Кафедра экономической теории и отраслевых рынков — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кафедра экономической теории и отраслевых рынков

2020-01-13 36
Кафедра экономической теории и отраслевых рынков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории и отраслевых рынков

Базуева Е.В.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Статистика»

(часть 2: социально-экономическая статистика)

 

Специальность         «Государственное и муниципальное управление»

 

Согласовано:                                                          Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление                      Протокол №

«____» ________2011 г.                                        «____»_______2011 г.

____________________                                         зав. кафедрой________

 

Пермь 2011 г.

Автор-составитель:

Базуева Е.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и отраслевых рынков

 

Учебно-методический комплекс по «Статистике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программой по специальности «Государственное и муниципальное управление»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

 

Согласовано с деканами обучающих факультетов:

 

 

Декан историко-политологического факультета _____________________

 

 

Зав. библиотекой _______________/____________


СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины                                                     с.4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины                   с.4

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы                                    с.5

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы                с.5

4. Содержание курса                                                                                     с. 6

5. Темы семинарских занятий                                                                    с.10

6. Варианты контрольных работ/ тематика эссе                                       с.13

7. Учебно-методическое обеспечение

7.1. Литература                                                                                          с.14

7.2. Методические указания студентам                                                  с.15

7.3. Методические рекомендации для преподавателя                          с.15

II.Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточных и итоговых аттестаций                                    с.16

 


1. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Предлагаемый курс предназначен для студентов дневного отделения историко-политологического факультета специальности «Государственное и муниципальное управление» завершает изучение учебной дисциплины "Статистика" и опирается на прочитанный в курсе "Общая теория статистики" методологический аппарат. Таким образом, для успешного изучения курса студент должен владеть также основами высшей математики и аппаратом математической статистики, иметь базовые представления в области общей экономической теории, теории статистического наблюдения и навыки применения элементарных методов теории статистического анализа. Методология социальной статистики излагается с учетом международных статистических стандартов и практики отечественной статистики.

Цель курса: Ознакомить студентов с системой микро- и макроэкономических показателей, отражающих экономические и социальные процессы развития страны в рыночных условиях хозяйствования. 

Учебные задачи курса:

· ознакомить с основными разделами, понятиями и терминами социальной
статистики;

· изучить показатели социальной статистики, а также методы их определения;

· освоить методы организации статистического исследования;

· получить навыки анализа социально-экономических процессов.

Знания, полученные в процессе изучения социальной статистики, в дальнейшем используются студентами при изучении профессиональных дисциплин и в их самостоятельной исследовательской и практической работе.

Требования к уровню освоения содержания курса

Содержание курса разработано в соответствии с ГОС ВПО и Основной образовательной программой специальности «Государственное и муниципальное управление»

В результате изучения курса студенты специальности должны:

- знать основные классификации и группировки социальной статистики, системы статистических показателей социального развития, использующиеся в российской и международной статистической практике, методы их расчёта; систему, сбора и обработки информации;

- уметь составить программу статистического исследования социальной сферы и ее отраслей в реальной ситуации, разработать систему показателей, характеризующих социальные процессы; провести целенаправленный статистический анализ с применением изученных в курсе методов и содержательно интерпретировать полученные производные статистические показатели в контексте своих профессиональных представлений и навыков;

- иметь представление о способах использования статистической информации для принятия решений; возможностях и границах применения изученных в курсе статистических методов, основных источниках статистической информации, особенностях проведения статистического исследования социально-экономических процессов на микро- и макроуровне (в т.ч. о системе национальных счетов).

- обладать навыками самостоятельного сбора и обработки необходимой социально-экономической информации, в том числе с привлечением данных вторичной статистики.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Кол-во часов
№№ семестров 4
Аудиторные занятия: 43
Лекции 22
Практические занятия 21
Самостоятельная работа  
Всего часов на дисциплину  

Содержание курса

Темы семинарских занятий

Литература

Основная

  1. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. пособие/М.Р. Ефимова, С.Г. Бычкова; Под ред. М.Р.Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  2. Социальная статистика. Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Ефимова М.Р. Практикум по социальной статистике: Учеб. пособие/ под ред. М.Р.Ефимовой.- М.: Финансы и статистика, 2005.

