Проблемы, связанные с воспитанием детей в приемных семьях. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Проблемы, связанные с воспитанием детей в приемных семьях.

2020-04-01 115
Проблемы, связанные с воспитанием детей в приемных семьях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материальные и жилищные проблемы являются далеко не единственными в жизни приемной семьи. В Швеции для усыновления одного ребенка необходимо окончить курсы и получить согласие психологов. В Австрии и Германии, чтобы стать матерью-воспитательницей требуется год практики в детском учреждении и год учебы в материнской школе. В большинстве стран мира лица, не прошедшие специального обучения, не получат лицензии на воспитание чужих детей. В нашей стране к воспитанию детей привлекаются люди, не имеющие специального образования, хотя дети, которых они воспитывают, имеют проблемы в развитии, образовании, различные заболевания. До сих пор не разработана отечественная методика отбора приемных родителей.

Сейчас можно говорить, что сделан первый шаг в этом вопросе, разработана "Программа подготовки приемных родителей"[10]. Она имеет три раздела. В первом анализируются особенности и основные характеристики приемной семьи, приемного родителя как профессионального воспитателя. Второй посвящен особенностям развития детей, оставшихся без попечения родителей. Третий раскрывает психолого-педагогические аспекты отношений родителей и детей в приемной семье, пути преодоления трудностей в развитии, воспитании, поведении детей. Программа существует, но кто займется ее осуществлением, какие учреждения будут обучать приемных родителей, не ясно.

Пока же искренность, доброта, терпение людей, взявших на себя нелегкий груз ответственности за воспитание детей с трудными судьбами, дает неплохие результаты. Типичным примером может служить приемная семья Сорокиных, живущая в поселке Рассвет Ростовской области. Из 20 приемных детей более половины имеют II и III группу инвалидности, учатся в коррекционных классах. Благодаря усилиям Сорокиных 6 детей, имеющих до прихода в семью диагноз "олигофрения", учатся в обычной школе. Старшие воспитанники уже закончили школу, профессионально-технические училища, работают и имеют собственные семьи.

 

Следующая проблема заключатся в том, что 2000 году вновь отмечается рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1999 году было выявлено 113,9 тыс. детей, то в 2000 году - 123,2 тыс. детей. Из выявленных и устроенных детей, оставшихся без попечения родителей, более 40% отобраны у родителей по решению суда о лишении или ограничении их родительских прав. В сравнении с 1999 годом (46,5 тыс. детей) количество детей, отобранных у родителей в результате лишения их родительских прав, увеличилось до 53,0 тыс. детей[11].
Несмотря на напряженные социально-экономические условия, выявленные дети преимущественно передаются на воспитание в семьи. В 2000 году на воспитание в семьи передано 74,1 тыс. детей от всего количества выявленных, за этот же период в учреждения передано 36,2 тыс. детей.

Так вот, в соответствии с Законом "Об основах местного самоуправления" финансирование детских домов семейного типа, так же, как и приемных семей, - компетенция органов местного самоуправления.
В то же время необходимо отметить, что и передача детей на воспитание в семьи зачастую сдерживается на местном уровне. Главы администраций органов местного самоуправления (органов опеки и попечительства) отказываются создавать службы по устройству детей на воспитание в семьи, в ряде регионов несвоевременно, а часто и не в полном объеме выплачиваются денежные средства на воспитанников приемных семей.
Министерство образования Российской Федерации со своей стороны вынуждено принимать меры по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях. По инициативе Минобразования России из резервного фонда Президента Российской Федерации были выделены денежные средства 383 приемным семьям и детским домам семейного типа на общую сумму 24970 рублей. Каждый детский дом семейного типа и приемная семья, имеющая не менее 5 детей, получили денежные средства в размере от 10 тыс. рублей до 180 тыс. рублей в зависимости от количества принятых на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделенные денежные средства позволили решить самые неотложные проблемы по обеспечению нормального содержания детей, оставшихся без попечения родителей (7).

Проанализировав нормативно-правовую базу создания и развития приемной семьи, как формы воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать следующие выводы:
- законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмами реализации;
- вопросы финансирования, обеспеченности жильем, предоставления льгот приемным семьям решаются на уровне субъектов РФ, что тормозит развитие приемных семей, ведь не каждый регион России, в силу экономической нестабильности может гарантировать своевременное финансирование обеспечения приемной семьи. Возможности приемной семьи далеко не исчерпаны и при должном внимании и поддержке приемная семья способна эффективно решать вопросы воспитания детей-сирот (6).

