Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-01-13 | 144 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Филиал СФУ в г. Железногорске
Кафедра «Общетехнических дисциплин»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИВОДА ЦЕПНОГО ТРАНСПОРТЕРА
Пояснительная записка к курсовому проекту
Выполнил: студент гр.148
Проверил преподаватель:
Железногорск
2011 г.
Аннотация
В данной работе приводится расчет цилиндрического косозубого двухступенчатого редуктора по заданным исходным данным, применяемого в приводах общего назначения.
В расчетно-пояснительной записке выполнен энергокинематический расчет привода; выполнено проектирование редуктора, в частности расчет косозубой передачи; выполнен ориентировочный расчет валов; конструирование зубчатого колеса и вала и крышки подшипника; выбор типа и размеров подшипников качения; уточненный расчет валов; выбор смазки подшипников и зацепления и подбор муфт.
1. Назначение и краткое описание привода
Целью данной работы является проектирование привода цепного транспортера. Приводом называется система, состоящая из двигателя и связанных с ним устройств для приведения в движение одного или нескольких твердых тел, входящих в состав машины.
Наиболее существенную часть задания составляет расчет и проектирование редуктора.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Назначение редуктора - понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.
Редуктор состоит из корпуса, в котором помещают элементы передачи – зубчатые колеса, валы, подшипники и др. В отдельных случаях в корпус редуктора помещают устройства для смазывания или охлаждения зацеплений и подшипников.
|
Редукторы классифицируют по следующим основным признакам: по типу передачи (зубчатые, червячные, зубчато-червячные), по числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т.д.), по типу зубчатых колес (цилиндрические, конические), по относительному расположению валов (горизонтальные, вертикальные).
Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, ремонтопригодность, минимальные габариты и масса, удобство эксплуатации, экономичность. Все эти требования учитывают в процессе проектирования и конструирования.
Привод составлен из асинхронного двигателя, одноступенчатого цилиндрического редуктора. Редуктор является горизонтальным.
Данный курсовой проект включает в себя сборочный чертеж редуктора со спецификацией, привода, деталирование промежуточных вала, зубчатого колеса и шестерни.
Проектирование редуктора
3.1 Расчет первой ступени. Выбор материала и термической обработки для зубчатых колес
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками (см. табл. 2.1-2.3[2]):
- для шестерни: сталь: 45
термическая обработка: улучшение
твердость: HB 230
- для колеса: сталь: 45
термическая обработка: улучшение
твердость: HB 210
3.1.1 Определение допускаемых контактных напряжений для шестерни и колеса первой ступени
Допустимые контактные напряжения (стр. 13[2]), будут:
[s]H =,
По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем для сталей с твердостью поверхностей зубьев менее HB 350:
sH lim b = 2 x HB + 70.
sH lim(шестерня) = 2 x 230 + 70 = 530 МПа;
sH lim(колесо) = 2 x 210 + 70 = 490 МПа;
SH - коэффициент безопасности SH = 1,1; ZN - коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса.
|
ZN =,
где NHG - число циклов, соответствующее перелому кривой усталости, определяется по средней твёрдости поверхности зубьев:
NHG = 30 x HBср2.4 £ 12 x 107
NHG(шест.) = 30 x 2302.4 = 13972305,126
NHG(кол.) = 30 x 2102.4 = 11231753,462
NHE = mH x Nк - эквивалентное число циклов.
Nк = 60 x n x c x tS
Здесь:
- n - частота вращения, об./мин.; nшест. = 1440 об./мин.; nкол. = 288 об./мин.
- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;
tS = 365 x Lг x C x tc x kг x kс - продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.
- Lг=8 г. - срок службы передачи;
- С=1 - количество смен;
- tc=24 ч. - продолжительность смены;
- kг=0,7 - коэффициент годового использования;
- kс=0,78 - коэффициент суточного использования.
tS = 365 x 8 x 1 x 24 x 0,7 x 0,78 = 38263,68 ч.
mH - дополнительный множитель для эквивалентной циклической долговечности.
mH = S = + + + = = 0,87
Тогда:
Nк(шест.) = 60 x 1439,996 x 1 x 38263,68 = 3305972768,717
Nк(кол.) = 60 x 287,999 x 1 x 38263,68 = 661194094,579
NHE(шест.) = 0,87 x 3305972768,717 = 2876196308,784
NHE(кол.) = 0,87 x 661194094,579 = 575238862,284
В итоге получаем:
ZN(шест.) = = 0,412
Так как ZN(шест.)<1.0, то принимаем ZN(шест.) = 1
ZN(кол.) = = 0,519
Так как ZN(кол.)<1.0, то принимаем ZN(кол.) = 1
ZR = 0,9 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряжённых поверхностей зубьев.
