Понятие и признаки президентской республики — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Понятие и признаки президентской республики

2020-02-15 137
Понятие и признаки президентской республики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Отличной от парламентской формы республиканского правления является президентская республика, типичном образцом которой являются США. Ее отличительной чертой является то, что здесь президент одновременно является главой государства и главой правительства (например, американская Конституция делегирует президенту всю полноту исполнительной власти); фигура же премьер - министра чаще всего отсутствует, либо он находится в полностью подчиненном президенту положении.

К числу других важнейших особенностей президентской формы правления также относятся следующие:

·   президент напрямую избирается народом;

·   президент полностью самостоятельно либо частично с согласия парламента (в США - с согласия Сената) назначает членов кабинета министров, которые в своей деятельности ответственны лично перед ним. При этом особенностью американской модели президентской системы является то, что любой из министров (госсекретарей) формально не имеет министерского статуса, а является скорее советником президента по тем или иным вопросам. Отсутствует и кабинет министров в его обычном понимании, а действуют специализированные департаменты из консультантов и помощников внутри администрации Президента США;

·   президент руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил;

·   в качестве главы исполнительной власти Президент осуществляет руководство единой вертикалью исполнительной власти - в США она представляет собой весьма разветвленную структуру, от Канцелярии президента и сотрудников департаментов до федеральных представителей в каждом отдельном штате (в совокупности эта вертикаль насчитывает около двух с половиной миллионов государственных чиновников).

Полномочия парламента в президентской системе ограничены и введены в твердые рамки - так, Конституция США стремится насколько возможно «развести» между собой исполнительную и законодательную ветви власти, обеспечить их максимальную самостоятельность и возможность для взаимоконтроля.

Это проявляется в следующем:

·   парламент может регулировать действия президента с помощью закона и принятия бюджета, который исполнительная власть обязана соблюдать, а также давая или не давая свое согласие на утверждение части сотрудников президентской администрации;

·   парламент не вправе выразить недоверие правительству и добиться его отставки, президент же в свою очередь не обладает правом роспуска парламента;

·   президент, в свою очередь, обладает правом вето на решения парламента, которое преодолевается парламентариями повторным голосованием по вопросу в 2/3 голосов;

·   в случае нарушения президентом Конституции и конституционных законов, а также после совершения им преступления в отношении него может быть инициирована процедура импичмента, т.е. досрочного отстранения от власти.

Подобная процедура, механизм которой подробно прописан в Конституции США, является сложной. Первоначально требуется решение большинства членов юридического комитета палаты представителей (нижней) о достоверности и документальной подтвержденности обвинений в адрес президента и целесообразности начала специального расследования, далее поддержка обвинений большинством из 435 членов палаты, проведение парламентских слушаний и подтверждение Верховным судом США подлинности совершенных главой государства преступлений и нарушений, после чего верхняя палата (Сенат) может принять окончательное решение об отстранении Президента от должности.

Подобный процесс может затянуться на год и более. Поэтому в истории США имеется лишь один случай досрочного отстранения главы государства от должности. В 1974 г. импичмент был инициирован в отношении президента - республиканца Р. Никсона, когда выяснилось, что еще во время президентских выборов 1972 г. в штаб - квартире конкурирующей с республиканцами Демократической партии была установлена прослушивающая аппаратура (знаменитый «Уотергейт»). Однако, не дожидаясь завершения процедуры импичмента, не признав публично своей виновности, Р. Никсон подал в отставку.

Таким образом, модель взаимоотношений, складывающаяся в рамках президентской республики (независимость и «недосягаемость» ветвей власти друг для друга), объективно побуждает Президента и парламент к сотрудничеству и к поиску компромисса, даже если оба эти института контролируются различными политическими партиями (например, в истории США президентское кресло чаще занимали представители республиканской партии, а большинство в парламенте чаще имели демократы).

В то же время в странах со слабыми демократическими и парламентскими традициями, низким правовым и гражданским самосознанием (т.е. прежде всего в странах т.н. «третьего мира» - Азии, Африки и Латинской Америки), взятая за основу президентская система может трансформироваться в т.н. «суперпрезидентскую республику». В этом случае глава государства - президент, зачастую пришедший к власти с помощью фальсифицированных псевдовыборов или просто насильственным путем, подавляет всякую оппозицию, и, подмяв под себя парламент и суд, устанавливает пожизненное и бесконтрольное автократическое правление.

Яркий пример этому - первые президенты получивших в шестидесятые годы независимость стран Африки - Мобуту в Заире, Ньерере в Танзании, и т.д.). В СНГ перспектива создания республики такого «суперпрезидентского типа» имеется сегодня у некоторых среднеазиатских государств (Узбекистан, при сохранении современного направления развития событий - Казахстан).

Понятие и признаки смешанной республики

 

Наконец, последняя из существующих на сегодняшний день форм республиканского правления - смешанная или полупрезидентская республика. На сегодняшний день она существует в Ирландии, Австрии, Польше, Португалии, Франции, Финляндии, Болгарии и др.

Притакой правления сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за деятельностью правительства. Другими словами, ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Классическим примером смешанной полупрезидентской республики на сегодняшний день является Франция, впервые утвердившая подобную модель, отказавшись от порождавшей постоянные кризисы парламентской модели Четвертой республики, при которой лидеры заседавших в парламенте партий никак не могли договориться между собой и создать сильное и устойчивое правительство.

