Утрачена способность продвигаться в работе без принуждения. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Утрачена способность продвигаться в работе без принуждения.

2020-01-13 88
Утрачена способность продвигаться в работе без принуждения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ребенок в ситуации развода.

К сожалению, статистика последних лет свидетельствует о возрастании количества разводов в России, особенно в крупных городах. В среднем, более 50% супружеских пар разводятся, а в некоторых регионах России эта цифра достигает 70%.

По данным социологов, первый пик разводов приходится на 1-й год жизни семьи, второй - на 5-7-ой год супружеской жизни, третий пик наблюдается на 17-20-м году совместной жизни. На второй период падает более трети общего числа разводов. При этом средний возраст родителей при разводе составляет 30 лет. Как правило, это родители детей дошкольного возраста. И наиболее глубокий кризис отношений супругов наступает, когда ребенку около трех лет; но далеко не всегда разрыв происходит именно в этот момент. Между кризисом и окончательным разрывом, а тем более его юридическим оформлением – разводом - проходит более или менее длительное время.

Исследования психологов и медиков свидетельствуют о сильном негативном влиянии развода, как на родителей, так и на детей и, особенно на детей до 6 лет. Однако, несмотря на многообразие причин развода, влияние развода на родителей и детей различно. Так, развод для родителей – это осознанный поступок, который сопровождается, как правило, болезненными и драматическими переживаниями. Тем не менее, это сознательный шаг в решении своих проблем. Ребенок в ситуации развода находится в совершенно другом положении. При рождении ребенок воспринимает полную семью как данность. Поэтому принятие родителями решения развестись застигает ребенка врасплох, как стихийное бедствие, сравнимое с землетрясением. Ситуация усугубляется тем, что ребенок постепенно начинает осознавать свою беспомощность в изменении ситуации в семье.

Роль семьи для ребенка имеет огромное значение. Семья удовлетворяет главные потребности ребенка - потребность в безопасности, любви и защищенности. Именно поэтому, разрушение семьи так сильно влияет на эмоционально-личностное развитие ребенка. Дети дошкольного возраста, придя в детский сад, перестают играть, чаще ссорятся со сверстниками, агрессивно реагируют на замечания воспитателя, жалуются, что с ними перестают играть другие дети, начинают болеть. Понимание психического состояния ребенка позволяет психологу и воспитателю подобрать более эффективные методы коррекции. Однако эта работа будет более успешной при сотрудничестве воспитателя, психолога детского дошкольного учреждения и семьи ребенка.

В связи с этим, психолог и воспитатель детского сада должны быть подготовлены к пониманию этой проблемы и хорошо разбираться в психическом состоянии ребенка и его родителей.

По шкале социальной адаптации Холмса-Рея, развод, по своей стрессогенности, занимает второе место, сразу же после такого события, как смерть самого близкого человека. Поэтому, это столь драматичное в семье событие не может не влиять на психическое состояние детей. Реакция ребенка на развод может быть различной. Выделяют три типа поведения детей, переживающих посттравматический стресс развода:

  • Экспрессивный тип - ребенок проявляет сильные чувства, он может кричать, плакать, смеяться или рыдать, дрожать, раскачиваться. Это поведение связано с тем, что ребенок не может сдерживать своих действий.
  • Контролирующий тип – ребенок «успешно» сдерживает себя, и его внешнее поведение не отличается от поведения других сверстников. Он может производить впечатление более спокойного ребенка, чем в обычном состоянии, или совсем бесчувственного. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к неожиданным, на первый взгляд, необъяснимым болезням.
  • Шоковый тип – ребенок совсем подавлен, оглушен, трудно понять, что произошло с ребенком, не зная событий, которые произошли в семье. Он производит впечатление совсем отсутствующего, пребывающего в «другом мире».

Признаки посттравматического шока разнообразны и могут менять друг друга. Так, для некоторых детей характерны навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце: его вещи, его любимый запах одеколона, его любимое блюдо, любимая песня и т.п. Однако возможна и противоположная реакция. Ребенок стремится вытеснить все, что связано с отцом – избегает смотреть фотографий отца, дотрагиваться до его вещей, слушать его любимую мелодию и т.п.