Zv - коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости: Zv = 1...1,15.
Предварительное значение межосевого расстояния:
aw' = K x (U + 1) x
где К - коэффициент поверхностной твёрдости зубьев, для данных сталей К=10, тогда:
aw' = 10 x (5 + 1) x = 118,236 мм.
Окружная скорость Vпредв.:
Vпредв. = = = 2,972 м/с
По найденной скорости получим Zv:
Zv = 0.85 x Vпредв.0.1 = 0.85 x 2,9720.1 = 0,948
Принимаем Zv = 1.
Допустимые контактные напряжения:
для шестерни [s]H1 = = 433,636 МПа;
для колеса [s]H2 = = 400,909 МПа;
Для косозубых колес расчетное допустимое контактное напряжение находим по формуле на стр. 14[2]:
[s]H =
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение будет:
[s]H = = 417,593 МПа.
Требуемое условие выполнено:
[s]H = 417,593 МПа < 1.25 x [s]H2 = 1.25 x 400,909 = 501,136 МПа.
Допустимые напряжения изгиба (стр. 15[2]), будут:
[s]F =,
По таблицам 2.1 и 2.2 гл. 2[2] имеем
sF lim(шестерня) = 414 МПа;
sF lim(колесо) = 378 МПа;
SF - коэффициент безопасности SF = 1,7; YN - коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса.
|
YN =,
где NFG - число циклов, соответствующее перелому кривой усталости:
NFG = 4 x 106
NFE = mF x Nк - эквивалентное число циклов.
Nк = 60 x n x c x tS
Здесь:
- n - частота вращения, об./мин.; nшест. = 1440 об./мин.; nкол. = 288 об./мин.
- c = 1 - число колёс, находящихся в зацеплении;
tS = 365 x Lг x C x tc x kг x kс - продолжительность работы передачи в расчётный срок службы, ч.
- Lг=8 г. - срок службы передачи;
- С=1 - количество смен;
- tc=24 ч. - продолжительность смены;
- kг=0,7 - коэффициент годового использования;
- kс=0,78 - коэффициент суточного использования.
tS = 365 x 8 x 1 x 24 x 0,7 x 0,78 = 38263,68 ч.
mF - дополнительный множитель для эквивалентной циклической долговечности.
mF = S = + + + = 1,152
Тогда:
Nк(шест.) = 60 x 1439,996 x 1 x 38263,68 = 3305972768,717
Nк(кол.) = 60 x 287,999 x 1 x 38263,68 = 661194094,579
NFE(шест.) = 1,152 x 3305972768,717 = 3808480629,562
NFE(кол.) = 1,152 x 661194094,579 = 761695596,955
В итоге получаем:
YN(шест.) = = 0,319
Так как YN(шест.)<1.0, то принимаем YN(шест.) = 1
YN(кол.) = = 0,417
Так как YN(кол.)<1.0, то принимаем YN(кол.) = 1
YR = 1 - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости, переходной поверхности между зубьями.
YA - коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (реверса). При нереверсивной нагрузке для материалов шестерни и колеса YA = 1 (стр. 16[2]).
Допустимые напряжения изгиба:
для шестерни [s]F1 = = 243,529 МПа;
для колеса [s]F2 = = 222,353 МПа;
По таблице 2.5[2] выбираем 9-ю степень точности.
