Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2020-03-31 | 119 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Правовой статус школьного экологического мониторинга (ШЭМ) устанавливается Целевой комплексной программой экологического образования населения. Положением о ШЭМ, утверждаемым Департаментом образования, другими документами, принятыми для ШЭМ в регионе. При наличии территориальной системы комплексного экологического мониторинга региона школьный экологический мониторинг может быть включен в нее в качестве подсистемы. Мониторинг проводится по единой для всего региона программе, с одинаковыми объектами контроля, методиками их исследований, одними и теми же принципами выбора контролируемой территории, с одинаковой периодичностью измерений и отчетности. Однако для сельских и городских школ могут применяться разные системы показателей с учетом особенностей их территорий [2].
По объектам наблюдения школьный экологический мониторинг совпадает с общим научным мониторингом: это мониторинг окружающей среды. Однако методы его должны быть доступны для школьников, а необходимое оборудование должно быть в наличии в школе. По масштабам наблюдения школьный экологический мониторинг в начальный период является локальным, затем о подключением нескольких школ переходит в районный и областной [28].
Исследовательская деятельность в рамках ШЭМ может проводиться на локальном уровне экологического мониторинга средними школами, специализированными гимназиями, лицеями, Дворцами и Домами детского творчества, эколого-биологическими центрами и другими внешкольными учреждениями, ученические коллективы которых по единой программе и в единые сроки под руководством учителей осуществляют наблюдения за окружающей природной средой – сбор, первичную обработку и хранение данных для их использования в системе регионального экологического мониторинга.
|
Организацией исследовательской работы учащихся в биологическом и химическом аспектах мониторинга руководят учителя биологии, экологии, химии, а в географическом – учителя географии.
Основными формами школьного экомониторинга в учебной деятельности являются: урок в виде практических или лабораторных работ, факультативные занятия, практикумы. Во внеклассной деятельности – кружки, научно-исследовательские группы, практикумы, летние экологические лагеря, экскурсии, экспедиции, конкурсы и олимпиады.
Для руководства экологической работой в школе целесообразно иметь экологический совет, формируемый на принципах добровольности и делегирования. В составе совета наряду с учителями желательно участие родителей, специалистов по экологии и школьников старших классов. Руководитель совета может быть выбран или назначен на основе взаимного согласия. Это может быть учитель биологии, экологии, географии или химии.
Материалы исследований по программе ШЭМ представляются в виде отчета – экопаспорта территории микрорайона школы. Экопаспорт выпускается с периодичностью один раз в год в 2-х экземплярах. Первый отчет должен представлять собой заполненный экологический паспорт по микрорайону школы с оценкой его экологического состояния на момент организации школьного мониторинга и начала участия коллектива школы в комплексном экомониторинге области. Эту оценку экологического состояния микрорайона следует считать своеобразной точкой отсчета, относительными контрольными показателями, с которыми можно будет сравнивать показатели состояния окружающей среды в последующие годы. Следующие отчеты будут представлять собой сведения за соответствующий год по тем же разделам паспорта (кроме общей характеристики микрорайона) с внесением всех показателей, даже если они и не изменились. Один экземпляр отчета остается в школе, а другой направляется в опорную школу района по экологической работе. Руководители опорных школ, собрав экопаспорта от всех школ района, направляют их в эколого-биологические центры школьников для анализа и обобщения результатов.
|
Методическая поддержка мониторинга должна осуществляться по линии департамента образования через учреждения повышения квалификации учителей, совместную научно-исследовательскую работу с кафедрами вузов, при участии региональных центров экологического образования населения и информационно-аналитических центров региональных госкомитетов по охране природы.
Методы и виды мониторинга
Существует несколько вариантов классификаций видов мониторинга в зависимости от принципов его назначения.
