Тема: Композиция речи. Коммуникативная фаза публичного выступления педагога — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема: Композиция речи. Коммуникативная фаза публичного выступления педагога

2020-04-01 154
Тема: Композиция речи. Коммуникативная фаза публичного выступления педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теоретическая часть

 

На обсуждение выносятся следующие вопросы:

 

1. Понятие композиции речи.

2. Начало речи.

3. Вступление.

4. Содержание речи.

5. Логические формы и приемы изложения.

6. Способы связи смысловых частей речи.

Литература:

 

1. Большой академический словарь русского языка / главн. ред. К. С. Горбачевич. – М., Спб. – 2006.

2. Буданкина Н. Е. Совершенствование языковой культуры учителя // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 51-55.

3. Введенская Л. А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2010.

4. Граудина Л. К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. – М., 2001. – С. 520-522.

5. Ефремов В. А., Мартьянова И. А., Сергеева Е. В. И др. Риторика: учебник для бакалавров. – М., 2013.

6. Маров В. Н., Вагапова Д. Х., Зыбина Т. М., Виньков Ю. В. Риторика учителю. – Пермь, 1993.

7. Сидорова М. Ю., Савельев В. С. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов, аспирантов и преподавателей вузов. – М., 2008.

 

Практикум

Задания для самостоятельной работы:

1. Определите цель вашего предстоящего участия в обсуждении вопросов темы.

Увяжите эту цель с вашей будущей профессиональной целью. Напишите выступление по теме "От цели занятия – к профессиональной цели". Можете предложить свои варианты названия выступления. Тщательно продумайте его композицию. Определите состав слушателей. Кто они? Их роли сыграют члены вашей учебной группы. Постарайтесь увлечь аудиторию слушателей. Обратите особое внимание на начало речи и заключение. На выступление отведите 5-7 минут.

2. Подготовьте обзор литературы по теме. 

Проанализируйте отдельные фрагменты текстов из литературных источников с точки зрения известных вам элементов композиции.

3. На основе выделенных ключевых слов темы составьте связный текст по обсуждаемым проблемам темы. Ваша аудитория – ваши оппоненты. Выступите перед ними (7-10 минут). Используйте аргументы: к существу дела, к публике, к личности, к тщеславию.

Проведите репетицию вашего выступления. Обратите внимание на особенности вашего голоса. Поработайте над ним, выполнив следующие упражнения:

a. произнесите по-разному этикетную формулу начала речи "Уважаемые коллеги!" равнодушно, радостно, иронично, торжественно, осторожно, холодно, нервозно, нежно; выражая просьбу, неуверенность, симпатию, ликование;

b. прочитайте отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева, меняя: а) силу голоса (громко, нормально, тихо); б) высоту голоса (низким тоном, средним, высоким); в) темп речи (быстро, средне, медленно):

 

"Под дыханьем непогоды,

Вздувшись, потемнели воды

И подернулись свинцом –

И сквозь глянец их суровый

Вечер пасмурно – багровый

Светит радужным лучом."

 

4. Разделитесь на пары. Выступите с диалогом в контексте избранного вами вопроса темы.

5. Прочитайте абзац речи В. К. Тредиаковского "Слово о витийстве." (1745).

"Чего ради посмотрим теперь на оные учения, которые элоквенция рождает, питает, украшает, производит и которым она и предводительница и сама с ними совокупно идет, и за ними следует, то есть которые все не что иное, как сама Царица Элоквенция, на разных и разным образом престолах сидящая и лучами величества своего повсюду сияющая. Из сих наипервейшая есть история, оное зеркало правды, память общая… Ни одно поистине учение, которое бы большею ума силою, которое бы напряженнейшим духа устремлением производилось, как высокой оной поэзии размышления Но что, впрочем, есть сия живопись словесная, как токмо сама элоквенция, в другую одежду наряженная, на другом месте посаженная, другою честию возвеличенная, другим способом обогащенная? Итак, полуденного солнца яснее, что вся вообще филология, различные имена или от способа производящего в дело, или от вещей в действо производимых, или от некоторого рода в изъяснении словом имеющая, самою вещию есть токмо что элоквенция."

Отметьте известные вам элементы композиции: "зацепляющий крючок", начало, заключение. В чем состоит особенность концовки речи? Что вы можете сказать о специфике рассуждений автора? Какие виды рассуждений являются ведущими в тексте? Какие аргументы использованы В. К. Тредиаковским? Как вы считаете, речь была рассчитана на заинтересованных слушателей? Кто они по роду деятельности? Выразите ваше отношение к слогу В. К. Тредиаковского.

6. Выступление в жанре учебной лекции для старшеклассников.

Подготовьте фрагмент учебной лекции по избранной теме из курса изобразительного искусства. Определите класс, в котором будет прочитана лекция.

Критерии оценки учебной лекции:

1) достижение поставленной цели;

2) учет особенностей аудитории;

3) соотношение новых знаний с уже имеющимися;

4) конкретность речи;

5) логическая организация речи;

6) "эффект начала", "эффект ряда", "эффект конца";

7) наличие обратной связи;

8) соответствие речи нормам современного литературного языка.

Длительность выступления – 20 минут.

7. Составьте портфолио по теме занятия, включив в него выполненные вами задания практикума.

 

Занятие 15

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.