Уточняем предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле (стр. 18[2]):
aw = Ka x (U + 1) x,
где Кa = 43 - для косозубой передачи, для несимметрично расположенной цилиндрической передачи выбираем yba = 0,315; KH - коэффициент нагрузки в расчётах на контактную прочность:
KH = KHv x KHb x KHa
где KHv = 1,059 - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения (выбирается по табл. 2.6[2]); KHb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, обусловливаемую погрешностями изготовления (погрешностями направления зуба) и упругими деформациями валов, подшипников. Коэффициент KHb определяют по формуле:
|
KHb = 1 + (KHbo - 1) x KHw
Зубья зубчатых колёс могут прирабатываться: в результате повышенного местного изнашивания распределение нагрузки становиться более равномерным. Для определения коэффициента неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы KHbo предварительно вычисляем ориентировочное значение коэффициента ybd:
ybd = 0.5 x yba x (U + 1) = 0.5 x 0,315 x (5 + 1) = 0,945
По таблице 2.7[2] KHbo = 1,142. KHw = 0,2 - коэффициент, учитывающий приработку зубьев (табл. 2.8[2]). Тогда:
KHb = 1 + (1,142 - 1) x 0,2 = 1,028
Коэффициент KHa определяют по формуле:
KHa = 1 + (KHao - 1) x KHw
KHao - коэффициент распределения нагрузки между зубьями в связи с погрешностями изготовления (погрешность шага зацепления и направления зуба) определяют в зависимости от степени точности по нормам плавности для косозубой передачи и для данного типа сталей колёс:
KHao = 1 + 0.25 x (nст - 5) = 1 + 0.25 x (9 - 5) = 2
Так как значение получилось большим 1.6, то принимаем KHao = 1.6
KHa = 1 + (1,6 - 1) x 0,2 = 1,12
В итоге:
KH = 1,059 x 1,028 x 1,12 = 1,219
Тогда:
aw = 43 x (5 + 1) x = 140,956 мм.
Принимаем ближайшее значение aw по стандартному ряду: aw = 140 мм.
Предварительные основные размеры колеса:
Делительный диаметр:
d2 = = = 233,333 мм.
Ширина:
b2 = yba x aw = 0,315 x 140 = 44,1 мм.
Ширину колеса после вычисления округляем в ближайшую сторону до стандартного числа (см. табл. 24.1[2]): b2 = 45 мм.
Максимально допустимый модуль mmax, мм, определяют из условия неподрезания зубьев у основания:
mmax » = = 2,745 мм.
Минимально допустимый модуль mmin, мм, определяют из условия прочности:
mmin =
где Km = 2.8 x 103 - для косозубых передач; [s]F - наименьшее из значений [s]F1 и [s]F2.
Коэффициент нагрузки при расчёте по напряжениям изгиба:
KF = KFv x KFb x KFa
Здесь коэффициент KFv = 1,119 - коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения, связанную прежде всего с ошибками шагов зацепления шестерни и колеса. Находится по табл. 2.9[2] в зависимости от степени точности по нормам плавности, окружной скорости и твёрдости рабочих поверхностей. KFb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца, оценивают по формуле:
KFb = 0.18 + 0.82 x KHbo = 0.18 + 0.82 x 1,142 = 1,116
KFa = KHao = 1,6 - коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями.
Тогда:
KF = 1,119 x 1,116 x 1,6 = 1,998
mmin = = 0,917 мм.
Из полученного диапазона (mmin...mmax) модулей принимаем значение m, согласуя его со стандартным: m = 2.
Для косозубой передачи предварительно принимаем угол наклона зубьев: b = 10o.
|
Суммарное число зубьев:
ZS = = = 137,873
Полученное значение ZS округляем в меньшую сторону до целого числа ZS = 138. После этого определяется действительное значение угла bo наклона зубьев:
b = = = 9,696o
Число зубьев шестерни:
z1 = ³ z1min = 17 x Cos3(b) = 16,282»17 (для косозубой и шевронной передач).
z1 = = 23
Принимаем z1 = 23
Коэффициент смещения x1 = 0 при z1 ³ 17.
Для колеса внешнего зацепления x2 = -x1 = 0
Число зубьев колеса внешнего зацепления:
z2 = ZS - z1 = 138 - 23 = 115
Фактическое передаточное число:
Uф = = = 5
Фактическое значение передаточного числа отличается на 0%, что не более, чем допустимые 4% для двухступенчатого редуктора.
Делительное межосевое расстояние:
a = 0.5 x m x (z2 + z1) = 0.5 x 2 x (115 + 23) = 138 мм.
Коэффициент воспринимаемого смещения:
y = = = -1
Диаметры колёс:
делительные диаметры:
d1 = = = 46,667 мм.
d2 = 2 x aw - d1 = 2 x 140 - 46,667 = 233,333 мм.
