История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-04-01 | 209 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Введение
В настоящее время жизнь меняется настолько быстро, что человек не всегда оказывается способным отследить происходящие в ней изменения, естественно и легко приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Изменения в общественной и социально-экономической жизни последнего десятилетия остро ставят задачу совершенствования системы коррекционного образования, где основное внимание должно быть уделено поиску путей и способов повышения эффективности коррекционной работы, в том числе и с детьми с умственной недостаточностью [19, С. 56].
Наиболее сложной категорией детей для включения в образовательное пространство являются дети с отклонениями в развитии. Среди них значительный процент составляют дети с умственной отсталостью, у которых вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития. В зависимости от сроков и тяжести этого поражения проявляется и различная степень умственной отсталости. Поэтому категория детей с нарушением интеллекта представляет собой весьма неоднородную группу с разным темпом, динамикой психофизического развития и потенциальными возможностями обучения в условиях коррекционно-педагогических воздействий [17, С. 62].
Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. Это определило актуальность темы, взятой для исследования.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
Объект исследования: психологический механизм совершенствования представлений об окружающем мире детей.
Предмет исследования: диагностика и коррекция представлений об окружающем мире при нарушениях интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
. Провести теоретический анализ особенностей формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
. Рассмотреть особенности нарушений формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
. Осветить методику для улучшения представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития и изучить ее коррекционно-развивающий потенциал.
При анализе литературы по теме были использованы такие источники, как монографии отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, статьи из периодических изданий посвященные теоретическим и практическим вопросам темы.
Логика исследования отражена в структуре работы: во «Введении» дается обоснование актуальности темы, причины проявления интереса к ней. Определены цель и задачи нашей работы.
В первой главе рассмотрены особенности формирования знаний об окружающем мире у детей с нормальным интеллектуальным развитием.
Во второй главе мы постарались рассмотреть особенности нарушений формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
В третьей главе нами предложены методы оценки нарушений формирования знаний об окружающем мире и способы коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием.
В работе также прилагается понятийный аппарат, список использованной литературы и «Приложения».
Формирование знаний об окружающем мире у детей с нормальным интеллектуальным развитием
Нарушение формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного с нарушением интеллекта
Методы оценки нарушений формирования знаний об окружающем мире и способы коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием
Заключение
Таким образом, одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы психолога является формирование представлений об окружающем мире. Их недостатки у детей с нарушениями интеллектуального развития общеизвестны. Улучшение качества таких представлений - одна из предпосылок успешной социализации. При этом необходимо обратить особое внимание на учет закономерности становления познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития. Возможны несколько путей их совершенствования. Первый - расширять знания об окружающем, преподнося их таким образом, чтобы активизировать мыслительные операции [22, C. 23 - 27]. Второй - использовать при формировании представлений информационные технологии [10, C. 61 - 66].
Психологическая коррекция недостатков познавательной деятельности детей - одна из основных профессиональных задач психолога специального образования. Но зачастую психолог вспомогательной школы подбирает материал для занятий, руководствуясь разработками для общеобразовательных учреждений. При этом в неполной мере учитывая закономерности становления познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития [9, С. 30].
Можно полагать, что ребенок сможет легче усваивать знания об окружающем мире, предлагаемые на уроках, при наличии дополнительной корекционно-развивающей работе психолога. В ходе занятий ребенку оказывается необходимая помощь в установлении связей и отношений между различными объектами окружающего.
Представления об окружающем мире улучшаются постепенно, по мере совершенствования познавательной деятельности [7, C. 47 - 53]. Вначале они отличаются неструктурированностью, означающей, что ребенок недостаточно осознает связи и отношения между отдельными объектами и явлениями, не может учесть их пространственно-временную организацию. Это находит отражение во фрагментарности, бедности и недостаточной адекватности имеющихся представлений. Затем такое осознание возникает. Это связывается с усложнением (дифференциацией) репрезентативных когнитивных структур [21].