В зависимости от территории, охватываемой наблюдениями, или, иными словами, По масштабам анализируемой информации мониторинг подразделяется на три уровня: глобальный, региональный и локальный. Главной задачей глобального мониторинга является слежение за общемировыми процессами и явлениями, включая антропогенные воздействия на биосферу. Региональный мониторинг включает в себя слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Локальный мониторинг – это слежение за естественными природными явлениями и антропогенными воздействиями на небольших территориях.
Кроме того, в зависимости от объекта наблюдения различают мониторинг базовый (фоновый) и импактный. Целью базового мониторинга является слежение за общебиосферными явлениями в природной среде, не подверженной региональным антропогенным воздействиям. На глобальном уровне базовый мониторинг проводится на территориях биосферных заповедников – строго охраняемых больших участков, практически не испытывающих локальных воздействий деятельности человека. Импактный мониторинг – это мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и точках [2].
Другой способ различать мониторинг зависимости от объектов наблюдения подразделяет его на: мониторинг окружающей среды (атмосферного воздуха, воды, почвы) и биологический мониторинг (флоры и фауны) [28].
|
По целям, различают следующие виды мониторинга: учебно-познавательный; научно-исследовательский; диагностический; фоновый; контрольный; прогностический; проектировочный и другие.
По используемым для наблюдения методам различают мониторинг наземный и дистанционный. Дистанционный мониторинг – это совокупность авиационных и космических методов наблюдения. Наземный мониторинг осуществляется биологическими методами и физико-химическими исследования компонентов природной среды (атмосферный воздух, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, растительность, животный мир, наземные и водные экосистемы в целом), на которые распространяется антропогенное воздействие, то есть определяется, как биоиндикационный и физико-химический.
Биоиндикационные методы.
О возможности использования живых организмов в качестве показателей определенных природных условий писали еще ученые Древнего Рима и Греции.
В работах М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева есть упоминания о растениях указателях особенностей почв, горных пород и подземных вод.
В XIX в. С развитием экологии растений была показана связь растений с факторами окружающей среды. О возможности растительной биоиндикации писал геолог А.М. Карпинский. Почвовед С.К. Чаянов – использовал характер распределения растительных сообществ для составления почвенных карт, а геолог П.А. Ососков – геологических карт. Большой вклад в развитие биоиндикации внес русский ученый-почвовед В.В. Докучаев.
В начале XX в. под биоиндикацией понимали регистрацию наличия или отсутствия того или иного явления, отмечая в терминах “есть” - “нет”. В настоящее время для целого класса индикаторных видов растений и животных целесообразно говорить не только о наличии отсутствии фактора, но и о степени его влияния на природный комплекс. Разные степени влияния на окружающую природную среду, регистрируемые с помощью этих видов, позволяют ввести шкалу воздействий (например, нет воздействия – слабое – среднее – сильное). Наличие шкалы экологического фактора позволяет намного более верно оценивать исследуемую территорию.
|
Виды и методы биоиндикации.
По современным представлениям биоиндикаторы – организмы, присутствие, количество или особенности развития которых служат показателями естественных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания. Биоиндикация – метод, который позволяет судить о состоянии окружающей среды по факту встречи, особенностям развития организмов – биоиндикаторов или их отсутствия.
Условия, определяемые с помощью биоиндикаторов, называются объектами биоиндикации. Ими могут быть типы природных объектов (почва, вода, воздух), различные свойства этих объектов (механический, химический состав и др.) и определенные процессы (эрозия, дефляция, заболачивание и т.п.) происходящие, в том числе под влиянием человека.
При выборе биоиндикаторов один из крупнейших американских экологов Ю. Одум предлагает учитывать следующие соображения.
1. Стенотопные виды (приспособленные к существованию в строго определенных условиях), более редкие виды, как правило, являются лучшими индикаторами, чем эвритопные (широко распространенные, обладающие широким диапазоном экологической выносливости).
2. Более крупные виды являются обычно лучшими индикаторами, чем мелкие, так как скорость оборота последних в биоценозах выше, и они могут не попасть в пробу в момент исследований.
