Обзор теоретических методов оценки инвестиционной привлекательности региона — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Обзор теоретических методов оценки инвестиционной привлекательности региона

2020-02-15 139
Обзор теоретических методов оценки инвестиционной привлекательности региона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В качестве основных для оценки инве­стиционной привлекательности в современных исследованиях используются следующие методики:

1) методика, разработанная аналитиками рейтингового агентства «Эксперт-РА» (методика экономического еженедельника «Эксперт»);

2) методика, разработанная авторским кол­лективом СОПС Минэкономразвития РФ и РАН;

3) научно обоснованный подход Н.И.Климовой, представленный в исследовании «Инвестиционный потенциал региона»;

4) методика ранжирования субъектов Рос­сийской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата Гусевой К.;

5) методика оценки инвестиционной привлекательности региона как критерия коммерческой привлекательности Н.А. Колесникова;

6) методика оценки привлекательности путем определения конкурентного статуса и конкурентного потенциала В.В. Иванова и А.Н. Коробова;

7) методика составления бизнес - карты региона;

Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Методика журнала «Эксперт». В соот­ветствии с нею в качестве основных составляю­щих инвестиционной привлекательности регио­нов России приняты две характеристики: инве­стиционный потенциал и инвестиционный риск.

Основные понятия метода:

· Инвестиционный потенциал складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций. Величина инвестиционного по­тенциала определяется значениями девяти частных потенциалов региона: природно-ресурсного, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного, финан­сового, туристического и потребительского, каждый из которых, в свою очередь, описывается совокупностью раз­личных показателей. Ранг региона опре­деляется количественной оценкой его потенциала как доли в суммарном потенциале всех 89 регио­нов страны;

· Инвестиционный риск характеризует веро­ятность потери инвестиций и дохода от них. Он является интегральным показателем, синтези­рующим в себе шесть частных видов рисков: эко­номического, финансового, соци­ального, экологического, криминального и управленческого. Ранг региона по тому или иному виду риска определяется по значению индекса инвестиционного риска - относительному от­клонению от среднероссийского уровня риска, принимаемого за единицу.

Результатом методики является сформиро­ванный рейтинг, согласно которому все регионы распределены по группам (введена следующая шкала):

Рис 1. Распределение по группам инвестиционной привлекательности

Взаимосвязь инвестиций, риска и потенциа­ла характеризуется местом каждого региона в координатной плоскости, по оси ординат которой отложены суммарные инвестиции, приходящиеся на 1% потенциала региона, а по оси абсцисс — индекс инвестиционного риска.

2. Методика авторского коллектива СОПС Минэкономразвития РФ и РАН.

Основными структурными эле­ментами инвестиционного климата региона являются инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность.

Основные понятия метода:

· Инвестиционная активность региона — интенсивность привлечения инвестиций в его экономику;

· Инвестиционный потенциал региона — объем инвестиций, который может быть привлечен в его экономику за счет всех источников финансирования, исходя из наличия различных экономических, социальных и природных ресурсов, особенностей его географического положения и иныхобъективных пред­посылок, существенных для формирования инвестиционной активности в нем;

· Региональный некоммерческий инвестиционный риск — вероятность неполной реализации инвестицион­ного потенциала региона ввиду наличия в нем негативных экономических, социальных, политических и (или) экологических условий инвестиционной деятельности, формирующих вероятность потери инвестиций или до­хода от них и препятствующих тем самым использованию его инвестиционного потенциала;

· Инвестиционная привлекательность региона — объем капитальных вложений, который может быть привле­чен в его экономику исходя из присущего ему инвестиционного потенциала и уровня инвестиционных рисков в нем;

· Инвестиционный климат региона — системное описание условий инвестиционной деятельности в регионе в соотношениях количественных характеристик присущих ему инвестиционного потенциала, ин­вестиционных рисков и инвестиционной активности.

Инвестиционная активность является функцией инвестиционной привлекательности, которая, в свою оче­редь, описывается соотношением двух обобщающих характеристик — инвестиционного потенциала и регионального некоммерческого риска инвестиционной деятельности. Уровень инвестиционной привлекательно­сти региона выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и некоммерческого регионального инвестиционного риска.

Интегральный показатель определяется путем свода числовых значений отдельных частных показа­телей и инвестиционной привлекательности. Числовое значение интегрального показателя инвестиционной привлекательности по Российской Федерации в целом принимается за 1,00 или за 100%, а значения интегральных показателей для регионов РФ определяются по отношению к среднероссийскому уровню.

