Глава 1. Особенности нарушения зрения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 1. Особенности нарушения зрения

2020-02-15 523
Глава 1. Особенности нарушения зрения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Глава 1. Особенности нарушения зрения

Причины нарушения зрения

Классификация нарушений зрения

Глава 2. Характеристика коммуникативных навыков младших школьников и их особенности при нарушениях зрения

Понятие о коммуникативных навыках

Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возраст

Затруднения в формировании коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения

Глава 3.Особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения

Принципы психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения

Способы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения

Заключение

Список литературы


Введение

 

Актуальность темы исследования

В области специального образования очень остро стоит проблема интеграции и социальной адаптации. Одним из условий успешной адаптации и социализации детей с нарушениями зрения является сформированность у них коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с нарушениями зрения.

Исследование роли и функций общения детей с нарушениями зрения в их общем психическом развитии показывает, что оно является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты и слабовидения на ранних стадиях развития. Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у слепых, слабовидящих и детей с нарушениями зрения (Л. С. Волкова, Г. В. Григорьева, М. Заорска, М. И. Земцова, И. Г. Корнилова, Л. И. Солнцева, Н.А. Яковлева и др.). В этой связи актуальным является анализ особенностей формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрениями, поиск коррекционных методик, направленных на создание у ребенка системы психологических установок для решения проблем, возникающих в процессе его общения с окружающим миром.

Объект исследования - коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения.

Предмет - формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения.

Цель исследования - выявить особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения.

Задачи:

1. Изучить особенности нарушений зрения, их причины и классификацию

2. Охарактеризовать понятие коммуникативных навыков и их возрастные особенности у нормально развивающихся детей младшего школьного возраста

.   Проанализировать затруднения в формировании коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения

.   Изучить принципы, средства и методы коррекции и формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения.

 


Глава 1. Особенности нарушения зрения

Причины нарушения зрения

 

Анализ причин слепоты и слабовидения показывает, что в 92 % случаев слабовидение и в 88 % случаев слепота имеют врожденный характер и более 30 % из них - наследственные формы. При этом четко прослеживается возрастание врожденных аномалий органа зрения.

Врожденная зрительная патология отмечается в 1964г. - в 60,9% случаев нарушений зрения, в 1979 г в исследованиях А.И.Каплан - в 75%, в 1991 г по данным Л. И. Кирилловой - в 91,3%, в 1992 г по данным А.В.Хватовой - в 92% случаев у слабовидящих и 88 % - у слепых, в исследованиях И.Л. Ферфильфайн с соавторами процент таких случаев составил 84,2% [6].

Врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30 % из них имеет наследственный характер (тапеторетинальная дегенерация, миопия, врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, ретролентальная фиброплазия).

В исследованиях Л.И.Кирилловой [7] на основании клинической картины выявлены наследственные формы патологии. Отмечают: наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока - врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания роговой оболочки - дистрофии роговицы; наследственная патология сосудистой оболочки - аниридия, колобома сосудистой оболочки; врожденные катаракты (имелись также врожденные катаракты генетического происхождения); отдельные формы патологии сетчатки, дегенерация Штаргардта, атрофия Лебера, врожденная атрофия.

Кроме наследственных факторов у слепых и частично видящих детей имеются аномалии развития органа зрения в результате воздействия внешних и внутренних отрицательных факторов в период эмбрионального развития плода. Это патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и т.д.

Тесная связь, которая существует между нарушениями ЦНС и развитием глаза плода в ранние периоды беременности, возможно, указывает на общие причины нарушений деятельности мозга и заболеваний глаз. Часто наблюдаются случаи, когда основные первичные изменения в зрительной системе сопровождаются вторичной глаукомой, дегенерацией сетчатки, микрокорниа, сочетаются с нарушениями деятельности ЦНС. Причинами таких нарушений может быть врожденная патология и действие неблагоприятных внешних факторов в раннем детстве.

Таким образом, очевидно, что «аномальные факторы», определяющие психическое развитие детей с нарушением зрения, входят в объем понятия «биологические факторы» и определяют совместно с социальными ход развития слепых и слабовидящих детей.

Заключение

 

Курсовая работа посвящена изучению особенностей формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения. Исследование проведено на теоретическом уровне.

В первой главе исследования характеризуются особенности нарушений зрения, их причины и классификацию. Сделан вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев причиной нарушения зрения является фактор наследственности, внешние и внутренние отрицательные факторы в период эмбрионального развития плода. «Аномальные факторы», определяющие психическое развитие детей с нарушением зрения, входят в объем понятия «биологические факторы» и определяют совместно с социальными ход развития слепых и слабовидящих детей. Рассмотрены классификации нарушений зрения по степени нарушения зрительной функции и от времени наступления дефекта.

