Организация туристско-краеведческой работы с учащимися — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация туристско-краеведческой работы с учащимися

2020-01-13 109
Организация туристско-краеведческой работы с учащимися 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

1. Значение туристических походов.

2.Содержание туристско-краеведческой работы в общеобразовательном учреждении

3.Формы туристско-краеведческой работы

а) подготовка к походу;

б) распределение обязанностей;

в) походное снаряжение;

г) походные навыки туриста;

д) проведение похода.

 

       Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств, как личная инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.

       Наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения. Пешие и лыжные походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествия нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.

       В туристических походах маршруты разбиты на пять категорий сложности: первая - самая легкая. Категорию сложности определяют протяженность маршрута, движение по малонаселенной местности, число ночлегов в полевых условиях, преодоление естественных препятствий. Походы 1-3 категории сложности проводятся в пределах области, республики.

       Чем выше категория сложности, тем тщательнее должно проводиться комплектование группы. Желательно, чтобы все члены группы имели одинаковую физическую подготовку, так как от этого зависят темп движения, успешное и безаварийное прохождение сложных участков маршрута. Оптимальная численность туристической группы — от 4 до 12 человек; такие группы наиболее подвижны на маршруте. В тех случаях, когда группа принимается на туристических или экскурсионных базах (во время путешествий в города и другие достопримечательные места), состав ее может быть увеличен до 25 человек.

       Туристические путешествия делятся на самодеятельные и плановые. Самодеятельные путешествия организуются и проводятся отдельными группами туристов, учебных заведений, туристических клубов. В этом случае группа туристов самостоятельно занимается выбором и разработкой маршрута, подготовкой снаряжения и питания, организацией переходов и ночлегов. Этот вид путешествий отвечает целям и задачам туристической работы в школе. Плановый туризм — это путешествие по путевкам; в этом случае туристы идут по заранее разработанному маршруту под руководством опытного инструктора. Весь маршрут проходит через туристические базы, где участники похода получают ночлег и обеспечиваются питанием, а на отдельных участках -транспортом.

       По продолжительности туристические путешествия делятся на походы выходного дня и многодневные. Походы выходного дня являются начальной школой туриста. В этих путешествиях турист получает первые навыки походной жизни, совершенствует технические навыки и общефизическую подготовку.

       Продолжительность многодневного туристического путешествия не должна превышать: 10 дней - для учащихся 11-12 лет, 20 дней —13 -14 лет, 30 дней - 15-17 лет.

ПЕШИЕ ПОХОДЫ

       Документом, дающим право на проведение однодневных и многодневных некатегорийных пеших походов (путешествий), является маршрутный лист, экспедиционное удостоверение или путевка, а для походов 1-3 категорий сложности — маршрутная книжка. В категорийных путешествиях могут участвовать школьники не моложе 14 лет, имеющие опыт участия в небольших туристических путешествиях. Каждый участник похода должен пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача.

       Подготовка к походу.

       Каждый поход, даже самый небольшой, необходимо заранее продумать и наметить план его проведения. Прежде всего надо точно определить цель похода, район его проведения, а затем приступить к разработке маршрута (наметить путь следования, остановки для наблюдений и отдыха, определить продолжительность похода, составить расписание маршрута в часах). Намечая маршрут, необходимо придерживаться следующих норм. Для однодневных походов протяженность пути (в оба конца) не должна превышать: 12 км - для учащихся 11-12 лет, 15 км - 13-14 лет, 20 км - 15-17 лет; для двухдневных - соответственно 20, 24, 35 км. Средняя скорость передвижения - 3-4 км/ч. Привал на обед занимает около 4 ч.; назначать его следует в самое жаркое время дня (11.00-15.00). На месте ночлега (при многодневном походе) туристы должны быть не позднее чем за 2 ч. до наступления темноты.