Формула определения инвестиционной привлекательности каждого региона.

(1)

где - интегральный уровень инвестиционной привлекательности i-гo региона, сопоставимый со среднероссийским уровнем, принятым за 1,00;

- весовой коэффициент (весовой балл) s-го показателя;

- числовое значение s -го показателя по i-му региону;

- числовое значение s-гo показателя в среднем по РФ;

- стандартизированное числовое значение s-гo показателя по i-му региону.

Инвестиционный потенциал и региональный инвестиционный риск определяются набором определенных частных факторов. В современный состав частных факторов (по­казателей), входят 17различ­ных характеристик.

· Производственно – финансовый потенциал отражается следующими показателями:

1. Уровень развития добывающих и обрабатывающих производств (объем промышленного производства на душу населения);

2. Темпы развития (индекс) промышленного производства;

3. Уровень развития малого предпринимательства;

4. Внутренние инвестиционные ресурсы организаций;

5. Экспорт продукции в дальнее и ближнее зарубежье;

6. Обеспеченность региона автомобильными дорогами с твердым покрытием и железнодорожными путями общего пользования;

· Показателями социального потенциала региона являются:

7. Уровень развития розничного товарооборота и сферы платных услуг населению;

8. Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями;

9. Уровень жизни населения;

10. Природные запасы нефти и газа (углеводородных ресурсов);

11. Природные запасы минерального сырья, кроме углеводородных;

12. Географическое положение по отношению к внешнеторговым выходам России;

· К показателям регионального инвестиционного риска относятся:

13. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

14. Уровень безработицы;

15. Уровень экологической загрязненности;

16. Уровень дискомфортности климата;

17. Степень угрозы осуществления террористических актов.

Критерием отнесения того или иного частного показателя к числу преимуществ или отставаний того или иного региона является его региональная количественная оценка. Так, к региональным конкурентным преимуществам относятся такие факторы, по которым региональное значение превышает среднероссийский уровень более чем в 1.2 раза, т.е. выше на 20%, и такие факторы инвестиционного риска в регионе, по которым региональное значение составляет менее 0.8 от среднероссийского уровня, т.е. ниже на 20%. И наоборот.

3. Научный подход И.И. Климовой

Основные понятия метода:

· Инве­стиционные ресурсы определены как «возобнов­ляемые в ходе общественного воспроизводства ресурсы, предназначенные для вложения в финансовые активы и капитальные блага»;

· Региональные инвестиционные потоки - «иерархически структурированное движение массы инвестиционных ресурсов и их составных элементов по каналам перелива в сферы и отрасли региональной эконо­мики» со следующими параметрами: величина инвестиционного потока, его интенсивность и регуляторы;

· Инвестиционная активность определена как «степень интенсивности процессов инвестирова­ния в рамках региона, учитывающая ресурсные и реализованные инвестиционные возможности региональной экономической системы»;

· Инвестиционный потенциал классифициру­ется как «способность к получению максимально возможного объема инвестиционной составляю­щей валового регионального продукта, реализуе­мая посредством использования имеющихся в рамках территории инвестиционных факторов экономического роста».

Преимущество предлагаемого метода за­ключается в возможности оценить уровень инве­стиционного потенциала по всему спектру инве­стиционных отношений, т.е. в части как прямого, так и финансового инвестирования.

Согласно данной концепции автор выделяет три главных компонента инвестиционного потен­циала: ресурсный, инфраструктурный и институ­циональный. Именно эти компоненты на взгляд Н.И. Климовой, наиболее полно представляют слагаемые обще­ственного производства, одной из подсистем ко­торого является инвестиционная сфера. Сведение этих слагаемых в интегральный показатель по­зволяет характеризовать инвестиционный потен­циал как результат их воздейст­вия на инвестиционную составляющую важней­шего конечного параметра— валового региональ­ного продукта (ВРП).

Состав ресурс­ного компонента инвестиционного потенциала представлен следующими характеристиками: фи­нансовыми, фондовыми (мощностными) и трудо­выми. Финан­совая составляющая ресурсного компонента яв­ляется исходной предпосылкой инвестиционных процессов и выступает первичным элементом инвестиционного потенциала.

Инфраструктурный компонент инвестици­онного потенциала региона рассматривается как характеристика вспомогательной подсистемы, которая обслуживает весь цикл инвестиционного процесса: процесс аккумулирования инвестици­онных ресурсов, собственно этап инвестирования и процесс обмена инвестиционной продукцией. Эти инфраструктурные институты характеризу­ются на каждой стадии соответствующим набо­ром факторов.

