Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-03-31 | 448 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Сознательный звуковой анализ и синтез способствует, с одной стороны, развитию понимания речи, а с другой - оказывает положительное влияние на овладение грамотой (Р.Е. Левина).
На этом этапе ребенок должен овладеть навыками вычленения первого или последнего звука; определения места звука в слове (в начале, середине, конце); определения звука перед выделенным или после него; последовательности звуков в слове; определения количества звуков или слогов в словах.
Традиционная методика по формированию навыка звукового анализа и синтеза может быть представлена алгоритмом:
- анализ ряда гласных звуков;
слогов, состоящих из гласного и согласного звуков;
согласных звуков;
слов различной слоговой структуры (Г.А. Каше, Г.В. Чиркина).
Были выделены два этапа обучения звуковому анализу:
) подготовка к звуковому анализу и синтезу, что предполагает различные операции на уровне предложения (определение количества слов и их порядка в предложении, составление схем предложений);
2) звуковой анализ и синтез, предполагающий операции на уровне звука.
При обучении звуковому анализу и синтезу слова была определена такая последовательность работы:
- определение количества слогов в словах разной сложности;
выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;
выделение из слога гласного, затем согласного звука;
выделение первого, последнего звука в слове;
выделение слова с предложенным звуком из группы словили из предложения;
определение места, количества, последовательности звуков в слове;
творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
Работа первоначально проводится с опорой на вспомогательные средства (зрительные образы, выполнение движений). Затем на основе переноса полученных навыков во внутренний план - с опорой на слухо-произносительные представления ребенка, т.е без вспомогательных средств.
|
Звуковой анализ и синтез проводится только на материале слов с правильно произносимыми звуками.
Во второй главе курсовой работы мы применили полученные теоретические знания на практике. В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1) своевременное выявление, изучение, профилактика и коррекция фонематических нарушений у детей с ЗПР в дошкольном возрасте являются необходимыми условиями подготовки этой категории детей к школьному обучению;
) при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей 5 и 6 лет педагоги используют различные игровые приемы;
) развитие звукового анализа должно протекать систематически и последовательно;
4) нарастание трудностей в развитии звукового анализа должно протекать постепенно.
5) к речевому материалу для звукового анализа в логопедии предъявляют особые требования: необходимо учитывать не только постепенное усложнение слоговой структуры слова, но и подбор его звукового состава.
) фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции.
) этапы развития фонематического восприятия: развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха, развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза
Заключение
Итак, в заключение проделанной нами работы хотелось бы подвести итоги. Обобщив изложенную информацию, необходимо выделить главные моменты, касающиеся ЗПР.
Изучением задержки психического развития занимались многие отечественные и зарубежные авторы, которые внесли огромный вклад в понимание данной проблемы (И.В.Беликова, Т.А. Власова, Ю.Г.Демьянова, Т.В. Егорова, Л.М Жаренкова, В.А.Ковшиков, М.С Певзнер, Н.Г. Поддубная, Т.А. Стрекалова, У.В. Ульенкова, и др.)
|
Задержка психического развития (ЗПР) - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемостью в интеллектуальной деятельности.
Причины возникновения ЗПР можно разделить на две большие группы: причины биологического характера и социально - психологического.
Существует множество классификаций ЗПР различных авторов. Различаются они критериями, которые положены в основу классификаций (этиология, патогенез, особенности обучения и т.п.).
У детей с ЗПР так или иначе страдает формирование всей психической сферы. У таких детей обнаруживаются нарушенными познавательные процессы, которые играют ведущую роль в процессе обучения ребенка. У детей с ЗПР также часто обнаруживается патологическое развитие личности, негативизм, особенно речевой, замкнутость, агрессивность, социально неприемлемое поведение. Или же наоборот, дети плаксивы, вялы. Все дети с ЗПР быстро истощаемы, они требуют постоянной смены вида деятельности и частых подкреплений деятельности со стороны взрослого (создание мотивации, интересные задания, поощрение, моменты соревновательности между детьми и т.д.).
У всех детей с ЗПР нарушается формирование фонематических процессов, что в общей совокупности нарушений оказывает негативное влияние на дальнейшее обучение таких детей (особенно при начале обучения чтению и письму).
Коррекционное воздействие, направленное на формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР, должно осуществляться во взаимосвязи с диагностикой и ведущими методами для формирования данной сферы. Оно должно учитывать все присущие детям с ЗПР особенности, особенности возрастные и, несомненно, индивидуальные.
Учет всех выше перечисленных фактов, безусловно, окажет лишь положительное влияние на процесс формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР.
|
логопедический фонематический психический коррекция
Библиографический список
1. Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях/ М. М. Аманатова //Логопедия. - 2007. - N 1. - С. 20-27
. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с ЗПР/ Н.И. Буковцева // Практическая психология и логопедия. - 2004. - N 2. - С. 47-52.
. Буслаева Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта/ Е.Н. Буслаева // Дефектологияия.-2002.-N2.-С.17-24.
. Буслаева Е. Н. Фонематическое развитие умственно отсталых учащихся младших классов/ Е. Н. Буслаева // Коррекционная педагогика. - 2004. - N 3. - С. 47-53.
. Бушуева Л. С. Игра как средство развития фонематического слуха/ Л. С. Бушуева //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - N 3. - С. 38-42.
