На построение психолого-педагогического исследования — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

На построение психолого-педагогического исследования

2020-01-13 307
На построение психолого-педагогического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Название принципа Содержание принципа Примеры влияния принципа на построение исследования
Принцип детерминизма Существует закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. А. Особая роль в исследовании отводится обучению и воспитанию как социальным факторам, обуславливающим психическое явление. Б. Необходимо исследовать и учитывать влияние предыдущих этапов развития на последующие.
Принцип единства психики и деятельности   Психика в деятельности формируется и проявляется. А. В исследовании необходимо учитывать связь психического развития ребенка с его веду­щей деятельностью. Б. Необходимо фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка в ведущей деятельности, в зарождающейся деятельности, в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей.
Принцип объективности Объективность познания мира достижима при условии, если из описания и объясне­ния исключается все, что относится к исследователю и процеду­рам его познавательной деятельности. 1) Правильная организация исследования, наличие и равенство экспериментальных и контрольных групп. 2) Явления необходимо рассматривать такими, какими они яв­ляются на самом деле, что достигается использованием валидных и надежных методов исследования. 3) Количество собранного материала должно быть достаточным для стати­стической и качественной обработки.
Принцип развития Психические явления изменяются под действием производящих их причин в процессе исторического и индивидуального развития. Изучать явление необходимо с учетом трех координат: 1) актуалгенеза (развитие конкретного процесса, например, формирование у ребенка какого-либо действия); 2) онтогенеза (развитие конкретного человека от рождения до текущего момента); 3) историогенеза (развитие человеческого общества, например, учет акселерации и др.) Необходимо учитывать психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому и тенденции развития в последующих возрастных ступенях.

 

· Принцип единства внутренних и внешних проявлений. Психика, сознание изучается в единстве внутренних и внешних проявлений. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.

· Принцип индивидуализации. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей. Для этого необходимо не оперирование одними лишь статистическими средними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом можно раскрыть реальные зависимости. Через изучение индивидуальных случаев в их вариативности психологическое исследование должно идти к истинной своей цели - к установлению все более общих и существенных закономерностей. 

· Генетический принцип. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. При изучении психического развития в онтогенезе задача заключается не в том, чтобы зафиксировать посредством как бы моментальных снимков различные, по существу абстрактные, уровни умственного развития и отнести к ним различных детей, как бы разнеся их по различным этажам и полкам, а том, чтобы в ходе самого исследования продвинуть детей с одного "уровня" на следующий, высший, и проследить в реальном процессе развития его существенные закономерности.

· Принцип педагогизации. Надо изучать ребенка обучая его. То положение, что надо изучать детей, обучая их, является частным случаем более общего положения, согласно которому мы познаем явления действительности, воздействуя на них (в частности, самое глубокое и конкретное познание людей достигается в процессе их переделки).

· Принцип учета конкретных условий. Один и тот же внешний результат может иметь самое различное психологическое содержание в зависимости от того,  в какой конкретной ситуации он имел место. Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждого объективного исследования, исходящего из внешних данных, его расшифровка и правильная интерпретация требует обязательного учета, а значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации.

4. Методология как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается терминами «метод» и «методика».

Тот или иной научный подход и методологические принци­пы реализуются в конкретно-исследовательских методах. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, кото­рые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объ­екта. Так, метод наблюдения включает одну совокупность опе­раций, а метод эксперимента — совершенно иную. Иссле­довательский метод есть форма организации определенного спо­соба познания.

В свою очередь, метод психологии конкретизируется в ис­следовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в пси­хологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, лич­ности и других сторон психологической реальности.

 

 


Можно выстроить определенный ряд родо­видовой зависимости. Параллельные стрелки на рисунке означают возможность методологического движения в обоих на­правлениях: от научного подхода до используемых им методик, от методики до лежащих в ее основе представлений о предмете и методе психологии.


Глава 2. Организация психолого-педагогического исследования

 

Виды научных исследований: по характеру исследования (фундаментальные, прикладные), по количеству задействованных дисциплин (монодисциплинарные, междисциплинарные), по объему предмета исследования (комплексные, однофакторные). Типы исследований в зависимости от их целей (поисковые, критические, уточняющие, воспроизводящие).

Структура психолого-педагогического исследования, вариативность его построения. Организация исследования. Этапы построения исследования: теоретический, исследовательский, обработки данных, интерпретации.

Организация экспериментального исследования. Формирование групп испытуемых. Виды переменных. Планирование экспериментального исследования. Экспериментальные, доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Планирование корреляционных исследований.

 

Исследования можно разделить на фундаментальные и приклад­ные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д. Основными классификациями видов исследований являются следующие.