1. Стадия аккумуляции финансовых ресур­сов.

· Кредитные организации:

- совокупные активы кредитных организа­ций региона;

- средний размер региональной кредитной организации;

- объем кредитования экономики региона;

- вес долгосрочного кредитования в общем объеме кредитования;

- доля предоставленных кредитов и общий объем совокупных активов кредитных организа­ций;

- удельный вес ипотечного кредитования в общем объеме долгосрочного кредитования.

· Инвестиционные институты:

- совокупные активы профессиональных участников фондового рынка;

- годовые объемы операций с применением фондовых инструментов;

- объем долгосрочных вложений;

- удельный вес долгосрочных вложений в инвестиционном портфеле;

- объем брокерских и дилерских услуг по размещению ценных бумаг;

- объем биржевых операций с ценными бу­магами.

· Фонды взаимного инвестирования:

- количество инвестиционных фондов (в том числе паевых);

- суммарные активы и средний размер инвестиционных фондов;

- объем долгосрочных вложений;

- удельный вес долгосрочных вложений в инвестиционном портфеле.

2. Стадия инвестирования:

· общий объем лизинговых операций;

· удельный вес операций финансового ли­зинга в общем объеме лизинговых операций;

· страховая сумма по договорам инвестици­онного страхования;

· объем тендерных сделок на подрядные ро­боты;

· объем аукционных договоров.

3. Стадия обмена и распределения строи­тельных материалов и инвестиционной продук­ции:

· годовой объем товарооборота продукции инвестиционного назначения региональных орга­низаций оптовой торговли;

· биржевой оборот продукции инвестиционного назначения;

· общий объем реализации основных строи­тельных материалов предприятиями-изготовителями и организациями оптовой тор­говли;

· объем запасов основных видов строитель­ных материалов у предприятий-изготовителей и региональных организаций оптовой торговли.

Институциональный компонент инвестиционного потенциала региона в системе представ­лен следующими факторами:

· формальные правила (законодательно-нормативную базу инвестирова­ния, институт собственности, свободу предпри­нимательства, защиту собственности, степень либерализации инвестиционной деятельности, уровень развития предпринимательства, систему экономических стимулов, условия кредитования, режим инвестирования, конкурентную среду, систему контрактов);

· неформальные ограничения (кодекс поведения уча­стников инвестиционных отношений, инвестици­онная «ментальность», инвестиционная культура, мотивация инвестирования, уровень инвестици­онного проектирования, уровень трансакций, ин­вестиционная законность и контроль);

· характеристики принуждения (ответственностью за незаконную инвестиционную деятельность, защитой инвести­рования и конкуренции, нормативами банкротст­ва и степенью ответственности за нарушение ус­ловий контракта).

Таким образом, в структуре институцио­нального компонента инвестиционного потен­циала региона, разработанной данным автором, в качестве формальных правил приняты дейст­вующие в рамках региона законодательно-правовые нормы и условия контрактной системы, регулирующие инвестиционную деятельность. Система неформальных ограничений представле­на набором идентификационных показателей по­веденческого характера, а характеристики при­нуждения — параметрами ответственности за нарушение установленных правил участия в ин­вестиционном процессе.

4. Подход К.Гусевой,ведущего научного со­трудника Института экономики РАН, предпола­гает ранжирование субъектов РФ по степени бла­гоприятности инвестиционного климата, в основу которого ставится новое понятие «рыночная ре­акция».

Рыночная реакция регионов на проводимые преобразования определяется как по­следствия влияния совокупности факторов, пре­допределяющих различия качественного измене­ния характеристик инвестиционной среды. «Положительная ры­ночная реакция означает активное формирование предпосылок для оздоровления инвестиционного климата», «слабая рыночная реакция является причиной подавленности инвестиционных моти­ваций». Рыночная ре­акция определяется следующими элементами:

· стартовые условия вхождения регионов в рынок, характеризующие сложившиеся к началу проведения реформ объективные и субъективные предпосылки, способствующие или препятст­вующие трансформационным процессам;

· оценка стратегии и тактики проведения реформ па региональном уровне, на основе кото­рых выявляются приоритеты специальной феде­ральной поддержки отдельных регионов;

· место регионов в рыночном пространстве, уровень готовности к дальнейшим преобразова­ниям и перспективы изменения инвестиционного климата.

В результате ранжирования формируются четыре условные группы регионов, отличающие­ся степенью реакции на рыночные преобразова­ния.

5. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона как критерия коммерческой привлекательности Н.А. Колесникова.

Коммерческая привлекательность рассмат­ривается П.А. Колесниковой в разрезе системы управления территорией, создания условий функционирования субъектов и объектов инве­стиционной деятельности с учётом функций, возможностей, административного ресурса, ответственности региональных или местных орга­нов власти. При этом обеспечение благоприятно­го климата для коммерческого освоения собст­венно потенциала территории осуществляется исполнительной системой, которая находится во взаимодействии с представительной властью и властью общественных институтов и под их кон­тролем.

Факторы, определяющие привлекательность региона для осуществления коммерческой дея­тельности и привлечения инвестиций, отнесены к трем уровням.

Следует отметить, что условия деятельности каждого регионального субъекта влияют на сте­пень воздействия перечисленных факторов на принятие решений о разработке и реализации инвестиционных проектов и программ.

6. Методика оценки привлекательности путем определения конкурентного статуса и конкурентного потенциала В.В. Иванова и

А.Н. Коробова.

Оценка привлекательности путем определе­ния конкурентного статуса и конкурентного по­тенциала, предложенная В.В. Ивановым и А.Н. Коробовой, дает возможность оценить привлека­тельность региона в сравнении с регионами-конкурентами. При этом действия с целью повы­шения инвестиционной привлекательности тер­ритории выступают в качестве важных стратеги­ческих маркетинговых инструментов. В приме­нении к стратегическому управлению конкурент­ное преимущество — это привлекательность ре­гиона для инвестиций по сравнению с другими регионами-конкурентами. При этом такое пре­имущество, или конкурентный статус (К), опре­деляется, как величина, интегрирующая конку­рентоспособность и конкурентный потенциал территории и являющаяся аддитивной взвешен­ной функцией данных аргументов:

К = А х КС + В х КП                                                                             (2)

где КС - конкурентоспособность региона (города); КП - его конкурентный потенциал; А и В - весовые коэффициенты, отражающие вклад КС и КП в конкурентный статус муниципального образования. Эти коэффициенты определяются экспертным путем по заранее установленной шкале, а затем нормируются по формулам:

А = Аб / (Аб + Вб); В = Вб / (Аб + Вб)                                                (3)

Конкурентоспособность показывает эффек­тивность функционирования региона в кратко­срочном периоде и рассчитывается по формуле КС = Iн х (Iк / Iэ )

Где Iн - нормативный индекс безопасности ведения бизнеса на территории (может варьиро­ваться в диапазоне от 0 до 1); Iк — качественный индекс (взвешенная сумма оценок параметров состояния региона); Iэ — цена ведения бизнеса в данном регионе, т.е. взвешенная сумма оценки относительных затрат деятельности (стоимость аренды, налогообложение, стоимость коммуналь­ных услуг).

Качественный индекс определяется по фор­муле:

                                                                                          (4)

где — относительная значимость показа­теля (нормированный параметр); Аi — относи­тельная оценка показателя по сравнению с базо­вой, которой может служить идеальное состояние региона или наиболее сильный регион-конкурент.

Цена ведения бизнеса в регионе рассчиты­вается по формуле

                                                                                          (5)

где bi — относительная значимость показа­теля (нормированный параметр); Bi — относи­тельная оценка показателя по сравнению с базо­вой, которую может составлять идеальный реги­он или наиболее сильный регион-конкурент.

Среди параметров конкурентоспособности региона авторы выделяют: структуру местной экономики, которая оценивается структурой ва­лового внутреннего продукта (ВВП) или занято­сти по секторам; динамику роста экономики; структуру потребителей; качество жизни; поку­пательную способность; трудовые ресурсы и их характеристики; вмешательство в экономику со стороны местных властей; эффективность про­мышленного производства; социально-экономический консенсус и стабильность; нали­чие доступных земельных участков; материаль­ные стимулы; развитость инфраструктуры бизнеса — финансовой ее составляющей; системы ре­гулирования занятости; коммуникаций; функционирование жилищно-коммунального хозяйст­во; состояние транспортной и дорожной сети; возможность получения образования; доступ­ность источников сырья и рынков; архитектур­ный облик и планировка территории; экономико-географическое положение.