Очень часто в ситуации развода и после развода ребенок начинает регрессировать. По мнению психологов, дневник психического развития ребенка во время послеразводного кризиса перелистывается в обратную сторону. Например, в 5-ти летнем возрасте ребенок вдруг начинает сосать палец, мочиться в постель, просить, чтобы его завернули в одеяло и покачали, как младенца и т.п. В этом случае регрессия выступает в качестве психологической защиты ребенка. Но, если регрессивные потребности не получают удовлетворения, то регрессия усиливает страх ребенка. Отсюда у таких детей и возрастание агрессивного потенциала.

Некоторые дети, по мнению психологов, непосредственно после развода вдруг освобождаются от своих уже выработанных симптомов, чему способствует тот факт, что страхи ребенка внезапно видоизменяются из бессознательных в сознательные страхи. Ребенок перестал мочиться в постель, а стал мастурбировать и стал еще более агрессивным. Затем ребенок стал депрессивным и пугливым. Он вытеснил свои агрессивные побуждения, внушавшие ему самому такой страх, обратил их внутрь себя. Родители пугаются таких изменений и не умеют правильно на них реагировать. В результате дети становятся более невротичными, чем были раньше.

Срыв привычного стереотипа поведения ребенка (смена обстановки и круга общения после развода) способствует яркому проявлению отрицательных эмоциональных реакций у детей. Они могут проявляться в виде чувства вины, напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, некоторых дурных привычек, например, кусания ногтей, сосания пальцев, а также в трудностях разговорной речи, отсутствии аппетита, инфантильном поведении, истерических припадках.

Если не считать особо тяжелых патологических случаев, выделяют две группы детей разводов:

а) дети, которые внешне проявляют свое психическое состояние, т.е. состояние замешательства, тревоги, отчаяния и показывают свои страдания;

б) дети, которые тоже страдают, но не показывают этого.

При этом в большинстве случаев болезненные проявления ребенка после развода – это еще далеко не невротические симптомы в узком смысле слова. Это скорее, здоровые реакции на вдруг пошатнувшийся мир. Эти невротические симптомы называются реакциями переживаний. И это, как отмечает известный австрийский психоаналитик Гельмут Фигдор, не простые реакции, а совершенно необходимые акции со стороны ребенка, имеющие целью восстановление психического равновесия. Именно в этот период родителям необходимо оказать психологическую помощь ребенку, облегчить его страдание и боль, помочь ребенку открыто выражать свои чувства, освободиться от чувства вины и взять на себя ответственность за страдания ребенка.

Как это не парадоксально, но ребенок дошкольного возраста начинает винить себя и считать, что это именно он стал причиной развода. «Я себя плохо вел и поэтому папа ушел», - думает ребенок. Если же родители не оказывают «первой помощи» ребенку, дети остаются один на один со своими страхами, которые со временем будут только усиливаться.

Один самих больших страхов, который ребенок пытается скрыть, – это любовь к покинувшему родителю. Если бы не было этой любви, то не было бы столь сильных переживаний. Ребенка раздирает конфликт между противоположными устремлениями, между любовью и ненавистью к покинувшему родителю, между агрессивностью и потребностью в чувстве защищенности и т.д. И там, где эти конфликты невыносимы, вытеснение вступает в свои права.

Пример из практики. Пятилетний Алеша очень любил своего папу. Он с гордостью выходил с ним играть во двор или кататься на велосипеде. Папа высокий и сильный, он может его защитить от задиристого соседа Саши, который всегда нападает на него. Папа всегда говорил: «Не расстраивайся, сынок, ты скоро вырастешь, и будешь таким же сильным, как я!». Эта уверенность, что он будет таким же, как папа, всегда его успокаивала, даже, если папа был на работе. Теперь все рухнуло. Он никогда не выйдет с ним во двор. Папа переехал в другой город. Он остался один на один со своими страхами. Но еще больше, он боится сказать маме, что он очень любит папу. А вдруг мама узнает об этом, рассердится на него и тоже уедет в другой город? Эти страшные мысли заставляли Алешу скрывать свою любовь к отцу. Но наступил долгожданный момент. Папа приехал в командировку и сообщил маме о том, что хочет увидеть Алешу. Он очень его ждал, но когда отец пришел, Алеша отказался выйти к нему. Он спрятался за шкаф и просидел там весь вечер. Мама была очень довольна: «Вот видишь, ребенок не хочет тебя видеть!», - сказала она папе. Отец обиделся и больше не приходил.

