Этапы выполнения данного упражнения. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Этапы выполнения данного упражнения.

2020-01-13 184
Этапы выполнения данного упражнения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Попросите каждого ребенка (при групповой работе) надуть шарик и завязать его (если кто-то затрудняется, ему надо помочь).

А) Объясните детям, что шарик может символизировать тело человека, а находящийся в нем воздух – чувство раздражения и гнева.

Б) Спросите детей, может ли сейчас воздух входить в шарик и выходить из него, и что случается, когда эти чувства переполняют человека. Что чувствует человек, когда чувство гнева и раздражения переполняют его?

2. Предложите детям прыгнуть на шарик, чтобы шарик взорвался.

А) Спросите детей, можно ли таким способом выражать свой гнев, а если нет, то почему. Некоторые дети пугаются, когда шарики взрываются. Обсудите с ними, что может означать этот страх.

Б) Объясните детям, что если шарик – это человек, то взрывающиеся шарики могут означать какой-либо агрессивный поступок, например, нападение на другого человека и т.п. Спросите их, можно ли считать такое выражение гнева «безопасным».

3. Предложите детям надуть еще один шарик. На этот раз они не должны его завязывать; они лишь крепко держат шарики, не давая воздуху выходить наружу. Шарик по-прежнему символизирует человека, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева.

4. Предложите детям выпустить из шарика немного воздуха, затем вновь крепко его зажать.

А) Обратите внимание детей на то, что шарик уменьшился в размере. * Взорвался ли он, когда вы выпускали из него воздух? * Можно ли такой способ выражения чувств гнева считать более безопасным? * Остался ли в результате этот шарик целым? Следует подчеркнуть тот факт, что шарик остался целым и невредимым, не взорвался и никого не напугал. Подобным же образом, когда мы выражаем гнев контролируемым образом, он никому не приносит вреда.

5. Предложите детям сдувать шарики мелкими порциями до тех пор, пока в них совсем не останется воздуха. Вновь объясните детям, что воздух внутри – это чувство раздражения и гнева. Говоря о том, что вызывает у нас эти чувства, находя способы их адекватного выражения, мы можем избежать возможных осложнений. Когда раздражение и гнев в нас накапливаются, они однажды могут «вырваться» наружу, как воздух вырывается наружу из слишком сильно надутого шарика, и напугать или травмировать ребенка и тех, кто находится рядом с ним. Спросите детей, какие способы «безопасного» выражения гнева они могут предложить. Для этого мы знакомим детей с другой техникой «Разбей башню».

Техника «Разбей башню» Шерри Сэйкс. Данная техника использовалась Ш. Сэйкс с целью осознания ребенком своего гнева. Автор техники ссылается на известного психотерапевта В. Оклендер, которая считает, что «ребенок должен осознать свой гнев, это является первым шагом по пути обретения им уверенности и психической целостности; он должен преодолеть в себе привычку в страхе подавлять раздражение и гнев или выплескивать их в опосредованном виде, поскольку это может травмировать самого ребенка и вести его к эмоциональному отчуждению от окружающих» (В. Оклендер, 2000, с. 218).

Описание техники. Ребенок строит из пластмассовых баков башню (можно использовать картонные коробки), ставит наверху маленькую тряпичную куклу, а затем разбивает сооружение мягким мячом. Кукла может символизировать все, что угодно – родителей, какое-либо событие, самого ребенка и т.д. Но ребенок должен сказать, что обозначает для него эта кукла, и, разбивая башню, выражать свои чувства словами. Например, он может говорить или выкрикивать: «Я ненавижу своего папу!» или «Я ненавижу себя, потому что…» или «Я никогда не стану больше…». Психолог должен обеспечить обратную связь, отражая содержание его высказываний, например, следующим образом: «Да, ты и правда вне себя от ярости на своего отца!».

Постройка башни, прочной или, наоборот, неустойчивой – как того захочет ребенок - дает ему ощущение контроля над ситуацией. Расположение на ее вершине куклы усиливает это ощущение. Интересным моментом техники является сбор баков. Ребенок должен их собрать и вставить один в другой, затем закрыть крышкой. Внутрь большого бака он может положить не только маленькие баки, но и куклу, и мяч. Такая процедура дает ему ощущение того, что он оставляет свои чувства в надежном месте под присмотром психолога.

Рекомендации. Способы проведение этой техники могут быть различными и зависеть от особенностей конкретного ребенка. Застенчивому, скованному ребенку, возможно, требуются заверения в том, что он может смело разбивать башню и кричать все, что хочет. Психолог даже может продемонстрировать ребенку, как это делается.

Напротив, агрессивному ребенку следует объяснить, что основная задача его действий - освободиться с помощью психолога от чувства гнева для того, чтобы лучше контролировать проявление чувств в реальной жизни. Ребенок должен осознать разницу между разрушением башни с психотерапевтической целью и кулачной расправой. Ребенку следует порекомендовать, что, если его переполняют чувства обиды и раздражения, он может, чтобы не травмировать других, дома поколотить подушку или ударить мячом по стене.

