Теоретические основы изучения причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Теоретические основы изучения причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу

2020-04-01 217
Теоретические основы изучения причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретические основы изучения причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу

 

Выводы по теоретической части

 

. На границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения.

Основные признаки происходящих с младшими подростками изменений описаны в известном исследовании Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой и касаются:

· учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию;

· общения с товарищами, которое становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе;

· взросления как новообразования младшего подросткового периода - специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости»;

· овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

. Для определения причин школьной неуспеваемости необходимо учитывать несколько факторов - это общие показатели здоровья ребенка, группа здоровья, наблюдения у специалистов, социальную ситуацию развития ребенка, особенности детско-родительских отношений, взаимоотношения «учитель - ученик», адекватность требований взрослых психическим и физическим возможностям ребенка.

. Процесс обучения в 5-7 классе связан с выраженной перестройкой в деятельности основных физиологических систем организма ребенка, когда учебная работа и умственная активность сопровождается высоким функциональным напряжением. Это может проявляться в повышенной утомляемости, в усилении импульсивности, в снижении произвольности психических процессов.

. Поведение школьника характеризуется эмоциональной неустойчивостью, неуправляемостью, снижением работоспособности. В основе таких наблюдаемых изменений лежат мощные биологические перестройки, сопровождающиеся снижением самоконтроля. Одновременно возрастает потребность в самоутверждении, ответные реакции импульсивны, снижена адекватность оценки своего поведения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что одной группой причин школьной неуспеваемости могут быть психофизиологические возрастные или индивидуальные особенности.

Внимание мышление школьный неуспеваемость


Эмпирическое исследование проблемы

 

Планирование эксперимента и особенности выборки

 

Процедура исследования проходила в два этапа:

1. Знакомство с классным руководителем и учениками;

2. тестирование;

Таким образом, решение задач данного исследования осуществлялась по следующим направлениям:

. Выявление уровня тревожности школьников.

. Определение степени развитости логического мышления школьников.

. Определение уровня внимания школьников.

Обследуемые дети, к тестированию, отнеслись положительно. Администрация школы и родители были заинтересованы в полученных результатах.

Результаты проведенных обследований фиксировались на регистрационных листах. Для удобства обобщения материалов исследования данные обследования заносились в сводные ведомости.

Затем в ПЭВМ, с целью формирования базы данных и последующей математико-статистической обработки.

Результаты экспериментального исследования были подвергнуты математико-статистической обработке с помощью интегрального анализа.

Анализ данных полученных в ходе эмпирического исследования

Выводы

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

1. Среднегрупповое значение концентрации внимания и переключаемости среди испытуемых в норме.

2. Школьная тревожность в среднем по группе повышена, особенно по трем факторам: 1 - общая тревожность в школе, 4 - страх самовыражения, 6 - страх не соответствовать ожиданиям окружающих. И высокая степень тревожности по 5 фактору - страх проверки знаний т.е. ситуацию проверки знаний можно рассматривать как групповую тенденцию.

.   Среднегрупповое значение логичности мышления ниже среднего уровня.

.   Интегральный анализ полученных данных показал, что среди испытуемых в группе выявлены учащиеся с высоким уровнем внимания и мышления и с низким уровнем тревожности, также часть обследованных попали в группу риска - у них наибольшее количество показателей имеют низкие значения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что при переходе школьников из начальной школы в среднюю, повышается порог тревожности, что влияет на психические функции (мышление, внимание) частично подтвердилась.

 


Заключение

 

О том, что образование и развитие - процессы взаимосвязанные, но не тождественные, знают почти все последователи Л.С. Выготского. Однако частые повторения этой истины не спасают от постоянного перепутывания обучения и развития в ситуациях практического действия. Ярчайшим примером такой путаницы является проблема перехода с одной образовательной ступени на другую. Если пятиклассники с удовольствием работают на уроках и дружно играют на переменах, то педагоги и школьные психологи с умилением говорят о зрелом детстве, счастливо сочетающем доверчивость и самостоятельность. Если же в V классе начинаются дисциплинарные проблемы и резко падает интерес к учению, те же учителя и психологи разводят руками и многозначительно говорят о начале подросткового кризиса. Оба суждения о возрастной принадлежности пятиклассников российских школ с одинаковой (не)справедливостью высказываются относительно десяти-одиннадцатилетних школьников.

Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризиоом(иногда вплоть до мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позицией исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы.

Симптоматика кризиса:

Отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности её посещения, нежелание выполнить учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешный оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается. Преодоление же проблемы школьной неуспеваемости требует больших усилий.

Э.И. Моносзоне сформулировал дидактические основы преодоления неуспеваемости следующим образом: он подчеркивал важность диагностики каждого конкретного случая неуспеваемости и разработки на этой основе индивидуальной системы мер повышения уровня знаний. Основное внимание он рекомендовал уделять развивающему обучению, развитию разнообразных форм и методов, организацией самостоятельной работы детей в процессе обучения.

То, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли на начальных этапах учения заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный, а следовательно и враждебный ему школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов, от отношения ребенка со сверстниками, от личностных особенностей самого ребенка, от атмосферы в стенах школы. Лишь при помощи целостной системы совместной деятельности педагогов, психологов, родителей, самого ребенка, с опорой на помощь психологов, а при необходимости врачей-специалистов можно добиться успехов.

Не решенная вовремя проблема школьной неуспеваемости приводит к нарушениям в нормальном развитии ребенка. Ребенок, который долгое время испытывал трудности в обучении не уверен в себе, в своих силах. Эта неуверенность может повлечь за собой снижение самооценки, снижение уровня притязаний, интереса, отказу от какой-либо деятельности, к отклоняющемуся поведению. Поэтому крайне важно помочь ребенку на начальных этапах возникновения этой проблемы. Легче принять меры по предотвращению развития школьной неуспеваемости, чем в дальнейшем преодолевать её.

 


Литература

 

1. Активные методы в работе школьного психолога: Сб. научн. тр. / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Изд-во АПН СССР, 1990.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2000.

.   Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.,1986. - С.207

.   Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: АПН РСФСР, 1959.

.   Выготский Л. С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте // Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

.   Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. Соч. Т.4 / Под ред. Д.Б.Эльконина. - М.,1984.

.   Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969. - № 1.- С. 15 - 25.

8. ДавыдовВ.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. №3-4. С. 14-19.

.  Калмыкова З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога / Сер. «Педагогика и психология». - № 3. - М.: Знание, 1982.

10. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988.

.   Копорулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н.О. Психологический словарь. - Издательство: Феникс, Торговый Дом, 2004 г

.   Круглова Н.Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения: Методическое пособие. - Издательство: Вербум-М. - 2004.

.   Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением: Дисс. … канд. психол. наук. - М., 2001.

.   Орлова Л. В. Интеллектуальная пассивность учащихся // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 45 - 51.

.   Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. - M.: Владос, 2002.

.   Соcова Н.Л. В пятый раз - в первый раз: пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-11 лет. - СПб., 2001.

.   Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психол. наука и образов. 2000. - № 2. - С. 45-67.

.   Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники - «ничья земля» в возрастной психологии. // Вопросы психологии. - 1998. - № 3.- С. 17-30

.   Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М. - Рига, 1995.

.   Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С.60-77.

.   Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967.

 


Приложения

 

Приложение 1

 

«Корректурная проба»

 

Источник - «Психологические тесты.» под. ред. А. А. Карелина. Москва, Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2005 год.3

Назначение - Выявление устойчивости внимания и способности к его концентрации.

Возраст испытуемых от 7лет(верхние границы не указаны).

Стимульный материал - Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. 5. Инструкция- «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы- 5 минут».

Процедура исследования - Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время 5 мин.

Интерпретация - Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация- по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются 2 показателя.

Норма объема внимания - 850 знаков и выше, концентрация внимания- 5 ошибок и менее.

Достоинств а методики - Удобство и экономичность в проведении обследования т.к. методика может использоваться как в группе, так и индивидуально.

 


Приложение 2

 

«Диагностика уровня школьной тревожности»

 

Автор - Филлипс

Источник- Книга «Тестирование детей». Составитель В.Богомолов. Ростов - на - Дону, изд-во «Феникс», 2005.

Назначение методики - Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Инструкция - «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны». Процедура исследования - Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». Обработка и регистрируемые показатели - При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% - о высокой тревожности;

2) число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Интерпретация диагностируемых показателей - Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов(факторов) и их количеством.

Приложение 3

 

Интегральная таблица

Результаты диагностики влияния тревожности на психические функции (внимание, мышление), в процессе обучения, у учеников среднего школьного возраста

имя возраст

внимание

мышление

тревожность

    концентрация внимание логичность 1 2 3 4 5 6 7 8
Катя 11,2 I I III III III II II II III III III
Матвей 11,2 III III II III III II I II I III II
Али 11,З I I II II II II I III II II II
Адриан 11,5 I I II II II II III II II I I
Герман 10,З III II II I I I I I I I II
Никита 10,4 II II III I III II I I I II II
Никита 11,1 I II II I I III III I II II III
Алена 10,8 III II II I II II III II I II I
Саша 10,9 III II II III III III II III III I III
Женя 10,6 III III II I II II III III II I II
Марина 11,11 II II III III III II III III III III II
Катя 11,9 III III II II III II III II II I II
Данил 11,6 I I I I I I I I I I I
Женя 11,6 I II I I II I I II I II II
Саша 10,6 I II II II II III II II III II III
Слава 11,8 II II III III II III III III II III III
Данил 10, 8 I I III III I I II III III I I
Надя 11,1 I II I II II III III III II II II
Аня 10,11 II I I I II II III II II I II
Вика 11,2 I I I II III II I I III II III

 

Теоретические основы изучения причин и форм школьной неуспеваемости, при переходе из начальной школы в среднюю школу

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.