1. По характеру:

· Фундаментальное исследование (направлено на познание реальности без уче­та практического эффекта от применения знаний).

· Прикладное исследование (про­водится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи).

2. По количеству задействованных дисциплин:

· Монодисциплинарные исследования (проводятся в рамках отдельной науки, например, педагогики или психологии).

· Междисциплинар­ные исследования (требуют участия специалистов различных областей и прово­дятся на стыке нескольких научных дисциплин).

3. По объему предмета исследования:

· Комплексные иссле­дования (проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значи­мых параметров изучаемой реальности).

· Однофакторное, или аналитическое, ис­следование (направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности).

Исследования по цели их проведения можно разделить на несколько типов. К первому типу относятся поисковые исследования. В таких исследованиях предпринимается попытка решения проблемы, которую никто не ста­вил или не решал подобным методом. На­учные работы такого рода направлены на получение принципиально новых резуль­татов в малоисследованной области.

Второй тип — критические исследования. Они проводятся в целях опроверже­ния существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критиче­ские исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществ­ления эксперимента.

Большинство исследований, проводимых в науке, относится к уточняющим. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспери­ментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, ме­тодика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

И, наконец, последний тип — воспроизводящее исследование. Его цель — точ­ное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого иссле­дования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного дру­гим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т. п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить резуль­таты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интер­субъективными, т. е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспро­изводиться любым квалифицированным исследователем.

Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача.

I этап: Подготовительный.

1) Изучение состояния проблемы (литературный обзор). Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования.

2) Разработка или уточнение общей исходной исследовательской концепции (построение модели интересующего явления). Выдвижение гипотез.

3) Формирование выборки испытуемых. Планирование исследования.

4) Определение целей и задач. Выбор методов и методик.

II этап: Исследовательский (сбор эмпирических данных).

III этап: Обработка данных исследования.

IV этап: Интерпретация данных и формулировка выводов.

1) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

2) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

В зависимости от способа планирования исследования также выделяются различные его типы: экспериментальные, доэкспериментальные, квазиэкспериментальные и корреляционные исследования.

В экспериментальном плане проверяется гипотеза о причинной связи двух явле­ний. Проверка экспериментальной гипотезы о причинной связи двух явлений произ­водится следующим образом. Экспериментатор моделирует предполагаемую при­чину: она выступает в качестве экспериментального воздействия, а следствие — изменение состояния объекта — регистрируется с помощью какого-либо измери­тельного инструмента.

Экспериментальное воздействие служит для изменения независимой переменной, которая является непосредственной причиной изменения зависимой переменной.

Внешние («прочие») переменные экспериментальной ситуации экспериментатор должен контролировать. Среди внешних переменных выделяют: 1) побочные пере­менные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению не­надежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых); 2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием. Например, при изучении связи уровня развития непосредственного и опосредо­ванного запоминания дети должны быть одного возраста. Возраст в этом случае — дополнительная переменная.

Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внеш­ние (побочные) переменные.

В качестве независимых переменных в эксперименте могут выступать:

1) характеристики заданий (стимулы или материал задания, тип ответа испытуемого (вербаль­ный или невербальный ответ), инструкция, цели, которые должен достичь испытуемый в ходе выпол­нения задания и т.д.);

2) особенности ситуации (внешние условия: температура в помещении, обстановка, наличие внешнего на­блюдателя, изоляция — работа в присутствии экспериментатора, работа в одиночку — работа с группой, программы обучения или развития, педагогические воздействия и т. д.);

3) управляемые особенности (состояния) испытуемого;

4) константные характеристики испытуемого (интел­лект, пол, возраст, физические, биологические, психологические, социально-психоло­гические и социальные признаки и т. д.).

В качестве зависимых переменных в эксперименте могут выступать:

1) формально-динамические (точность и правильность действий и решений, скорость действий, частота, число ошибок и т.д.);

2) содержательные (особенности поведения, личностные и индивидуальные особенности испытуемых).

План «истинного» экспериментального исследования отличается от других следующими важнейшими признаками:

1) применением одной из стратегий создания эквивалентных групп (формирование выборки испытуемых).

2) наличием экспериментальной (ЭГ) и, как минимум, одной контрольной группы (КГ) – для возможности сравнения, чтобы убедиться, что изменения обусловлены именно действием независимой переменной (например, обучающей программы), а не внешних факторов (например, естественным развитием детей);

3) сравнением поведения группы, получившей экспериментальное воздействие (х), с группой, не получившей воздействия.

Формирование выборки испытуемых должно подчиняться ряду правил.