       Руководитель похода обязательно должен предварительно пройти по намеченному маршруту и проверить, не перегорожен ли где-ни­будь путь, не разрушен ли мост, удачно ли намечены места для привала, купания, ночлега; нет ли в районе проведения похода эпидемических заболеваний; можно ли в пути приобрести продукты и какие именно; и т.д. В результате разведки маршрут похода будет уточнен, и руководитель сможет наметить четкий план проведения похода с учащимися.

Перед отправлением руководитель показывает участникам похода на схематическом плане (самодельном или скопированном с карты) путь следования, места остановок, купания, ночлега.

       Распределение обязанностей.

       Для того, чтобы поход прошел организованно, интересно, с пользой для ребят, надо определить круг обязанностей каждого, поставить посильные для него задачи. Четкое распределение обязанностей между участниками похода значительно облегчит работу руководителя.

       Начальник группы — помощник руководителя похода. Проверяет во время движения и на привалах наличие всех участников. Распределяет дежурство и наряды на работу (сбор топлива, мытье посуды, уборка места привала и т.д.). В походах с ночлегом назначает очередность ночных вахт.

       Кашевар (повар) — составляет меню, готовит и раздает пищу. Руководит выделенными ему в помощь дежурными.

       Старшина — ведает общим снаряжением, продуктами, их укладкой и переноской. Делает необходимые закупки по указанию руководителя похода. После малого или большого привала просматривает, все ли имущество группы и каждого участника в целости, не забыл ли кто-нибудь свои вещи. Распределяет в пути общий груз походной группы. Допустимые нормы для пеших переходов по среднепересеченной местности таковы: для школьников 11-12 лет — от 3 до 4 кг, 13-14 лет — от 4 до 5 кг (девочки) и от 5 до 6 кг (мальчики), 15-17 лет — от 5 до 8 кг (девушки) и от 6 до 12 кг (юноши).

       Санинструктор — несет походную аптечку (состав аптечки см. в конце раздела), оказывает неотложную медицинскую помощь. Следит, чтобы в пути и на привале все участники похода соблюдали правила гигиены. На привалах указывает, где брать питьевую воду, воду для умывания и мытья посуды. Определяет места для туалетов мальчиков и девочек. Присутствует при закладке пищи для варки и при раздаче пищи — в соответствии с санитарными нормами. Следит, чтобы место привала после ухода группы оставалось чистым, прибранным.

       Костровой — выбирает место для костра, соблюдая закон об охране леса от огня. Оборудует кострище, разводит костер, следит за поддержанием огня; гасит огонь, накрывая кострище дерном. Имеет при себе спички, топор и малую саперную лопатку.

       Корреспондент — ведет записи в дневнике (не только о прохождении маршрута и своих наблюдениях, но и обо всех событиях в пути).

       Проводник — умеет обращаться с компасом и картой; знает маршрут и ведет группу до указанного руководителем пункта. Идя впереди, задает ровный, неторопливый темп движения. Обязанности проводника должен уметь выполнять каждый участник похода.

       Замыкающий — идет последним в группе. Следит, чтобы никто не отстал в пути и ничего не потерял. В случае происшествия останавливает группу условленным сигналом.

       Походное снаряжение.

       Собираясь с ребятами в поход, руководитель должен обратить особое внимание на обувь, одежду и остальное снаряжение юных туристов. То, что кажется на первый взгляд пустяком — стоптанная обувь, плохо прилаженный рюкзак и т.п. — может стать причиной травмы. Обувь для похода должна быть подобранной по размеру, хорошо разношенной. На пятках носков не должно быть грубой штопки, натирающей кожу. Одежда должна соответствовать погоде и сезону. Для отправления в многодневный поход необходимо взять личное и групповое снаряжение.

       Личное снаряжение.

