Нормативно-правовое регулирование ликвидности коммерческих банков — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Нормативно-правовое регулирование ликвидности коммерческих банков

2020-04-01 314
Нормативно-правовое регулирование ликвидности коммерческих банков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

управление ликвидность коммерческий банк

Важнейшие принципы эффективного банковского надзора были разработаны Базельским комитетом по банковскому надзору в сотрудничестве с надзорными органами государств, они стали и важнейшим международным стандартом по пруденциальному регулированию и надзору. Согласно 14-му принципу Основополагающих принципов эффективного банковского надзора, органы банковского надзора должны убедиться в том, что банковские учреждения располагают стратегией управления ликвидностью, учитывающей профиль рисков организации и включающей пруденциальную политику и процедуры по выявлению, определению, мониторингу и контролю за риском ликвидности и ежедневному управлению ликвидностью. Органы банковского надзора вправе требовать от банков разработки плана действий в чрезвычайных обстоятельствах для решения проблем с ликвидностью.

Банковский надзор должен требовать, чтобы в банках были введены порядок и процедуры текущей оценки и мониторинга чистой потребности в финансировании. В рамках этого порядка и процедур, помимо прочего, определяется влияние других рисков (кредитного, рыночного, операционного и других) на банковскую стратегию управления ликвидностью; предусматривается анализ потребностей в финансировании при различных сценариях, диверсификация источников финансирования, проверка лимитов концентрации, стрессовое тестирование, частый анализ исходных посылок на предмет их надежности.

На основании статьи 62 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с целью обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы, включая и нормативы ликвидности. В соответствии со статьей 66 указанного закона о Центральном банке нормативы ликвидности кредитных организаций определяются как отношение активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторах, а также как отношение ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг и других легко реализуемых активов) и суммарных активов.

Банки представляют в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов (в том числе нормативов ликвидности) и их значений по форме отчетности 0409135 «Информация об обязательных нормативах».

Банком России осуществляется надзор за соблюдением кредитными организациями нормативов ликвидности на основании:

данных отчетности;

результатов проверок.

Согласно базельским принципам, надзорные органы должны выпускать для банковских учреждений руководство по управлению ликвидностью. В руководстве учитываются невыбранные кредитные обязательства и другие забалансовые пассивы, а также имеющиеся балансовые пассивы. Рекомендации для кредитных организаций по управлению риском ликвидности изложены в Письме Банка России от 27.07.2000 № 139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций», и предусматривают:

четкое определение органа в кредитной организации, ответственного за разработку и проведение политики и принятие решений по управлению ликвидностью;

обязательное наличие информационной системы для сбора и анализа информации о состоянии ликвидности в кредитной организации;

формализованное описание процедур определения рациональной потребности кредитной организации в ликвидных средствах, включая определение избытка/дефицита ликвидности и предельно допустимых значений избытка/дефицита ликвидности;

определение процедур принятия решений при возникновении конфликта интересов между ликвидностью и прибыльностью кредитной организации, возникающего в том числе из-за низкой доходности ликвидных активов либо высокой стоимости ресурсов;

установление порядка проведения анализа состояния ликвидности с использованием сценариев негативного для кредитной организации развития событий, связанных с состоянием рынка, положением должников, иными обстоятельствами, влияющими на состояние ликвидности кредитной организации;

наличие процедур восстановления ликвидности кредитной организации, в том числе процедур принятия решений по мобилизации ликвидных активов, привлечения дополнительных ресурсов на случай возникновения дефицита ликвидности (кредитная организация должна иметь сценарий, рассчитанный на наихудшие возможные условия осуществления деятельности, и план мер по поддержанию ликвидности в указанных условиях);

определение порядка оценки влияния на состояние текущей и перспективной ликвидности операций в иностранной валюте, проводимых кредитной организацией, проведение анализа состояния ликвидности в иностранной валюте с использованием возможных сценариев негативного для кредитной организации развития событий, предельных значений коэффициента дефицита ликвидности по всем валютам и в каждой валюте в отдельности.

Кроме того, в информационно-консультативном Письме Департамента банковского регулирования и надзора от 04.02.2009 № 15-1-4/536 «О документе Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы надлежащего управления и надзора за риском ликвидности», изданного на основе документа Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы надлежащего управления и надзора за риском ликвидности», содержатся принципы управления и надзора за риском ликвидности.

Банк России в ходе проверок кредитных организаций, дистанционного надзора изучает и оценивает внутренние документы банков по определению политики управления ликвидностью и регламенту процессов мониторинга, контроля и ограничения риска ликвидности, а также их реализацию.

Надзорным органом рассматриваются организация и функционирование службы внутреннего контроля и системы управления риском ликвидности, оцениваются эффективность их работы, а также меры, принимаемые Советом директоров по устранению нарушений и недостатков, устанавливаемых службой внутреннего контроля.

Наиболее активные участники валютного рынка представляют отчетность по форме № 0409701 «Отчет об операциях на валютных и денежных рынках» на ежедневной основе в соответствии с Указанием №2332-У. Помимо этого, согласно Базельским принципам, Банк России в ходе надзорной деятельности должен убедиться в том, что кредитные организации имеют чрезвычайный план для решения проблем с ликвидностью, включая информирование надзорных властей.

Согласно Указанию Банка России от 05.03.2009 № 2194-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» Банком России разработаны Рекомендации по структуре и содержанию плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также по организации проверки возможности его выполнения. В соответствии с указанными рекомендациями кредитные организации должны разработать план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Необходимо отметить, что в целом правовое регулирование риска ликвидности в российском законодательстве соответствует международно-правовым стандартам, содержащимся в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Дальнейшее развитие российского законодательства (прежде всего нормативных актов Банка России) должно пойти по пути имплементации предложений Базельского комитета по банковскому надзору, содержащиеся в консультативном документе БКБН «Международные подходы к оценке, стандартам и мониторингу риска ликвидности», так называемом Базеле III, в части введения в отношении российского банковского сектора требований по расчету показателей краткосрочной ликвидности и чистого стабильного фондирования в сроки, определенные БКБН.

Из данного параграфа можно сделать вывод,что Российская Федерация как участник «Группы 20» и Комитета должна обеспечить своевременную и надлежащую реализацию в российском банковском секторе новых международных регулятивных требований. В этой связи Банк России проинформировал о том, что положения Базеля III предполагается реализовать в отношении банковского сектора России согласно указанным выше срокам поэтапного внедрения. Соответствующие положения предусмотрены Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, подготовленным Правительством Российской Федерации и Банком России.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.