Анализ и предложения по налоговому стимулированию субъектов инновационной деятельности в Казахстане — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Анализ и предложения по налоговому стимулированию субъектов инновационной деятельности в Казахстане

2020-04-01 126
Анализ и предложения по налоговому стимулированию субъектов инновационной деятельности в Казахстане 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мировой опыт показывает, что для достижения инновационно-индустриального развития экономики необходим комплекс мер по осуществлению инновационной политики, включающий налоговое стимулирование, прямое государственное финансирование (инвестиционное участие или кредитование, гранты), способствование созданию отношений между рынком венчурного капитала и источниками научных разработок, технологий.

На данный момент в налоговом кодексе были предприняты некоторые мероприятия для стимулирования инновационной деятельности. Так, согласно общей части текущего налогового кодекса предусмотрены:

Вычеты по расходам на научно-исследовательские, проектные, изыскательские и опытно-конструкторские работы из налогооблагаемой базы;

В статье 231 Налогового Кодекса РК предусмотрено освобождение от НДС научно-исследовательское услуги и работы, осуществляемые в рамках государственного заказа;

С 1 января 2004 года будут введены в действие новые положения, которые предусматривают особый режим налогообложения предприятий осуществляющих деятельность в специальных экономических зонах (СЭЗ). Особый режим предполагает снижение суммы корпоративного подоходного налога на 50%, освобождение от уплаты налога на имущество, освобождение от уплаты земельного налога, освобождение от НДС. Согласно статье 140.1 Налогового Кодекса организациями, осуществляющими деятельность на территориях СЭЗ, признаются юридические лица, соответствующие одновременно следующим условиям:

а) состоят на регистрационном учете в налоговых органах на территориях специальных экономических зон;

в) не имеют структурных подразделений за пределами территорий специальных экономических зон;

с) не менее 90 процентов совокупного годового дохода которых составляют доходы, подлежащие получению (полученные) в результате осуществления на территории специальной экономической зоны следующих видов деятельности, соответствующих целям создания специальной экономической зоны:

проектирования, разработки, внедрения, опытного производства и производства программного обеспечения, баз данных и аппаратных средств;

создания новых информационных технологий на основе искусственных иммунных и нейронных систем;

проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и внедрению проектов в области информационных технологий.

Кроме того, в Налоговом Кодексе предусмотрено применение инвестиционных налоговых и таможенных преференций, которые в совокупности предоставляют на определенный срок юридическим лицам, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта, права дополнительных вычетов из совокупного годового дохода, освобождение от уплаты земельного налога, освобождение от уплаты налога на имущество, освобождение от уплаты таможенных пошлин;

Как показывает мировой опыт, прямое государственное финансирование является более эффективным, чем налоговое стимулирование, если целью государственной политики предполагается увеличить объем НИОКР, технологий и ноу-хау. Прямое финансирование расширяет НИОКР на долю каждой единицы суммы инвестиций государства, тогда как налоговое стимулирование в виде налоговых льгот производит меньший эффект на каждую единицу льгот.[5]

Однако если государственная политика направлена на достижение большего объема коммерциализации новых технологий, процессов и услуг, то именно налоговое стимулирование имеет большее преимущество перед прямым финансированием. Как показывает опыт, успех коммерциализации зависит от хорошего понимания рынка и дополнительные налоговые льготы дают возможность предпринимателям вместо государственных институтов развития принимать самостоятельные инвестиционные решения.

Таким образом, основные инвестиционные риски будут отражаться на ресурсах предпринимателей, а не налогоплательщиков в целом. Кроме того, существует риск того, что прямое государственное финансирование в различных формах будет способствовать неоптимальному и неэффективному распределению ресурсов среди основных секторов экономики. Объем прямого государственного инвестирования считается менее предсказуемым из-за ежегодного колебания заложенного объема инвестирования в бюджете государства.[6]

Вместе с тем, существуют некоторые негативные моменты налогового стимулирования. Так, согласно эмпирическим данным, к общим недостаткам налогового стимулирования в развивающихся странах и странах членах ОЭСР относят следующее[7]:

трудно дать полное, ясное определение НИОКР и отделить такие расходы от обычных, рутинных расходов которые по определению не могут называться инновационными;

частные венчурные инвестиционные ресурсы, стимулируемые, налоговыми льготами не всегда направляются на желаемые для государства и общества объекты;

Ряд тенденций общих для развивающихся стран и стран членов ОЭСР в области налогового стимулирования заключаются в следующем:

около половины стран предусматривают дополнительные льготы в виде налоговых зачетов по расходам на НИОКР от суммы корпоративного подоходного налога;

снижение ставок корпоративного подоходного налога, а также временное освобождение от уплаты подоходного налога;

применение простой, дифференцированной системы зачетов налоговых обязательств (например, корпоративный подоходный налог и/или НДС) исходя из соотношения капитальных вложений, расходов по научно-исследовательским, проектным, изыскательским и опытно-конструкторским работам к общим, другим капиталовложениям, расходам;

