Банковский контроль и надзор — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Банковский контроль и надзор

2020-04-01 103
Банковский контроль и надзор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждая страна имеет свою систему по банковскому контролю и надзору. Существуют различия как в организации и структуре регулирующих органов, так и в требованиях, предъявляемых к банкам.

Правами по банковскому контролю в США наделены банковские департаменты штатов, а также Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, которая выдаёт лицензии на право совершения банковских операций кредитным институтам на федеральном уровне.

При выдаче лицензии проверяются прежде всего "финансовые тылы" вновь образовавшегося банка, соблюдение нормативов по использованию капитала, компетентность руководства, а также точность маркетинговых исследований в данной местности. Поскольку каждый штат вправе издавать собственные банковские законы, кредитные институты США поставлены в разные условия, что побуждает ФРС к использованию не административных, а рыночных механизмов регулирования.

В отличие от других стран в США дополнительный надзор осуществляется за сберегательными банками (Департаментом Казначейства по надзору за сберегательными учреждениями) и за кредитными союзами (Национальной ассоциацией кредитных союзов).

Тесное сотрудничество между центральным банком, органами банковского надзора и министерством финансов характерно не только для США, но и для Великобритании, Германии и Франции. Одновременно с этим надзорная роль центрального банка особенно велика в Италии, менее существенна в Японии и Канаде практически не имеет большого значения в Великобритании.

Банк Англии несёт ответственность за поддержание общей стабильности финансовой системы в целом. Поскольку его ответственность за контроль индивидуальных банков была передана FSA, то в этой части роль Банка ограничена выявлением и ограничением степени системного финансового риска. Это связано с пристальным мониторингом инфраструктуры финансовой системы, в частности систем осуществления платежей. Банк также контролирует экономические и финансовые нововведения на рынке как часть своего общего контроля функционирования системы.

Крайняя мера воздействия на коммерческий банк - отзыв лицензии - активно применяется Банком России. Так недавно лишились лицензий ООО "Банк экспорта", "Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития", ЗАО "Городской расчётный корпоративный банк", "Евростройбанк", "Градобанк", "Сибирский экономический банк", банк "Новокубанский" и небанковская кредитная организация "Межрегиональный расчётный центр". Наиболее частой причиной отзыва лицензии является нарушение закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем". С 1991 года в России прекратили существование 1906 банков. У большинства из них Банком России была отозвана лицензия. Наибольшее количество действующих кредитных организаций, включая небанковские, было зафиксировано в 1996 году - 2603. А вот рекорд по количеству отозванных и аннулированных лицензий пришёлся на 1997 год (333 лицензии), это связано с введением нового плана счётов бухгалтерского учёта. Последний массовый исход пришёлся на 1998-1999 годы (379 лицензий), когда банки проигрались на валютных опционах [26].

Однако по количеству банков или отозванных лицензий (см. табл.2) Россия всё же уступает другим странам. В России оно сопоставимо с тем, что наблюдается в Польше. Другой пример - США. Два года назад в этой стране было 8,5 тысяч банков, а сейчас - 7,5 тысяч. Между тем, по словам экспертов, никто не воспринимает это как проблему, потому что там отработаны процедуры оздоровления и присоединения одного проблемного банка к другому, о чём клиенты, как правило, даже не подозревают [24].

Таблица 1

Количество отозванных лицензий у банков с 2003 по 2006 гг.

2003 2004 2005 2006
16 30 35 60

 

Источник: http://www.ubanks. su/ftpgetfile. php? id=109

В рамках банковского надзора и стабилизации финансовой системы были разработаны международные соглашения Базель I и Базель II, кроме того в развитых странах уже давно действует система страхования вкладов, с 2004-2005 гг. вводятся МСФО.

В настоящее время в состав Базельского комитета входят представители центральных банков и надзорных органов следующих государств: Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии, Швеции и Японии.

Как известно, в 2004 году Банк России продекларировал свою приверженность Новому Базельскому Соглашению по капиталу, избрал вариант его введения и установил сроки. Предполагается, что в рамках первого компонента Соглашения к 2008 году будет применяться упрощённый стандартизированный подход по оценке кредитного риска, а второй и третий компоненты будут полностью введены к 2009 году.

Лаг в один-два года по отношению к развитым странам-членам "большой десятки" был определён для того, чтобы иметь возможность использовать их опыт, а также подготовить необходимую платформу для эффективного и безболезненного введения Базеля II в России.

В большинстве стран разработаны планы-графики по внедрению Соглашения, а также определён круг ответственных лиц и организаций, составлены методики и рекомендации для банков (см. Приложение 7)

В США после обсуждения Соглашения с представителями финансового сектора и определения возможности различных банков применять те или иные варианты оценки была разработана программа, дающая полную картину введения Базеля II в стране. Так как основной принцип надзорных органов США - комфортность и минимизация стрессов для банковской системы, процесс перехода к Соглашению был разбит на несколько транзитных этапов, а сроки окончательного введения Базель II являются достаточно гибкими и определены лишь ориентировочно - 2010 год.

