Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2020-04-01 | 164 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КОНФЛИКТЫ И СТРЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Конфликт: причины, виды, уровни
1.2 Уровни и функции конфликтов
1.3 Методы разрешения конфликтов и их последствия
1.4 Природа и причины стресса
2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СМУ 11» В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ
2.1 Возникновение конфликтных ситуаций на предприятии
2.2 Анализ конфликтных ситуаций в условиях изменений на предприятии «Строительно-монтажное управление 11»
2.3 Исследование социально-психологического климата в коллективе предприятия ООО «СМУ 11»
2.4 Направления разрешения конфликтных ситуаций в ООО «Строительно-монтажное управление 11»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Итак, конфликты – это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим и негативным может быть поведение в конфликтной ситуации.
Работа с людьми – это одна из самых сложных, трудных и многогранных форм человеческой деятельности. Но порой она совершенно не берется в расчет, и руководители уделяют основное внимание экономическим показателям и технологическим процессам. Человека же рассматривают просто как рабочую силу, то есть не как цель, а средство выполнения планов, заданий. Это приводит к безынициативности, отчужденности. Однако создать мощную систему мотивов и стимулов, побуждающих всех работников полностью раскрыть свои способности, плодотворно трудиться и наиболее эффективно использовать производственные ресурсы, не представляется возможным без учета психологии человека и социально-психологических закономерностей развития коллектива. Исследования показали, что руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Но при всем при этом, конфликт способен иметь как разрушительные, так и конструктивные последствия. Поэтому одной из функций менеджера, как человека работающего с людьми, является умение предотвращать возникновение конфликтных ситуаций, сглаживание их последствий, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.
|
Данная тема на сегодняшний день на предприятиях очень актуальна и интересна, в работе руководства играет важную роль. Для нормального, плодотворного и психологически здорового функционирования организации члены и руководство данной организации должны научиться распознавать конфликт на начальной стадии его зарождения, уметь различать виды и типы конфликтов и в соответствие с этим владеть приёмами и методами разрешения и урегулирования конфликтных ситуаций.
Таким образом, цель данной работы проанализировать причины возникновения, развитие и возможные способы выхода из конфликтных и стрессовых ситуаций, включая и психологическую сторону.
Предмет исследования в данной курсовой работе - психологический анализ уровня конфликтности в коллективе предприятия ООО «СМУ 11», анализ социально психологического климата в коллективе. Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические положения, касающиеся конфликтов.
2. Выявить тип отношений в рабочем коллективе и рассмотреть, как он влияет на социальную напряжённость в организации.
3. Дать психологическую характеристику особенностям взаимодействия в коллективе.
|
4. Определить комплекс методик для изучения конфликтности и личностных качеств сотрудников. Составить коррекционную программу развития, помогающую направить взаимоотношения в коллективе в позитивное русло.
При написании работы использовались научные труды по данной теме; учебники и учебные пособия; монографии; литература экономистов и психологов теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.
КОНФЛИКТЫ И СТРЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Уровни и функции конфликтов
Конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции (таблица 1 приложений). Ф. Тейлор и М.Вебер видели в конфликтах разрушительные свойства и в своих учениях предлагали меры к «полному» устранению конфликтов из жизни организации. Однако нам известно, что этого не удалось осуществить на практике. Бихевиористская, а затем и современные школы управления установили, что в большинстве организаций конфликты могут иметь и конструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают тогда, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это, в свою очередь, ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладать достаточной мотивирующей силой. Организации может разрушиться [10, с. 227-273].