Никто из родителей так и не понял истинных чувств ребенка. А в этом случае сработала психологическая защита ребенка. Это защитный механизм, с помощью которого человек бессознательно маскирует свою тревогу по поводу непозволительных мыслей или желаний, прибегая к поведению прямо противоположного типа. Алеше так сильно хотелось вцепиться в отца и никогда не выпускать его из своих рук, а в ответ он не смог сделать ни одного шага. После ухода отца весь вечер Алеша не разговаривал с мамой, плохо засыпал, ему снились кошмарные сны. На следующий день Алеша не хотел идти в детский сад. Воспитатель детского сада рассказала маме, что он поломал свою любимую игрушку и подрался с ребятами из группы. Через несколько дней Алеша тяжело заболел.

Следует отметить, что дети могут винить родителей за развод независимо от того, кто был истиной причиной развода. Например, в семье, в которой двое детей 7-ми и 5-ти лет разразилась настоящая «война». Пятилетняя Даша, обожающая своего отца, обрушилась на мать с обвинениями: «Это ты прогнала папу, папа самый хороший, он любит меня!». Девочка стала очень агрессивной по отношению к матери и сестре. Семилетняя Маша, наоборот, близка с матерью, но перестала разговаривать с отцом, когда он приходит их навещать. Она во всем винит отца, который ушел в другую семью. Дети постоянно ссорятся между собой. При этом агрессию и гнев, которые они чувствуют, они направляют то на мать, то на отца. В детском саду отмечают, что Маша перестала интересоваться играми и занятиями, постоянно находится в печальном состоянии, отказывается есть, плохо спит. Даша, наоборот стала более активной, но ее активность стала сочетаться с агрессией по отношению к другим детям. Врач детского сада отметила, что у Даши обострился нейродермит, кожа девочки покрылась красной коркой, а у Маши появились признаки гастрита.

Исследования показывают, что существуют определенные различия в реагировании на развод в зависимости от пола ребенка. Девочки чаще носят переживания в «себе», и внешне их поведение может почти не меняться. Однако могут появиться другие признаки: утомляемость, слезливость, отказ от игр и общения, раздражительность. У ребенка может заболеть голова, живот и т.п. Мальчики, как правило, начинают вести себя более агрессивно, выражая тем самым протест на развод родителей.

Исследования психологов показывают, что мальчики находятся в более неблагоприятной жизненной ситуации, чем девочки. Матери мальчиков после развода находятся в более высокой степени невротизации, и поэтому они чаще конфликтуют с сыновьями, и они нередко становятся для них «козлами отпущения». Положение осложняется еще больше, если мать была конфликтна со своим отцом в детстве, и ребенок похож на мужа. Закономерным откликом на отсутствие эмоционального признания и понимания со стороны матери будет проявление у мальчиков аффективных расстройств.

В семьях девочек отмечается противоположная тенденция – уменьшение угроз, порицаний и физических наказаний, т.е. матери более бережно относятся к психике девочек, если они остаются с ними вдвоем после развода.

У девочек мать, как правило, менее невротична и конфликтна, она менее строга к дочерям и реже использует их для отреагирования негативных чувств к отцу, меньше угрожает, ругает, наказывает физически. Ситуация развода может быть драматичной для девочек, если они привязаны к отцам и имеют с ним много общего. Возникающие реактивные наслоения нередко усугубляются беспокойством по поводу возможной потери матери, т.е. тревогой одиночества.

