Биологические и психофизиологические концепции регуляции жизнедеятельности. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биологические и психофизиологические концепции регуляции жизнедеятельности.

2020-04-01 305
Биологические и психофизиологические концепции регуляции жизнедеятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Биологические и психофизиологические концепции регуляции жизнедеятельности.

Говоря о биологической регуляции, мы прежде всего подразумеваем нейрогуморальную регуляцию психической деятельности. Биологическое регулирование психической деятельности возможно, поскольку сама психика является функцией центральной нервной системы. Таким образом, при изменении состояния головного мозга, а также химического состава крови изменяется психическая деятельность человека. Основное правило саморегуляции, сформулированное П. К. Анохиным, заключается в запуске системы корректировочных действий при выработке акцептором результата действия сигнала рассогласования между тем, что должно быть, и тем, что получилось. Если параметры выполненного действия не соответствуют цели, то возникает отрицательное эмоциональное состояние. Оно создает дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью. Если же это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.

 

Непроизвольная регуляция высшей нервной деятельности представлена Л. П. Гримак в виде типологии бессознательной саморегуляции.

Первый тип бессознательной саморегуляции – отреагирование избыточной активности нервной импульсации мозга на периферию нервной системы, пронизывающую нервную ткань. Происходит в двух вариантах: Если мозговая активность настолько высока, что не может быть уравновешена в собственных системах мозга, то большая ее часть переключается на внешние двигательные и речевые реакции (по принципу центростремительного отреагирования). Возбужденный человек не может найти себе места, судорожно и хаотично двигается, оскорбленный, в ярости – кричит, крушит все и вся. Большинство же людей, соблюдая строгие правила поведения, остаются внешне спокойными, сдерживаются от проявления напряженного состояния. В этом случае избыток нервной энергии направляется к внутренним органам (по принципу центробежного отреагирования). Такой вариант отреагирования сильнее «бьет» по слабым органам и системам, так возникают предпосылки для возникновения психосоматических заболеваний.

Второй тип бессознательной саморегуляции реализуется с привлечением дополнительного притока в мозг нервной импульсации. В этом случае используются распространенные средства тонизирования – физическая нагрузка, воздействие на органы чувств, рецепторы кожи (музыка, душ, массаж).

Третий тип бессознательной саморегуляции уровня бодрствования – саморегуляция психического тонуса посредством изменения внешних условий. Включает многочисленные формы воздействия человека на внешние условия, которые посредством обратных связей, в свою очередь, оказывают стимулирующий или же тормозной эффект на психическую деятельность. Так, высокая продуктивность в трудовых коллективах связывается с благоприятным психологическим климатом.

Четвертый тип бессознательной саморегуляции используется тогда, когда первые три типа саморегуляции становятся недостаточными. Это происходит в ситуациях сильного эмоционального дискомфорта, кризисных ситуациях (стрессах, фрустрациях, конфликтах и др.), когда человек стремится к поиску и разрешению трудных проблем. Предназначение копингов состоит в том, чтобы помочь человеку справиться с ситуацией – ослабить, смягчить, избежать или привыкнуть к требованиям ситуации и таким образом преодолеть, совладать со стрессом или предохранить себя от стрессовой ситуации. Способы преодоления сложных кризисных ситуаций зависят от индивидуального опыта человека, а также от объективных условий ситуации.

Психологические концепции регуляции психической деятельности.

Биологические и психофизиологические концепции регуляции жизнедеятельности.

Говоря о биологической регуляции, мы прежде всего подразумеваем нейрогуморальную регуляцию психической деятельности. Биологическое регулирование психической деятельности возможно, поскольку сама психика является функцией центральной нервной системы. Таким образом, при изменении состояния головного мозга, а также химического состава крови изменяется психическая деятельность человека. Основное правило саморегуляции, сформулированное П. К. Анохиным, заключается в запуске системы корректировочных действий при выработке акцептором результата действия сигнала рассогласования между тем, что должно быть, и тем, что получилось. Если параметры выполненного действия не соответствуют цели, то возникает отрицательное эмоциональное состояние. Оно создает дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью. Если же это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.