Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-02-15 | 139 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В качестве основных для оценки инвестиционной привлекательности в современных исследованиях используются следующие методики:
1) методика, разработанная аналитиками рейтингового агентства «Эксперт-РА» (методика экономического еженедельника «Эксперт»);
2) методика, разработанная авторским коллективом СОПС Минэкономразвития РФ и РАН;
3) научно обоснованный подход Н.И.Климовой, представленный в исследовании «Инвестиционный потенциал региона»;
4) методика ранжирования субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата Гусевой К.;
5) методика оценки инвестиционной привлекательности региона как критерия коммерческой привлекательности Н.А. Колесникова;
6) методика оценки привлекательности путем определения конкурентного статуса и конкурентного потенциала В.В. Иванова и А.Н. Коробова;
7) методика составления бизнес - карты региона;
Рассмотрим более подробно каждый из них.
1. Методика журнала «Эксперт». В соответствии с нею в качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов России приняты две характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Основные понятия метода:
· Инвестиционный потенциал складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций. Величина инвестиционного потенциала определяется значениями девяти частных потенциалов региона: природно-ресурсного, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового, туристического и потребительского, каждый из которых, в свою очередь, описывается совокупностью различных показателей. Ранг региона определяется количественной оценкой его потенциала как доли в суммарном потенциале всех 89 регионов страны;
|
· Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он является интегральным показателем, синтезирующим в себе шесть частных видов рисков: экономического, финансового, социального, экологического, криминального и управленческого. Ранг региона по тому или иному виду риска определяется по значению индекса инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска, принимаемого за единицу.
Результатом методики является сформированный рейтинг, согласно которому все регионы распределены по группам (введена следующая шкала):
Рис 1. Распределение по группам инвестиционной привлекательности
Взаимосвязь инвестиций, риска и потенциала характеризуется местом каждого региона в координатной плоскости, по оси ординат которой отложены суммарные инвестиции, приходящиеся на 1% потенциала региона, а по оси абсцисс — индекс инвестиционного риска.
2. Методика авторского коллектива СОПС Минэкономразвития РФ и РАН.
Основными структурными элементами инвестиционного климата региона являются инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность.
Основные понятия метода:
· Инвестиционная активность региона — интенсивность привлечения инвестиций в его экономику;
· Инвестиционный потенциал региона — объем инвестиций, который может быть привлечен в его экономику за счет всех источников финансирования, исходя из наличия различных экономических, социальных и природных ресурсов, особенностей его географического положения и иныхобъективных предпосылок, существенных для формирования инвестиционной активности в нем;
· Региональный некоммерческий инвестиционный риск — вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала региона ввиду наличия в нем негативных экономических, социальных, политических и (или) экологических условий инвестиционной деятельности, формирующих вероятность потери инвестиций или дохода от них и препятствующих тем самым использованию его инвестиционного потенциала;
|
· Инвестиционная привлекательность региона — объем капитальных вложений, который может быть привлечен в его экономику исходя из присущего ему инвестиционного потенциала и уровня инвестиционных рисков в нем;
· Инвестиционный климат региона — системное описание условий инвестиционной деятельности в регионе в соотношениях количественных характеристик присущих ему инвестиционного потенциала, инвестиционных рисков и инвестиционной активности.
Инвестиционная активность является функцией инвестиционной привлекательности, которая, в свою очередь, описывается соотношением двух обобщающих характеристик — инвестиционного потенциала и регионального некоммерческого риска инвестиционной деятельности. Уровень инвестиционной привлекательности региона выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и некоммерческого регионального инвестиционного риска.
Интегральный показатель определяется путем свода числовых значений отдельных частных показателей и инвестиционной привлекательности. Числовое значение интегрального показателя инвестиционной привлекательности по Российской Федерации в целом принимается за 1,00 или за 100%, а значения интегральных показателей для регионов РФ определяются по отношению к среднероссийскому уровню.
Формула определения инвестиционной привлекательности каждого региона.
(1)
где - интегральный уровень инвестиционной привлекательности i-гo региона, сопоставимый со среднероссийским уровнем, принятым за 1,00;
- весовой коэффициент (весовой балл) s-го показателя;
- числовое значение s -го показателя по i-му региону;
- числовое значение s-гo показателя в среднем по РФ;
- стандартизированное числовое значение s-гo показателя по i-му региону.