Конкурентный потенциал (прочность кон­курентной позиции) идентифицируется, как спо­собность эффективного функционирования ре­гиона в перспективе, и определяется факторами, которые могут привлекать предпринимателей и промышленное производство и удерживать их в будущем. В данном случае конкурентный потен­циал включает в себя следующие структурные элементы:

· наличие стратегического плана развития территории;

· индивидуальные планы развития и теку­щее положение дел местных предприятий и от­раслей промышленности;

· интеллектуальный потенциал региона;

· потенциал промышленного развития;

· «высоту входного барьера» в регион;

· потенциал рынка труда;

· прогнозы развития рынка;

· предпринимательский климат.

Важным фактором повышения конкуренто­способности исследуемой территории является то, что проведенную количественную оценку ее инвестиционной привлекательности необходимо поддерживать и дополнять осуществлением мо­ниторинга, анализом динамики параметров ее конкурентного статуса и конкурентного потен­циала и на основе этого формировать систему мероприятий (тактику и стратегию) с целью по­вышения конкурентного статуса и усиления кон­курентных преимуществ. При разработке страте­гии привлечения инвестиций в регион необходи­мо в комплексе использовать существующие ин­струменты и методы стратегического менедж­мента (SWOT-анализ, анализ конкурентной борьбы за инвестиции применительно к террито­рии по модели пяти сил конкуренции М. Портера, функционально-стоимостный анализ и т.д.).

7. Методика составления бизнес - карты региона.

Одним из элементов развития деловой и ин­вестиционной инфраструктуры региона является объективная оценка имеющихся ресурсов. Удоб­ной и эффективной формой анализа ситуации для принятия инвестиционного решения на местном уровне является бизнес-карта территории. Глав­ной целью ее создания является анализ ресурсной базы для наиболее эффективного се использова­ния. Она показывает средства, запасы, возможно­сти, источники экономической деятельности, ко­торые могут приносить прибыль.

При разработке бизнес-карты необходимо учитывать:

1) комплексность, т.е. увязку с другими про­граммными мероприятиями, в частности, с под­готовкой бизнес-профилей предприятия, иссле­дованием отдельных отраслей и др.;

2) взаимосвязь и взаимообусловленность бизнес-ресурсов.

Современная практика выработала основные принципы формирования бизнес-карты, позво­ляющие в полной мере использовать полученную информацию для объективной оценки инвести­ционных возможностей территории:

· постоянное обновление;

· содержание достоверной информации, что требует проверки полученной информации по нескольким источникам;

· максимальная полнота и систематизация информации;

· глубина информации, подразумевающая количество показателей, характеризующих структуру рынка;

· включение в бизнес—карту предприятий, действующих на рынке достаточно длительное время и имеющих стабильные экономические и производственные показатели;

· включение в базу данных информации о пустующих и неэффективно используемых по­мещениях и оборудования государственного и муниципального фондов, что позволит формиро­вать приватизационные и арендные предложения.

Сформулированная таким образом бизнес-карта территории становится важнейшей состав­ной частью анализа инфраструктуры региона и может стать основой для формирования страте­гии развития региона.

С целью привлечения инвесторов админист­рация региона может разместить бизнес-карту в Интернете. Однако при этом следует учитывать, что информация должна быть представлена в удобной для потенциальных инвесторов форме, так, чтобы во множестве городов и проектов их постоянно привлекала информация о данном рек­ламируемом регионе. Нужно в полной мере ис­пользовать все присущие сети Интернет качества: интерактивность, персонификацию, гипермедийность. Информация на сервере должна постоянно обновляться.

С точки зрения привлечения инвесторов ин­формационный сервер Интернет региональной администрации с помощью соответствующих информационных блоков должен решать сле­дующие основные задачи:

· охарактеризовать географическое положе­ние, политико-социальное устройство, демогра­фическое и экономическое состояние региона;

· показать особенности регионального зако­нодательства с точки зрения большей инвестици­онной привлекательности региона по сравнению с другими;

· продемонстрировать реальную работу ре­гиональной администрации в финансово-экономической области и по охране и поддержа­нию правопорядка;

· представить региональные компании и проекты, предлагаемые для инвестирования.

Для удобства потенциальных инвесторов молено подготовить специальную базу данных по проектам, имея в виду, что при характеристике финансовых параметров проекта инвестируемым объектом будет выступать не проект, а предпри­ятие.

Региональной администрации целесообраз­но также использовать возможность привлечения инвесторов или других экономических партнеров в собственные проекты, такие, как: продажа объ­ектов недвижимости, земельных участков, прива­тизация предприятий, находящихся в региональ­ной или муниципальной собственности. В этом случае Интернет позволяет не только привлекать инвестиции, но и организовывать и проводить тендеры.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.