  1. Рюкзак с широкими лямками.
  2. Спортивный костюм.
  3. Свитер.
  4. Прочные ботинки ботинки на толстой подошве.
  5. Спортивная обувь.
  6. Носки шерстяные (2 пары).
  7. Носки простые (2 пары).
  8. Головной убор.
  9. Трусы (2 пары).
  10. Майки (2 шт.).
  11. Одеяло.
  12. Легкий непромокаемый плащ или куртка.
  13. Алюминиевые миска и ложка, эмалированная кружка, перочинный нож.
  14. Полотенце, мыло, зубная щетка, паста.
  15. Иголка, нитки, пуговицы, кусочки материи.
  16. Записная книжка, карандаши, ручка.           
  17. Почтовые конверты.
  18. Спички (1 коробка в водонепроницаемой упаковке).
  19. Компас.

       Групповое снаряжение.

  1. Палатка двускатная (на 4-5 чел.), шатровая (на 16-18 чел.) или горная (на 3-4 чел.).
  2. Топоры походные (один на 5-6 чел.).
  3. Веревка для переправ (сечение —10-12 мм, длина — 10-16 м) и шнур (диаметр — 4-6 мм, длина, 5-6 м).
  4. Ведра, кастрюли, котелки для варки пищи (из расчета —1,5-2 л на человека), кухонные ножи (2 шт.).
  5. Разливательная ложка (половник).
  6. Чехлы для ведер и кастрюль, кухонные полотенца (2 шт.), мешки с завязками для продуктов.
  7. Фонарик с батарейками и свечи (4-5 шт.).
  8. Планшеты для глазомерной съемки (2 шт.), схема или карта района путешествия.
  9. Тетради для ведения дневника, бумага для походной стенгазеты, фломастеры.
  10. Фотоаппараты (не менее двух на группу) со светофильтрами и запасом пленок, черный мешок для перезарядки кассет.
  11. Мазь для обуви и ремонтный набор (шило, капроновые нитки, игла, гвозди, плоскогубцы).
  12. Походная аптечка в сумке.
  13. Специальное экспедиционное снаряжение (в зависимости от задач похода).
  14. Принадлежности для массовых игр (волейбольный мяч, свистки, походные шахматы и т.п.).
  15. Продукты.

       Групповое снаряжение распределяется между участниками похода в дополнение к их личным вещам. Тяжелые или громоздкие вещи несут по очереди.

       Укладка рюкзака. Когда нагрузка каждого участника определена, надо провести тренировку в укладке рюкзака. К спине укладывают мягкие вещи (одеяло, запасное белье и т.п.), но не скатанные валиком, а сложенные по ширине спинки рюкзака. На дно помещают тяжелые предметы, сверху — легкие. В карманах рюкзака находится то, что может пригодиться в пути, на привалах.

       Походные навыки туриста. Каждый участник похода должен уметь:

· запоминать пройденный путь и пользоваться дорожными знаками;

· плавать, управлять лодкой, ходить на лыжах;

·готовить личное снаряжение в зависимости от сезона, длительности предстоящего похода и способа передвижения;

· читать топографическую карту;

· ориентироваться на местности без карты (с компасом и без компаса);

·выбрать место для привала, оборудовать его простейшими укрытиями от дождя (на случай ночлега под открытым небом), поставить палатку;

·быстро разжечь костер (в любую погоду);

·приготовить на костре пищу с использованием природных пищевых ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы);

·оказать первую медицинскую помощь при несчастных случаях и
сделать перевязку при несложном ранении.

       Кроме того, турист должен знать общепринятые сигналы, подаваемые свистком:

«Сбор ко мне!» — короткие свистки;

«Внимание!» — длинный свисток;

«Шагом — марш!» — короткий свисток, длинный и опять короткий;

«Стой!» — один длинный свисток и один короткий;

«Ложись!» — один длинный свисток и два коротких.

       Походные навыки лучше всего приобретать в небольших путешествиях, во время тренировочных занятий и сборов.