Нередко девочки и мальчики, похожие на отца, не отпускают мать от себя, испытывая острое беспокойство при ее уходе. Им кажется, что мать может не вернуться, что с ней может что-то случиться. Нарастает общая боязливость, усиливаются страхи, идущие из более раннего возраста, и частыми диагнозами в этом случае будут невроз страха и истерический невроз. При этом возникают различного рода ритуальные предохранения от несчастья, навязчивые мысли о своей неспособности, неуверенность в себе и навязчивые страхи.

Кроме этого, исследования показали, что девочки из неполных семей демонстрируют более тесную связь с бабушками и дедушками в отличие от мальчиков, где такая связь практически отсутствует. Эти данные свидетельствуют, что мальчики в послеразводном периоде оказываются в довольно тяжелой ситуации эмоциональной изоляции. Если девочки нередко компенсируют отсутствие отца тесной связью с бабушкой или дедушкой, то их ровесники, по-видимому, испытывают острый дефицит привязанности к взрослым.

Об актуальности этого говорит преимущественное начало невроза у детей не до, а после развода. У мальчиков – в среднем спустя 2 года, у девочек – около года после развода. Возникновение невроза у мальчиков, таким образом, более чем у девочек, отодвинуто во времени от момента развода. Соответственно, невроз у мальчиков в большей степени обусловлен уже появившейся после развода конфликтной ситуацией во взаимоотношениях с матерью (А.И. Захаров, 2000).

Развод родителей зачастую сопровождается депрессивным состоянием у ребенка. Большинство исследователей констатируют, что невротическая депрессия у детей до 7 лет может быть обманчивой и вводить в заблуждение. Для детской депрессии все нетипичное – типично. При этом, она чаще всего относится к физической, чем к психической природе. Депрессия проявляется аффективными нарушениями: капризностью, снижением аппетита, страхами. Отрицательные эмоции ведут к целому ряду телесных (соматических) нарушений. Соматический компонент депрессии представлен диареей, тошнотой, рвотой, запорами, энурезом, неспецифическими повторяющимися болями, головными болями, болями в животе, нарушением сна и бодрствования, снижением аппетита, нарушением моторики – от заторможенности до двигательного беспокойства, обгрызанием ногтей.

У детей дошкольного возраста обнаруживаются, в основном, психосоматические симптомы депрессии, у детей младшего школьного возраста – более выражен аффективный компонент (возбудимый, робкий, раздражительный, «тихий» ребенок), тогда как у подростков наблюдаются психические и психосоматические симптомы взрослых (ложь, суицидальные тенденции, комплекс неполноценности, подавленность, головные боли).

Особенности психологических реакций у детей на развод зависит и от возраста: чем старше ребенок, тем сильнее проявляются признаки пола, и тем более серьезными могут быть нарушения поведения. Маленькие дети могут дать понять о своем неблагополучии только одним способом – заболеть. Экземы, гастриты, заикания, навязчивые движения, энурез – все это наиболее типичные проявления внутреннего напряжения детей дошкольного возраста.

Иногда родителей приводят в заблуждения внезапное исчезновение реакций на развод. К сожалению, это не говорит о том, что душевное равновесие ребенка действительно восстановлено. Гораздо чаще прекращение или исчезновение непосредственных реакций на развод связано с известным в психоанализе процессом вытеснения беспокойных чувств, аффектов и фантазий. «Невротическая защита или образование симптомов, появившиеся в ходе такого вытеснения, не всегда заметны глазу, а, скорее, наоборот: невротическая защита и невротический конфликт, как известно, несут функцию приспособления – они умиротворяют экзистенциональные страхи, и в семье становится спокойнее. Но эти функции защиты не более, как психический корсет, образующий мощную диспозицию для развития невротических нарушений, которые снижают шансы психического развития, и позже, может быть, спустя годы или десятилетия, могут привести к тяжелым психическим страданиям» (Г. Фигдор, 2000, с. 165).

