цена договора лизинга - совокупность лизинговых платежей.

Лизинговые платежи включают в себя:

суммы вознаграждения лизингодателя (определяется по соглашению сторон договора лизинга в виде денежной суммы либо процентной ставки);

- расходы лизингодателя, в случае досрочного расторжения договора лизинга (перечень расходов изложен в подп. 17.2 п. 17 Положения N 865).

Оперативный лизинг выкуп предмета лизинга не предусматривает.

Срок лизинга - срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю во временное владение и пользование в соответствии с договором лизинга и который исчисляется с даты передачи предмета лизинга лизингополучателю и завершается датой его передачи в собственность лизингополучателя либо его возврата лизингодателю.

Как правило, срок действия договора - 1 - 3 года.

Шаг 2. Представление документов: заполнение заявления с приложением копии документов организации на согласование лизингодателю. Как правило, это:

копия устава со всеми изменениями и дополнениями;

копия свидетельства о регистрации;

копия свидетельства о постановке на налоговый учет в ИМНС (извещение о присвоении УНП);

выписка из реестра акционеров (в случае, если компания является акционерным обществом);

копии документов, подтверждающих факт назначения и полномочия генерального директора (руководителей) (приказ, решение собрания, контракт);

копия (при предъявлении оригинала) паспорта генерального директора / руководителя (включая страницы с пропиской, семейным положением);

копии имеющихся лицензий / разрешений;

годовая финансовая отчетность с отметкой ИМНС за последние два (2) года (бухгалтерский баланс предприятия; отчет о прибылях и убытках);

промежуточная финансовая отчетность за последний отчетный период (бухгалтерский баланс предприятия; отчет о прибылях и убытках).

Дополнительная информация:

опись основных средств с указанием балансовой стоимости на последнюю отчетную дату;

расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату в разрезе сроков образования (до 60 дней, свыше 60 дней, просроченная) с выделением крупных дебиторов и кредиторов;

расшифровка задолженности по кредитам и займам на последнюю отчетную дату с указанием сроков погашения;

справка банка, в котором обслуживается клиент, об оборотах по текущим счетам, счетам по учету кредитной задолженности и отсутствии картотеки N 2 по расчетному счету за последние 12 месяцев помесячно;

справка из банка о наличии срочной и просроченной кредитной задолженности, а также информация о наличии / отсутствии фактов несвоевременного (включая пролонгацию) исполнения обязательств по кредитным операциям (сумма, срок просрочки);

копии действующих кредитных, факторинговых и лизинговых договоров, а также договоров залога / поручительства к ним со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;

общая информация о компании и об использовании объекта лизинга (положение на рынке, структура производимой / реализуемой продукции, информация об оказываемых услугах, наличие связанных компаний, их нахождение и вид деятельности, информация об арендуемых офисных и складских помещениях) и / или бизнес-план;

детальная информация об объекте лизинга (спецификация продавца / поставщика).

Шаг 3. Оформление договора лизинга. Существенные условия договора лизинга:

предмет лизинга (его наименование, количественные и иные характеристики, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в лизинг);

указание на сторону, осуществляющую выбор предмета лизинга и продавца;

контрактная стоимость предмета лизинга;

размер либо порядок определения размера, способ и периодичность уплаты лизинговых платежей в соответствии с условиями договора;

цена договора лизинга либо порядок ее определения;

условие о сроке лизинга.

Этот перечень закрытый. Иные условия могут предусматриваться в договоре, но существенными являться не будут.

Шаг 4. Уплата авансового платежа. Авансовый платеж уплачивается лизингополучателем до начала срока лизинга и засчитывается в счет уплаты первого и (или) последующих платежей на протяжении срока лизинга, также платеж не должен превышать 40 процентов контрактной стоимости предмета лизинга с учетом налога на добавленную стоимость.

Шаг 5. Передача объекта. Передача лизингодателем лизингополучателю предмета лизинга в лизинг оформляется актом приемки-передачи имущества, в собственность - актом передачи прав собственности на предмет лизинга.

Шаг 6. Государственная регистрация предмета лизинга, прав на него, договора лизинга. Положение N 865 предусматривает, что предмет лизинга, права на него и (или) договор лизинга, подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством, регистрируются уполномоченной государственной организацией по заявлению лизингополучателя, если иное не предусмотрено договором лизинга.

При осуществлении государственной регистрации лизингополучатель указывается со ссылкой на соответствующий договор лизинга.

При прекращении договора лизинга или возврате лизингодателю предмета лизинга лизингодатель обязан обратиться в регистрирующие государственные организации с заявлением о внесении соответствующих изменений.

Как правило, в течение 10 календарных дней с даты подписания сторонами акта приема-передачи имущества необходимо оформить регистрационные документы на объекты лизинга в соответствующих государственных органах. В зависимости от объекта лизинга государственную регистрацию предмета лизинга осуществляет: госавтоинспекция (автомобили), гостехнадзор (строительная техника), бюро технической инвентаризации (недвижимость).