Не менее важная проблема заключается в риске передачи ребенка человеку с «благородными» намерениями. Ведь известны случаи, когда ребенка принимает на воспитание приемная семья в корыстных целях (с целью наживы; чтобы за счет приемышей содержать своих детей, хочет решить за их счет свои жилищные проблемы.), что несомненно негативно отражается на самом сироте.

Однако, прикрываясь этой проблемой органы местного самоуправления из добропорядочных приемных семей делают настоящих уголовников, упрекая их в том, что благородность, которую они проявили, взяв детей в свои семьи - лишь возможность решить свои жилищные или материальные проблемы. Чиновники изощряются, выдумывая, лишь бы не финансировать приемные семьи и тем самым, ухудшают и без того тяжелое положение семьи и ребенка сироту, чьи интересы государство обязуется уважать и защищать.

Вот примеры. Приемная семья Людмилы Сергеевны Новосельской по просьбе Дома ребенка взяла мальчика Лешу, больного гемофилией. Отдавать его в государственный детский дом было просто нельзя, это понимали все. Но понадобилось два(!) года, чтобы управа района "Новогиреево" в Москве подписала договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Все это время семья не получала и до сих пор не получает социальных выплат на ребенка, положенных по существующему законодательству. Задолженность государства семье Новосельских уже составила более 40 тысяч рублей. При этом маму этой приемной семьи обвиняли во всех грехах: и холодильник-де пуст, и дети по утрам за молоком бегают в магазин, и постели у ребят в комнатах бывают застелены не по правилам (?)... Чиновник всегда находил повод для придирки и не брезговал никакими карательными мерами. И невдомек ему, чиновнику, что холодильник пуст потому, что семья, в которой 9 детей - все мальчишки, только что подчистую съела все за ужином, а за молоком утром бегут, потому что на завтрак молока надо литров пять, и хорошо бы - свежего.

Одна из участниц нашей благотворительной программы "Приемные семьи" взяла буквально с улицы двух мальчишек-бродяжек. Подобрала одного, когда он в переходе метро попросил у нее "на хлебушек". Тот привел брата. Вот и живут все - а у этой женщины есть муж и родной ребенок - в 15-метровой комнате коммунальной квартиры. Эта вполне дееспособная семья может и хотела бы взять на воспитание еще детей. Обращается в управы и слышит от инспекторов, стоящих "на защите" детства: вы просто рассчитываете выехать из коммуналки! И вообще, Москва не может предоставить этой семье статус приемной, потому что дети... из других регионов. Чужие!!!

Такие истории можно рассказывать и рассказывать. Я знаю в Москве семьи, которые взяли на воспитание пять и более детей-сирот, в том числе потерявших родителей в результате "антитеррористической операции" в Чечне. И ни одна из них не может оформить даже опеку. Кто препятствует? Да все те же органы "самоуправства".

В Ингушетии, в селе Яндыри, спонсоры купили усадьбу для семейного детского дома "Родная семья" Хадижат Гатаевой. Шесть лет существует эта семья. В ней воспитываются более 80 сирот чеченской войны. Хадижат сама собирает по разбитым селам и городам Чечни мальчишек и девчонок, потерявших родителей. За эти годы она так и не смогла оформить на них опеку и юридический статус. Ни одной копейки помощи от государства. При этом свет и газ местные власти отключают семье регулярно - за долги. Существует семья Хадижат только на спонсорские пожертвования, которых очень часто не хватает, и порой в доме не бывает даже хлеба. Кто кому должен? Страна Хадижат Гатаевой за спасение своих граждан? Или сироты этой стране за убитых родителей?

А в подмосковном городе Пущине есть квартира, в которой больше 10 лет проживает приемная семья Алексея и Натальи Быховых, воспитывающих шестерых сирот. Осенью квартира понадобилась местному филиалу Российской академии наук под общежитие для аспирантов. Отобрали с резолюцией (дословно): "Создать комиссию о деятельности и целесообразности детского дома". Пособие не дали, свет отключили [12].

 

Такая ситуация складывается потому, что гражданская структура защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зафиксирована в российском законодательстве. Нет правовой базы для более активной деятельности общественных организаций, занимающихся защитой детства.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.