Инвестиционный потенциал и региональный инвестиционный риск определяются набором определенных частных факторов. В современный состав частных факторов (показателей), входят 17различных характеристик.
· Производственно – финансовый потенциал отражается следующими показателями:
|
1. Уровень развития добывающих и обрабатывающих производств (объем промышленного производства на душу населения);
2. Темпы развития (индекс) промышленного производства;
3. Уровень развития малого предпринимательства;
4. Внутренние инвестиционные ресурсы организаций;
5. Экспорт продукции в дальнее и ближнее зарубежье;
6. Обеспеченность региона автомобильными дорогами с твердым покрытием и железнодорожными путями общего пользования;
· Показателями социального потенциала региона являются:
7. Уровень развития розничного товарооборота и сферы платных услуг населению;
8. Обеспеченность населения собственными легковыми автомобилями;
9. Уровень жизни населения;
10. Природные запасы нефти и газа (углеводородных ресурсов);
11. Природные запасы минерального сырья, кроме углеводородных;
12. Географическое положение по отношению к внешнеторговым выходам России;
· К показателям регионального инвестиционного риска относятся:
13. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
14. Уровень безработицы;
15. Уровень экологической загрязненности;
16. Уровень дискомфортности климата;
17. Степень угрозы осуществления террористических актов.
Критерием отнесения того или иного частного показателя к числу преимуществ или отставаний того или иного региона является его региональная количественная оценка. Так, к региональным конкурентным преимуществам относятся такие факторы, по которым региональное значение превышает среднероссийский уровень более чем в 1.2 раза, т.е. выше на 20%, и такие факторы инвестиционного риска в регионе, по которым региональное значение составляет менее 0.8 от среднероссийского уровня, т.е. ниже на 20%. И наоборот.
3. Научный подход И.И. Климовой
Основные понятия метода:
· Инвестиционные ресурсы определены как «возобновляемые в ходе общественного воспроизводства ресурсы, предназначенные для вложения в финансовые активы и капитальные блага»;
· Региональные инвестиционные потоки - «иерархически структурированное движение массы инвестиционных ресурсов и их составных элементов по каналам перелива в сферы и отрасли региональной экономики» со следующими параметрами: величина инвестиционного потока, его интенсивность и регуляторы;
|
· Инвестиционная активность определена как «степень интенсивности процессов инвестирования в рамках региона, учитывающая ресурсные и реализованные инвестиционные возможности региональной экономической системы»;
· Инвестиционный потенциал классифицируется как «способность к получению максимально возможного объема инвестиционной составляющей валового регионального продукта, реализуемая посредством использования имеющихся в рамках территории инвестиционных факторов экономического роста».
Преимущество предлагаемого метода заключается в возможности оценить уровень инвестиционного потенциала по всему спектру инвестиционных отношений, т.е. в части как прямого, так и финансового инвестирования.
Согласно данной концепции автор выделяет три главных компонента инвестиционного потенциала: ресурсный, инфраструктурный и институциональный. Именно эти компоненты на взгляд Н.И. Климовой, наиболее полно представляют слагаемые общественного производства, одной из подсистем которого является инвестиционная сфера. Сведение этих слагаемых в интегральный показатель позволяет характеризовать инвестиционный потенциал как результат их воздействия на инвестиционную составляющую важнейшего конечного параметра— валового регионального продукта (ВРП).
Состав ресурсного компонента инвестиционного потенциала представлен следующими характеристиками: финансовыми, фондовыми (мощностными) и трудовыми. Финансовая составляющая ресурсного компонента является исходной предпосылкой инвестиционных процессов и выступает первичным элементом инвестиционного потенциала.
Инфраструктурный компонент инвестиционного потенциала региона рассматривается как характеристика вспомогательной подсистемы, которая обслуживает весь цикл инвестиционного процесса: процесс аккумулирования инвестиционных ресурсов, собственно этап инвестирования и процесс обмена инвестиционной продукцией. Эти инфраструктурные институты характеризуются на каждой стадии соответствующим набором факторов.