Острый политический кризис 1956 г., разгоравшаяся война и антиправительственные выступления военных в тогда еще французском Алжире, угрожавшие перекинуться в саму Францию и привести в итоге к военному перевороту, снова вывели на политическую сцену лидера движения Сопротивления генерала Ш. де Голля. Именно он и стал инициатором конституционной реформы. Целью ее стало создание более устойчивой и стабильной формы смешанного республиканского правления, которая и была закреплена в новой Конституции Французской республики, принятой на референдуме 1958 г..

Характерными чертами этой системы являются:

·   президент и парламент (Национальное собрание) во Франции избираются независимо друг от друга (Президент на 7 лет, парламент - на 4 года);

·   президент фактически совмещает посты главы государства и главы исполнительной власти (правительства), хотя это формально и противоречит Конституции;

·   в соответствии со статьями Конституции 1958 г., Президент определяет национальную политику, ведает государственным управлением и вооруженными силами страны, имеет право вводить чрезвычайное положение;

·   президент вместе с премьер - министром (по представленному им списку) формирует персональный состав правительства, председательствует на его заседаниях, самостоятельно готовит многие и одновременно утверждает своей подписью все принимаемые правительством и премьером решения, т.е. фактически руководит его работой, подменяя главу кабинета;

·   президент назначает премьер - министра без согласования с парламентом, но, как правило, назначает на этот пост лидера партии, одержавшей победу на последних парламентских выборах;

·   парламент не вправе отстранить Президента от занимаемой должности; президент же обладает правом распустить парламент с обязательным объявлением даты новых выборов, а также может накладывать вето на парламентские решения;

·   парламент вправе выразить недоверие правительству, и в этой ситуации решение принимает Президент: либо распустить парламент, либо отправить в отставку кабинет - вполне естественно предположить, что чаще он предпочитает первый вариант действий.

Недостатки смешанной формы республиканского правления достаточно очевидны.

Во-первых, властный механизм имеет слишком громоздкий и сложный характер, что затрудняет нормальное взаимодействие ветвей власти;

Во-вторых, парламент в сравнении с президентско-правительственной властью находится в явно ущемленном положении: он фактически не участвует в формировании правительства, и не в состоянии должным образом контролировать его работу, так как в случае выражения ему недоверия он сам может быть распущен Президентом.

В-третьих, в ситуации, когда президент представляет одну политическую силу (например, одну из правых партий), а на парламентских выборах побеждает оппозиция (Социалистическая партия Франции), возникает трудноразрешимое напряжение между ветвями власти.

В России, как известно, на основе принятой на референдуме в декабре 1993 г. Конституции также утвердилась модель смешанной (полупрезидентской) республики; причем при разработке самого конституционного проекта его составителями зачастую механически переносились на российскую почву элементы французской модели.

В то же время до известных событий сентября - октября 1993 г. в России существовала парламентская республика «советского» типа: высшим органом власти являлся избираемый населением Съезд народных депутатов, правомочный принять любое решение как законодательного, так и распорядительного характера.

При этом за счет внесения в течение 1991 - 1993 г. многочисленных поправок в Конституцию Россия приобрела некоторые черты президентской республики: Президент РФ стал главой исполнительной власти, т.е. лицом, ответственным за деятельность правительства.

Конституция же 1993 г. определила, что Президент РФ является только главой государства и верховным главнокомандующим, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет страну в международных отношениях. Помимо этого, как и во Французской республике, главой исполнительной власти формально является премьер - министр, а правительство одновременно ответственно перед Президентом и парламентом.

При этом премьер - министр назначается Президентом без учета результатов парламентских выборов, но при этом предлагаемая Президентом кандидатура должна утверждаться нижней палатой парламента (Государственной Думой). В случае же троекратного отклонения Госдумой президентских кандидатур она может быть распущена с объявлением срока новых выборов. То же самое может произойти с нижней палатой в случае двукратного выражения недоверия правительству. Таким образом, реальный контроль российского парламента за правительством оказывается слабым.

Отношения Президента РФ с правительством в целом соответствуют модели смешанной республики. Так, Президент утверждает предлагаемые премьер - министром кандидатуры членов кабинета, и одновременно самостоятельно назначает силовых министров. При этом остальные члены кабинета лично ответственны за свою работу именно перед ним.

Наряду с этим Президент обладает правом без всякого согласования с парламентом осуществлять текущие кадровые перемещения внутри кабинета министров (так было, например, с назначением в марте 1997 г. первыми вице-премьерами А. Чубайса и Б. Немцова).

Наконец, Президент имеет право без всяких консультаций с Госдумой сместить с занимаемой должности председателя правительства (как это было в марте 1998 г. с В. Черномырдиным, а в августе того же года - с С. Кириенко, в 1999 г. - соответственно с Е. Примаковым и С. Степашиным), назначив исполняющего обязанности главы кабинета и одновременно представив Государственной Думе новую кандидатуру на утверждение по принципу «до трех отклонений».

Таким образом, фактическая подконтрольность Президенту РФ правительства и исполнительной власти намного сильнее, чем во Франции.

Не компенсирует подобной ущемленности парламента и правительства введение в Конституцию такого элемента президентской республики, как процедура импичмента. Данная процедура, позаимствованная из Конституции США, практически нереализуема: для ее возбуждения требуется 2/3 голосов депутатов Госдумы, положительные заключения Верховного и Конституционного судов, а для воплощения в жизнь - голосования «за» 2/3 членов Совета Федерации.

 


 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.