Исследования Д. Конвей взрослых людей, которые в детстве пережили развод родителей, показывают, что длинные щупальца боли, полученной в неблагополучной семье, тянутся далеко в зрелые годы и далеко в следующие поколения. Взрослые люди, пережившие развод своих родителей в детстве, отмечают, что у них:

потеряны образцы того, какими должны быть родители;

потеряно стабильное и безопасное окружение, из которого они должны были выйти во взрослую жизнь;

потеряны советники и поверенные в лице их родителей;

утрачена полная реализация их будущего;

утрачена какая-то часть их детства;

утрачена способность любить, ценить и иметь внутренний мир с самим собой;

утрачена способность сближаться с людьми и доверять им;

Сказка «Птенец».

 Цель – выявить степень зависимости ребенка от родителей.

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, и гнездышко падает вниз – все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?».

Типичные нормальные ответы: «Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку»; «Полетит к папе – он сильный»; «Полетит к маме – испугался»; «Останется на земле – не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) подлетит и заберет его».

Типичные патологические ответы: «Не умеет летать, поэтому останется на земле»; «Попытается улететь, но не сумеет»; «Умрет во время падения»; «Умрет от голода (или дождя, холода и т.п.)»; «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.п.

 

Такие ответы свидетельствуют о неготовности ребенка к стрессовой ситуации развода. У него нет необходимой информации и вариантов поведения в ситуации расставания родителей.

 

Сказка «Страх».

Цель – выявить наличие и содержание страхов.

«Один мальчик говорит себе: «Как страшно!». Чего он боится?»

Типичные нормальные ответы: «Вел себя плохо и теперь боится наказания»; «Боится темноты»; «Боится какого-нибудь животного»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т.п.

Типичные патологические ответы (на все эти ответы необходимо просить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы): «Боится, что его украдут»; «Боится, что умрет мама (папа)»; «Боится черта»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать», «Чудовище хочет его украсть и съесть», «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что он останется один» и т.п.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, а, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и самобичевание.

Сказка «Новость».

Цель – выявить чувства тревожности или страха, невысказанные желания и ожидания.

 «Один мальчик возвращается с прогулки (из садика, от друзей или родственников), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна тебе сообщить одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?».

Типичные нормальные ответы: «К обеду приедет гость»; «Придут гости»; «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость»; «Мама хочет, чтобы он принял ванну» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Кто-то в семье умер»; «Мама хочет отругать мальчика (за что-то)»; «Мама сердится, потому что мальчик что-то сделал не так, как она велела»; «Мама хочет наказать или запретить мальчику что-то сделать» и т.п.

Сказка «Дурной сон».

Цель – контроль по всем предыдущим тестам, установление связи ответов по этому тесту со всеми предыдущими.

 «Однажды утром мальчик резко проснулся и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?».

Типичные нормальные ответы: «Я не знаю»; «Ничего на ум не приходит»; «Ему приснился страшный фильм»; «Ему приснилось плохое животное»; «Ему приснилось, что он заблудился» и т.п.

Типичные патологические ответы: «Ему приснилось, что папа или мама умерла»; «Ему приснилось, что он умер»; «Ему приснилось, что пришли забрать его»; «Ему приснилось, что его хотят бросить под машину» и т.п.

После того, как ребенок немного осознал новость о разводе, важно продолжать общение с ребенком, необходимо дать ребенку рассказать о своих проблемах. Если ребенку сложно сделать это самостоятельно, то можно задать ему вопросы:

Снятся ли ему плохие сны?

Вопросы могут быть различны в зависимости от реакции ребенка. Важно как можно больше разговаривать с ребенком о проблемах, которые его волнуют. Беседы следует проводить в доброжелательной манере. Ребенок должен знать, что он не одинок, что рядом с ним понимающая его мать (отец), которой можно все рассказать.

Конечно, родители не могут провести профессиональную диагностику. Эта прерогатива психолога детского дошкольного учреждения. Приведем несколько несложных диагностических методик, которые можно провести психологу в условиях детского сада.

Психологу с целью определения позиции членов семьи в системе межличностных отношений и характера коммуникаций в семье рекомендуется проведение проективного теста «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер, 1996).

Испытуемым предъявляется бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Затем дается инструкция: «На листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами» Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

Величина кружков.

Дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, психолог сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным составом семьи. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадает в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, посторонних предметов может быть изображен в качестве членов семьи.