Техника «Дерево чувств» Джойс Мигер. Целью работы в этой технике является научение детей понимать свои переживания через создание условий для свободного выражения и обсуждение своих чувств. Данную технику рекомендуется проводить с детьми, имеющими нарушения в виде повышенной тревожности, депрессии, агрессивности, начиная с трех с половиной лет. Однако в каждом случае необходимо учитывать уровень развития вербального аппарата и представлений ребенка.

Описание техники. Из глины серого цвета изготавливается ствол и крона «дерева чувств» на прочном каркасе. Затем, на кроне развешиваются плоды, изготовленные из глины разного цвета. Каждый плод определенного цвета символизирует об эмоциональном состоянии ребенка (желтый – радость; синий – печаль; красный – раздражение; зеленый – зависть или ревность). При работе с детьми более старшего возраста можно создавать корни, символизирующие «источники чувств» (т.е. их причины). Ребенку предлагается срывать плоды того или иного цвета и вспоминать, переживал ли он соответствующие этому цвету чувства. Необходимо иметь не менее четырех плодов каждого цвета: только так можно обсудить с ребенком все основные чувства и в то же время ограничить общее время беседы (примерно 10 мин. на одно занятие) в целях создания безопасной атмосферы для ребенка. Когда последний плод сорван, ребенок обычно испытывает ощущение завершенности процесса. Дети, относительно редко посещающие психолога, постепенно начинают понимать, что человек имеет право переживать и обсуждать любые чувства.

С целью коррекции позиции ребенка в новых условиях семьи после развода очень эффективными являются методики арттерапии. В качестве конкретных методик рекомендуют следующие техники.

«Три желания».

Ребенку предлагается изобразить на рисунке три желания. Обсуждение проводится в направлении выяснения содержания желаний, их значимости, возможности и путей их осуществления.

«Волшебный мир».

Ребенку вручается «волшебная палочка» и предлагается нарисовать мир таким, каким бы ему хотелось видеть, каким бы он сделал мир. Далее проводится обсуждение рисунка (изображенные события, их участники и межличностные взаимоотношения, связь изображаемого и реального и пр.)

«Сны и фантазии».

Ребенку предлагается нарисовать свой сон и рассказать о нем. При интерпретации следует учитывать, что события сна выражают подавленные и вытесненные желания ребенка, его отношение к миру, модель преодоления проблем.

Специалист по семейному и детскому консультированию Вайлолет Оклендер, работая с проблемными детьми, считает, что дети неохотно рассказывают о своих снах, поскольку часто те из них, которые запоминаются, - это страшные сны. С другой стороны, сны так загадочны и странны, что дети стараются выбросить их из головы. По ее мнению, именно поэтому сны у детей часто повторяются. Они так стараются отторгнуть такие сны, что сны возвращаются как напоминание. Работать со снами в состоянии и дети дошкольного возраста. В качестве примера приводим случай, описанный В. Оклендер.

«Шестилетний Тодд часто просыпался по ночам от кошмарных снов. Я попросила рассказать мне о них. Он сказал, что за ним все время гоняется чудовище, а иногда его преследует какая-то машина. Он воспротивился моему предложению нарисовать это чудовище, поэтому мне пришлось рисовать его самой по описанию, данному ребенком. Окончив рисунок, я попросила мальчика рассказать чудовищу, что он думает. Он воскликнул: «Хватит за мной гоняться!». Потом я предложила ему представить себе, что он разговаривает с чудовищем так, как будто это его игрушка. Он стал говорить, обращаясь к самому себе самому от имени чудовища: «Ты плохой, плохой мальчик! Я должен поймать тебя!». Я попросила ребенка продолжить этот разговор и рассказать, почему он плохой мальчик. «Ты плохой. Ты стащил деньги у мамы из кошелька, а она даже об этом ничего не знает. Ты писаешь в штаны, и об этом она тоже не знает. Ты плохой, плохой, плохой!»…

Этот сон позволил обсуждать с мальчиком чувство вины, постоянное негодование и гнев по отношению к матери, которая совсем недавно вступила в новый брак» (В. Оклендер, 2000, с. 154).

 

Техника «Уничтожение страха» А.Л. Венгера.

Очень часто в ситуации развода родителей у детей появляются страхи. Они боятся оставаться одни дома, просят, чтобы мама не выключала свет в их комнате на ночь, не отпускают мать в новой обстановке и др. С целью борьбы со страхами можно порекомендовать методику «Уничтожение страха», которую психолог применяет в присутствии кого-либо из родителей (для того, чтобы впоследствии он при необходимости напоминал ребенку о показанном ему способе преодоления страха). Методика может проводиться с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста (возрастных ограничений «сверху» она не имеет).

Проведение методики включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т.п.

I этап составляет беседа с ребенком о том, бывает ли ему страшно, если да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо спать. Беседа ведется в спокойном непринужденном тоне. Если страхи выявляются по данным психологического обследования или по рассказам родных, а сам ребенок не признает у себя их наличие, то можно рассказать ему, что маленькие дети всегда чего-нибудь боятся, и спросить: «А чего боялся ты, когда был маленьким?». Далее работа будет проводиться со страхами, которые теперь уже якобы отсутствуют, но имелись когда-то. Полезность этой работы можно объяснить тем, что иногда становится страшно любому человеку, даже вполне взрослому, а поэтому полезно научиться справляться со страхом.

