Движущие силы социального прогресса — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Движущие силы социального прогресса

2020-04-01 49
Движущие силы социального прогресса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Суть любого процесса действительности - развитие диалектических систем, образующих этот процесс.

Процесс развития человеческого общества это, прежде всего, развитие диалектической системы «общество - природа», развитие которой отражается в прогрессе научно-технической вооруженности человеческого общества: в повышении уровня развития промышленного потенциала, в росте производительности труда, в совершенствовании технологий производства жизненных благ, в повышении уровня жизни образующих общество индивидов, а также в постоянном повышении из поколения к поколению уровня образования - увеличении объема знаний о природе этих индивидов.

Прогрессивное развитие системы «общество - природа» - процесс фатальный, хотя этот фатум рожден вполне естественной, внутри общества формирующейся, силой - стремлением каждого человека к более полному удовлетворению всех своих потребностей, включая потребности труда, творчества, познания, включая потребность в заботе о будущих поколениях.

Прогресс системы «общество - природа» определяется прогрессом общественного сознания: постоянным пополнением накапливаемых обществом знаний о природе, посредством познания, открытия индивидуальным сознанием законов развития природы, открытия приемов и методов использования этих законов в целях более полного удовлетворения потребностей человека и общества.

Все эти знания накапливаются в форме научных теорий, производственных технологий, разнообразных продуктов производства, т.е. в форме продуктов деятельности всех поколений образующих общество индивидов, продуктов, которые непосредственно или опосредованно отражают уровень и объем накопленных обществом знаний о природе.

Процессу объективизации субъективных знаний предшествует процесс субъективизации объективных знаний - процесс приобретения индивидом части накопленных обществом знаний, на базе которых индивид в процессе самостоятельной исследовательской деятельности может приобрести новые знания.

Возможность приобретения индивидом новых знаний по какому-либо вопросу определяется не только его интеллектуальными возможностями, но и обладанием уже накопленных человечеством знаний по определенному вопросу.

Так как этот процесс, кроме того, что сам является процессом непосредственного развития общественного сознания, он еще и создает базу для дальнейших открытий другими индивидами. И чем шире процесс распространения знаний, т.е. чем больше индивидов включается в процесс развития общественного сознания, тем больше скорость прогресса системы «общество - природа».

Деятельность индивидов, в процессе которой происходит открытие новых знаний, их объективизация и распространение, в процессе которой происходит развитие системы «общество - природа», всегда направлена на удовлетворение их собственных потребностей, даже если это забота об удовлетворении потребностей других людей.

Поэтому источником процесса развития общественного сознания, источником прогресса системы «общество - природа» является развитие диалектической системы, являющейся основой онтогенеза индивида.

Это система «потребность - деятельность», диалектической формой развития, которой является индивидуальное человеческое сознание - физиологический процесс, обеспечивающий приобретение индивидом знаний о действительности и на базе этих знаний организующий деятельность индивида, направленную на удовлетворение его потребностей.

Человеческое общество в целом, как и отдельные государства можно представить в виде диалектической системы «индивид - индивид», различные формы отклонения от состояния равновесия которой, образуют все внутриобщественные (социальные) противоречия.

Таким образом, движущей силой социального прогресса является потребность людей в социальной справедливости, и эта потребность, точно также как и все другие, может быть удовлетворена только при полном осознании путей и способов ее удовлетворения по воле имеющих эту потребность людей.

Заключение

 

Процесс развития человеческого общества это, прежде всего, развитие диалектической системы «общество - природа», развитие которой отражается в прогрессе научно-технической вооруженности человеческого общества: в повышении уровня развития промышленного потенциала, в росте производительности труда, в совершенствовании технологий производства жизненных благ, в повышении уровня жизни образующих общество индивидов, а также в постоянном повышении из поколения к поколению уровня образования - увеличении объема знаний о природе - этих индивидов, как следствие, которое периодически становится причиной, научно-технического прогресса общества.

Движущей силой социального прогресса является потребность людей в социальной справедливости, и эта потребность, точно также как и все другие, может быть удовлетворена только при полном осознании путей и способов ее удовлетворения по воле имеющих эту потребность людей.

Не утратить, а развить, проявить, отразить бесконечное многообразие мира и сохранить при этом его целостность - вот смысл существования социального и границы новой специфической меры свободы и ответственности для каждого человека, народа, общества.


Список использованной литературы

 

1. Анисимов К.Л. Человек и техника: Современные проблемы. М., Наука и техника, 2003. - 135с.

. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн 1. Пространство и время в неживой природе. - М.: Наука, 1995. -с.321.

. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000. - 211с.

. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М.: Юнити, 2002. - с.145.

. Лавров П. Л. Задачи понимания истории. М, 1998. - 177с.

. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества // Экология и жизнь, 1997, №2-3.

. Райх В. Сексуальная революция. СПб.: Универс. книга, М.: АСТ, 2001. -351с.

. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекция. Воронеж, 2004. - 234с.

. Сахаров А. Д. Мир через полвека // Вопросы философии. 1999. № 1. - С.12-22.

. Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. - М.: Соц.- полит. журн., 2002. - С.18-23.

. Ушаков А. Восток: современность) // Социально-политический журнал. 1993. № 11-12. -С.11-13.

. Фромм Э. Иметь или быть? М, Наука, 1990. - 334с.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.