Затем необходимо обратить внимание на величину кружков. Больший по сравнению другими кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Большую информацию можно получить, проанализировав расстояние между кружочками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличие симбиотических связей.

Пример из практики. Девочка 6-ти лет изобразила в круге себя и свою сестру, а мать и отца за кругом. Родители девочки развелись. Мать ушла к другому мужчине. Девочек воспитывает один отец. Результаты теста она прокомментировала так: «Это два кружочка. Один кружочек – это я. Другой кружок – моя сестра. Мы такие маленькие, но мы всегда вместе». На вопрос психолога: «А где же родители?», - она ответила: «Они за кругом – ругаются». Девочка чувствовала себя очень одиноко. У нее постоянно присутствует страх того, что папа тоже их бросит, и они с сестрой останутся совсем одни.Использование теста «Семейная социограмма» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» визуализировать представления о взаимоотношениях в семье и обсудить их с членами семьи.

С целью выявления характера детских предпочтений по отношению к членам семьи можно порекомендовать методику «Два дома».

Детям предлагается изображение двух домиков, отличающихся своей привлекательностью. Они должны «поселить» в домики всех членов семьи в зависимости от своих предпочтений.

Характер детских предпочтений (симпатии и антипатии) прямо связан с размещением детьми членов семьи в разные по своей привлекательности дома.

Например, Лиза, о которой уже шла речь, в привлекательный домик поселила себя, маму и папу. Бабушку она отправила жить в черный и непривлекательный домик.

В ситуации, когда ребенок замыкается и не идет на разговор, можно предложить ребенку нарисовать свою семью, свои сны и желания, праздники и т.п. Анализ этих рисунков может дать большую информацию о состоянии ребенка.

Результаты тестов и рисунков дают психологу информацию, которая сопоставляется с информацией, полученной от родителей детей. Часто обиженные матери говорят о том, что дети не привязаны к отцу и не любят его. Но проведенные тесты и рисунки говорят об обратном. Просто ребенок скрывает от матери свои чувства к отцу. Он, как правило, боится, что мама на него рассердится.

На этом этапе задача психолога убедить мать в необходимости встречи ребенка с отцом. Иногда женщина сама не может признаться, что ее бывший муж был хорошим отцом для ребенка.

В качестве диагностики рекомендуется тест «Плохой муж или хороший отец?» (С.К. Нартова-Бочавер и др., 2001).

Инструкция: посмотрите на два перечня вопросов, которые мы предлагаем Вам и Вашему ребенку. Вначале ответьте сами на вопросы «взрослого» варианта, затем на вопросы ответит Ваш ребенок. Вопросы ребенку следует задавать мягким, спокойным голосом, не подсказывая ему желаемых ответов. Это можно сделать в форме обычной беседы, во время которой последовательно задаются вопросы ребенку. На вопросы нужно отвечать «да» или «нет».

Тест для мамы

Тест для ребенка

Считаете ли Вы, что Ваш ребенок любит проводить время с отцом?

  1. Любишь ли ты бывать с папой? Рассказывает ли Ваш ребенок о своем отце своим друзьям?
  2. Рассказываешь ли ты своим друзьям о папе? Нравится ли Вашему ребенку ходить вместе с отцом в гости, поход, театр, гулять и т.д.?
  3. Нравится ли тебе ходить вместе с папой в гости, поход, театр, гулять и т.д.?

Считаете ли Вы, что Вашему ребенку нравится что-нибудь ремонтировать, помогать отцу?