Конструктивная сторона чаще проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Обычно такие конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя не учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации. Так, например, различное восприятие нового продукта инженерами, производственниками и маркетологами, основанное на их профессиональном подходе, обычно позволяет лучше учесть как его потребительские свойства, так и возможности организации. Наличие у конфликта рода позитивных свойств нередко служит причиной того, что такого рода конфликты искусственно встраиваются в структуру организации, чтобы получить нужный положительный эффект. Так, визирование документов в разных службах и отделах – один их таких случаев [4, с. 108].
|
Можно выделить 5 уровней конфликтов в организации: внутри личности, между личностями, внутри группы, между группами, внутри организации. Эти уровни тесно связаны между собой. Так, внутриличностный конфликт может заставить индивида действовать агрессивно по отношению к другим и вызвать тем самым межличностный конфликт. Источниками конфликта могут быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самостоятельности и т.п. Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход из конфликта, согласие уступить, привлечение третьей силы, ведение игры и т.п. рассмотрим каждый тип конфликта в отдельности.
Внутриличностный конфликт – по природе является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей он становится когда индивид пытается достигнуть взаимоисключающих целей. Его интенсивность повышается с ростом количества альтернатив, с достижением баланса между его положительным и отрицательным исходом и восприятием важности источника конфликта. Примером может быть выбор метода работы выпускником университета. Внутриличностный конфликт приобретает характер конфликта взглядов, когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположения, ценностей или своего поведения в целом. Человек начинает чувствовать себя не совсем комфортно и пытается выйти их этого состояния путем ликвидации этой дискомфортности через изменение своих мыслей, расположений, ценностей и поведения или через получение большей информации о проблеме. Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, если они воспринимают себя как находящихся в оппозиции друг к другу с позиций целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Индивиды, вступившие в межличностный конфликт, имеют пять возможных путей выхода из него. Если на основе двух переменных (интерес к себе и интерес к другим) построить матрицу, то, измеряя в каждом из случаев «интерес» как низкий или высокий, можно выявить следующие стили разрешения межличностного конфликта (рисунок 1 приложений) [10].
|
Стиль, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Использование такого стиля может означать решение индивида дать конфликту возможность развиваться. Данный стиль также может быть связан с неприятием напряженности и расстройствам. В отдельных случаях попытка избежать конфликта может снизить его интенсивность. Однако игнорирование несогласия может вызвать еще большее недовольство. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны. Стиль разрешения конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, однако без учета позиций другой стороны. Это стиль типа «выигрыш - проигрыш». Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Однако, как и в предыдущем случае, у окружающих складывается неблагоприятное впечатление об индивиде, использующем этот стиль.
Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая сторона. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками: рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и даже, если им правильно управлять, ведущее к творческому решению; при этом они проявляют доверие и откровенность в отношении других; признают, что при таком взаимноудовлетворяющем исходе конфликта все его участники как бы берут на себя обязательство при общем решении; считают, что каждый участник конфликта имеет равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование; полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех.
|
Стиль разрешения межличностного конфликта, побуждающий войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в основе которого лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль типа «невыигрыш - выигрыш» безусловно, носит оттенок альтруизма. Данный стиль может выражать долгосрочную стратегию в целях развития у других ориентации на кооперацию по разрешению межличностного конфликта. Он помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако в то же время воспринимаются как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.
Стиль компромисс заключается в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Его реализация связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Компромисс широко используется в разрешении конфликта и те, кто его используют, оцениваются окружающими в целом благоприятно. В отличие от стиля, ориентированного на сотрудничество, при компромиссе нет взаимной удовлетворенности, но и нет неудовлетворенности каждой их сторон. Это стиль типа «невыигрыш-невыигрыш». Во многих ситуациях он позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно когда одна из сторон имеет явные преимущества [10, с. 227-273]. Внутригрупповой конфликт является больше чем простой суммой межличностных конфликтов. Это, как правило, столкновение между частями или всеми членами группы, влияющие на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины и т.п. Межгрупповой конфликт представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп в организации. Такое противостояние может носить профессионально-производственную (конструкторы – производственники - маркетологи), социальную (рабочие и руководство) или эмоциональную («лентяи» и «трудяги») основы. Обычно такие конфликты носят интенсивный характер и при неправильном управлении ими не дают ни одной из групп выигрыша. Переход межгруппового конфликта в чувственно-эмоциональную стадию разрушающе действует не только на вовлеченные в него группы, Но и на организацию в целом и на каждого индивидуального участника в отдельности, развитие внутригруппового конфликта приводит к внутриорганизационному конфликту.