После многократного тестирования национальной банковской системы надзорные органы США пришли к мнению, что только 10 крупнейших банков страны, с размером активов более 250 млрд. долл. или имеющих не менее 10 млрд. долл. зарубежных активов, могут начать использовать сложные методы расчёта рисков с 2007 года. При чём до этого им необходимо будет выполнить ряд дополнительных требований - создать необходимую инфраструктуру, обеспечить полную транспарентность своих операций. Для всех остальных банков обязательным к применению остаётся Соглашение Базель I, которое будет модифицироваться, постепенно приближаясь по сути к Соглашению Базель II.

План ЕС имеет более жёсткие сроки, чем США. Помимо принципов и целей, Директива содержит детализированные технические аспекты реформирования банковских систем стран-членов ЕС. В то же время национальным регулирующим органам предоставляется возможность самостоятельной разработки программы перехода к Базелю II с учётом своей страновой специфики или выбора одного из многочисленных вариантов, предлагаемых Директивой. Координацией подготовительного процесса перехода в ЕС занимаются Комитет европейских органов по банковскому надзору и Европейский центральный банк. В каждой стране-члене ЕС созданы целевые группы, разработаны планы-графики, ведётся подготовка законодательной платформы банковского надзора, проводятся многочисленные консультации и апробации.

Аналогичным образом работа организована большинством стран, выразившим своё намерение перехода к Базелю II.

Осталось всего 2 года до объявленного Банком России начала ввода Базеля II, однако полностью не реализован ни один из этапов, рекомендованных Базельским комитетом. Не построена сильная финансовая инфраструктура, нет качественных изменений в национальных стандартах банковской деятельности, не снижается влияние государственных банков, не обеспечена прозрачность операций банков и финансового рынка в целом. Требуется пересмотр самой системы регулирования банковской деятельности и обеспечение смещения акцентов с контрольно-ревизионных функций надзора на риск-ориентированные.

К тому же требуют решения некоторые технические вопросы надзорной практики: требует доработки система и порядок выявления банковских рисков, не обеспечена дифференциация подхода к регулированию деятельности отдельных субъектов банковской системы, необходимо внести ясность в определение и расчёт капитала, устранив имеющуюся двойственность трактовок. К примеру, показатель достаточности капитала у некоторых крупных системообразующих банков, рассчитанный по российской методике колеблется на уровне 12-14%, а при расчёте по системе МСФО показывает более высокий результат.

 

Деятельность Банка России

 

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления: центральный аппарат, территориальные управления, расчётно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка. Высшим органом Центрального банка РФ выступает Совет директоров, коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление. Совет директоров состоит из Председателя и 12 членов, избирающихся на четыре года Государственной Думой.

Для проведения денежно-кредитной политики при Центральном банке создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального собрания, Президента, Правительства, Центрального банка, кредитных организаций и экспертов.

Банк России прежде всего осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование экономики.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение её надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платёжной системы Банком России была введена отчётность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчётности за счёт внедрения системы международных стандартов (МСФО).

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учёта и отчётности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объёму и периодичности публикуемой информации, реализации в учёте и отчётности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время всё более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идёт в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Ещё одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, - это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчёта и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нём были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещённых в банковских учреждениях Российской Федерации.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счёт её ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.


Заключение

 

Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через него - на реальный национальный продукт, занятость и стабилизацию цен.

Результаты монетарного регулирования по-разному расцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздействия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономической активности, цен и занятости.

Монетаристы ратуют за введение монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на реальный ВНП.

Денежно-кредитная политика во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом.

Сегодня понятие "стабильный уровень цен" во многих странах наполняется практическим содержанием. В большинстве из них стабилизацию связывают с очень низким уровнем инфляции. В случае дестабилизации вся вина не должна списываться на слабое управление денежной политикой или ее практическое отсутствие. Причины, как правило, кроются в другом: чрезмерное увеличение экономической роли правительства, усиление давления профсоюзов и изменение в связи с этим общественного и интеллектуального климата.

Исторический опыт показал важность фундаментальных принципов, лежащих в основе эффективной банковской системы и успешной кредитно-денежной политики: диверсифицированные портфели ценных бумаг и адекватный капитал в коммерческих банках; своевременное и адекватное, но не избыточное предложение ликвидности центральным банком.

На сегодня перед Банком России стоит задача на основе текущей политики и действующего механизма обеспечить устойчивый низкоинфляционный рост. И уже сегодня происходят коренные изменения в использовании инструментов денежно-кредитной политики в России, например, явно замечено некоторое начало перехода от преимущественно административных методов регулирования банковской деятельности к экономическим.

Сегодня доля на мировом рынке кредитов сегодня характеризует уже не только успехи центрального банка, надежность национальной валюты, но и эффективность всей экономической деятельности той или иной страны. В заключении для иллюстрации я приведу несколько статистических данных для сравнения.


Список литературы

 

1. Андрианов В.Д. Инфляция и методы её регулирования // Банковский ряд. - №3. - 2007. - С.7-21.

2. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 592 с.: ил.

.   Банковское дело: 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 256 с.

.   Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. - №3. - 2005. - С.48-60.

