Понятие оценки эффективности муниципального управления — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Понятие оценки эффективности муниципального управления

2020-04-01 145
Понятие оценки эффективности муниципального управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Муниципальное управление призвано организовывать социально-экономические процессы на территории таким образом, чтобы максимально учитывались интересы местного населения, и, как любой вид управленческой деятельности, нуждается в измерении и оценке его эффективности. При оценке результатов муниципального управления должны использоваться объективные критерии, однако количественное их определение зачастую практически невозможно.

Термин «эффективный» (от лат. effectivus) означает действенный, дающий желаемый результат. То есть под эффективным муниципальным управлением можно понимать такую организацию процессов, которая приводит к достижению целей и решению задач муниципального образования.

Распространенной практикой при определении степени достижения поставленных целей является разделение показателей эффективности (они характеризуют результат воздействия субъекта на объект управления - достигнуты или не достигнуты цели) и результативности (они характеризуют точность достижения ожидаемого состояния объекта управления).

Необходимо четко осознавать, что само по себе достижение желаемого состояния объекта еще не является критерием эффективности. Жесткой оценке должны подвергаться затраты, понесенные на достижение целей (в этом разрезе стоит упомянуть интерпретацию известного Парето-распределения: 90% результата может достигаться 10% усилий). Один и тот же результат, может быть достигнут разными способами. Одни и те же затраты в разных условиях могут не привести к одному и тому же результату.

В связи с этим цель любой управленческой деятельности - максимизация результатов при минимизации издержек. При определении эффективности деятельности необходимо сравнивать полученный эффект с затраченными усилиями. Такой подход довольно просто реализуется в рамках корпоративного управления (там соотношение издержки - прибыль почти всегда выражается конкретными цифрами). В случае государственного и муниципального управления решающее значение имеют показатели достижения социальных, а зачастую и духовных (уровня удовлетворенности теми или иными условиями) целей. Система показателей оценки эффективности муниципального управления представлена на рисунке 1. Они с трудом поддаются количественной оценке. Социальный эффект измеряется косвенными результатами, например, сокращение времени обслуживания, повышения качества обслуживания, улучшения социально-психологической обстановки.

 

Рисунок 1 - Система показателей эффективности деятельности муниципального управления

 

Эффективность муниципального управления не может быть измерена каким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и других, оказывающих влияние на принятие и реализацию управленческих решений.

По существу, оценка того, к каким результатам привела реализация того или иного решения, есть оценка эффективности любой (в том числе и муниципальной) управленческой деятельности. Рассмотрим принятую в современной науке муниципального управления систему определения эффективности [1 c 57].

Сначала необходимо отметить, что можно выделить 3 предварительных этапа в случае определения эффективности управления.

Во-первых, необходимо оценить, являются ли возникшие явления следствием управленческого воздействия или это проявления механизмов внутренней саморегуляции управляемых объектов.

Далее необходимо выяснить, благодаря чему произошли те или иные изменения в объекте управления. Это производится для того, чтобы впоследствии максимально активно пользоваться теми инструментами, которые оказывают наибольшее воздействие на систему.

Третьим шагом должно стать определение взаимозависимости объекта управления и инструмента, подействовавшего на него, т.е. ответить на вопрос: «Благодаря чему произошло такое изменение?».

Итоговая информация из этих предварительных этапов должна стать основой для определения соотношения необходимых издержек на управление и получаемых результатов (т.е. в конечном итоге и для определения эффективности управления).

Применительно к муниципальному управлению можно выделить эффективность работы органов местного самоуправления и общую эффективность управления как общую сумму эффективностей. При этом управленческую эффективность на местном уровне можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя эффективность - это эффективность работы органов, которая состоит в разработке, принятии и организации исполнения управленческих решений, способствующих повышению качества жизни населения.

Внешняя эффективность - это уровень удовлетворения запросов населения, проживающего на территории муниципального образования.

Общенаучной практикой в определении интегральных характеристик является работа по следующей методике:

) определение группы факторов, влияющих на интегральный показатель;

) определение критериев (значений факторов), служащих индикаторами при сравнении показателей;

) разработка методов расчета обобщающих характеристик.

Применительно к муниципальному управлению в качестве базовых факторов могут выступать следующие:

соответствие структуры и численности аппарата управления нормативам согласно выполняемым функциям;

принятие и исполнение решений, обеспечивающих максимальное использование потенциала территории;

оперативность работы аппарата управления;

соблюдение законности при осуществлении деятельности;

взаимодействие органов управления с местным сообществом;

соответствие целей, которые ставит аппарат управления, потребностям и интересам населения;

рациональность внутренней системы управления. В качестве индикативных критериев могут выступать:

) результативность - степень достижения целей, стоящих перед муниципальных образованием;

) экономичность - соотношение плановых затрат и фактических;

) соотношение результатов и затрат, в частности, на оказание муниципальных услуг;

) удовлетворение работой - степень соответствия представлений об условиях работы руководящего органа фактическим условиям;

) качество - степень соответствия муниципального управления общим требованиям, предъявляемым к нему;

) внедрение инноваций - фактическое использование в работе новейших методов управления социально-экономическими комплексами на территории [1 c 112].

При этом по существу выделяются три вида эффективности, на которые оказывают влияние различные факторы. Эффективность муниципального управления представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 Эффективность муниципального управления

Виды эффективности Содержание отдельных видов эффективности
Общая социальная эффективность Уровень и качество жизни населения
Эффективность организации муниципального управления 1. Содержание и организация процесса управления
  2. Рациональность организационной структуры
  3. Организационно-технический уровень системы муниципального управления
Эффективность системы муниципального управления 1. Степень достижения основных целей муниципального управления
  2. Сочетание потребностной, результативной и затратной эффективности
  Эффективность каждой подсистемы, входящей в систему муниципального управления

 

Первый вид эффективности - общая социальная эффективность. Это наиболее важный показатель, именно он характеризует уровень и качество жизни населения муниципального образования. Общая социальная эффективность муниципального управления отражается в динамике удовлетворенности населения уровнем жизни. Важное значение при определении данного вида эффективности имеет понятие качества. Причем качество не только самого управления (т.е. оценка последствий принимаемых решений), но и качество тех услуг, которые может оказать населению муниципальный орган власти.

Самое главное, что необходимо отметить, - сама природа бесплатного государственного и муниципального обслуживания нивелирует эффекты конкуренции, т.е. у учреждений отсутствует необходимость бороться за потребителя. Можно сказать, что такого рода система обслуживания не лучшим образом сказывается на эффективности расходования денежных средств.

Второй вид эффективности - эффективность организации муниципального управления - раскрывается через содержание организации процесса управления, рациональность оргструктуры и др. Третий вид - эффективность системы муниципального управления - характеризуется степенью достижения целей муниципального управления, эффективностью подсистем, входящих в систему управления, показателями качества, экономии и др.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.