1. Стадия аккумуляции финансовых ресурсов.
· Кредитные организации:
- совокупные активы кредитных организаций региона;
- средний размер региональной кредитной организации;
- объем кредитования экономики региона;
- вес долгосрочного кредитования в общем объеме кредитования;
- доля предоставленных кредитов и общий объем совокупных активов кредитных организаций;
- удельный вес ипотечного кредитования в общем объеме долгосрочного кредитования.
|
· Инвестиционные институты:
- совокупные активы профессиональных участников фондового рынка;
- годовые объемы операций с применением фондовых инструментов;
- объем долгосрочных вложений;
- удельный вес долгосрочных вложений в инвестиционном портфеле;
- объем брокерских и дилерских услуг по размещению ценных бумаг;
- объем биржевых операций с ценными бумагами.
· Фонды взаимного инвестирования:
- количество инвестиционных фондов (в том числе паевых);
- суммарные активы и средний размер инвестиционных фондов;
- объем долгосрочных вложений;
- удельный вес долгосрочных вложений в инвестиционном портфеле.
2. Стадия инвестирования:
· общий объем лизинговых операций;
· удельный вес операций финансового лизинга в общем объеме лизинговых операций;
· страховая сумма по договорам инвестиционного страхования;
· объем тендерных сделок на подрядные роботы;
· объем аукционных договоров.
3. Стадия обмена и распределения строительных материалов и инвестиционной продукции:
· годовой объем товарооборота продукции инвестиционного назначения региональных организаций оптовой торговли;
· биржевой оборот продукции инвестиционного назначения;
· общий объем реализации основных строительных материалов предприятиями-изготовителями и организациями оптовой торговли;
· объем запасов основных видов строительных материалов у предприятий-изготовителей и региональных организаций оптовой торговли.
Институциональный компонент инвестиционного потенциала региона в системе представлен следующими факторами:
· формальные правила (законодательно-нормативную базу инвестирования, институт собственности, свободу предпринимательства, защиту собственности, степень либерализации инвестиционной деятельности, уровень развития предпринимательства, систему экономических стимулов, условия кредитования, режим инвестирования, конкурентную среду, систему контрактов);
· неформальные ограничения (кодекс поведения участников инвестиционных отношений, инвестиционная «ментальность», инвестиционная культура, мотивация инвестирования, уровень инвестиционного проектирования, уровень трансакций, инвестиционная законность и контроль);
· характеристики принуждения (ответственностью за незаконную инвестиционную деятельность, защитой инвестирования и конкуренции, нормативами банкротства и степенью ответственности за нарушение условий контракта).
Таким образом, в структуре институционального компонента инвестиционного потенциала региона, разработанной данным автором, в качестве формальных правил приняты действующие в рамках региона законодательно-правовые нормы и условия контрактной системы, регулирующие инвестиционную деятельность. Система неформальных ограничений представлена набором идентификационных показателей поведенческого характера, а характеристики принуждения — параметрами ответственности за нарушение установленных правил участия в инвестиционном процессе.
4. Подход К.Гусевой,ведущего научного сотрудника Института экономики РАН, предполагает ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата, в основу которого ставится новое понятие «рыночная реакция».
Рыночная реакция регионов на проводимые преобразования определяется как последствия влияния совокупности факторов, предопределяющих различия качественного изменения характеристик инвестиционной среды. «Положительная рыночная реакция означает активное формирование предпосылок для оздоровления инвестиционного климата», «слабая рыночная реакция является причиной подавленности инвестиционных мотиваций». Рыночная реакция определяется следующими элементами:
· стартовые условия вхождения регионов в рынок, характеризующие сложившиеся к началу проведения реформ объективные и субъективные предпосылки, способствующие или препятствующие трансформационным процессам;
· оценка стратегии и тактики проведения реформ па региональном уровне, на основе которых выявляются приоритеты специальной федеральной поддержки отдельных регионов;
· место регионов в рыночном пространстве, уровень готовности к дальнейшим преобразованиям и перспективы изменения инвестиционного климата.
В результате ранжирования формируются четыре условные группы регионов, отличающиеся степенью реакции на рыночные преобразования.
5. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона как критерия коммерческой привлекательности Н.А. Колесникова.
Коммерческая привлекательность рассматривается П.А. Колесниковой в разрезе системы управления территорией, создания условий функционирования субъектов и объектов инвестиционной деятельности с учётом функций, возможностей, административного ресурса, ответственности региональных или местных органов власти. При этом обеспечение благоприятного климата для коммерческого освоения собственно потенциала территории осуществляется исполнительной системой, которая находится во взаимодействии с представительной властью и властью общественных институтов и под их контролем.
Факторы, определяющие привлекательность региона для осуществления коммерческой деятельности и привлечения инвестиций, отнесены к трем уровням.
Следует отметить, что условия деятельности каждого регионального субъекта влияют на степень воздействия перечисленных факторов на принятие решений о разработке и реализации инвестиционных проектов и программ.
6. Методика оценки привлекательности путем определения конкурентного статуса и конкурентного потенциала В.В. Иванова и
А.Н. Коробова.
Оценка привлекательности путем определения конкурентного статуса и конкурентного потенциала, предложенная В.В. Ивановым и А.Н. Коробовой, дает возможность оценить привлекательность региона в сравнении с регионами-конкурентами. При этом действия с целью повышения инвестиционной привлекательности территории выступают в качестве важных стратегических маркетинговых инструментов. В применении к стратегическому управлению конкурентное преимущество — это привлекательность региона для инвестиций по сравнению с другими регионами-конкурентами. При этом такое преимущество, или конкурентный статус (К), определяется, как величина, интегрирующая конкурентоспособность и конкурентный потенциал территории и являющаяся аддитивной взвешенной функцией данных аргументов:
К = А х КС + В х КП (2)
где КС - конкурентоспособность региона (города); КП - его конкурентный потенциал; А и В - весовые коэффициенты, отражающие вклад КС и КП в конкурентный статус муниципального образования. Эти коэффициенты определяются экспертным путем по заранее установленной шкале, а затем нормируются по формулам:
А = Аб / (Аб + Вб); В = Вб / (Аб + Вб) (3)
Конкурентоспособность показывает эффективность функционирования региона в краткосрочном периоде и рассчитывается по формуле КС = Iн х (Iк / Iэ )
Где Iн - нормативный индекс безопасности ведения бизнеса на территории (может варьироваться в диапазоне от 0 до 1); Iк — качественный индекс (взвешенная сумма оценок параметров состояния региона); Iэ — цена ведения бизнеса в данном регионе, т.е. взвешенная сумма оценки относительных затрат деятельности (стоимость аренды, налогообложение, стоимость коммунальных услуг).
Качественный индекс определяется по формуле:
(4)
где — относительная значимость показателя (нормированный параметр); Аi — относительная оценка показателя по сравнению с базовой, которой может служить идеальное состояние региона или наиболее сильный регион-конкурент.
Цена ведения бизнеса в регионе рассчитывается по формуле
(5)
где bi — относительная значимость показателя (нормированный параметр); Bi — относительная оценка показателя по сравнению с базовой, которую может составлять идеальный регион или наиболее сильный регион-конкурент.
Среди параметров конкурентоспособности региона авторы выделяют: структуру местной экономики, которая оценивается структурой валового внутреннего продукта (ВВП) или занятости по секторам; динамику роста экономики; структуру потребителей; качество жизни; покупательную способность; трудовые ресурсы и их характеристики; вмешательство в экономику со стороны местных властей; эффективность промышленного производства; социально-экономический консенсус и стабильность; наличие доступных земельных участков; материальные стимулы; развитость инфраструктуры бизнеса — финансовой ее составляющей; системы регулирования занятости; коммуникаций; функционирование жилищно-коммунального хозяйство; состояние транспортной и дорожной сети; возможность получения образования; доступность источников сырья и рынков; архитектурный облик и планировка территории; экономико-географическое положение.