Шаг 7. Подведение итогов:

) заключив сделку лизинга, вы становитесь владельцем имущества (например, автомобиля), заплатив первоначально лишь около 20 - 30% его стоимости;

) не возникает необходимости приобретать имущество в собственность для того, чтобы пользоваться им;

) на имущество, являющееся предметом лизинга, не может быть наложен арест из-за финансовых проблем, что может быть использовано в качестве альтернативы практике нахождения оборудования на балансе другой компании;

) "не отвлекается" из оборота значительная сумма средств (лишь небольшие затраты на внесение задатка);

) может быть разработан гибкий график с возможностью регулирования суммы задатка и регулярных платежей, а также периодичности выплат в зависимости от особенностей хозяйственной деятельности предприятия и ожидаемых поступлений;

) не потребуется дополнительного залога, обязательного при любом кредитовании;

) финансовые показатели предприятия не ухудшатся, поскольку на балансе никак не отразятся связанные с полученным кредитом долгосрочные обязательства;

) необязательно иметь большую чистую прибыль, равную стоимости приобретаемого имущества, чтобы получить это имущество в лизинг;

) отнесение всех лизинговых платежей на расходы, как следствие, минимизация налоговой базы;

) весь срок лизинга имущество находится на балансе у лизингополучателя;

) для находящегося в лизинге имущества (автомобилей, оборудования) применяется свободная амортизация. Амортизация происходит согласно графику лизинговых платежей, что существенно сокращает налог на имущество и налог на прибыль.

Оформление сделки лизинга займет всего 2 - 5 рабочих дней.

Кроме того, стоит отметить, что Национальный банк Республики Беларусь письмом от 18.07.2011 N 31-16/430 "Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте" разрешил использование иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами при расчетах по договорам финансовой аренды (лизинга). Разрешение предоставлено в соответствии с подп. 25.13 п. 25 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72. Срок действия предоставленного разрешения определен до 1 января 2013 г. [16]

Многообразие форм и видов лизинга расширяет, облегчает и улучшает возможности лизингополучателей и, в конечном счете, расширяет выбор клиента. Впрочем, у белорусских компаний есть возможность воспользоваться услугами лизинга, которые предоставляют зарубежные компании-производители. Можно при помощи аккредитива или банковской гарантии взять белорусские рубли, под контракт купить на бирже валюту, после получения телеграммы от производителя о готовности к отгрузке желаемого оборудования перевести средства за рубеж и привезти его в Беларусь.

 


Заключение

 

Коммерческие банки играют значительную роль в экономике любой страны. Систематическое выполнение банком своих функций и создает тот фундамент, на котором зиждется стабильность экономики страны в целом.

Банковское кредитование осуществляется как через традиционные формы кредитования, так и нетрадиционные формы. В белорусской банковской практике получили широкое распространение кредитные операции, которые с правовой точки зрения по общему признаку не являются договорами займа. Среди них можно выделить учет лизинг.

На основе проведенного в предыдущих главах исследования роли, значения и механизма лизинга, можно подвести итоги и сформулировать следующие основные выводы:

. были изучены теоретические материалы;

. определена роль и место лизинга в линейке современных банковских продуктов и выделены их основные виды;

. сформулированы принципиальные преимущества лизинга перед другими формами краткосрочного финансирования;

. обозначены тенденции развития данных операций.

Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо значительный потенциал лизинга в Беларуси.

Власти, продекларировав политику благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.

Лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка.

Отраслями, наиболее привлекательными для развития лизинга, эксперты считаются сельское хозяйство, строительство, машиностроение, транспорт, а также малое предпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности.

Сейчас Беларусь остро нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. Одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный.

В Беларуси пока еще не полностью сложился рынок лизинговых услуг и практически нет лизинговых компаний, которые могли бы обеспечить качественное техническое обслуживание объектов лизинга.

Подводя итог, можно отметить, что финансовая аренда (лизинг) является более доступным, эффективным и гибким методом привлечения ресурсов по сравнению с банковским кредитом, что достигается за счет эффективного применения норм действующего законодательства. Лизинг существенно удешевляет обновление основных средств и во многих случаях является единственно возможным способом расширения бизнеса.

Важно отметить, что эти услуги позволяют поддерживать оптимальное соотношение собственного и заёмного капиталов, что обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия.

Получая выгоду, помните: "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности" (Аристотель).

 


Список литературы

1. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. СПб.: Питер, 2003. 236 с.

.   Белоглазова Г.Н. Современный банковский бизнес. Ответы на вызов нового времени. // Проблемы современной экономики. 2004. №1. c. 42-49.

.   Вахитов Д.Р., Тазиев И.В., Тимирясов В.Г. Лизинг: зарубежный опыт и российская практика. Казань: Таглимат, 2000. 92 с.

4. Википедия - свободная энциклопедия // URL: <http://ru.wikipedia.org/>

.   Газман В. Лизинг на перекрестке кризиса // URL: <http://www.all-leasing.ru/analitic/detail/6415/>

.   Газман В.Д. Финансовый лизинг. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 392 с.