  1. Нравится ли тебе что-либо делать вместе с отцом (мастерить, ремонтировать, помогать папе)? Считаете ли Вы, что Ваш ребенок гордится своим отцом?
  2. Ты гордишься своим папой? Считаете ли Вы, что Вашему ребенку нравится, когда отец ему что-либо объясняет, учит чему-либо?
  3. Нравится ли тебе, когда папа что-нибудь тебе объясняет, учит чему-либо? разговаривает ли отец с ребенком о его делах и друзьях?
  4. Разговаривает ли папа с тобой о твоих делах и друзьях? Часто ли отец хвалит ребенка?
  5. Часто ли папа тебя хвалит? Справедливо ли наказывает отец ребенка?
  6. Справедливо ли тебя наказывает папа? Любит ли Ваш ребенок приласкаться к отцу (обнять, поцеловать)?
  7. Ты любишь приласкаться к отцу (обнять, поцеловать)? Считаете ли Вы, что отец строг с ребенком?
  8. Как, по-твоему, папа строгий? Часто ли Ваш ребенок обижается на отца?
  9. Ты часто обижаешься на папу? По Вашему мнению, обращает ли отец внимание на внешний вид ребенка?
  10. Папа обращает внимание на твой внешний вид? Считаете ли Вы, что отец хочет быть примером для Вашего ребенка?
  11. Хочет ли папа быть примером для тебя? Считаете ли Вы, что отец приветлив и внимателен к ребенку?
  12. Твой папа приветлив и внимателен к тебе?

Обработка результатов.

Просуммируйте положительные ответы – отдельно мамы и отдельно ребенка. Сравните их. Если ответы совпадают или разница не превышает 5 баллов, значит, у мамы и ребенка, нет противоречивых отношений к отцу, и мама хорошо чувствует настроение ребенка.

Если результаты ребенка ниже на 5 и более баллов – отец для ребенка значит мало; развод будет переживаться ребенком не очень сильно.

Если результаты ребенка выше на 5 и более баллов – значит, мама недооценивает привязанность ребенка к отцу, и следует прислушаться к ребенку.

Результаты этого теста помогут маме осознать потребность ребенка в общении с отцом и не препятствовать их встречам. Главное, чтобы отношения ребенка с отцом, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов.

Для ребенка образ отца должен быть, прежде всего, позитивным. Отец удовлетворяет потребности ребенка в защите и любви, потребность в авторитете, потребность в образцах «мужского» и «женского» поведения. От удовлетворения этих потребностей во многом будет зависеть вся последующая жизнь ребенка. Поэтому необходимо не допускать типичных ошибок, которые ослабляют статус отца, в ситуации, когда отец ушел из семьи (С.К. Нартова-Бочавер и др., 2001), а именно:

Не следует использовать отца в качестве «пугала» - говорить: «Если не послушаешь, если не сделаешь, то все скажу папе». Ребенок начинает воспринимать отца как нечто угрожающее, с тревогой ожидать встречу с отцом, вместо радости при его появлении ребенок испытывает страх и стыд. Так формируются опасные стереотипы восприятия отца.

Не нужно приглашать отца специально для наказаний, чтобы у ребенка не возникало образа отца как профессионального экзекутора. Категорически недопустимо коллекционирование проступков ребенка, с тем, чтобы «обрадовать» отца при его появлении, если он живет уже не с вами.

Неправильно отменять решение, принимаемое отцом, сразу же и в его присутствии. Даже если вы не согласны с ним, постарайтесь смягчить свои оценки и вернуться к вопросу позже, в более спокойной обстановке. Если вы не согласны в мелочах, лучше уступить.

Не полезно для семьи обсуждать отца с другими родственниками или друзьями, если рядом присутствуют дети. Не жалуйтесь на низкие заработки или недостаточно изящные вкусы отца ваших детей, помните, что дети всегда хотят видеть его героем, и ваши высказывания заставляют их страдать.

Будьте осторожнее с иронией по отношению к бывшему мужу – дети могут не уловить оттенков, но могут перенять манеру смеяться над отцом как о слабом человеке.

Критикуя детей, не следует говорить фразы типа «Весь в папочку».

Никогда не позволяйте в присутствии детей жалеть вслух о том, что вышли замуж именно за него.

Так как роль отца в развитии ребенка огромна, необходимо повышать его статус. С этой целью психологи рекомендуют матери следующие приемы:

Чаще публично благодарить отца детей за то, что он делает – за покупки, подарки, внимание.

Вспоминать при детях о поступках из юности мужа, которые в глазах детей имеют героический характер (если трудно это сделать, доверьтесь своей фантазии). Имейте в виду, что игра «А мой папа…» всегда популярна у детей.

