Анализ методов программно-целевого управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Апатиты — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Анализ методов программно-целевого управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Апатиты

2020-04-01 117
Анализ методов программно-целевого управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Апатиты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В современных условиях жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования представляет собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения, образующего местное сообщество.

Жилищно-коммунальное хозяйство с 1992 г. находится в процессе реформирования, которое осуществляется, в том числе, посредством целевых программ. Данные программы входят в структуру плана социально-экономического развития муниципального образования, в том числе и в г. Апатиты.

При разработке программ органы местного самоуправления ориентируются на документы федерального уровня: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд», где определены главные требования к разделам федеральной целевой программы; Приказ Минэкономразвития РФ от 17.06.2002 N 170 "О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ", где утвержден типовой «каркас» комплексной программы развития субъекта РФ.

Обращаясь к программно-целевому методу как инструменту реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования, можно отметить, что главным аспектом его применения является возможность использования формата программы в качестве инструмента управления, что позволяет планировать ресурсы в соответствии с поставленными целями, обеспечивая возможность оценки результатов принимаемых управленческих решений. Кроме того, являясь обязательным элементом программы, система показателей, в составе механизма ее реализации, позволяет осуществлять оценку эффективности средств, направленных на реализацию данной конкретной программы.

Еще одним немаловажным обстоятельством применения программно-целевого метода при реформировании жилищно-коммунального хозяйства на уровне муниципального образования является возможность осуществления финансирования целевой программы из различных источников. Выстраивание связующих между целевыми программами разных уровней (федерального, регионального, муниципального), позволяет привлекать на реализацию муниципальных мероприятий программы, средства бюджетов других уровней.

Рассмотрим несколько целевых программ, действующих на муниципальном уровне, проанализируем их реализацию и эффективность.2.1. Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей города Апатиты» на 2012-2015 годы.

Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является одним из важнейших направлений жилищной и демографической политики Российской Федерации.

Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. В связи с этим продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут уплатить первоначальный взнос. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа.

Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в городе Апатиты. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых семей города позволит сформировать экономически активный слой населения.

В настоящее время, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса - не менее 30 % стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у молодых семей средств для уплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств.

Необходимость устойчивого функционирования системы улучшения жилищных условий молодых семей определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема является одной из приоритетных при формировании федеральных целевых программ и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей.

В администрации города Апатиты по состоянию на 01.01.2011 года на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений состояло 33 молодые семьи. К сожалению, ни одна молодая семья не воспользовалась действующей муниципальной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей города Апатиты» на 2009-2011 году и, как следствие, федеральными и региональными бюджетными средствами для решения своей жилищной проблемы. Наличие долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей города Апатиты» (далее - Программа) даст возможность молодым семьям воспользоваться средствами, предусмотренными для этой категории граждан подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, долгосрочной целевой программы «Поддержка и стимулирование жилищного строительства в Мурманской области» на 2011-2015 годы. Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома. Задачами Программы являются:

· обеспечение предоставления молодым семьям - участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья эконом - класса или строительство индивидуального жилого дома эконом - класса (далее - социальные выплаты);

· создание условий для привлечения и консолидации бюджетных, финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, и собственных средств молодых семей для решения проблемы обеспечения их жильем. Основными принципами реализации Программы являются:

· добровольность участия молодых семей в Программе;

·   признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

·   выполнение молодыми семьями - участниками Программы условий приобретения (строительства) жилья в рамках Программы;

· возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств местного бюджета на улучшение жилищных условий только 1 раз.

Условиями прекращения реализации Программы являются досрочное достижение целей и задач Программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.

Уровень достижения целей и решения задач, предусмотренных Программой, выражается посредством количественных показателей, отражающих конкретные результаты и эффект от реализации Программы. К таким показателям и индикаторам можно отнести:

· количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств социальной выплаты;

·   доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств социальной выплаты по сравнению с предыдущим годом;

·   площадь жилья, приобретенного при оказании содействия за счет средств социальной выплаты.

Перечень целевых показателей Программы, их базовые и контрольные значения.