Порой бывает очень трудно провести разницу между этими двумя типами конфликтов. Внутриорганизационный конфликт, тем не менее, чаще всего ассоциируется с противостоянием и столкновениями, возникающими на почве того, как были спроектированы отдельные работы или организация целом, а также на почве того, как формально распределена власть в организации. Выделяются четыре разновидности этого конфликта: вертикальный, горизонтальный, линейно-функциональный, ролевой. В реальной жизни эти конфликты тесно переплетены друг с другом, но каждый из них имеет свои, достаточно отличные черты. Вертикальный конфликт – это конфликт между уровнями управления в организации. Его возникновение и разрешение обусловлено теми сторонами жизни организации, которые влияют на вертикальные связи в организационной структуре: цели, власть, коммуникации, культура и т.п. Горизонтальный конфликт вовлекает равные по статусу части организации и чаще всего выступает как конфликт целей. Развитие горизонтальных связей в структуре организации во многом помогает его разрешению. Линейно-функциональный конфликт чаще носит сознательный или чувственный характер. Его разрешение связано с улучшением отношений между линейным руководством и специалистами, например, путем создания целевых или автономных групп. Ролевой конфликт возникает тогда, когда индивид, выполняющий определенную роль, получает неадекватное его роли задание.
Межгрупповой конфликт (рис. 2 приложений). Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности труда. Еще одним примером может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно молодой и образованный, при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов «на место». Штабной же персонал может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала.
Природа и причины стресса
Неразрешимые и неуправляемые конфликты достаточно часто приводят к стрессам. Стресс – это явление, связанное с психикой человека, с нервным психологическим или физическим напряжением и приводящее к потере здоровья или даже смерти. Стресс – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс. Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Небольшие стрессы – это довольно обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным событием). Незначительные стрессы неизбежны и почти безвредны, но чрезмерное напряжение сил создает проблемы для каждого человека и, соответственно, организацией. Физиологические признаки стресса - язва желудка, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические его проявления – раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Чрезмерные стрессы снижают работоспособность человека, значительно ухудшают его здоровье.
Основной причиной стресса являются перемены. Любая, даже позитивная, перемена нарушает тот хрупкий баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. Отдельные сотрудники в различных организациях настолько подвержены влиянию стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставлять работу. Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации: реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде. Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над устранением факторов, вызывающих чрезмерный стресс. Таким образом, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума. Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (табл. 2 приложений) [5, с. 127-143]. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка работника. В этом случае у него возникает чувство беспокойства, безнадежности и материальных потерь. Конфликт ролей возникает тогда, когда работнику предъявляют противоречивые требования, например когда работник, с одной стороны, хочет быть принятым какой-то группой, а с другой – соблюдать требования руководства. В результате у него и возникает ощущение беспокойства и напряжения. Фактор неопределенности своей роли вызывает у работника неуверенность в себе. В отличие от конфликта ролей требования в этом случае непротиворечивы, но уклончивы и неопределенны.
Неинтересная работа – четвертый фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям. В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть и в результате плохих физических условий работы – из-за холода, недостатка освещения, чрезмерного шума и т.п. Разные события в жизни индивида также могут быть потенциальной причиной стресса. Наибольшее влияние на человека оказывают смерть родных, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные аномалии и т.п. Но и положительные факторы, такие, например, как свадьба, повышение по службе, выигрыш в лотерею также могут вызвать даже больший стресс [3].