. Воеводина Е. С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) / Е. С. Воеводина // Школьный логопед. - 2006. - N 6. - С. 61-68.
. Горчакова А. М. Игровые упражнения по формированию фонематических представлений у детей дошкольного возраста с ОНР/ А. М. Горчакова, Ю.А. Трефилова//Логопед в детском саду. - 2004. - N 1. - С. 58-59.
. Горчакова А. М. Принципы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с недоразвитием речи / А. М. Горчакова //Логопед в детском саду. - 2004. - N 3. - С. 4-16.
. Горчакова А. М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / А. М. Горчакова //Практическая психология и логопедия. - 2006. - N 5. - С. 5-12.
. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ О.Н. Жовницкая //Начальная школа. - 2001. - N11. - С. 41-46
. Иванова С.В. Развитие фонематических процессов у детей с ЗПР. Усвоение темы «Мягкость и твердость согласных звуков» с применением «полезных моделей» / С.В. Иванова // Школьный логопед. - 2006. - N 2. - С. 33-47.
. Иванова С.В. Развитие фонематического восприятия у детей с ЗПР/ С.В. Иванова // Логопед. - 2006. - N 2. - С. 110-123.
. Карельская Е. Использование символов в работе над звуками/ Е.Карельская // Дошкольное воспитание. - 2000. - N 1. - С. 23-33.
|
. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось-89
. Кудрова Т. И. Фонематическое восприятие и письмо/ Т. И. Кудрова //Логопед в детском саду. - 2006. - N 6. - С. 22-27.
. Кудрова Т. И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей / Т. И. Кудрова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - N 2. - С. 51-53.
17. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н.Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пос. для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987.
18. Лалаева Р. И. Коррекция нарушений чтения и письма/ Р.И. Лалаева, О. С. //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда.-М., С. 97-169.
.Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн.5. ФФНР и ОНР. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью: Пособие для вузов / Под ред. Л. С. Волковой.-М.: ВЛАДОС, 2003.-479
. Мещерякова Л. В. Нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков и их коррекция у дошкольников/ Л. В. Мещерякова //Логопед. - 2006. - N 4. - С. 42-49.
. Пожарская И. Л. Предупреждение дисграфии у учащихся с фонетическим недоразвитием речи / И. Л. Пожарская // Логопед. - 2006. - N 3. - С. 96-104.
. Русский язык: Учеб. для студентов высш.пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.Б. Клобуков, Л.П. Крысин и др.; Под ред. Л.Л. Касаткина. М.: Изд. центр «Академия», 2001.
. Сильченкова Л.С. Формирование фонематического слуха / Л.С. Сильченкова //Начальная школа. - 2005. - N 1. - С. 110-119.
. Степанова О. Учебные умения и навыки требуют коррекции/ О. Степанова //Народное образование. - 2000. - N 9. - С. 181-187
. Семенович А. В. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в детском возрасте/ А. В. Семенович // Практическая психология и логопедия. - 2004. - N 4. - С.32-38
. Чихладзе Л. О. Особенности развития восприятия и речи у детей с ФФНР младшего школьного возраста/ Л. О. Чихладзе // Школьный психолог. - 2005. - N 2. - С. 60-66.
Приложение
Таблица Система преодоления фонетико-фонематических нарушений речи
Подготовка произношения звуков | Введение поставленных звуков в речь | Речевой материал | |
I этап | |||
Постановка первых звуков из разных фонетических групп, например ш, б, р | Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. Устные и письменные упражнения | Составляется из правильно произносимых звуков | |
II этап | |||
Продолжение постановки первых звуков (б, р), начало постановки первого звука (например, ж) | Введение в речь первого поставленного звука, например ш: а) закрепление его в устной речи - в слогах, словах, фразах, в тексте; б) устный и письменный анализ и синтез слов пройденной слоговой структуры (например, двусложных, типа мама), содержащих новый звук); в) введение в анализ слов новой слоговой структуры (например, двусложных, типа ветка), предложений пройденной и новой структуры. | Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки, близкие к поставленному (например, закрепляется ш, исключаются с, ж, ч, щ) | |
Использование в письме соответствующей буквы
| |||
III этап | |||
Продолжение постановки звуков (например, р, ж) и постановка нового звука (например, д) | 1.Введение в речь второго поставленного звука из другой фонетической группы, например, б: а) закрепление его в устной речи (в слогах, словах, фразах, текстах, самостоятельных рассказах); б) анализ и синтез слов пройденной и новой слоговой структуры (например, многосложных или со стечением согласных). Более сложные конструкции предложений. Использование буквы, соответствующей закрепляемому звуку. 2.Продолжение работы над первым поставленным звуком (в нашем примере ш) | Насыщается новым звуком (б). Используется ранее поставленный звук ш. Из упражнений исключаются звуки, близкие к поставленным (п, с, ж, ч, щ) | |
Подготовка произношения звуков | Введение поставленных звуков в речь | Речевой материал | |
IV этап | |||
Продолжение постановки звука | 1. Дифференциация ранее отработанных звуков с близким к ним (в нашем примере дифференциация [с-ш]). 2. Продолжение работы над вторым поставленным звуком (в нашем примере - над звуком б) | Насыщается дифференцируемыми звуками [с-щ] и закрепляемым звуком из другой фонетической группы (б). Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки (з, ж, ч, щ, п) |
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!