Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия

2020-02-15 260
Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Данная проблема явилась центральной в творчестве Д.Г.Мида. Основная идея, заложившая ее решение, заключалась в способности индивида относиться к себе как к объекту. “Индивид входит в собственный опыт только как объект, а не как субъект, и оказаться в пределах собственного опыта он может лишь на основе социальных отношений и совместных действий”. Вступая в отношения с другими людьми в процессе освоения различных форм деятельности, индивид начинает действовать по отношению к себе так же, как окружающие действуют по отношению к нему. Лишь через принятие роли другого индивид начинает осознавать свои собственные действия с позиции этого другого. “Мы видим себя так, как видят нас другие, мы обращаемся к себе так, как обращаются к нам другие, мы бессознательно ставим себя на место других и действуем так, как действуют другие”.

Процесс становления личности посредством принятия роли другого в ходе социального взаимодействия содержит две стадии. Первая стадия – стадия “ролевых игр” – характеризуется освоением конкретных установок других индивидов, с которыми данный индивид вступает в непосредственное взаимодействие. Так, ребенок усваивает коллективные формы деятельности и социальные отношения через принятие роли “конкретного другого”. В процессе ролевой игры ребенок принимает какую-либо роль – роль отца, матери, воспитателя, и т. д., – и воспроизводит в себе стимулы, соответствующие данному ролевому поведению. То есть на первом этапе индивид осваивает “роль другого”; в нем появляются его другие Я, которые затем формируются во внутреннего “социального другого”. Однако на этой стадии ребенок переходит от одной роли к другой так, как ему придет в голову, а это значит, что его деятельность еще не организуема социально.

Вторая стадия – стадия “коллективных игр” – характеризуется тем, что индивид осваивает определенные правила соотношения ролей и вырабатывает целостное поведение через усвоение им “роли обобщенного другого”. Установки всех участников взаимодействия в процессе коллективных игр обобщаются индивидом в некое единое целое. Именно с помощью такой организации всех установок других в единое целое действия данного индивида обретают определенную направленность и становятся контролируемыми им самим. Теперь индивид начинает воспроизводить в своем сознании некоего “обобщенного другого”, глазами которого он не только оценивает свою деятельность, но и стремится самостоятельно ее организовывать. Сообщество контролирует деятельность тех, кто в него входит посредством единства установок, составляющих “обобщенного другого”. Лишь научившись самостоятельно организовывать, планировать, и оценивать собственную деятельность как некое единое целое, индивид становится личностью.

Процесс усвоения социальных установок, принятие роли других и воспроизведение индивидом в своем сознании “обобщенного другого” приводит к формированию личности “Я”. Структура же завершенного “Я” по сути дела отражает единство и структуру межличностного взаимодействия.

В структуре личности “Я” Д.Г.Мид выделил две подсистемы: “me” и “i” Под “me” понимается совокупность всех установок других (или “обобщенного другого”), совокупность всех социальных отношений усвоенных индивидом, “организованный ряд отношений с другими, предполагаемый самой личностью”9. “Me” так же выступает в роли цензора, благодаря которому “внешний” социальный контроль принимает форму “внутреннего” индивидуального самоконтроля над побуждениями личности. “I” представлено Д.Г.Мидом как спонтанная, импульсивная, творческая сторона личности; “i” – непредсказуемая реакция, непосредственный отклик индивида на требования сложившейся ситуации; “i” – нерефлексивный, но рефлексируемый при помощи “me” элемент “Я” (Self). Проявления “i” осознаются лишь с позиций “me” и после того, как спонтанная активность “i”была уже произведена; “i” фиксируется лишь в памяти как опыт, но само “i” всегда в настоящем.

Взаимодействие “i” и “me” в личности (Self) описывается Д. Г. Мидом следующим образом: они “разделяются в процессе, но относятся друг к другу как части целого. Разделяясь, они одновременно соотносятся, ибо i есть нечто полностью никогда до конца неразложимое. Me требует определенного вида i, поскольку мы имеем обязательства, данные в самом поведении, но i всегда немного отлично от того, чего требует ситуация;... оно одновременно вызывает me и отвечает на него. Вместе взятые, они конституируют личность, какой она появляется в социальном опыте. Я – это фундаментально-социальный процесс, протекающий в этих “двух фазах”.

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.