Чаще советоваться с отцом ребенка и сообщать об этом ребенку: «Я спрошу у папы…» или «Это может знать только папа…». Если делать это трудно, обратитесь к методике Станиславского – мысленно подставляйте вместо образа мужа образ своего собственного отца, и легче будет испытать выразительность и уважение к мужу.

Отдельного разговора заслуживает ситуация развода с отцом, который является алкоголиком. В этом случае все зависит от межличностных отношений ребенка и отца до развода. Если отец был груб, применял насилие по отношению к ребенку и матери, то, конечно, создать положительный образ отца очень трудно. Единственный путь вспомнить тот период, когда он не пил. Скорее всего, у женщины есть какие-то положительные воспоминания о муже, если она за него вышла замуж. Необходимо сообщить ребенку, что папа болен. Поэтому он не может общаться с ребенком. Но самое главное не сравнивать ребенка с отцом: «Ты такой же, как и твой отец-алкоголик!». Еще в более худшей ситуации оказываются дети, которых пугают тем, что их отдадут на воспитание к разгульному, пьющему отцу. Это вызовет у ребенка страх, ответную агрессию, злость и ненависть к обоим родителям. Если же отец не является агрессивным алкоголиком, можно подумать о возможности встреч ребенка с отцом. Как это не печально, многие пьющие мужчины бывают любящими, добрыми и сентиментальными по отношению к своим детям.

Итак, родители сообщили ребенку о разводе, договорились друг с другом о том, как часто должен покинувший родитель встречаться с ребенком, возможно, наметили стратегию переезда одного из родителей или переезда мамы и ребенка.

Что необходимо знать родителям в случае переезда. Важно сохранить без особых изменений среду обитания ребенка. Если ребенок переезжает, то сохранить его игрушки, создать в новом жилище его детский уголок, похожий на тот, который был у него на прежнем месте. По возможности не сразу переводить ребенка в новый детский сад. Но если этого не удается, постараться сохранить его дружеские связи. Приезжать к его друзьям, приглашать старых друзей в новый дом. Это позволит сохранить психическое равновесие у ребенка. При переезде следует обратить особое внимание на игрушки и вещи, которые были подарены отцом. Не следует в состоянии обиды выбрасывать эти игрушки, ведь они так дороги ребенку.

Следует обратить особое внимание на роль бабушек и дедушек, которая возрастает в жизни новой неполной семьи. В связи с возможной перегруженностью матери роль бабушки, особенно со стороны матери, велика. Однако необходимо предостеречь и родителей, и прародителей от переопределения ролей в семье. В связи с тем, что мама значительно больше уделяет время профессиональной и хозяйственной деятельности, бабушка зачастую становится «функциональной» матерью для внуков. Нередко и другая ситуация, когда «молодой дедушка» (в возрасте 45-50 лет) начинает выполнять для внуков роль «отца», вытесняя и препятствуя общению родного отца с детьми и дискредитируя его. Эта ситуация может привести только к дисфункциональным отношениям в семье.

Крайне важно, чтобы к общению с внуками были допущены бабушка и дедушка супруга, который покинул семью. Сохранение прежних эмоциональных связей с родственниками сказывается положительно на эмоциональном развитии ребенка и снимает ощущение одиночества у ребенка.

Работа с ребенком, родители которого находятся в ситуации развода, довольна длительна. У ребенка должен быть сформирован новый образ семьи, новая система взаимоотношений с родителями, которые живут отдельно. Ребенок должен осознать, что такие ситуации в жизни случаются, что это может случиться и с другими детьми, что он не одинок в своем несчастье. Длительность такой работы зависит от конкретной жизненной ситуации и психологических особенностей детей. С этой целью психологом детского дошкольного учреждения проводится коррекционная работа.

Ребенок в ситуации развода.

К сожалению, статистика последних лет свидетельствует о возрастании количества разводов в России, особенно в крупных городах. В среднем, более 50% супружеских пар разводятся, а в некоторых регионах России эта цифра достигает 70%.

По данным социологов, первый пик разводов приходится на 1-й год жизни семьи, второй - на 5-7-ой год супружеской жизни, третий


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.