Список использованной литературы
1. Бодалев А.А. Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания // Вопросы психологии. - 1979. - № 5.;
2. Вагнерова М. Психологическая проблематика детей с легкой дисфункцией мозга // Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. - М.: Медицина, 1986. 256 с.
. Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР/ А.Д. Вильшанская // Дефектология. - 2005. - № 2. - С. 57-65.
. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.4.
. Гамаюнова А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида/ А.Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 3. - С. 20-31
. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
. Домашкевич С.А. Функционально-уровневый подход к психодиагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии // Дефектология. 2005. № 4. С. 47-53.
. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5. С. 30-35.
. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире // Дефектология. 2006. № 2. С. 61-66.
. Курбанов Р.А. Опыт дифференциальной диагностики положительного морального поведения дошкольников // Психология личности: теория и эксперимент. - М.,
. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
13. Пиаже Жан Психология ребенка. 18-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 640 с.
14. Сергеенко Н.И. Общение с природой как средство коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями развития/ Н.И. Сергеенко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. - С. 22-25.
15. Слепович Е.С., Винникова Е.А. Становление социальных норм поведения у младших школьников с задержкой психического развития // Психологическая наука и общественная практика. Ч. 2. - Минск, 1993;
16. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 416 с.
17. Стреблелева, Е.А. Традиционные и новые организационные формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Дефектология. 2009. № 3. С. 62 - 67
. Субботинский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
. Унковская, Е.С. Уровень сформированности социально-бытовых навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2009. № 3. С. 58 - 62
20. Хайдарпашич М.Р. Изучение представлений детей о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» // Дефектология. - 2007. - № 2. - С. 58 - 66
21. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принципы дифференциации. М.: Столетие, 1997. - 470 с.
. Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений у младших школьников с трудностями в обучении // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2005. № 2. С. 23-27.
. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.; Воронеж, 1995.
. Якобсон С.Г., Шур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М., 1977.
Введение
В настоящее время жизнь меняется настолько быстро, что человек не всегда оказывается способным отследить происходящие в ней изменения, естественно и легко приспособиться к изменяющимся условиям жизни. Изменения в общественной и социально-экономической жизни последнего десятилетия остро ставят задачу совершенствования системы коррекционного образования, где основное внимание должно быть уделено поиску путей и способов повышения эффективности коррекционной работы, в том числе и с детьми с умственной недостаточностью [19, С. 56].
Наиболее сложной категорией детей для включения в образовательное пространство являются дети с отклонениями в развитии. Среди них значительный процент составляют дети с умственной отсталостью, у которых вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития. В зависимости от сроков и тяжести этого поражения проявляется и различная степень умственной отсталости. Поэтому категория детей с нарушением интеллекта представляет собой весьма неоднородную группу с разным темпом, динамикой психофизического развития и потенциальными возможностями обучения в условиях коррекционно-педагогических воздействий [17, С. 62].
Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. Это определило актуальность темы, взятой для исследования.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
Объект исследования: психологический механизм совершенствования представлений об окружающем мире детей.
Предмет исследования: диагностика и коррекция представлений об окружающем мире при нарушениях интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
. Провести теоретический анализ особенностей формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нормальным интеллектуальным развитием.
. Рассмотреть особенности нарушений формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
. Осветить методику для улучшения представлений об окружающем мире у младших школьников с нарушениями интеллектуального развития и изучить ее коррекционно-развивающий потенциал.
При анализе литературы по теме были использованы такие источники, как монографии отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия, статьи из периодических изданий посвященные теоретическим и практическим вопросам темы.
Логика исследования отражена в структуре работы: во «Введении» дается обоснование актуальности темы, причины проявления интереса к ней. Определены цель и задачи нашей работы.
В первой главе рассмотрены особенности формирования знаний об окружающем мире у детей с нормальным интеллектуальным развитием.
Во второй главе мы постарались рассмотреть особенности нарушений формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
В третьей главе нами предложены методы оценки нарушений формирования знаний об окружающем мире и способы коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием.
В работе также прилагается понятийный аппарат, список использованной литературы и «Приложения».
Формирование знаний об окружающем мире у детей с нормальным интеллектуальным развитием
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!