Во второй главе исследования изучено понятие коммуникативных навыков как способностей использовать средства общения в условиях решения коммуникативных задач на основе приобретенных знаний и умений. Охарактеризованы закономерности развития коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте у нормально развивающихся детей, которые характеризуются внеситуативным характером, доминированием внеситуативно-личностной формы общения, разнообразием по степени произвольности, сложности, планирования, непосредственностью, преобладанием диалогической и устной речи.

Изучены затруднения в формировании коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями зрения, которые проявляются в доминировании внеситуативно-познавательной формы общения, в значительном отставании в овладении неречевыми средствами общения, в развитии предметно-действенных средств общения, в недостатках речевых средств межличностного общения (в культуре устной речи, в плавности речи, связи между речевыми и неречевыми средствами общения, в понимании и воспроизведении в речи эмоционального состояния человека по описанию и т.п.).

Третья глава исследования раскрывает особенности психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Отмечены психолого-педагогические условия успешной коррекции коммуникативной деятельности детей: тщательная предварительная работа по обогащению чувственного и социального опыта ребенка; многоэтапность организации коррекционного занятия, предусматривающая органическую взаимосвязь всех заданий и переключение с одного вида деятельности на другой; обеспечение достаточно высокого уровня психолого-педагогической и коммуникативной компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения; разработанность содержания и средств коррекционной работы в семье по преодолению недостатков коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения; учет индивидуальных особенностей детей и др. Анализ различных программ формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения позволил выделить основное содержание психокоррекции, которые при слабовидении заключаются в овладении полноценными средствами неречевого и речевого общения, при слепоте - в овладении умением самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонации.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.

 


Список литературы

1. Виленская, А.М. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей [Текст] / А. М. Виленская; Х-науч.сессия по дефектах. - М.: Полиграфсервис,1990. - 323с.

2. Волкова, Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения [Текст] / Л. С. Волкова. - М.: Вече, 1983 - 254с.

.   Григорьева, Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения [Текст] / Г. В. Григорьева. - М.: Дефектология, 1998. - 62с.

.   Гришанова, И.А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения [Текст]: Образование и наука без границ: материалы II междунар. науч.-практ. конф / И. А. Гришанова. - Днепропетровск: Наука и образование, 2006. - 432с.

.   Заорская, М. Ю. Овладение слепыми младшими школьниками средствами общения [Текст]: Психолого-педагогические основы коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими / М. Ю. Заорская. - Л.: Полиграф, 1991. - 449с.

.   Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М. И. Земцова. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.

.   Кириллова, Л. И. Причины нарушения зрения у детей [Текст]: Мой ребенок в семье / Л. И. Кириллова. - М.: Семья, 1994. - 67с.

.   Кожанова, Н. С. Коррекция коммуникативной деятельности дошкольников с нарушениями зрения в семье как важное условие их успешной адаптации в группе детского сада [Текст] / Н. С. Кожанова. - Москва: Детский сад от А до Я, 2009. - 532с.

.   Курбанов, Р.А. Исследование глубинных структур личности подростков с нарушением зрения [Текст] Р. А. Курбанов. - М.: Просвещение, 1996. - 321 с.

.   Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина -. М.: Академия, 1997. - 384с.

.   Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 294с.

.   Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения [Текст]: Дис.... д-ра пед. наук. / Г. В. Никулина. - М.: СПб, 2004. - 499 c.

.   Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 282с.

.   Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии [Текст] / Л.В. Кузнецова. - М.: Академия, 2002. - 480с.

.   Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс лекций [Текст] / Е. В. Руденская. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 224с.

.   Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л. И. Солнцева. - М.: Полиграфсервис, 1997. 124 с.

.   Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л. И. Солнцева. - М.: «Полиграф сервис», 2000. - 126 с.

.   Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] В.И. Лубовский. - М.: Академия, 2003. - 464 с.

.   Тюрлик, И.В. «Шаг к общению» - программа развития навыков общения у детей с нарушением зрения 3-7 лет [Текст] И. В. Тюрлик. - М.: Психолог, 2007. - 342с.

.   Феоктистова, В. А. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения [Текст] / В.А.Феоктистова. - С-Пб.: Образование, 1995. - 234с.

.   Феоктистова, В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей [Текст] / В. А. Феоктистова. - С-Пб.: Речь, 2005. - 128 с.

.   Яковлева, Н.А. Формирование неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения Текст Н. А. Яковлева. - С-Пб.: Речь, 2001. - 56 с.

Введение

Глава 1. Особенности нарушения зрения

Причины нарушения зрения


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.