 

Таблица № 1

Наименование целей, задач и показателей Программы Ед. измерения показателя Величина показателя в базовом году (до начала реализации Программы)

Прогнозные (контрольные) значения показателей (индикаторов) эффективности Программы

      2012 2013 2014 2015
1. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием социальных выплат ед. 0 0 0 6 7
2. Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием социальных выплат по отношению к количеству признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий на 01.01.2011 (33 семьи) % 0 0 0 18,2 21,2
3. Объем привлеченных средств (собственные и заемные средства молодых семей) тыс. руб. 0 0 0 3880 5312
4. Общая площадь жилых помещений, приобретенных (построенных) с использованием средств социальной выплаты кв. м 0 0 0 318 390

 

Финансирование Программы осуществляется за счет:

· собственных средств молодых семей, используемых для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома;

· средств городского бюджета;

·   заемные средства молодых семей, предоставленные кредитными и другими организациями, предоставляющими кредиты и займы, в том числе ипотечные жилищные кредиты.

Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет - 10010,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств:


 

Таблица № 2

Источник финансирования Всего 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
Городской бюджет 1074,0 0 0 344,0 474,0
Собственные и заемные средства молодых семей 12092,0 0 0 3880,0 5312,0

 

Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта городского бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей городского бюджета, а также зависят от установленной стоимости 1 кв. м жилья в городе Апатиты.

Эффективность реализации Программы и использования, выделенных на нее средств будет обеспечена за счет:

· прозрачности использования средств городского бюджета;

·   адресного предоставления средств городского бюджета;

·   привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья.

Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:

· привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;

·   развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;

·   укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;

· развитие системы ипотечного жилищного кредитования.

В рамках программы запланировано решение вопросов методологического, организационного и финансового обеспечения в целях предоставления муниципальной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей города Апатиты.

В 2012 году Программа не предусматривала выделение финансовой поддержки в связи с отсутствием в 2011 году заявителей (список для участия в Программе на 2012 год не формировался). В 2012 году по той же причине не сформирован список участников на 2013 год. Причины низкой заинтересованности молодых семей в данной программе являются жесткие условия участия в Программе для молодых семей, установленные федеральным законодательством, растянутые сроки получения субсидии (в течение 10-11 месяцев), возможность получения бесплатного муниципального жилья семьями, стоящими в очереди.

В целях совершенствования механизма предоставления финансовой поддержки в 2012 году был разработан и дополнительно внесен в программу Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам Программы.

Информирование молодых семей об условиях участия в Программе осуществляется в соответствии с порядком опубликования НПА в средствах массовой информации.

На 2012 год финансирование программы за счет средств городского бюджета не предусмотрено, целевые показатели не устанавливались.[2]

 

2.2. Долгосрочная целевая программа «Развитие системы комплексного благоустройства в муниципальном образовании город Апатиты с подведомственной территорией» на 2013-2015 годы

 

Долгосрочная целевая программа направлена на совершенствование системы комплексного благоустройства территории муниципального образования, определение приоритетных мероприятий и перспектив улучшения благоустройства города, обеспечивающих комфортные условия жизнедеятельности населения.

Большинство объектов внешнего благоустройства города, такие как, зоны отдыха (парки, скверы), инженерные коммуникации (ливневая канализация), в настоящее время не обеспечивают комфортных условий для жизни, деятельности и отдыха населения и нуждаются в ремонте или реконструкции. Это отрицательно сказывается на внешней привлекательности и уровне благоустроенности города.

В 2008 году в городе начались работы по установке детских площадок, цветников, приобретению и замене малых архитектурных форм, в том числе за прошедший период приобретено и установлено: более 530 урн, 133 скамейки, 84 ваз для цветов и других малых форм, 11 детских игровых площадок и малых архитектурных форм по итогам конкурса «Лучший двор», 60 металлических вставок для урн. Но этого недостаточно для удовлетворения реальных потребностей населения в объектах благоустройства. Вместе с тем, одной из проблем благоустройства города Апатиты является небрежное отношение к элементам благоустройства самих жителей города.

Для решения проблем в сфере благоустройства необходимо изменить в целом систему благоустроительных работ. Строительство и содержание объектов благоустройства должно координироваться со строительством и ремонтом объектов инженерного обеспечения города (водопровод, линии связи, канализация, теплотрассы), объектов жилищно-коммунального хозяйства. Важна четкая согласованность действий предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность города, и предприятий, занимающихся благоустройством города.