       Для туриста особо важна маршевая подготовка, то есть тренировка в передвижении с грузом. Привыкать к длительным переходам надо постепенно. Перед большим путешествием можно провести, например, такую маршевую тренировку (для учащихся 7-8 классов):

       1-й поход — 6 км по дороге, с грузом 2-3 кг; 2-й поход — 7 км по дороге и 2 км по лесу, с грузом 3-4 кг; 3-й поход — 6 км по дороге и 4 км по лесу, с грузом 4-5 кг; 4-й поход — 4 км до места ночлега, ночевка в палатках; днем — переход 6 км по лесу и 6 км по дороге, с грузом 4-6 кг.

       Такой план маршевой подготовки подходит и для учащихся старших классов, но с некоторым увеличением протяженности переходов (в среднем на 2-4 км) и нагрузок (на 2-4 кг). Последний поход является проверочным; в него надо взять все снаряжение, которое потребуется в многодневном путешествии, для проверки и подгонки.

       На основании результатов проверочного похода дается окончательное заключение о готовности к путешествию каждого участника и группы в целом. После проверочного похода туристы проходят вторичный медицинский осмотр, на основании которого комплектуется группа для участия в походе.

       Проведение похода. От того, как будет организовано движение группы в пути, во многом зависит успех похода. В походе нужно экономить энергию. Один из способов ее сохранения — выработка походки. Не надо раскачиваться на ходу; особенно вредны вертикальные раскачивания — так называемая «пружинистая» походка: в этом случае путешественник выполняет за день огромное количество лишней, непроизводительной работы. Двигаться следует в равномерном темпе, без рывков, резких ускорений и остановок. Идти надо, слегка согнув ноги в коленях, не полностью распрямляя ногу во время отталкивания, то есть не надо стремиться делать большие шаги. На ровной дороге ногу ставят сначала на каблук, На ровной дороге ногу ставят сначала на каблук, потом на всю ступню; на подъемах — на всю ступню; на крутых песчаных спусках — только на пятку, резко вдавливая ее в грунт; при движении поперек склона одну ногу ставят вдоль склона, носком вниз, а другую — поперек. Когда группа поднимается в гору, желательно не петь, не кричать и не смеяться: это сберегает энергию и не нарушает необходимого при подъемах равномерного дыхания.

       Скорость передвижения группы зависит от качества дороги и тренированности туристов. На ровной, гладкой дороге скорость может достигать 4 км/ч. На подъемах и крутых спусках, на каменистой и скользкой дороге группа идет медленнее. В начале пути (20 мин) тоже следует идти не быстро, чтобы ребята постепенно втянулись в темп движения. В эти первые 20 мин выявятся все недочеты снаряжения. На остановке, после 20 мин хода, каждый устраняет обнаруженные неполадки с обувью, одеждой или рюкзаком. В дальнейшем останавливаться можно реже — через 40-50 мин. Короткие (не более 10 мин) остановки-передышки надо делать в таких местах, где приятно отдохнуть, — в тени, на мягкой траве.

       После 2-3 ч движения устраивается большой привал. На привале должны быть проточная (лучше ключевая) вода, топливо для костра, укрытие от ветра и солнца.

       Отличное место для привала — берег реки, пологий склон сухого оврага, опушка леса. На привале туристы прежде всего должны снять свои рюкзаки и сложить их в одном месте, а затем уже заниматься оборудованием привала. Обязанности на привале надо распределить так, чтобы каждому нашлось дело. Когда разведен костер и все готово для приготовления пищи, можно разрешить ребятам выкупаться (если поблизости есть хорошее, проверенное место для купания). На привале остаются только дежурные. После купания — обед, а затем — отдых. Когда привал окончен, костровой тушит костер: угли и золу заливает водой, а кострище закладывает дерном или засыпает землей.

       Группа продолжает путь, все время сверяя свой маршрут по карте. Во время остановок на ночлег начальник группы назначает ночных дежурных (по двое). Задача дежурных — охранять покой отдыхающих и поддерживать огонь в костре. Каждая смена вахтенных дежурит 2 часа. В установленное начальником группы время дежурные производят побудку группы. В случае каких-нибудь происшествий — появление посторонних лиц, сильный дождь, гроза — дежурные будят начальника группы, докладывают ему о происшедшем и действуют по его указаниям.