Дополнительная

1. Женщины и мужчины России. 2006: Стат. сб. / Росстат. – М., 2007.

2. Жилищное хозяйство в России 2005, 2006: Стат. сб./Роскомстат. – М., 2006, 2007.

3. Россия в цифрах 2005, 2006: Стат. сб./Роскомстат. – М., 2006, 2007.

4. Социальное положение и уровень жизни населения России2005, 2006: Стат. Сб./Роскомстат. – М., 2006, 2007.

5. Данные Роскомстата по отраслям социальной статистики: информационный ресурс: htpp://www.gks.ru

Рекомендуемая

1. Аверин А. Н. Социальная политика и подготовка управленческих кад­ров: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Экономика труда" и др. экон. спец./ А. Н. Аверин. - М.:Дашков и К,2004.

2. Варывдин В. А. Управление системой социальной защиты детства: Учеб. пособие для вузов/ В. А. Варывдин, И. П. Клемантович. - М.:Пед. о-во России,2005.

3. Гейц И. В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Рос­сийской Федерации (по материалам Федерального закона № 122-ФЗ)/ И. В. Гейц. - М.:Дело и Сервис,2005.

4. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств/ Н. М. Давыдова, Н. Меннинг, Т. Ю. Сидорина, Н. Е. Тихонова; Гос. ун-т Высш. шк. экономики; Под общ. ред. О. И. Шкаратана. - М.:ГУ ВШЭ,2003. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики. 2006. №1.

5. Закон РФ «О занятости населения в РФ» (с поправками). М., 2003.

6. Калашников С. Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики // Человек и труд. 2005. №5.

7. Курбатова Л. Н. Образование как социальное качество общества/ Л. Н. Курбатова; М-во образования и науки РФ, Перм. гос. техн. ун-т.. -Пермь:ПГТУ,2004.

8. Макроэкономика. Теория и российская практика:Учеб. для вузов/ Под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной; Фин. акад. при Правительстве РФ. - М.:КноРус, 2004.

9. Никитина Н. И. Инфляция и экономический рост – стандартная модель и современная реальность // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 2005. №2.

10. Носова Г. В. Поиск путей преодоления инфляции в начале XIX в. // Финансы. 2005. №7.

11. Ольшанский В. Теория инфляции в России: исторический аспект // Вопросы экономики. 2006. №1.

8. Смирнов С. Н. Экономика социальной сферы; Социальная политика [ Электронный ресурс]:учеб. пособие/ С. Н. Смирнов, Т. Ю. Сидорина, С.В. Шишкин; Гос. Ун-т - Высш. шк. экономики. - Электрон. дан.. (37,2Мб). - М.:Равновесие,2005.

9. Социальная политика:учеб. для вузов/ Рос. акад. гос.. службы при Президенте РФ; под ред. Н. А. Волгина. - Изд. 2-е стер. - М.:Экзамен, 2004.

10. Социальная политика: учеб. для вузов/ Рос. акад. гос.. службы при Президенте РФ; под ред. Н. А. Волгина. - Изд. 2-е стер. - М.:Экзамен, 2004.

7.2. Методические указания студентам:

При подготовке к семинарским занятиям и выполнении контрольных заданий студентам следует использовать литературу из приведенного в данной программе списка, а также руководствоваться указаниями и рекомендациями преподавателя.

Для наиболее глубокого освоения дисциплины студентам рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «Дополнительная» в данной программе, для усиления самостоятельной работы над курсом следует также использовать литературу обозначенную как рекомендуемая.

На семинарских занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь осуществить самостоятельный подбор литературы и статистических данных по проблематике семинарских и лекционных занятий.

Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им термины, аббревиатуры или понятия.

В рамках изучения дисциплины необходимо использовать передовые информационные технологии – компьютеры, электронные базы данных, Интернет – для подготовки к семинарским занятиям и контрольной работе.

Некоторые полезные адреса Интернета:

Библиотека Либертариума (“Moscow Libertarium Library (Russian)”) – http://libertarium.ru/library

Национальная электронная библиотека. Аналитические материалы – http://www.nel.ru/analytdoc/svodka.html

Журнал «Вопросы экономики» - http://infomag.mipt.rssi.ru/data/j112r.html

Институт экономических проблем переходного периода – http://www.iet.ru

Рабочий центр экономических реформ при Правительстве Российской Федерации – http://wcer.park.ru

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

1. Возникновение и исторические этапы развития статистики.