Конкурентный потенциал (прочность конкурентной позиции) идентифицируется, как способность эффективного функционирования региона в перспективе, и определяется факторами, которые могут привлекать предпринимателей и промышленное производство и удерживать их в будущем. В данном случае конкурентный потенциал включает в себя следующие структурные элементы:
· наличие стратегического плана развития территории;
· индивидуальные планы развития и текущее положение дел местных предприятий и отраслей промышленности;
· интеллектуальный потенциал региона;
· потенциал промышленного развития;
· «высоту входного барьера» в регион;
· потенциал рынка труда;
· прогнозы развития рынка;
· предпринимательский климат.
Важным фактором повышения конкурентоспособности исследуемой территории является то, что проведенную количественную оценку ее инвестиционной привлекательности необходимо поддерживать и дополнять осуществлением мониторинга, анализом динамики параметров ее конкурентного статуса и конкурентного потенциала и на основе этого формировать систему мероприятий (тактику и стратегию) с целью повышения конкурентного статуса и усиления конкурентных преимуществ. При разработке стратегии привлечения инвестиций в регион необходимо в комплексе использовать существующие инструменты и методы стратегического менеджмента (SWOT-анализ, анализ конкурентной борьбы за инвестиции применительно к территории по модели пяти сил конкуренции М. Портера, функционально-стоимостный анализ и т.д.).
7. Методика составления бизнес - карты региона.
Одним из элементов развития деловой и инвестиционной инфраструктуры региона является объективная оценка имеющихся ресурсов. Удобной и эффективной формой анализа ситуации для принятия инвестиционного решения на местном уровне является бизнес-карта территории. Главной целью ее создания является анализ ресурсной базы для наиболее эффективного се использования. Она показывает средства, запасы, возможности, источники экономической деятельности, которые могут приносить прибыль.
При разработке бизнес-карты необходимо учитывать:
1) комплексность, т.е. увязку с другими программными мероприятиями, в частности, с подготовкой бизнес-профилей предприятия, исследованием отдельных отраслей и др.;
2) взаимосвязь и взаимообусловленность бизнес-ресурсов.
Современная практика выработала основные принципы формирования бизнес-карты, позволяющие в полной мере использовать полученную информацию для объективной оценки инвестиционных возможностей территории:
· постоянное обновление;
· содержание достоверной информации, что требует проверки полученной информации по нескольким источникам;
· максимальная полнота и систематизация информации;
· глубина информации, подразумевающая количество показателей, характеризующих структуру рынка;
· включение в бизнес—карту предприятий, действующих на рынке достаточно длительное время и имеющих стабильные экономические и производственные показатели;
· включение в базу данных информации о пустующих и неэффективно используемых помещениях и оборудования государственного и муниципального фондов, что позволит формировать приватизационные и арендные предложения.
Сформулированная таким образом бизнес-карта территории становится важнейшей составной частью анализа инфраструктуры региона и может стать основой для формирования стратегии развития региона.
С целью привлечения инвесторов администрация региона может разместить бизнес-карту в Интернете. Однако при этом следует учитывать, что информация должна быть представлена в удобной для потенциальных инвесторов форме, так, чтобы во множестве городов и проектов их постоянно привлекала информация о данном рекламируемом регионе. Нужно в полной мере использовать все присущие сети Интернет качества: интерактивность, персонификацию, гипермедийность. Информация на сервере должна постоянно обновляться.
С точки зрения привлечения инвесторов информационный сервер Интернет региональной администрации с помощью соответствующих информационных блоков должен решать следующие основные задачи:
· охарактеризовать географическое положение, политико-социальное устройство, демографическое и экономическое состояние региона;
· показать особенности регионального законодательства с точки зрения большей инвестиционной привлекательности региона по сравнению с другими;
· продемонстрировать реальную работу региональной администрации в финансово-экономической области и по охране и поддержанию правопорядка;
· представить региональные компании и проекты, предлагаемые для инвестирования.
Для удобства потенциальных инвесторов молено подготовить специальную базу данных по проектам, имея в виду, что при характеристике финансовых параметров проекта инвестируемым объектом будет выступать не проект, а предприятие.
Региональной администрации целесообразно также использовать возможность привлечения инвесторов или других экономических партнеров в собственные проекты, такие, как: продажа объектов недвижимости, земельных участков, приватизация предприятий, находящихся в региональной или муниципальной собственности. В этом случае Интернет позволяет не только привлекать инвестиции, но и организовывать и проводить тендеры.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!