 

ЛЫЖНЫЕ ПОХОДЫ

       Большинство туристических путешествий школьников организуется и проводится летом, однако лыжные походы не менее интересны. На свежем морозном воздухе дышится глубоко и привольно. Путешествия на лыжах требуют особенно тщательной подготовки, хорошей организации и сплоченности группы. Ведь к числу трудностей, которые встречают юные туристы, прибавляется еще и мороз. В лыжных походах важно уметь хорошо ходить на лыжах, преодолевать склоны и подъемы, ухаживать за лыжным снаряжением, пользоваться лыжными мазями.

       Смазка лыж.

       Правильная смазка лыж является одним из условий успешного проведения похода. Назначение лыжной мази — облегчить условия скольжения и тем самым повысить скорость передвижения на лыжах; кроме того, улучшить сцепление лыж со снегом при толчке, долго держаться на лыжах, не изменять своих свойств. Для смазки лыж применяются различные мази — в зависимости от состояния снежного покрова, длины дистанции, температуры воздуха. Мази бывают жидкие, полужидкие и твердые. Наносят их на сухую, чистую скользящую поверхность лыж равномерным слоем и разглаживают пробкой (только не рукой, так как влага от ладони попадает на лыжи, и они могут обледенеть). Смазанные в помещении лыжи, прежде чем ставить на снег, надо охладить на воздухе в течение 15-20 мин. Если снег мягкий и пушистый, мазь наносят в один слой, при жестком и зернистом снеге — в два слоя (в последнем случае каждый слой мази тщательно растирается). На упаковке обычно обозначено, для какого снега и какой температуры воздуха данная мазь предназначена. Для смазки пластиковых лыж используют парафин.

       Основными признаками правильной смазки лыж является свободное легкое скольжение на равнине и на спусках, полное отсутствие проскальзывания («отдачи») на подъемах, где применяется подъем скользящим шагом до 14°. Проверить правильность смазки лыж можно и таким образом: провести лыжей по неглубокому снегу — при этом скользящая поверхность должна остаться чистой; если прихлопнуть лыжей по снегу, то должен остаться равномерный слой снега. Широкое распространение в практике получили следующие лыжные мази: у «БРИКО», «ВИСТИ», «Роде», «Рекс», «Свикс», «Токо», «Экс-Элит».

       Походы на лыжах с учащимися проводятся без полевых ночлегов, поэтому при планировании маршрута необходимо рассчитывать дневные переходы так, чтобы они начинались и заканчивались в населенных пунктах. После туристического похода руководитель должен составить отчет о проделанной работе и дать ей критическую оценку. В отчете следует указать цель похода, описать подготовку к походу, охарактеризовать педагогические методы работы с учащимися во время похода. Особенно подробно следует остановиться на том, какое влияние оказали на ребят преодоление разнообразных препятствий во время передвижения, совместный труд на привалах, выполнение поручений руководителя. Все это послужит прекрасным методическим материалом при подготовке новых туристических групп.

 

Список использованных источников:

 

2. Константинов Ю.С.Теория и практика спортивно — оздоровительного туризма: учебное пособие//- М.: Советский спорт, 2009 г.

 

Вопросы для контроля:

 

1.Детско-юношеский туризм как составная часть образовательной деятельности.

2.Основные формы туристско-краеведческой деятельности среди учащихся.

 

Обеспечение безопасности

при занятиях туризмом

План:

 

1. Формы обеспечения безопасности

2. Причины несчастных случаев

3. Действия участников похода

4. Инструкции по технике безопасности в походе.

 

 

Безопасность во время проведения туристических мероприятий зависит от выполнения ряда требований и навыков.

