Занятие третье «толерантность — ЧТО ЭТО?» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Занятие третье «толерантность — ЧТО ЭТО?»

2020-04-01 126
Занятие третье «толерантность — ЧТО ЭТО?» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи: познакомить учеников с понятием «толерантность»; обратить внимание на опасность стереотипов в восприятии событий и явлений; развить умения четко и быстро формулировать и излагать свои мысли.

Стимульный материал: блокнот на каждую мини-группу, шариковые ручки, листы бумаги (А4) и маркеры по количеству участников. При большом количестве участников их можно разбить на группы по 10—12 человек.

7) Ход занятия

Вводная часть:

Вступительное слово ведущего:

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем может быть знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования; и развития человеческого общества.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному.

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; В о французском — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском — готовность быть терпимым, снисходительность; в китайском — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском — способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). То есть толерантность — это способность допускать, принимать существование чего-то иного, кого-то не похожего на нас, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или кому-либо.

Основная часть:

Работа в микрогруппах:

Вопросы для обсуждения:

Какое из определений вам импонирует более всего?

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

Что объединяет и что разделяет разные определения?

Какими способами можно определить наличие толерантности у человека?

После обсуждения в микро-группах высказываются мнения ее представителями, затем заслушиваются индивидуальные мнения желающих.

Игра «Страны»

Ход—игры. Участники садятся в круг. У каждого из них есть по листу бумаги и маркеру. Один участник называет своему соседу любую страну, название которой тот записывает на листе бумаги. Так, по кругу, участники «раздают» друг другу зарубежные страны. Они не должны повторяться.

Когда у каждого из них на руках будет по листу с названием страны, дается задание: передавая листы соседям по кругу, написать к каждой стране по одной ассоциации. Таким образом, после выполнения задания при количестве участников 10 человек мы получаем 10 листов с названиями стран и набором из десяти ассоциаций к каждой стране. Обычно ассоциации участников являются наиболее широко распространенными стереотипами, связанными с конкретной страной. Например Италия - пицца, макароны, сапоги; Германия-Гитлер, фашизм, пиво, машины; Англия - пунктуальность джентльмен, Шерлок Холмс и т. д.

Далее зачитываются названия стран и список ассоциаций. Задача ведущего, проанализировав ассоциации участников, напомнить И м, что у каждой страны есть известнейшие культурные ценности: памятники архитектуры, произведения искусства, то есть показать однобокость и опасность стереотипного подхода к оценке явлений и вещей.

Следующий этап игры заключается в том, что ведущий задает себе роль. Он представляется участникам как иностранец, приехавший в Россию и называет им свои ассоциации, связанные с на званием нашей страны: матрешка, медведи, холод, угроза и т. д. Задача ведущего — описать свои ассоциации наиболее ярко и негативно. После этого он просит участников постараться переубедить его, почему он не должен относиться к России, руководствуясь только стереотипами. В ходе обсуждения участники приходят к выводу о необходимости более терпимого и внимательного отношения к различным культурам, нациям.

Заключительный этап:

Послеигровая рефлексия

Примерные вопросы для анализа:

Почему были названы именно такие ассоциации?

Что участники чувствовали, когда «иностранец» говорил о своих ассоциациях, связанных с Россией? Не было ли им обидно?

Каково же должно быть отношение к культурам других стран и народов?

Подведение итогов:

Заключительное слово ведущего о необходимости толерантного отношения к окружающим нас людям, напоминание о различных определениях толерантности и о присутствии этого слова во всех языках.

Например: «В каждом из определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Но каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать право других (иных) быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому.

Таким образом, толерантность — это условие нормального функционирования гражданского об ществ и условие выживания человечества.

Быть толерантным — это значит принимать как факт присутствие других людей с их идеями, деятельностью и образом жизни, это значит признавать, что все мы разные, и уважаем тех, кто не похож на нас».

Занятие четвёртое «Лично я иногда бываю интолерантным...»

Цель. Всесторонний анализ и эмоциональное отреагирование ситуаций, в которых сами участники тренинга чувствуют свою интолерантность.

8) Ход занятия

Основная часть: Принципиально важно в работе этого модуля обращение к личному опыту участников.

На начальных этапах работы мы предлагаем обсудить различия во мнениях участников и их аргументацию по ситуациям, которые могут быть представлены в форме парных обсуждений, презентаций и публичных выступлений, ролевых продолжений диалогов.

Заключительный этап: Завершается модуль подведением итогов и обсуждением возникших изменений. Важно отметить, что изменения могут быть зафиксированы не только в когнитивной сфере (новые аргументы, позиции, мнения, ценности), но и на уровне чувств и мотивов.

Блок II (когнитивный)

 

Теоретически предполагается, что интолерантность связана с возникновением угрозы идентичности. Опираясь на концепции Б. Берьесона, можно допустить, что достижение толерантности возможно, если подобрать в собственном репертуаре идентичностей более адекватное для конкретного взаимодействия личное основание для самоопределения. Причем, это можно научиться делать всегда, исключая, конечно, те ситуации, когда от другого человека исходит прямая физическая или моральная угроза (например, он ведет себя агрессивно, оскорбительно, дерзко).


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.