Малый бизнес в сфере услуг как объекта государственного стимулирования в условиях ХМАО-Югры — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Малый бизнес в сфере услуг как объекта государственного стимулирования в условиях ХМАО-Югры

2020-04-01 117
Малый бизнес в сфере услуг как объекта государственного стимулирования в условиях ХМАО-Югры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Малое предпринимательство несет особые функции в рыночной экономике: объединяет экономику, формирует в ней конкурентоспособные условия; гарантирует чувствительность экономики к новшествам; способствует созданиям условий для занятости населения и снижению уровня безработицы. Важная роль в обеспечении занятости населения принадлежит малому предпринимательству. Так, по информации, представленной губернатором Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Н.В. Комаровой на заседании Комиссии по вопросам социально-экономического развития автономного округа в декабре 2014 г., 90% вновь созданных постоянных рабочих мест в регионе приходится на субъекты малого бизнеса.

В 2015 году 12 136 представителей малого и среднего предпринимательства (за аналогичный период 2014 года - 10 810) получили поддержку, включающую консультационные услуги и участие в иных мероприятиях, проводимых организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства в автономном округе рамках реализации мероприятий Программы в том числе:

оказана поддержка по 219 предпринимательским проектам объёмом финансирования 228 528 190 рублей; я Субъектами, получившими поддержку, создано 445 рабочих мест. Создано малых предприятий - 95, в том числе молодёжью - 58.

Субъекты малого предпринимательства несут функцию «соединительной ткани» современной рыночной экономики. Они возникают там, где остальные предприятия неэффективны (местные «ближайшие» бензо заправка, магазин, кафе, цирюльня), а еще там, где другие компании не обеспечивают довольно индивидуализированного подхода к покупателю. Без маленьких компаний могла сформироваться «лоскутная» экономика, где одни потребности народонаселения удовлетворялись бы вполне, а другие нет. Напротив, поиск новейших потребительских запросов и постоянная адаптация к ним - база стратегии малого предпринимательства. В связи с этим, субъекты малого предпринимательства не занимаются планированием собственной деловой активности, а если и составляют план, то эластичный и краткосрочный. Под оказанием услуги современное отечественное гражданское законодательство понимает совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. На это указано в ст. 779 ГК РФ:

«По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Несколько иное понятие услуги установлено Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Так, в ст. 38 НК РФ указано, что:

«Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Таким образом, услуга представляет собой действие, осуществляемое по заказу и не имеющее во многих случаях материального результата.

Нужно отметить, что некоторые услуги все же могут иметь материальный результат, например услуги общественного питания, различного рода письменные консультации, некоторые виды медицинских услуг (протезирование), рекламные услуги и некоторые другие, но этому вещественному результату, как правило, предшествуют определенные действия, которые вместе с услугами составляют единое целое.

Оказание услуг - широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги: помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) - не требуют особых знаний и подготовки. Хотя уже в древности существовали люди и организации, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные, порой дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования.

В современной экономике услуга обычно противопоставляется товару. Услугу можно определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека. Хотя в обиходе, многие виды услуг ассоциируются у нас с товаром. Например, когда мы устанавливаем стационарный телефон у себя дома, мы подразумеваем наличие средства связи, а по сути - это всего лишь услуга, которую нам оказывает оператор связи. Еще один пример данного противоречия касается оказания туристических услуг - оплачивая туристический тур мы часто думаем, что приобрели особый вид товара - тур, путевку. На самом деле взаимоотношения таурагента и туриста касаются оказания услуг в сфере сервиса. Услуга не сохраняется отдельно от процесса ее предоставления, не может быть законсервирована как товар, хранящийся на складе.

Существует систематичная классификация услуг, которая делит их по принципу вещественности или невещественности на четыре класса:

.   Осязаемые действия, направленные на тело человека. Такие услуги оказывают здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе.

.   Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты. Это работа грузового транспорта, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, ветеринарные услуги.

.   Неосязаемые действия, направленные на сознание человека. Сюда относятся образование, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи.

.   Неосязаемые действия с неосязаемыми активами. Это могут быть банковские, юридические и консультационные услуги, страхование.

Активность мелких фирм на современном этапе развития экономики является принципиальной причиной повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства можно говорить о возможности страны адаптироваться к динамики изменений в мировой экономике. Особенно значимая роль субъектов малого предпринимательства состоит в формировании конкурентных отношений в развитии экономики. Мелкие независящие производители соперничают со вспомогательными подразделениями концернов и удачно вытесняют их из рыночной среды. Можно говорить о том, что малое предпринимательство выступает в роли скальпеля, срезающего малопроизводительные подразделения крупных игроков на рынке. В то же время мелкие фирмы слабы по отдельности, но совместно они представляют особую силу, способную повлиять на конъюнктуру рынка. Не будь неизменного конкурентоспособного давления со стороны мелких компаний, большие фирмы могли бы совместно увеличивать цены, и затормаживать развитие научно-технического прогресса, внедрение его достижений в производственную сферу. Субъекты малого предпринимательства в современной рыночной экономике, отлично удерживает тенденцию к застою, характерную для фирм-великанов.