 

В комплекс безопасности включены следующие разделы:

 

1. Спортивно-техническое обеспечение похода (наличие качественного спортивного инвентаря и оборудования).

2. Классификационное обеспечение и тактическое обеспечение (разработка маршрута, соответствующего возрасту и подготовленности участников похода).

3. Психологическое соответствие (хороший микроклимат в группе).

4. Грамотный и квалифицированный руководитель похода (прошедший соответствующее обучение на курсах).

5. Медицинское обеспечение (наличие соответствующих медикаментов и оборудования).

6. Физическая подготовка (умения и навыки для похода соответствующей категории сложности).

 

Система обеспечения безопасности похода должна учитывать и устранять причины несчастных случаев:

обвалы камней;

быстрое течение речи;

низкая температура, осадки, молнии;

отсутствие видимости;

ядовитые животные и растения.

 

Необходимо устранить неправильные действия участников похода (проведение инструктажа и мер безопасности).

Особо обратить внимание на отравление пищей, водой, солнечных ожогов.

Не применять дефектный инвентарь при преодолении различных препятствий.

Знать правила страховки, вязания узлов и оказания первой медицинской помощи.

 

 

1. Махов С.Ю. Организация безопасности активного туризма [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для высшего профессионального образования/ Махов С.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014.— 125 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33431.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. Шаруненко Ю.М. Рекреационный туризм [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Шаруненко Ю.М.— Электрон. текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014.— 102 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33439.html.— ЭБС «IPRbooks»

 

 

Вопросы для контроля:

 

1. Причины возникновения аварийных ситуаций.

2. Предотвращение конфликтных ситуаций в туристской группе.

3.Роль руководителя группы в обеспечении безопасности похода.

 

Тема: Организация туристского быта.

План:

1. Выбор места для бивака.

2. Привалы и ночлеги.

3. Требования к месту расположения и плану территории лагеря.

Туристский быт связан с выполнением санитарно-эпидемиологических требований

сотрудниками лагеря при оборудовании и содержании полевых

временных стоянок (баз) более суток пребывания в туристских походах и экспедициях

Размещение стоянок

1. При проведении походов, экспедиций, экскурсий временные базовые стоянки располагаются на расстоянии не менее 500 м от населенных пунктов, не ближе 100 м от линий электропередач, автомагистралей, железнодорожных путей и не менее чем на 500 м выше по течению водоемов относительно источников загрязнения. Через территорию стоянки не должны проходить магистральные инженерные коммуникации (водоснабжение, канализация, теплоснабжение, электроснабжение).

2. В местах стоянок проводится генеральная уборка территории, уборка сухостоя и валежника, очистка от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами.

3. Стоянки располагаются вблизи источника водообеспечения. При отсутствии источника питьевого водоснабжения во время похода может использоваться привозная питьевая вода или питьевая вода промышленного производства, расфасованная в емкости (бутилированная).

 

Питьевой режим и водоснабжение

4. Питьевая вода, используемая на стоянках, должна отвечать требованиям безопасности на питьевую воду. В качестве источника могут быть использованы существующие источники централизованного водоснабжения населенных мест, источники нецентрализованного водоснабжения (артскважины, колодцы, родники и другие источники), а также питьевая вода, доставляемая специализированным транспортом, имеющего санитарный паспорт. Дезинфекция емкостей для доставки и хранения питьевой воды проводится препаратами, разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкцией производителя.

5. Во время передвижения детей по маршруту в походах, экскурсиях используется охлажденная кипяченая вода и/или питьевая вода, расфасованная в емкости (бутилированная негазированная вода), на которую должны быть документы, подтверждающие её качество и безопасность.

6. Количество питьевой воды на одного человека составляет не менее 2 литров в сутки.

7. Для питья, мытья овощей и фруктов, которые в дальнейшем не будут подвергаться термической обработке, используется бутилированная или кипяченая вода (кипячение в течение 5-10 мин. от момента закипания). Кипяченую воду меняют не реже 1 раза в 12 часов.