.   Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л. Банковские системы зарубежных стран: Курс лекций. - М.: Экономистъ, 2004. - 400 с.

.   Глушкова Н.Б. Банковское дело: Учебное пособие. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2005. - 432 с.

.   Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Независимость Банка России как гарантия стабильности финансово-кредитной системы // Банковское дело. - №4. - 2004.

.   Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвиненко / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 703 с.

.   Ершов М., Зубов В. Возможности и риски финансовой интеграции // Вопросы экономики. - №12. - 2005. - С.4-17.

.   Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник: для студентов вузов по специальности 060400 "Финансы и кредит", 060500 "Бухгалт. учёт, анализ и аудит"/Е.П. Жарковская. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: омега-Л, 2005. - 452 с.

.   Жукова С.С. Деньги. Кредит. Банки: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 213 с.

.   Корнилов Г. Федеральная резервная система США: новые подходы // Банкноты стран мира. - №1. - 2005.

.   Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие/О.И. Лаврушин. - М.: КНОРУС, 2005. - 320 с.

.   Лакшина О.А., Чекмарёва Е.Н. Актуальные вопросы анализа финансовой стабильности // Банковское дело. - №8. - 2006. - С. 20-24.

.   Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2005. - 652 с.

.   Морозов И.В. FOREX: от простого к сложному. Новые возможности с клиентским терминалом "MetaTrader" / И.В. Морозов, Р.Р. Фахтуллин. - М.: ООО "Телетрейд". - 448 с.

.   Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / Научн. ред. д-р. эконом. наук, профессор В.В. Круглов. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 432 с.

.   Пищик В.Я. Политика ценовой стабильности Банка Японии в современных условиях // Банковские услуги. - №1. - 2007. - С.17-30.

.   Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 256 с.

.   Фетисов Г. Недавние драматические события в банковской сфере: характер, причины и уроки // Российский экономический журнал. - 2005. - №1. - С.45-56.

.   Штайнхер А. Современные тенденции развития российского банковского сектора // Вопросы экономики. - №12. - 2005. - С.18-31.

22. www.cbr.ru

23. www.intervencia. info

24. www.finam.ru

.   www.s-cont.ru

26. bankir.ru

.   www.oecd.org

28. www.opec.ru

29. www.expert.ru


Приложения

 

Приложение 1

Банк России выполняет следующие функции:

) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

) устанавливает правила проведения банковских операций;

) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Источник: ФЗ "О Банке России"


Приложение 2

Центральный банк Конечная цель денежно-кредитной политики
ФРС США Максимальный устойчивый долгосрочный экономический рост и стабильность цен
ЕЦБ Ценовая стабильность
Немецкий Бундесбанк Защита валюты и поддержка общей экономической политики правительства
Банк Англии Ценовая стабильность
Банк Франции Ценовая стабильность
Национальный банк Швейцарии Ценовая стабильность
Банк Италии Стабильность национальной валюты
Банк Испании Ценовая стабильность
Шведский Риксбанк Ценовая стабильность
Национальный банк Бельгии Стабильность национальной валюты
Национальный банк Дании Стабильность и защита валютной системы
Центральный банк Ирландии Целостность и стабильность национальной валюты
Центральный банк Люксембурга Стабильность национальной валюты
Банк Нидерландов Защита национальной валюты
Банк России Обеспечение защиты и устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к другим иностранным валютам

 

Источник: Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2005. - 652 с.


Приложение 3

  США ЕС Япония
Ответственные организации Совет управляющих Федерального резервного банка, Служба финансовой инспекции, Федеральная корпорация страхования вкладов, Служба контроля за сберегательными организациями Европейский центральный банк; Комитет европейских органов банковского надзора; Национальные надзорные органы и целевые группы Агентство финансовых услуг Японии
Опорный документ, определяющий порядок введения Соглашения в стране Notice of proposed rulemaking (NPR) - уведомление о предлагаемых правилах Capital Requirements Directive (CRD) - Директива о требованиях к капиталу Регулирующие положения (директивы) по отдельным компонентам Соглашения
Порядок введения Соглашения и сроки (По 1 компоненте Соглашения, т.к. выполнение 2 и 3 компоненты у рассматриваемых стран не вызывает принципиальных сложностей и необходимости выделения в отдельный этап) 2007г.: применение продвинутых подходов к оценке рисков банками с активами 250 млрд. долл. и более или с общими зарубежными активами в размере не менее 10 млрд. долл., для всех остальных банков - применение Базеля I 2008-2010гг.: поэтапный переход всей банковской системы к Базелю II 2007г.: начало введения в действие Директивы по достаточности капитала во всех странах-членах ЕС: на данном этапе допускается выборочное применение продвинутых подходов к оценке рисков; 2008г.: переход к продвинутым подходам оценки рисков 2006г.: определение методик оценки рисков, приемлемых для банковской системы страны; 2007г.: введение стандартных подходов для банков малого и среднего уровней ипродвинутых подходов для крупных банков; 2008г.: переход к продвинутым подходам оценки рисков (для всех банков)

 

Источник: http://www.bfi.ru/hall/2006spb_natalie. pdf


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.