полное или частичное отнесение на вычеты расходов по НИОКР;

применение полной или частичной капитализации расходов на НИОКР;

применение дифференцированной системы зачетов налоговых обязательств исходя из соотношения НИОКР капитальных вложений;

ускоренная амортизация;

перенос убытков от инновационной деятельности на длинные периоды времени;

освобождения оборотов по НДС для предприятий со значительными расходами и капиталовложениями по НИОКР;

освобождение от импортных тарифов и НДС по импортируемым оборудованиям, технологиям и товарам, используемым в инновационной деятельности;

растет число стран, где налоговое стимулирование по НИОКР дополнительно предоставляется на национальном и региональном уровнях.

В качестве примера ниже приводится таблица по налоговым политикам в некоторых развивающихся странах[8] касательно расходов на научно-исследовательские, проектные, изыскательские и опытно-конструкторские работы:

 

Таблица 6. Налоговое стимулирование зарубежных стран.

Страна Определение НИОКР для целей налогообложения Вычет от налогооблагаемого дохода (%) Ставка налогового зачета по НИОКР (%) Ставка амортизации по капитализированным НИОКР (%)
Бразилия НИОКР в индустрии информационных технологий 100 Нет 100
Индия Расходы на научные исследования или разработку ноу-хау 100 Нет 100 (кроме земли)
Корея Научно-исследовательские расходы 100 10-25 18-20
Мексика НИОКР 100 Нет Методом равномерного распределения сроком на 3 года
Сингапур НИОКР кроме расходов в социальной отрасли, рутинных расходов по контролю над качеством продукции. 100 Дополнительный вычет НИОКР на 200%, вместо налоговых зачетов Ставка амортизации обычная
ЮАР Расходы на научные исследования или разработку ноу-хау, технологий 100 Нет 25
Тайвань Расходы на научные исследования или разработку ноу-хау, технологий 100 15 Ставка амортизации обычная

 

Наряду со многими преимуществами и недостатками налогового стимулирования мировой опыт показывает, что для достижения инновационно-индустриального развития экономики необходим комплекс мер по осуществлению инновационной политики, включающий налоговое стимулирование, прямое государственное финансирование (инвестиционное участие или кредитование, гранты), способствование созданию отношений между рынком венчурного капитала и источниками научных разработок, технологий.

Учитывая мировой опыт в области налоговой политики направленной на поддержание инновационной деятельности и текущее состояние налогового стимулирования в Казахстане, предлагаем предусмотреть такие дополнения и изменения в нормах налогового законодательства, которые будут распространяться на всех субъектов инновационной деятельности, независимо от того зарегистрированы они в СЭЗ или нет. Данные субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и (или) исполнителей инновационных проектов и программ, инвесторов, потребителей инноваций, а также организаций, обслуживающих инновационный процесс и содействующих освоению и распространению инноваций.

Таким образом, ниже приводятся некоторые предложения направленные на стимулирование инновационной деятельности путем снижения налоговой нагрузки:

Относительно субъектов инновационной деятельности являющимися исполнителями и/или потребителями инновационного проекта:

Уменьшение ставок корпоративного подоходного налога и/или временное освобождение от уплаты налога (с условием, например, если предприятие реинвестируют 70-90% от чистого дохода в инновационную деятельность; выпуска экспортируемых изделий, которые составят, по меньшей мере, 40-50% от общей стоимости производимых товаров и т.д.).

Так как инновационная деятельность предполагает большой риск, кредитные учреждения в кредитовании инновационных проектов, соответственно, будут добавлять значительную маржу на кредитные ставки. Поэтому, в статье 94.2 Налогового Кодекса РК необходимо рассмотреть возможность увеличения максимально допустимого размера вычетов из налогооблагаемого дохода по кредитным (займовым) вознаграждениям, в том числе по финансовому лизингу, долговым ценным бумагам юридических лиц, занимающихся инновационной деятельностью.

Применение простой, дифференцированной системы зачетов налоговых обязательств (например, корпоративный подоходный налог и/или НДС) исходя из соотношения капитальных вложений, расходов по научно-исследовательским, проектным, изыскательским и опытно-конструкторским работам к общим, другим капиталовложениям, расходам. Под налоговым зачетом следует понимать 1) простой метод - стоимость приобретаемой техники, оборудования, технологии, расходов на НИОКР вычитаемую из суммы корпоративного подоходного налога. Однако, размер скидки будет устанавливаться в процентах от стоимости внедряемых технологий, оборудования; 2) дифференцированный метод – применение пропорционального снижения части налоговых обязательств (например, корпоративный подоходный налог и/или НДС) в зависимости от соотношения капитальных вложений от общего объема капитальных вложений. Надо учесть, что первый метод налогового стимулирования содержит несложный процесс администрирования налоговыми органами. В целом, предприятия будут иметь больше средств для своего роста за счет снижения фактической уплаты налоговых обязательств по подоходному налогу и/или НДС.

