Организация и методика проведения урока — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация и методика проведения урока

2020-03-31 119
Организация и методика проведения урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

5.1 Методические рекомендации по проведению вводного инструктажа

 

Мастер должен отдавать себе отчет, прежде всего в том, что при изучении тем, связанных с усвоением учащимися каких-то приемов или отдельных операций по ремонту системы охлаждения, необходимо решить следующие дидактические задачи. Подготовить учащихся к сознательному выполнению заданной работы наиболее рациональным образом, предупредить возможные ошибки и брак, обеспечив при этом соблюдение безопасных условий труда. Добиться отчетливого понимания каждым учащимся особенностей предстоящих действий, что достаточно сложно. Поэтому главная особенность проведения занятия по ремонту системы охлаждения, связанным с изучением приемов или операций, заключается в "растяжении" вводного инструктажа на все занятие. Вводный инструктаж, проводимый, как правило, в начале урока, даже если у мастера сложилось представление, что "все поняли", должен повторяться в индивидуальном варианте во время самостоятельного выполнения учащимися упражнений. Это дает возможность подобрать темп усвоения материала для каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, известных мастеру. Кроме того, в зависимости от действий учащегося у мастера есть возможность при необходимости вернуться к любой части учебно-инструктивного материала. Терпеливый повтор показа правильного выполнения приемов работы, учет типичных затруднений и своевременный приход для оказания учащимся помощи - основа целевых обходов мастера на занятиях по данной теме. В планах проведения занятий, в которых по программе предусмотрено освоение трудовых приемов или операций, особое внимание уделяется разработке вводного инструктажа. Понятно, что каждый раз он учитывает своеобразие материала, но его содержание может быть примерно следующим:

ознакомление учащихся с содержанием предстоящей учебной работы и ее значением для овладения изучаемой специальностью;

объяснение, какие знания из изученного ранее теоретического материала будут востребованы при работе (при необходимости - их повторение);

показ и разъяснение особенностей выполнения того или иного приема или операции концентрация внимания учащихся на возможных причинах, которые могут привести к ошибкам, неправильному результату, поломке, браку и т.п.;

ознакомление учащихся с техникой безопасности, предупреждение об опасных зонах, о необходимости рациональной организации рабочего места.

Если занятия проводятся с учащимися, которые уже усвоили основные приемы работы системы охлаждения, то вводный инструктаж может дополнительно включать:

показ наиболее рациональных приемов и способов выполненя задания;

демонстрацию применения новаторских инструментов и технологии передовых методов труда.

На вводном инструктаже мастер сообщает цель изучения подтемы - с технологией изготовления, приемами работы и последовательностью выполнения каждой операции. После инструктажа проводятся пробные упражнения, которые предстоит изготовить учащимся. Он внимательно наблюдает за приемами работы, подсказывает их ошибки и объясняет, почему они получились и что надо делать, чтобы избежать этих ошибок. Мастер наблюдает также за последовательностью выполнения. При нарушениях останавливает и добивается полного понимания учащимися. Во время текущего инструктажа мастер обходит учащихся и делает замечания каждому в отдельности, а если нужно, показывает снова, как выполнить прием работы.


5.2 Методические рекомендации по организации мастером самостоятельной работы учащихся и текущего инструктажа

 

Опыт показывает, что такие дополнения значительно повышают интерес учащихся, их активность при выполнении работы. При отработке технологических операций, особенно на начальных этапах обучения, целесообразно ознакомление на вводном инструктаже с правилами пользования письменными инструкционными материалами (картами). Тогда у каждого учащегося появляется возможность выполнить задание по ремонту, самостоятельно контролируя правильность соблюдения ее последовательности и вырабатывая при этом навыки критического отношения к собственной деятельности - практику самоконтроля. Особое значение, как уже подчеркивалось, на таких занятиях отводят этапу самостоятельной работы учащихся, мастер руководит этой работой в порядке текущего инструктажа. Целевыми обходы называются потому, что каждый из них может преследовать контроль правильности выполнения конкретных действий. Например, мастер проверяет, правильно ли организовали учащиеся свои рабочие места, соблюдаются ли указания по технике безопасности. При этом он старается не "разбрасываться", не отвлекаться от намеченной цели. Конечно - если не появились обстоятельства, требующие его экстренного вмешательства. Последующие обходы могут быть произведены с самыми разными целями, но есть несколько правил их проведения, выработанных практикой. Последние обходы обычно преследуют цели приемки и оценки выполненных учащимися объектов (при операционных работах), что необходимо для последующего подведения итогов занятия. После окончания работы учащиеся убирают свои рабочие места, сдают готовые или незавершенные изделия, неиспользованные материалы, полученные ранее инструменты и технологическую документацию, а дежурные производят уборку всей мастерской.


5.3 Методические рекомендации по проведению заключительного инструктажа

 

Заключительный инструктаж обычно проводят в виде активной беседы. На нем очень важно подобрать верную тональность подведения итогов, где должно проявиться отсутствие личных пристрастий мастера - нет "любимчиков" и "аутсайдеров". Наиболее верным будет сдержанная похвала лучшим учащимся, выражение удовлетворения успехами всех старавшихся, пусть и допустивших небольшие упущения. Тем же, кто не справился с заданием в полной мере, следует доходчиво пояснить, в чем заключалась ошибка, выразив уверенность, что в следующий раз успех будет достигнут. Законченные работы следует оценивать и объяснять учащимся, за что и почему выставляется данная оценка. При оценке деятельности учащегося мастер исходит, прежде всего, из качества выполненного задания по ремонту системы охлаждения. На этих этапах учебы отрицательные оценки лишены смысла, они просто нецелесообразны. Это подтверждает психология труда.


Литература

 

1.  Организация и методика производственного обучения. Авторы: Жидилев М.А., Коваленко И.Г., Союшев В.А. Издательство: Минск. Высш. школа 1978 г.

2. Организация и методика производственного обучения в СПТУ. Автор: В.Р. Ширяев, Издательство 1974 г.

.   Профессиональная педагогика, Авторы: ассоциация " профессиональное образование", издательство: Минск 1997 г.

.   Введения в профессию мастера. Автор В.А. Скакун. издательство: Минск высш. школа.

.   Курсовые и дипломные работы: От выбора темы до защиты: справочное пособия. Автор И.Н. Кузнецов. Издательство: Минск "Минсанта"2003 г.

6.  Макиенко Н.И. Организация уроков производственного обучения. Мн: Высшая школа, 1979 г.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.