II этап - обсуждение того, как можно изобразить (нарисовать) страх и последующее создание такого рисунка. Для этого нужны бумага и набор цветных карандашей или фломастеров. На этом этапе могут возникать следующие трудности:

Ребенок отказывается от деятельности, утверждая, что он не сумеет нарисовать то, что нужно. В этом случае надо объяснить, что рисунок вовсе не должен быть хорошим. Наоборот, страхи лучше рисовать плохо, так как они сами плохи, и незачем их украшать.

Ребенок не называет конкретных страхов, так что не ясен предмет изображения. В этом случае можно рекомендовать один из двух приемов: а) персонификация страха в виде какого-либо очень неприятного, страшного животного или персонажа по выбору ребенка (этот прием целесообразен при работе с рационалистичными детьми); б) абстрактный рисунок, непосредственно выражающий эмоциональное состояние (при работе с эмоциональными детьми). Рисунку может предшествовать обсуждение типа: «Как ты думаешь, какого цвета должен быть страх? какой цвет ему больше подойдет?» и т.п. При продолжающихся затруднениях может быть дан образец рисунка: «Я бы, наверное, стал рисовать страх вот так» - с этими словами психолог проводит несколько резких черных штрихов или сажает на лист кляксу черных чернил или еще как-либо создает бесформенное черное пятно. Дальше ребенок продолжает рисунок сам.

III этап - уничтожение рисунка. Прежде всего, нужно получить от ребенка признание того, что на рисунке действительно изображен его страх (настоящий или имевшийся раньше, «когда он был маленьким») - и, следовательно, теперь этот страх не внутри (в голове или в сердце, или в груди), а снаружи. А значит, теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточно разорвать рисунок. Ребенку предлагают проделать это.

В то время, когда ребенок разрывает рисунок, психолог проводит косвенное внушение, эмоционально комментируя его действия: «Вот так, рви на мелкие кусочки, чтобы ничего не осталось! Чтобы страх совсем ушел и никогда больше не возвращался. Рви еще мельче - чтобы все страхи сами тебя испугались и убежали. Вот так! Чтобы от страха совсем ничего не осталось!» и т.п. Если ребенок скован, заторможен, то в разрывании рисунка может принять участие психолог («Я тебе помогу выгнать страх, чтобы он ушел и никогда больше к тебе не возвращался!»).

После того, как рисунок разорван, психолог собирает обрывки, подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, он энергичным жестом выбрасывает их («Вот так, чтобы совсем ничего не осталось!»). Все это проделывается эмоционально, серьезно и сосредоточенно.

IV этап - рациональное объяснение ребенку смысла показанного ему приема. Ребенку объясняют, что теперь он знает, как прогонять страх. Значит, если ему снова станет страшно, то он не будет бояться, а просто нарисует свой страх и прогонит его, как он это сделал только что. Для этого даже не обязательно на самом деле рисовать и рвать рисунок - достаточно только представить себе, как ты это делаешь. Рационалистичным детям (особенно подросткам) полезно представить всю процедуру как психотехническое средство, сделав акцент на том, что это техника, помогающая человеку управлять самим собой, своим душевным состоянием.

V этап (не обязательный) - релаксация, сопровождаемая внушением в бодрствующем или дремотном состоянии. Внушение включает две основные темы, повторяемые несколько раз с разными вариациями:

* Страх преодолен и больше не вернется. Теперь ребенок ничего не будет бояться, будет спокойно спать.

* Ребенок знает, что делать, если ему вдруг снова станет страшно: он легко сможет прогнать страх, нарисовав его и разорвав рисунок или только представив себе, как он это делает.

Не следует смущаться, что эти темы противоречат друг другу. Дети подобных противоречий не замечают, особенно в состоянии релаксации, снижающем уровень контроля. Указать на возможность возвращения страха необходимо, так как иначе первое же появление этого чувства снимет эффект коррекционной работы (А.Л. Венгер, 2004).

Таким образом, при благоприятных условиях воспитания и грамотно организованной психолого-педагогической коррекционной работе у дошкольников через 3-4 года не наблюдается признаков перенесенной психологической травмы. Тип семейного воспитания, информирование ребенка о разводе, характер общения ребенка с отцом и матерью, особенности общения разведенных супругов, психокоррекционная работа в детском саду являются ведущими факторами, влияющими на успешность адаптации ребенка дошкольника к разводу.

 

Рекомендуемая литература:

Акслайн В. Игровая терапия. - М., 2000.

Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. - М., 2004.

Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора.- М., 2000.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. - М., 2004.

Конвей Д. Взрослые дети разводов. – Красноярск, 2002.

Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Ребенок в карусели развода. - М., 2001.

Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / пер. с англ. – М.:, 2000.

Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. - М., 2000.

Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

 

Подготовила: Глумова Ольга Хусаиновна,

Педагог-психолог


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.