Кроме того, для стимулирования увеличения расходов на НИОКР предприятий можно предусмотреть предоставление права уменьшения суммы корпоративного подоходного налога на сумму прироста размера расходов на НИОКР. В применении данного механизма налогового стимулирования необходимо рассмотреть такой момент, как порядок определения базового года с расходами на НИОКР в котором будут сравниваться расходы на НИОКР в последующие годы. Также нужно рассмотреть ограничение в виде стоимостного и/или процентного предела прироста затрат на НИОКР по сравнению с уровнем затрат базового года, вычитаемый из суммы корпоративного подоходного налога отчетного года;

Во избежание риска злоупотребления этими налоговыми льготами в целях уклонения от уплаты налогов можно установить определенные ограничения по применению льготы. Например, зачет за налоговый год не должен быть больше 20% от суммы корпоративного подоходного налога;

Для того, чтобы данная льгота была направлена на стимулирование разработки, производство и приобретения технологий и оборудования с определенными техническими характеристиками (энергосбережение, основание на вторичном производстве, возможность использования в перспективных отраслях) и в Казахстане, можно предусмотреть такие дополнительные условия по предоставлению налоговой льготы, как например, технические характеристики, типы оборудования, технологий, страна происхождения.

Применения более высоких ставок амортизаций для отсрочки уплаты подоходного налога (нынешняя максимальная ставка амортизации в Казахстане – 25%).

Перенос убытков, связанных со значительными расходами и/или капиталовложениями по научно-исследовательским, проектным, изыскательским и опытно-конструкторским работам, от инновационной деятельности на более длинный период. В нынешнем Налоговом Кодексе предусмотрено, что убытки от предпринимательской деятельности, а также убытки от реализации зданий, строений, сооружений, использованных в предпринимательской деятельности налогоплательщика, переносятся на срок до трех лет включительно для погашения за счет налогооблагаемого дохода последующих налоговых периодов. Следует ожидать, что предприятие занимающиеся разработкой и реализацией технологий будет в первые годы нести только убытки. Сейчас согласно Налоговому Кодексу РК только «убытки, образующиеся в связи с деятельностью, осуществляемой по контрактам на недропользование, переносятся на срок до семи лет включительно». Учитывая то, что для Казахстана согласно «Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 года» приоритетность отдается развитию высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью над сырьевым сектором, мы предлагаем увеличить срок переноса убытков как минимум на семь лет. Кроме того, согласно Налоговому Кодексу не переносятся убытки, связанные с применением двойной ставки амортизации по оборудованиям, впервые введенным в эксплуатацию, что согласно нашему мнению, в конечном счете, не будет способствовать обновлению производственных фондов и повышению конкурентоспособности отечественных предприятий.

Полное и/или частичное освобождение (на определенный период) от НДС оборотов связанных с реализацией «инновационных товаров (работ, услуг)». Необходимо введение понятия «реализация инновационных товаров (работ, услуг)» или ввести в Налоговом Кодексе РК такое понятие как «реализация результатов инновационного проекта».

Снижение (на определенный период) и/или применение дифференцирования ставок, в зависимости от соотношения капитальных вложений, расходов по научно-исследовательским, проектным, изыскательским и опытно-конструкторским работам к общим, другим капиталовложениям, расходам по налогу на имущество для юридических лиц, занимающихся инновационной деятельностью.

Снижение (на определенный период) ставок по земельному налогу для юридических лиц, занимающихся инновационной деятельностью.

Снижение (на определенный период) ставок по социальному налогу в зависимости от соотношения сотрудников предприятия непосредственно занятых в осуществлении инновационного проекта к общему количеству сотрудников.

Освобождение от импортных тарифов и НДС по импортируемым оборудованиям, технологиям и товарам, используемым в инновационной деятельности.

Относительно субъекта инновационной деятельности являющимися инвесторами инновационного проекта:

Рассмотрение возможности снижения и/или применения нулевых ставок (на определенный период) по налогу на прирост стоимости акций или доли участия в инновационных проектах, юридических лицах занимающихся инновационной предпринимательской деятельностью (вместо налоговой ставки- 15%);

Рассмотрение возможности снижения и/или применения нулевых ставок (на определенный период) по налогу на дивиденды акций или доли участия в инновационных проектах, юридических лицах занимающихся инновационной предпринимательской деятельностью (вместо налоговой ставки- 15%);

При реализации этого плана по налоговому стимулированию инновационной деятельности очень важно оценить нагрузку на республиканский бюджет в следствии применений льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности. Однако, при сравнительно большом негативном эффекте в краткосрочном периоде от снижения налоговых поступлений, в долгосрочном плане следует ожидать большой позитивный мультипликативный эффект в экономическом развитии от снижения налогового бремени субъектов инновационной деятельности в целом.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.