Методы избежания стресса: разработать систему приоритетов в работе (выбрать главное); научиться говорить «нет» новым заданиям, когда достигается предельная загруженность работой; найти каждый день время для релаксации и отдыха; требовать от руководителя конкретизации заданий и уважения своих ценностей и приоритетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря существенным установкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считают, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры, и служащие должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять. Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом. Конфликт также ставит служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец, оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем.
Чтобы эффективно функционировать и развиваться в условиях рынка и конкуренции, организациям необходимо постоянно изменяться и совершенствоваться. При этом каждые 4 или 5 лет нужны крупные перемены в организационной структуре, изменении технологий, выпуске современной продукции и т. д. Значительные изменения неизбежно затрагивают интересы определённого числа её членов и станут источником конфликта. Их предупреждение и урегулирование во многом зависят от методов управления организацией. В обычных условиях силовые методы неэффективны, так как не устраняют источника противоречий и не снимают напряжённости в отношениях. Причинами повышения напряжённости и конфликтных ситуаций (особенно в условиях реформирования организации) могут быть: недостаточная информированность членов организации, ложная или искажённая информация, слух, неопределённость, неуверенность в перспективах, ограниченность в коммуникациях и т. д.
Многие исследователи считают, что будущее в управлении в организации принадлежит внедрению сопричастного менеджмента, который предполагает: вовлечённость и сопричастность всех членов в дела организации; максимально возможное делегирование полномочий сверху вниз; свободу циркулирования технической, экономической и социальной информации; всемирное развитие коммуникаций.
Чтобы избежать острых социальных конфликтов в ходе реформ организации или уменьшить их негативные последствия, руководству организации необходимо подготовить и провести целый ряд соответствующих мероприятий. Например, такие как: - разработать детальный план реформы организации, оповестить всех сотрудников о предстоящей реорганизации и возможных перспективах, организовать открытое обсуждение плана реформирования организации, организовать переподготовку кадров для новых рабочих мест, содействовать в трудоустройстве работников, которым предстоит увольнение, предусмотреть выплату компенсации уволенным работникам, согласовывать свои действия с профсоюзами. Если возникшее противоречие не удаётся разрешить в рамках организации, то конфликтующие стороны могут обратиться за помощью в примирительную комиссию или трудовой арбитраж.
В данной работе были рассмотрены конфликты, методы и пути их разрешения. Основной вывод, который можно сделать – нельзя закрывать глаза на конфликт в коллективе, конфликт необходимо предупреждать, тщательно его проанализировать и сгладить возможные отрицательные последствия.
Список используемой литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 551 с.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь–справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 2002. – 528с.
4. Введение в психодиагностику: Учебное пособие. Для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: ИЦ Академия, 1999. – 199 с.
5. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2001. – 425с.
6. Выгодский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.: Союз, 1999. – С. 3 – 129.
7. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
8. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 320 с.
9. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 317 с.
10. Кабанченко Т.С. Психология управления: учеб. пособие. – М.: ИД «Форум», 2005. – 369 с.
11. Карпов А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 584 с.
12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000. – 364 с.
13. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 511 с.
14. Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера. – СПб.: КАРО, 2001. – 304 с.
15. Лукичева Л.И. Управление организацией: Учебное пособие. – М.: Отела – Л, 2004 – 360с.
16. Леонов Н.И. Конфликтология: Хрестоматия – 2-е изд., стер. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство МПО «МОДЕК», 2003 – 304с.
17. Маклаков А.Т. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – С. 437 – 453.
18. Немов Р.С. Психология: В 3кн. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научно–психологические исследования с элементами математической статистики. – 632с.
19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учебн. заведений: в 3 кн. – М.: Изд – во ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. – С. 158 – 165.
20. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение/пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2000. – 448 с.
21. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.:Речь, 2000. – 439с.
22. Основы психологии. Практикум / Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2000. – С. 268 – 277.
23. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича. – М.: МГУ, 1979. – 232с.
24. Райгородский Д.Я. Психология управления: учеб. пособие – Самара: ИД «Бахрах-М», 2006. – 768 с.