.   Лещенко М.И. Основы лизинга. М.: Финансы и статистика, 2000. 336 с.

.   Мельников В.С. Лизинговые сделки: Правовое регулирование экономической деятельности // Современное право. 2004. №2. С. 12-17.

.   Тавасиев А.М. Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов. М.: Финансы и статистика, 2005.

.   Харитоненко Л.А. Финансовый лизинг и факторинг. Белгород: БелГУ, 2007. 40 с.

.   Шабашев В.А. Лизинг: основы теории и практики. М.: КноРус, 2007. 190 с.

.   Шпербер И.Р. Лизинг и организационные основы его использования в банковской деятельности: лизинговые операции // Финансы и кредит. 2005. №32. С. 47-52.

.   Материал электронного источника - http://belbusinessportal.by/

.   Постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 июня 2010 г.№ 865 о положении о лизинге

.   "Налоги Беларуси", 2011, № 06, материалы интервью «Кредит или лизинг? анализируем, сравниваем, выбираем...»

.   Статьи, А.И.Крупская «Оперативный лизинг»

Научная работа

по дисциплине «Экономика организации»

на тему: Лизинговые операции коммерческих банков в РБ

 


Содержание

 

Введение

. Возникновение лизинговых операций банков

Операции банков и их характеристики

История появления лизинга

. Особенности лизинговых операций

Лизинг. Виды лизинга и их особенности. Преимущества и недостатки

Оперативный лизинг

. Тенденции и перспективы развития в Беларуси

Лизинговое кредитование в Республике Беларусь. Перспективы и проблемы

Сравнительный анализ лизингового договора и кредитования

Заключение

 


Введение

В начале 80-х гг. коммерческие банки в силу ряда причин (глобализация рынков, усиление конкуренции, технологическая революция в банковском деле и др.) существенно расширили круг операций, отдавая приоритет развитию различных форм обслуживания клиентов. Началось формирование обновленного рынка банковских услуг, на котором наряду с традиционными видами операций получили развитие и новые услуги. В этот период маркетингу придавалось все большее значение по мере усиления конкуренции между самими коммерческими банками и другими кредитно-финансовыми институтами.

Маркетинг - это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов (оказанию услуг). Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основные мотивы банковского маркетинга включают удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.

В настоящее время понятие маркетинга в банковской сфере включает:

• выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг;

• выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов;

• установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг;

• предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их проведения.

Для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающейся конкуренции банки приступают к оказанию и нетрадиционных услуг, в том числе таких, как кредитование в форме овердрафта, кредитные линии, предоставление клиентам целых наборов информационных материалов. В борьбе за клиента многие банки делают упор на развитие наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг. К числу наиболее устойчивых тенденций в сфере банковских операций в развитых странах следует отнести расширение числа банков, комплексно обслуживающих все типы клиентов.

Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, опцион, банкомат и др. И это понятно, так как банки работали в условиям централизованной распределительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденными осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент.

Постепенно новейшие технологии, новые операции становятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских операций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики наметилась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.

Наряду с банками предложение банковских услуг на рынке осуществляют различные финансово-кредитные институты, но основными действующими лицами на рынке банковских услуг выступают коммерческие банки, в особенности банки-лидеры, цели функционирования которых определяются, прежде всего, с позиции их доходности и ликвидности.

В своей работе я рассмотрю комплекс услуг, предоставляемый сегодня белорусскими коммерческими банками, остановив свое внимание на таком виде услуг, как лизинг.

Понимание важности развития новейших услуг коммерческих банков в финансовой системе страны послужило стимулом для выбора данной темы.

В связи с этим целью данной работы является изучение существующих операций банков, более подробное изучение лизинговых услуг, историю их появления и развития, классификацию, преимущества, особенности и перспективы развития.

Объектом исследования является деятельность коммерческих банков Беларуси в области осуществления лизинговых операций

Предметом исследования является банковская система.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

. изучить теоретические аспекты вопроса;

. определить роль и место лизинга в линейке современных банковских продуктов и выделить их основные виды;

. сформулировать принципиальные преимущества лизинга перед другими формами краткосрочного финансирования;

. обозначить тенденции развития данных операций.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована цель, объект, предмет, задачи исследования.

В первой главе «Возникновение лизинговых операций банков» представлены основные понятия, история развития лизинга, охарактеризованы основные операции коммерческих банков.

Во второй главе более подробно рассмотрены особенности лизинга, основные виды и преимущества этих операций.

В третьей главе раскрыты проблемы лизинга на современном этапе и перспективы его развития.

В заключении обобщены результаты исследований, изложены основные выводы, отвечающие задачам, которые были поставлены во введении работы.

В процессе написании работы была использована теоретическая литература, монографии, статьи, публикации, отечественных и зарубежных авторов в области осуществления операций коммерческих банков, статистические данные.

 


Глава 1. Возникновение операций банков


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.