1. Содержательный критерий. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования. Бессмысленно проверять сте­пень развития произвольного запоминания у годовалых и двухлетних детей или вы­яснять, в какой мере уровень интеллекта группы московских бомжей влияет на вы­бор того или иного кандидата в Государственную думу (ибо они голосовать не име­ют права).

2. Критерий репрезентативности. Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представ­лять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте.

Подбор экспериментальной группы осуществляется с помощью различных стра­тегий. Это необходимо для устранения «эффекта сме­шения» (влияние индивидуальных различий между испытуемыми на связь независимой и зависимой переменных, например, на пуб­личное поощрение за хорошую работу люди разного темперамента реагируют не­одинаково). Во-вторых, экспериментальная группа должна представлять изу­чаемую популяцию, т. е. обеспечивать внешнюю валидность эксперимента. Выделяют следующие стратегии:

· Метод случайного выбора, или рандомизации. Экспериментальную выборку составляют так, что каждой личности предоставляет­ся равный шанс для участия в эксперименте. Каждому индивиду присваивается но­мер; с помощью таблицы случайных чисел производится формирование эксперимен­тальной выборки. Процедура очень трудноосуществима, поскольку каждый предста­витель интересующей нас популяции должен быть учтен.

· Стратометрический метод. Генеральная совокупность рассматривается как совокупность групп, обла­дающих определенными характеристиками. В экспериментальную выборку отбира­ются испытуемые с соответствующими характеристиками — так, чтобы в ней были равно представлены лица из каждой страты. Чаще всего используются следующие характеристики: пол, возраст, политические предпочтения, образование и уровень доходов.

· Метод приближенного моделирования. Исследование может проводиться при участии студентов 2-го курса университета, а данные приписываются всем людям, или «людям в возрасте от 17 до 21 года», или «людям со средним образованием в возрасте от 17 до 21 года» и т. д. 

· Стратегия попарного отбора. При этом эксперименталь­ная и контрольная группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для эксперимента характеристикам. Разновидностью этой стратегии является подбор однородных подгрупп, в которых испытуемые уравнены по всем характерис­тикам, кроме интересующих исследователя дополнительных переменных. Другой вариант — выделение значимой дополнительной переменной. Все испытуемые тес­тируются, ранжируются по уровню выраженности переменной. Группы формиру­ются так, чтобы испытуемые, обладающие одинаковыми или близкими значениями переменной, попали в разные группы.

· Использование реально существующих групп (класс, группа, коллектив). Но этот метод порождает систематическое сме­шение независимой переменной с индивидуальными свойствами испытуемых.

Считается, что наилучшая достоверность исследования достигается при рандомизации, стратегии подбора эквивалентных пар и стратометрическом методе: индиви­дуальные особенности испытуемых с помощью этих стратегий контролируются мак­симально. В остальных же случаях нет никаких гарантий эквивалентности испытуе­мых, контролируемости индивидуальных различий и представительности группы. В экспериментальном плане используют только стратегии рандомизации, парный подбор и стратометрический метод.

В схематичном виде запись экспериментального плана для двух групп выглядит следующим образом:

К

Квазиэкспериментальным является любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между переменными, в котором отсутствует процедура уравнивания групп. Схематичная запись при этом выглядит следующим образом:

 

Доэкспериментальные планы не учитывают нескольких требований, предъявляемых к плану классического эксперимента. К доэкспериментальным планам относятся:

1) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы;

 

2) план для двух неэквивалентных групп с обследованием после воздействия;

 

3) исследование единичного случая.

 

Корреляционным называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя и более) переменными. План корреляционного исследования не предполагает экспериментального воздействия. При корреляционном исследовании все переменные – зависимые.

 

Если изменение од­ной переменной сопровождается изменением другой, то можно говорить о корреля­ции этих переменных. Наличие корреляции двух переменных ничего не говорит о причинно-следственных зависимостях между ними, но дает возможность выдвинуть такую гипотезу. Отсутствие же корреляции позволяет отвергнуть гипотезу о при­чинно-следственной связи переменных. Различают несколько интерпретаций нали­чия корреляционной связи между двумя измерениями:

1. Прямая корреляционная связь. Уровень одной переменной непосредственно соответствует уровню другой.

2. Корреляция, обусловленная 3-й переменной. 2 переменные (а, с)связаны одна с другой через 3-ю (в), не измеренную в ходе исследования. Например, скорость опозна­ния изображения при быстром предъявлении и словарный запас испытуемых положительно коррелируют. Скрытой переменной, обу­словливающей эту корреляцию, является общий интеллект.

3. Случайная корреляция, не обусловленная никакой переменной.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.