25. Рубин Дж.., Пруйт Д., Ким де Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002 – 352с. (секреты психологии).
26. Столяренко Л.Д. Психология управления: учеб. пособие - изд. 2-е. - Р нД.: Феникс, 2005. - 512с.
27. Управление персоналом. Учебник для вузов/ под ред. Т.Ю.Базарова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 423 с.
28. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала – М.: ГроссМедиа, 2005. – 224 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1. Функции конфликтов
Позитивные функции | Негативные функции |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте | Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом | Представление о побежденных группах как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию | Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных | После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива |
Диагностика возможностей оппонентов | Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта») |
Высокий | 1. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА СИЛОЙ (выигрыш-проигрыш) | 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО (выигрыш-выигрыш) | |
Интерес к себе | 5. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА ЧЕРЕЗ КОМПРОМИСС (невыигрыш-невыигрыш) | ||
Низкий | 3. УХОД ОТ КОНФЛИКТА (проигрыш-проигрыш) | 4. ВОЙТИ В ПОЛОЖЕНИЕ ДРУГОЙ СТОРОНЫ (невыигрыш-выигрыш) |
Рисунок 1. Стили разрешения межличностного конфликта
Рис.2. Межгрупповой конфликт
Противоборство | сотрудничество | ||
КОМПРОМИС | |||
уклонение | уступчивость | ||
Рисунок 3. Межличностные способы разрешения конфликтов
Рисунок 4. Типичные симптомы стресса
Рисунок 5. Причины конфликта
Таблица 2. Факторы, вызывающие стресс
Организационные | Личностные |
Перегрузка Конфликт ролей Неопределенность ролей Неинтересная работа | Уход на пенсию Свадьба (развод) Привлечение по суду Увольнение с работы Наказание (выговор) Смерь близкого Переход на другую работу Потеря вложенных в банк средств и т.п. |
Схема №1: «Стадии развития коллективов»
ç Стадии СПК
I
II
III
82% | 18% | 74% | 13% | 13% | 100% | ||
монтажники | охрана | каменщики | |||||
Характер ответов личного состава (в %) |
Схема №2: «Характеристика показателей самооценки в подразделениях»
ç Количество сотрудников (в %)
76%
64%
50%
36%
24%
Зав. | Нор. | Зав. | Нор. | Зав. | Нор. | ||
А | С | Б | |||||
Характер ответов работников ООО «СМУ 11» |
Таблица № 3. Средние значения оценок СПК в коллективе ООО «СМУ 11»
Показатели
Средние значения оценок
Ключ к опроснику К. Томаса
Отметьте, пожалуйста, какую тактику Вы выбрали из каждой пары.
ТАКТИКА | ПРОТИВОБОРСТВО | СОТРУДНИЧЕСТВО |
КОМПРОМИСС |
ИЗБЕГАНИЕ |
УСТУПКА |
№ вопроса | |||||
1 | а | б | |||
2 | б | а | |||
3 | а | б | |||
4 | а | б | |||
5 | а | б | |||
6 | б | а | |||
7 | б | а | |||
8 | а | б | |||
9 | б | а | |||
10 | а | б | |||
11 | а | б | |||
12 | б | а | |||
13 | б | а | |||
14 | б | а | |||
15 | б | а | |||
16 | б | а | |||
17 | а | б | |||
18 | б | а | |||
19 | а | б | |||
20 | а | б | |||
21 | б | а | |||
22 | б | а | |||
23 | а | б | |||
24 | б | а | |||
25 | а | б | |||
26 | б | а | |||
27 | а | б | |||
28 | а | б | |||
29 | а | б | |||
30 | б | а |
Подсчитайте, пожалуйста, сумму набранных Вами баллов по каждой из тактик и нанесите результат на график.
Баллы
12
11
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
П С К И У Тактика (по заглавным буквам)
Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения и каждая из них
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!