диаметры da и df окружностей вершин и впадин зубьев колёс внешнего зацепления:
da1 = d1 + 2 x (1 + x1) x m = 46,667 + 2 x (1 + 0) x 2 = 50,667 мм.
df1 = d1 - 2 x (1.25 - x1) x m = 46,667 - 2 x (1.25 - 0) x 2 = 41,667 мм.
da2 = d2 + 2 x (1 + x2 - y) x m = 233,333 + 2 x (1 + 0 - (-1)) x 2 = 236,533 мм.
df2 = d2 - 2 x (1.25 - x2) x m = 233,333 - 2 x (1.25 - 0) x 2 = 228,333 мм.
Расчёт цепной передачи
Выбираем приводную роликовую однорядную цепь (cм. гл. VII[1], табл. 7.15).
Передаточное число:
U3 = 1,66.
Число зубьев ведущей звездочки (см. с.148[1]):
z1 = 31 - 2 x U3 = = 31 - 2 x 1,66 = 27,68
Принимаем z1 = 28.
Число зубьев ведомой звездочки:
z2 = z1 x U3 = = 28 x 1,66 = 46,48
Принимаем z2 = 46.
Тогда фактическое передаточное число:
Uф = = 1,643.
Отклонение:
1,024%, что допустимо (отклонение не должно превышать 3%).
Расчетный коэффициент нагрузки (см. гл. VII[1], формулу 7.38[1] и пояснения к ней):
Кэ = kд x kа x kн x kр x kсм x kп
где:
kд = 1 - динамический коэффициент при спокойной нагрузке;
ka = 1 - коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния, при aw=(25...50) x t;
kн - коэффициент, учитывающий влияние угла наклона линии центров к горизонту, при автоматическом автоматическом регулировании натяжения цепи kн = 1;
kр = 1 - коэффициент, учитывающий способ регулирования натяжения цепи, в нашем случае при автоматическом регулировании;
Kсм = 0,8 - коэффициент, учитывающий способ смазки,
Кп = 1 - коэффициент, учитывающий периодичность работы передачи, в нашем случае - 1 смена.
Тогда:
Kэ = 1 x 1 x 1 x 1 x 0,8 x 1 = 0,8.
Tведущей зв. = 705662,865 Нxмм.
Для определения шага цепи по формуле 7.38 гл.VII[1] надо знать допускаемое давление [p] в шарнирах цепи. В таблице 7.18[1] допускаемое давление [p] задано в зависимости от частоты вращения ведущей звездочки и шага t. Поэтому для расчета по формуле 7.38[1] величиной [p] следует задаваться ориентировочно. Ведущая звездочка имеет частоту вращения n1=72 об/мин. Среднее значение допускаемого давления примем [p]=30,98 МПа.
Тогда шаг цепи:
t ³ 2,8 x = 2,8 x = 24,265 мм.
Подбираем по табл. 7.15[1] цепь ПР-25,4-60 по ГОСТ 13568-97, имеющую t=25,4 мм; разрушающую нагрузку Q=60 кН; массу q=2,6 кг/м; Аоп=179,7 мм2.
Скорость цепи:
V = 853 x 10-3 м/с.
Окружная сила:
Ftц = 6237,63 H.
Давление в шарнире проверяем по формуле 7.39[1]:
p = 27,769 МПа.
Уточняем по табл 7.18[1] допускаемое давление:
[p] = [p'] x [1 + 0,01 x (z1 - 17)] = 30,98 x [1 + 0,01 x (28 - 17)] = 34,388 МПа.
В этой формуле [p']=30,98 МПа - табличное значение допускаемого давления по табл. 7.18[1] при n1=72 об/мин и t=25,4 мм. Условие p < [p] выполнено.
Определяем число звеньев цепи по формуле 7.36[1]:
Lt = 2 x at + 0,5 x ze +, где
at =
ze = z1 + z2 = 28 + 46 = 74;
D = 2,865.
Тогда:
Lt = 2 x 40 + 0,5 x 74 + 117,205.
Округляем до четного числа: Lt = 118.