 

Организация туристского быта

8. Палатки должны быть прочными, непромокаемыми, ветроустойчивыми, обеспечивать теплоизоляционные свойства, иметь плотно закрывающийся вход, открывающиеся клапаны-окна для проветривания, защиту от проникновения кровососущих насекомых (защитная сетка на окнах и двери, застежка типа «молния»).

9. Туристские палатки следует использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Количество спальных мест в палатке определяется её вместимостью, указанной в инструкции по применению. Каждый участник должен иметь индивидуальное спальное место. Палатки для мальчиков и девочек должны быть раздельными.

10. В палатке должно предусматриваться место для хранения обуви. Грязное белье складывают в специальные мешки (клеенчатые, матерчатые).

11. Для организации сна используют спальные мешки и специальные туристские коврики. Спальные мешки должны хорошо сохранять тепло и быстро сушиться.

12. Дизельные (бензиновые) установки, при их наличии на базовой стоянке, должны располагаться не ближе 25 м от палаток.

13. Купание детей в открытых водоемах осуществляется в специально отведенных местах.

14. Территория берега водоема, предназначенная для отдыха и купания, должна быть очищена от мусора и камней, удалена от мест сброса сточных вод, водопоя скота и других источников загрязнения на расстоянии не менее 500 м.

15. Купание проводится в первую половину дня, в жаркие дни допускается повторное купание во второй половине дня. Начинать купание рекомендуется в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже 230С и температуре воды не ниже 200С. Продолжительность купания в первые дни 2 - 5 минут, с постепенным увеличением до 10 - 15 минут. Не разрешается купание сразу после еды. Одновременно купаться может не более 10 детей под наблюдением 2 взрослых (один находится в водоеме, второй наблюдает с берега).

16. Кладовая (продовольственная палатка) должна быть оборудована стеллажами, приподнятыми над полом не менее чем на 0,15м и на расстоянии от стены не менее чем 0,2м. Обеспечивается хранение продуктов в емкостях с крышками, исключающих возможность проникновения влаги, грызунов, животных и насекомых.

Дизельные установки, при их наличии их на базовой стоянке, должны располагаться не ближе 25 м от жилой зоны.

17. Для помывки детей должна использоваться баня ближайшего населенного пункта или заранее выбранная по маршруту передвижения. Возможно организация помывки детей в специально обустроенной туристской бане, с организацией горячей воды. Помывка проводится не менее 1 раз в 7 дней.

18. Туалеты на базовой стоянке располагаются на расстоянии не менее 25 метров от палаток и зоны приготовления пищи, не менее 50 метров от места купания, из расчёта 1 очко (размером не более 0,2м х 0,3м) на 10 человек раздельно для мальчиков и для девочек. Конструкция туалетов должна предусматривать устройство крыши (навес).

Туалеты выгребного типа организуют с надземной частью и водонепроницаемым выгребом и располагают ниже всех зон лагеря. Глубина выгреба от поверхности земли рассчитывается в зависимости от уровня стояния грунтовых вод, но не менее 1 метра. Не допускается заполнение выгреба более 2/3 объема. Возможно использование биотуалетов.

На маршрутах при длительности стоянки более 1 суток для сбора и обезвреживания нечистот оборудуются туалеты кратковременного пользования (ровики из расчета 1 ровик шириной 0,3м, глубиной 0,5 - 0,8 м и длиной 1 м на 10 человек; допускается устраивать ровики параллельно на расстоянии 1-2м). После каждого пользования ровиком нечистоты подвергаются дезинфекции и сразу присыпаются землей. Туалеты кратковременного пользования не должны располагаться ближе 200 м от водоемов, на расстоянии не менее 30 м от жилой зоны, зоны приготовления и приема пищи и источников водообеспечения.