3. При выделении вида (группы видов), используемого в качестве индикатора воздействия того или иного фактора, необходимо иметь полевые и экспериментальные сведения о лимитирующих значениях данного фактора с учетом возможных реакций организма.
4. Численное соотношение разных видов (популяций или сообществ) более показательно и является более надежным индикатором, чем численность одного вида.
Биоиндикационные исследования подразделяются на два уровня: видовой и биоценотический. Видовой уровень включает в себя констатацию присутствия организма, а биоценотический учитываются различные показатели разнообразия видов, продуктивность данного сообщества.
Но современным представлениям биоиндикаторы - организмы, присутствие, количество или особенности, развития которых служат показателями естественных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания. Биоиндикация – метод, который позволяет судить о состоянии окружающей среды по факту встречи, отсутствия, особенностям организмов-биоиндикаторов.
Условия, определяемые с помощью биоиндикаторов, называются объектами биоиндикации. Существуют различные виды биоиндикации. Если одна и та же реакция вызывается различными факторами, то говорят о неспецифической биоиндикации. Если же те или иные происходящие изменения можно связать только с одним фактором, то речь идет о специфической биоиндикации. Например, лишайники и хвойные деревья могут характеризовать чистоту воздуха и наличие промышленных загрязнений в местах их произрастания. Видовой состав животных и низших растений, обитающих в почве, является специфическим для различных почвенных комплексов.
|
Методы биоиндикации подразделяются на два вида: регистрирующая биоиндикация и биоиндикация по аккумуляции.
Физико-химические методы. Наиболее доступным в школьных условиях является качественный анализ. Он всегда предшествует количественному, так как выбор метода количественного определения зависит от данных качественного анализа. Из количественных методов в школьной практике могут быть рекомендованы титриметрический (объемный), гравиметрический и метод визуальной колориметрии.
Гравиметрический метод. Суть метода – определение массы и процентного содержания какого-либо элемента, иона или химического соединения, находящегося в испытуемой пробе [2].
Наряду с методами и видами мониторинга следует сказать о типах программ школьного мониторинга. Научно-методический совет по экологическому образованию предлагает два типа программ школьного экологического мониторинга.
Общие программы. Они предлагаются как обязательные для всех школ. Основа их выполнения – комплексные знания по экологии, географии, биологии, физике и химии.
Таких программ три:
- фенологический мониторинг,
- мониторинг ландшафтов,
- мониторинг окружающего воздуха.
Конкретные программы мониторинга. Эти программы предлагаются как элективные – на инициативный выбор школами.
- гидрологический мониторинг (наблюдения за реками, озерами, ручьями, родниками;
- мониторинг леса (наблюдения антропогенных изменений лесных экосистем);
- популяционный мониторинг (наблюдения за сохранением популяций редких растений и животных, сохранением биоразнообразия в природе);
- мониторинг заказников и памятников природы (наблюдения за соблюдением охранного режима);
- мониторинг парков и скверов;
- мониторинг агроценозов (наблюдения за состоянием пахотных угодий, лугов и пастбищ);
- лихеноиндикация загрязнения атмосферного воздуха
- мониторинг жилых комплексов (наблюдения за изменением экологической обстановки в малых городах, ПГТ, селах, деревнях);
- эколого-демографический мониторинг на примере “малой родины” и др. [28].
Переходя к описанию конкретных методик, следует добавить, что согласно сложившейся школьной практике диагностика воздушного загрязнения проводится по состоянию сосновых сообществ, эпифитных лишайников, данным анализа снегового покрова, оценке запыленности листвы, кислотности осадков и автотранспортной нагрузки.
Исходя из этого и всего сказанного в п.2.3., для более подробного рассмотрения из ряда методов и конкретных программ школьного мониторинга мною выбраны следующие: лихеноиндикация загрязнения атмосферного воздуха (п.2.3.1.), мониторинг парков и скверов (п.2.3.2.); использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы (п.2.3.3.), оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки (п.2.3.4.)
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!