Уточняем межосевое расстояние цепной передачи по формуле 7.37[1]:
aw = 0,25 x t x (Lt - 0,5 x ze +) =
= 0,25 x 25,4 x (118 - 0,5 x 74 +) = 1026,12 мм
Принимаем: aw = 1026 мм.
Для свободного провисания цепи предусматриваем возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, то есть примерно на 1026 x 0,004 = 4 мм.
Определяем диаметры делительных окружностей звездочек (см. формулу 7.34[1]):
dд1 = 226,858 мм;
dд2 = 372,203 мм;
Определяем диаметры наружных окружностей звездочек (см. формулу 7.35[1]):
De1 = t x x d1 = 25,4 x x 15,88 = 238,288 мм;
De2 = t x x d1 = 25,4 x x 15,88 = 384,192 мм;
где d1 = 15,88 мм - диаметр ролика цепи.
Силы действующие на цепь:
окружная:
Ftц = 6237,63 Н - определена выше;
от центробежных сил:
Fv = q x V2 = 2,6 x 0,8532 = 1,892 H;
где масса одного метра цепи q=2,6 кг/м по табл. 7.15[1];
от провисания:
Ff = 9.81 x kf x q x aw = 9.81 x 6 x 2,6 x 1,026 = 157,015 H;
где kf=6 - коэффициент влияния наклона оси центров цепи (см. c. 151[1]).
Расчетная нагрузка на валы:
Fв = Ftц + 2 x Ff = 6237,63 + 2 x 157,015 = 6551,66 H.
Проверяем коэффициент запаса прочности цепи по формуле 7.40[1]:
s = 9,38.
Это больше, чем нормативный коэффициент запаса [s]=7,515 (см. табл. 7.19[1]); следовательно, условие прочности s>[s] выполнено.
Толщина диска звёздочки:
0.93 x Ввн = 0.93 x 15,88 = 14,768 = 15 мм, где Ввн - расстояние между пластинками внутреннего звена (см. табл. 7.15[1]).
Ведущий вал.
dв ³ = 21,358 мм.
Под свободный (присоединительный) конец вала выбираем диаметр вала: 32 мм, так как, должно выполняться условие мм.
Под подшипники выбираем диаметр вала: 35 мм.
Промежуточный вал
dв ³ = 36,033 мм.
Под подшипники выбираем диаметр вала: 40 мм.
Под зубчатое колесо выбираем диаметр вала: 42 мм.
Под шестерню выбираем диаметр вала: 42 мм.
3.4.3 Ведомый вал
dв ³ = 54,43 мм.
Под свободный (присоединительный) конец вала выбираем диаметр вала: 55 мм.
Под подшипники выбираем диаметр вала: 60 мм.
Под зубчатое колесо выбираем диаметр вала: 65 мм.
Диаметры участков валов назначаем исходя из конструктивных соображений.
Расчёт реакций в опорах
Ведущий вал
Силы, действующие на вал и углы контактов элементов передач:
Fx2 = 605,48 H
Fy2 = -1639,778 H
Fz2 = Fa2 = -280,175 H
Из условия равенства суммы моментов сил относительно 1-й опоры:
Rx1 = =
= = -470,577 H
Ry1 = =
= = 1162,374 H
Из условия равенства суммы сил относительно осей X и Y:
Rx3 = = = -134,903 H
Ry3 = = = 477,404 H
Суммарные реакции опор:
R1 = = = 1254,016 H;
R2 = = = 496,098 H;
Промежуточный вал
Силы, действующие на вал и углы контактов элементов передач:
Fx2 = 1857,411 H
Fy2 = 5103,196 H
Fx3 = -605,48 H
Fy3 = 1639,778 H
Fz3 = Fa3 = 280,175 H
Из условия равенства суммы моментов сил относительно 1-й опоры:
Rx1 = =
= = -1241,819 H
Ry1 = = = -3933,892 H
Из условия равенства суммы сил относительно осей X и Y:
Rx4 = = = -10,112 H
Ry4 = = = -2809,082 H
Суммарные реакции опор:
R1 = = = 4125,241 H;
R2 = = = 2809,101 H;
Ведомый вал
Силы, действующие на вал и углы контактов элементов передач:
Fx1 = 6551,66 H
Fx3 = -1857,411 H
Fy3 = -5103,196 H
Из условия равенства суммы моментов сил относительно 1-й опоры:
Rx2 = = = -10500,649 H
Ry2 = = = 1892,196 H
Из условия равенства суммы сил относительно осей X и Y:
Rx4 = = = 5806,4 H
Ry4 = = = 3211 H
Суммарные реакции опор:
R1 = = = 10669,772 H;
R2 = = = 6635,119 H;
Ведущий вал
Выбираем шарикоподшипник радиальный однорядный (по ГОСТ 8338-75) 207 легкой серии со следующими параметрами:
d = 35 мм - диаметр вала (внутренний посадочный диаметр подшипника);
D = 72 мм - внешний диаметр подшипника;
C = 25,5 кН - динамическая грузоподъёмность;
Co = 13,7 кН - статическая грузоподъёмность.