2. Сущность, предмет и задачи социальной статистики.

3. Статистическая информация, ее значение, источники данных. Общие принципы статистической деятельности, организация статистики в России и за рубежом.

4. Методы социальной статистики.

5. Система статистических показателей и принципы ее построения.

6. Население и значение его изучения в социальной статистике.

7. Абсолютные и относительные показатели численности, состава населения и его размещения. Основные группировки населения. Источники информации о численности и составе населения.

8. Изучение дифференциации населения по демографическим и социальным признакам.

9. Показатели демографической нагрузки.

10. Показатели естественного движения населения.

11. Изучение браков и разводов.

12. Статистическое изучение миграционного прироста населения: система показателей, источники информации.

13. Понятие здоровья как социально-экономической категории.

14. Основные направления изучения здоровья населения. Источники получения информации.

15. Система показателей здоровья населения.

16. Статистика физической культуры и спорта. Система показателей статистики физической культуры и спорта.

17. Характеристика деятельности учреждений здравоохранения и оценка уровня медицинской помощи населению. Клиническая статистика.

18. Оценка эффективности финансирования в капитал здоровья граждан всеми субъектами экономики.

19. Система образования в России и анализ основных направлений ее модернизации.

20. Уровни системы образования в России и оценка их структурной динамики.

21. Статистическое изучение дошкольного и школьного образования.

22. Характеристика системы профессионального образования.

23. Оценка динамики отраслевой структуры учащихся средних специальных и высших учебных заведений.

24. Формы профессионального образования. Динамика обучения с полным и частичным возмещением затрат в системе профессионального образования.

25. Отдача от инвестиций в образование.

26. Статистика труда как отрасль социально–экономической статистики. Понятие рынка труда и его характеристики. Международные стандарты и подходы к определению показателей, характеризующих рынок труда. Задачи статистики рынка труда.

27. Система информации и особенности наблюдения статистики рынка труда. Понятие о системе показателей статистики труда.

28. Понятие и состав экономически активного и экономически неактивного населения.

29. Понятие занятости. Статистическое изучение «занятых в экономике». Показатели численности работников. Изучение движения и текучести рабочей силы.

30. Схема и система показателей баланса трудовых ресурсов и основные направления его анализа.

31. Баланс рабочего времени. Статистика условий и производительности труда.

32. Цена труда, методы ее определения и анализа.

33. Понятие безработицы. Типы безработицы. Определение средней продолжительности безработицы.

34. Формы статистического наблюдения и информационная база для расчетов и анализа безработицы.

35. Статистическое изучение подготовки кадров.

36. Статистика домашних хозяйств, баланс денежных доходов и расходов населения. Социальное значение статистического изучения семьи и домохозяйства.

37. Показатели дифференциации доходов, коэффициент Джини. Реальные доходы.

38. Доходы и потребление домашних хозяйств, объемы, структуры различных социально-экономических категорий.

39. Показатели потребления материальных благ и услуг. Объем и структура потребления, факторы, определяющие объем среднедушевого потребления отдельных продуктов, товаров и услуг.

40. Статистика цен потребительского рынка, изучение инфляции. Индексный метод в изучении инфляции.

41. Задачи и источники информации статистики рынка жилья и жилищных условий населения.

42. Характеристика жилого фонда. Показатели обеспеченности жильем, его качественной характеристики.

43. Статистика рынка жилья. Показатели обеспеченности семей предметами длительного пользования. Статистическое изучение жилищно-коммунальных услуг.

44. Разделы статистики политической и общественной жизни. Структура системы показателей политической статистики.

45. Статистическое изучение избирательной системы.

46. Характеристика общественного мнения. Статистические методы изучений общественного мнения.

47. Бюджет времени населения и его структура. Система показателей и методы статистического изучения бюджета времени.

48. Показатели деятельности в области распространения культуры.

49. Показатели учреждений искусства.

50. Статистика туризма.

51. Понятие «моральная статистика» и разделы исследования.

52. Статистика социальных аномалий (показатели пьянства и алкоголизма, наркомании и проституции). Основные источники информации.