Цель Программы - повышение уровня благоустройства территории города Апатиты. Цель Программы определена в соответствии с пунктами 20 и 25 ч.1 статьи 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Задача Программы: повышение привлекательности объектов внешнего благоустройства города, их устройство и текущее содержание.

В таблице 3 представлены целевые показатели Программы.

Перечень целевых показателей Программы, их базовые и контрольные значения

 

Таблица № 3

№ п/п Наименование цели, задач и целевых показателей (индикаторов) Программы Ед. изм. показателя

Значения целевого показателя (индикатора)

      Базовый год 2012

Годы реализации программы

        2013 год 2014 год 2015 год
1. Обеспечение выполнения услуги по текущему ремонту архитектурно-декоративного элемента «Апатиты» % 100 - 100 -
2. Количество отремонтированных павильонов остановок общественного транспорта/ доля от общей потребности шт./ % 11/ 100 - 11/ 100 -
3. Количество отремонтированных малых архитектурных форм / доля от общей потребности шт./ % 439/ 100 - 439/ 100 -
4. Количество приобретенных и установленных малых форм шт. 4 10 10 10
5. Количество отремонтированного игрового оборудования детских игровых площадок на городских территориях шт. 4 4 4 4
6. Обеспечение выполнения услуги по содержанию детских площадок шт./ % 6/ 100 6/ 100 6/ 100 6/ 100
7. Количество приобретенных и установленных урн шт. 50 50 50 50
8. Количество приобретенных и установленных металлических вставок для урн шт. 30 30 30 30
9. Количество приобретенных и установленных скамеек шт. 1 10 10 10
10. Количество дворов, для которых приобретены и установлены детские игровые площадки, малые архитектурные формы по итогам конкурса «Лучший двор» шт. 3 3 3 3
11. Протяжённость отремонтированной ливневой канализации / доля от общей протяжённости м.п./% 16/ 0,3 130/ 2,2 65/ 1,1 65/ 1,1
12. Протяженность обслуженной ливневой канализации / доля от общей протяжённости м.п./% 225/ 3,8 225/ 3,8 225/ 3,8 225/ 3,8
13. Количество участков (объектов) ливневой канализации, на которые составлены технические паспорта шт. - 2 2 2
14. Площадь отремонтированного тротуара городского сквера / доля от общей площади м2/ % - 1138/ 40 1682/ 60 -
15. Обеспечение оформления города к праздникам % 100 100 100 100
16. Протяженность установленных декоративных ограждений у городской поликлиники по ул. Бредова, 18 м.п. -   - -
17. Протяженность установленных декоративных ограждений у городского ЗАГСа на пл. Геологов, 3 м.п. -   - -
18. Протяженность отремонтированного тротуарного покрытия на ул. Зиновьева м2 - 1200 - -
19. Протяженность установленных перильных ограждений на лестницах м.п. - 44 - -
20. Площадь окрашенных дорожных ограждений перильного типа/доля от общей площади м2 - 131,7 - 131,7
21. Количество отремонтированных лестниц шт. 2 3 3 3

 

Мероприятия Программы направлены на повышение привлекательности объектов внешнего благоустройства города Апатиты, их устройство и надлежащее содержание.

Перечень мероприятий Программы представлен в приложении № 1.

Ресурсным обеспечением Программы являются средства местного бюджета. Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий на период 2013-2015 годов составляет 15 962,0 тыс. руб., в том числе по годам:

· в 2013 году - 6 042,5 тыс. руб.;

·   в 2014 году - 5 983,1 тыс. руб.;

·   в 2015 году - 3 936,4 тыс. руб.

Объем и структура бюджетного финансирования настоящей Программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями местного бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.

Возможно привлечение иных источников финансирования, в том числе средств областного бюджета и внебюджетных источников. Финансирование за счёт областного бюджета осуществляется в соответствии с установленными порядками и критериями.

В результате реализации Программы ожидается:

· повышение привлекательности внешнего вида города Апатиты, улучшение условий для проживания, трудовой деятельности и отдыха населения;

· снижение уровня износа и обеспечение надёжности работы объектов благоустройства города Апатиты.[3]

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.