Радиальные нагрузки на опоры:
Pr1 = 1254,016 H;
Pr2 = 496,098 H.
Будем проводить расчёт долговечности подшипника по наиболее нагруженной опоре 1.
Эквивалентная нагрузка вычисляется по формуле:
Рэ = (Х x V x Pr1 + Y x Pa) x Кб x Кт,
где - Pr1 = 1254,016 H - радиальная нагрузка; Pa = Fa = 280,175 H - осевая нагрузка; V = 1 (вращается внутреннее кольцо подшипника); коэффициент безопасности Кб = 1,1 (см. табл. 9.19[1]); температурный коэффициент Кт = 1 (см. табл. 9.20[1]).
Отношение 0,02; этой величине (по табл. 9.18[1]) соответствует e = 0,204.
Отношение 0,223 > e;£ e; тогда по табл. 9.18[1]: X = 0,56; Y = 2,157.
Тогда: Pэ = (0,56 x 1 x 1254,016 + 2,157 x 280,175) x 1,1 x 1 = 1437,295 H.
Расчётная долговечность, млн. об. (формула 9.1[1]):
L = = = 5584,481 млн. об.
Расчётная долговечность, ч.:
Lh = 64635,197 ч,
что больше 38263,68 ч, здесь n1 = 1440 об/мин - частота вращения вала.
Промежуточный вал
Выбираем шарикоподшипник радиальный однорядный (по ГОСТ 8338-75) 208 легкой серии со следующими параметрами:
d = 40 мм - диаметр вала (внутренний посадочный диаметр подшипника);
D = 80 мм - внешний диаметр подшипника;
C = 32 кН - динамическая грузоподъёмность;
Co = 17,8 кН - статическая грузоподъёмность.
Радиальные нагрузки на опоры:
Pr1 = 4125,241 H;
Pr2 = 2809,101 H.
Будем проводить расчёт долговечности подшипника по наиболее нагруженной опоре 1.
Эквивалентная нагрузка вычисляется по формуле:
Рэ = (Х x V x Pr1 + Y x Pa) x Кб x Кт,
где - Pr1 = 4125,241 H - радиальная нагрузка; Pa = Fa = 280,175 H - осевая нагрузка; V = 1 (вращается внутреннее кольцо подшипника); коэффициент безопасности Кб = 1,1 (см. табл. 9.19[1]); температурный коэффициент Кт = 1 (см. табл. 9.20[1]).
Отношение 0,016; этой величине (по табл. 9.18[1]) соответствует e = 0,194.
Отношение 0,068 £ e; тогда по табл. 9.18[1]: X = 1; Y = 0.
Тогда: Pэ = (1 x 1 x 4125,241 + 0 x 280,175) x 1,1 x 1 = 4537,765 H.
Расчётная долговечность, млн. об. (формула 9.1[1]):
L = = = 350,69 млн. об.
Расчётная долговечность, ч.:
Lh = 40294,56 ч,
что больше 38263,68 ч, здесь n2 = 288 об/мин - частота вращения вала.
Ведомый вал
Выбираем шарикоподшипник радиальный однорядный (по ГОСТ 8338-75) 212 легкой серии со следующими параметрами:
d = 60 мм - диаметр вала (внутренний посадочный диаметр подшипника);
D = 110 мм - внешний диаметр подшипника;
C = 52 кН - динамическая грузоподъёмность;
Co = 31 кН - статическая грузоподъёмность.
Радиальные нагрузки на опоры:
Pr1 = 10669,772 H;
Pr2 = 6635,119 H.
Будем проводить расчёт долговечности подшипника по наиболее нагруженной опоре 1.