53. Правовая статистика, ее разделы и место в системе юридических наук. Анализ статистических показателей деятельности правоохранительных органов, суда и органов юстиции.

54. Понятие уровня жизни населения и значимость ее статистического изучения. Система показателей статистики уровня жизни населения.

55. Статистическое изучение имущественного неравенства. Показатели, характеризующие уровень неравенства (коэффициент Джини, децельный и квинтельный коэффициенты).

56. Классификация видов социальных услуг. Характеристика и особенности системы социальной защиты населения в современной России.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории и отраслевых рынков

Базуева Е.В.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Статистика»

(часть 2: социально-экономическая статистика)

 

Специальность         «Государственное и муниципальное управление»

 

Согласовано:                                                          Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление                      Протокол №

«____» ________2011 г.                                        «____»_______2011 г.

____________________                                         зав. кафедрой________

 

Пермь 2011 г.

Автор-составитель:

Базуева Е.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и отраслевых рынков

 

Учебно-методический комплекс по «Статистике» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программой по специальности «Государственное и муниципальное управление»

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

 

Согласовано с деканами обучающих факультетов:

 

 

Декан историко-политологического факультета _____________________

 

 

Зав. библиотекой _______________/____________


СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины

1. Цели и задачи изучения дисциплины                                                     с.4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины                   с.4

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы                                    с.5

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы                с.5

4. Содержание курса                                                                                     с. 6

5. Темы семинарских занятий                                                                    с.10

6. Варианты контрольных работ/ тематика эссе                                       с.13

7. Учебно-методическое обеспечение

7.1. Литература                                                                                          с.14

7.2. Методические указания студентам                                                  с.15

7.3. Методические рекомендации для преподавателя                          с.15

II.Материалы, устанавливающие содержание и порядок

проведения промежуточных и итоговых аттестаций                                    с.16

 


1. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Предлагаемый курс предназначен для студентов дневного отделения историко-политологического факультета специальности «Государственное и муниципальное управление» завершает изучение учебной дисциплины "Статистика" и опирается на прочитанный в курсе "Общая теория статистики" методологический аппарат. Таким образом, для успешного изучения курса студент должен владеть также основами высшей математики и аппаратом математической статистики, иметь базовые представления в области общей экономической теории, теории статистического наблюдения и навыки применения элементарных методов теории статистического анализа. Методология социальной статистики излагается с учетом международных статистических стандартов и практики отечественной статистики.

Цель курса: Ознакомить студентов с системой микро- и макроэкономических показателей, отражающих экономические и социальные процессы развития страны в рыночных условиях хозяйствования. 

Учебные задачи курса:

· ознакомить с основными разделами, понятиями и терминами социальной
статистики;

· изучить показатели социальной статистики, а также методы их определения;

· освоить методы организации статистического исследования;

· получить навыки анализа социально-экономических процессов.

Знания, полученные в процессе изучения социальной статистики, в дальнейшем используются студентами при изучении профессиональных дисциплин и в их самостоятельной исследовательской и практической работе.

Требования к уровню освоения содержания курса

Содержание курса разработано в соответствии с ГОС ВПО и Основной образовательной программой специальности «Государственное и муниципальное управление»

В результате изучения курса студенты специальности должны:

- знать основные классификации и группировки социальной статистики, системы статистических показателей социального развития, использующиеся в российской и международной статистической практике, методы их расчёта; систему, сбора и обработки информации;

- уметь составить программу статистического исследования социальной сферы и ее отраслей в реальной ситуации, разработать систему показателей, характеризующих социальные процессы; провести целенаправленный статистический анализ с применением изученных в курсе методов и содержательно интерпретировать полученные производные статистические показатели в контексте своих профессиональных представлений и навыков;

- иметь представление о способах использования статистической информации для принятия решений; возможностях и границах применения изученных в курсе статистических методов, основных источниках статистической информации, особенностях проведения статистического исследования социально-экономических процессов на микро- и макроуровне (в т.ч. о системе национальных счетов).

- обладать навыками самостоятельного сбора и обработки необходимой социально-экономической информации, в том числе с привлечением данных вторичной статистики.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Кол-во часов
№№ семестров 4
Аудиторные занятия: 43
Лекции 22
Практические занятия 21
Самостоятельная работа  
Всего часов на дисциплину  

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.