 

Организация питания

19. Для организации питания детей используются следующие формы питания:

а) питание в близлежащей (или по маршруту передвижения) организации общественного питания;

б) привозное горячее питание;

в) приготовление пищи на костре.

20. В походе организуется 4 разовое питание с интервалами между приемами пищи не более 4-4,5 часов. Не менее 3-х приемов пищи должны быть с горячими блюдами (завтрак, обед, ужин); два приема пищи (полдник, второй ужин или второй завтрак) могут включать соки, чай, фрукты и кондитерские изделия.

21. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие 2 - 3 дня.

22. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается использовать пищевые продукты и изготавливать блюда, указанные в СанПиН 2.4.4.2605-10.

23. При организации питания необходимо руководствоваться перечнем продуктов СанПиН 2.4.4.2605-10.

24. Качество пищевых продуктов и продовольственного сырья проверяется ответственным за питание, а при его отсутствии - руководитель мероприятия.

25. Мясные и рыбные консервы можно использовать только для приготовления горячей пищи.

26. Овощи урожая прошлого года (капусту, репчатый лук, морковь, свекла) допускается использовать только после термической обработки.

27. Консервированные продукты (мясные и рыбные консервы, концентрированное и сгущенное молоко и др.), должны использоваться для приготовления горячих блюд непосредственно после вскрытия банки.

28. Продукты следует хранить в таре производителя. При хранении продуктов должны строго соблюдаться сроки годности, условия хранения, правила товарного соседства. Скоропортящиеся продукты должны храниться при температуре не выше 60 С. Сырые продукты следует хранить отдельно от готовых блюд.

29. Для мытья посуды применяют разрешенные моющие средства в соответствии с инструкциями по их применению. Дети допускаются к мытью своей посуды.

30. Пищу готовят на каждый прием и реализуют не позднее 1-го часа с момента её приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается.

 

Санитарное содержание территории стоянок

31. Территория стоянки должна содержаться в чистоте.Перед началом и после окончания стоянки должна быть проведена генеральная уборка. Текущая уборка территории должна проводиться ежедневно: утром и по мере загрязнения.

32. Для утилизации пищевых отходов организуют ямы глубиной не менее 1 м, которые ежедневно засыпают слоем земли не менее 2,5 см. При заполнении на 2/3 объема яма полностью засыпается землей. Возможна организация сбора пищевых отходов в специальные баки и вывоза в ближайший населенный пункт (для корма скота) не реже одного раза в сутки.

33. Вывоз мусора осуществляют на специальном автотранспорте (по договору) на полигоны твердых бытовых отходов. Сжигание мусора на территории стоянки и на прилегающей территории не допускается.

34. Дверные ручки и полы в туалетах ежедневно промывают с использованием моющих средств и обрабатывают дезинфицирующими средствами. Не допускается привлекать детей к уборке туалетов.

35. Выгребные ямы туалетов ежедневно заливаются растворами дезинфицирующих средств.

36. Моющие и дезинфицирующие средства хранят в специально отведенных местах в таре производителя, допускается их хранение в специально выделенных промаркированных емкостях.

37. На территории стоянок не должно быть безнадзорных животных.

38. При появлении признаков простудного заболевания или желудочно-кишечного расстройства, а также нагноений, порезов, ожогов, участник турпохода, экспедиции обязан сообщить об этом руководителю, а также обо всех случаях заболевания кишечными инфекциями в своей семье.

Список используемых источников:

3. Шаруненко Ю.М. Рекреационный туризм [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Шаруненко Ю.М.— Электрон. текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2014.— 102 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33439.html.— ЭБС «IPRbooks»

4. Шевырин С.А. Основы организации молодежного туризма [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шевырин С.А.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.— 102 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70644.html.— ЭБС «IPRbooks»

 

Вопросы для контроля:

 

1. Основные требования к месту организации привала и бивака.

2. Порядок организации работы по развертыванию и свертыванию лагеря.

3. Установка палаток. Размещение вещей в них.

 



Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.