Малые компании гибки и маневренны; они стремительно адаптируются к динамике изменений на рынке, оперативно реагируют на меняющиеся потребности клиентов, осваивая новейшие технологии внедряя инновационные методы производства. Развитие «малой экономики» содействует формированию конкурентоспособной среды; обширное распределение «небольших» компаний делает экономику более доступной к внедрению достижений научно-технического прогресса. Кроме того, субъекты малого предпринимательства осуществляют внедрение эффективных способов использования трудовых ресурсов, и способствуют созданию новых рабочих мест, в особенности в небольших и средних городках.

Для малого предприятия характерно:

) самостоятельность и свобода выбора в методах и способах ведения финансово-хозяйственной деятельности;

) невысокие экономические показатели: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);

) низкий показатель численности работающих.

Для экономики в целом деятельность малого предпринимательства является фактором повышения ее гибкости. Способность страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке обусловлена уровнем развития малого предпринимательства. Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства говорит об усилении роли малых предприятий в экономике. При большой доли малых предприятий и государственной поддержке малое предпринимательство является особым фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.

Не секрет, что в условиях рыночной экономики именно малые предприятия создают конкурентную среду в сфере торговли, услуг населению и др. Несмотря на сложности российского законодательства в области регистрации, налогообложения и представления отчетности малых предприятий сфера малого и среднего предпринимательства является привлекательной для людей, стремящихся организовать собственный бизнес и не располагающих достаточным количеством финансовых ресурсов. Проводя относительный анализ развития малого предпринимательства в передовых странах можно отметить некоторые специфические особенности. Так самый верно отработанный механизм развития малого предпринимательства наблюдается в США, Германии, Франции и Японии. Развитие сферы малого предпринимательства в данных странах базируется на:

) Серьезно проработанной законодательной базе. Во всех развитых странах наблюдается особый интерес правительства к разработке законов и актов, стимулирующих формирование подходящего климата для функционирования малого предпринимательства.

) Существенное воздействие оказывает финансовая поддержка малых предприятий со стороны государства. Без получения на льготных критериях денежных ресурсов, кредитов и субсидий удачно и в короткие сроки сформировать конкурентоспособный сектор малого предпринимательства не реально.

Также в отдельных странах присутствует государственная специфика стимулирования активности малых предприятий, а именно льготное кредитование за счет госбюджета и бюджетов муниципальных образований на региональном уровне, ссуды под нулевые проценты на покупку основных производственных фондов.

Государство стимулирует формирование дополнительных рабочих мест для квалифицированных кадров за счет дополнительных отчислений на зарплату за счет госсредств, лоббирует тенденцию по страхованию рисков в финансировании компаний внедряющих инноваторские технологии.

В США, в движение 2-ой половины ХХ - начала ХХI века было принято 8 законов, которые ориентированы на помощь малого предпринимательства, при этом они не противоречат друг другу: «Закон о малом бизнесе» - 1953 г., «Закон об инвестировании малой экономики» - 1958 г. и другие. Долгое время функционирует Администрация малого бизнеса (АМБ) - независящее агентство федерального правительства, которое обеспечивает информационную поддержку малого предпринимательства посредством консультаций, предоставлением финансовой поддержки, лоббирования интересов малого предпринимательства на рынке. Ведется функциональная работа в сфере упрощения доступа малых компаний к кредитным ресурсам методом предоставления кредиторам долговых гарантий.

В Великобритании активность малого предпринимательства стимулируется путем установления пониженной налоговой ставки, практикуется система отложенной оплаты счетов, реализуется механизм скидок при оплате просроченных ссуд. К тому же, возможно предоставление льгот по местным налогам. Применяются программы помощи в консультировании, рекламных исследованиях, созданию рабочих мест, привлечения молодежи на существующие вакансии в малом секторе экономики.

Интересный опыт поддержки малого предпринимательства в Японии. Ключевым законодательством является закон о МСП 1963 г.

В большинстве развитых стран формируются особые фонды поддержки программ по инвестированию в основные средства, предоставления субсидий либо фискальных льгот на инвестиции в сфере малого предпринимательства, льготных займов или дотаций. Причем в отдельных государствах (Италия, Франция и др.) небольшим компаниям возможно предоставление денежных средств на льготных условиях, в остальных (Великобритания, Голландия и др.) вероятна выдача гарантии под займы.

В тоже время, в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается тенденция переноса господдержки и бюджетных расходов на региональный уровень, ограничение непосредственной финансовой помощи и продолжение применения так именуемых «мягких», косвенных способов поддержки, подключая расширенное использование налоговых льгот, удаление административных барьеров, снабжение консультационными и информационными услугами.

 



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.