Эквивалентная нагрузка вычисляется по формуле:
Рэ = (Х x V x Pr1 + Y x Pa) x Кб x Кт,
где - Pr1 = 10669,772 H - радиальная нагрузка; Pa = Fa = 0 H - осевая нагрузка; V = 1 (вращается внутреннее кольцо подшипника); коэффициент безопасности Кб = 1,1 (см. табл. 9.19[1]); температурный коэффициент Кт = 1 (см. табл. 9.20[1]).
Отношение 0; этой величине (по табл. 9.18[1]) соответствует e = 0.
Отношение 0 £ e; тогда по табл. 9.18[1]: X = 1; Y = 0.
Тогда: Pэ = (1 x 1 x 10669,772 + 0 x 0) x 1,1 x 1 = 11736,749 H.
Расчётная долговечность, млн. об. (формула 9.1[1]):
L = = = 86,969 млн. об.
Расчётная долговечность, ч.:
Lh = 40131,713 ч,
что больше 38263,68 ч, здесь n3 = 72 об/мин - частота вращения вала.
Уточненный расчёт валов
Расчёт ведущего вала
Крутящий момент на валу Tкр. = 38261,758 Hxмм.
Для данного вала выбран материал: сталь 45. Для этого материала:
- предел прочности sb = 780 МПа;
- предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба
s-1 = 0,43 x sb = 0,43 x 780 = 335,4 МПа;
- предел выносливости стали при симметричном цикле кручения
t-1 = 0,58 x s-1 = 0,58 x 335,4 = 194,532 МПа.
1 - е с е ч е н и е.
Диаметры вала в данном сечении D = 38 мм и d = 35 мм, радиус скругления r = 1,4 мм. Концентрация напряжений обусловлена галтелью (см. табл. 8.2[1]). Проверку будем проводить по 2-му сечению, где наибольший изгибающий момент.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Ss =
- амплитуда цикла нормальных напряжений:
sv = 13,704 МПа,
здесь
Wнетто = 4209,243 мм3- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:
sm = 0,291 МПа, Fa = -280,175 МПа - продольная сила,
- ys = 0,2 - см. стр. 164[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];
- ks = 1,75
- es = 0,88 - находим по таблице 8.8[1];
Тогда:
Ss = 11,913.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
St =
- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:
tv = tm = 0,5 x 2,272 МПа,
здесь
Wк нетто = 8418,487 мм3
- yt = 0.1 - см. стр. 166[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1].
- kt = 1,27
- et = 0,77 - находим по таблице 8.8[1];
Тогда:
St = 47,558.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
S = = = 11,556
Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.
2 - е с е ч е н и е.
Диаметры вала в данном сечении D = 38 мм и d = 35 мм, радиус скругления r = 1,4 мм. Концентрация напряжений обусловлена галтелью (см. табл. 8.2[1]). Проверку будем проводить по 3-му сечению, где наибольший изгибающий момент.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Ss =
- амплитуда цикла нормальных напряжений:
sv = 13,704 МПа,
здесь
Wнетто = 4209,243 мм3- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:
sm = 0,291 МПа, Fa = -280,175 МПа - продольная сила,
- ys = 0,2 - см. стр. 164[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];
- ks = 1,75
- es = 0,88 - находим по таблице 8.8[1];
Тогда:
Ss = 11,913.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
St =
- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:
tv = tm = 0,5 x 2,272 МПа,
здесь
Wк нетто = 8418,487 мм3
- yt = 0.1 - см. стр. 166[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1].
- kt = 1,27
- et = 0,77 - находим по таблице 8.8[1];
Тогда:
St = 47,558.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
S = = = 11,556
Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.
Расчёт промежуточного вала
Крутящий момент на валу Tкр. = 183715,044 Hxмм.
Для данного вала выбран материал: сталь 45. Для этого материала:
- предел прочности sb = 780 МПа;
- предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба
s-1 = 0,43 x sb = 0,43 x 780 = 335,4 МПа;
- предел выносливости стали при симметричном цикле кручения
t-1 = 0,58 x s-1 = 0,58 x 335,4 = 194,532 МПа.
2 - е с е ч е н и е.
Диаметр вала в данном сечении D = 42 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки. Ширина шпоночной канавки b = 12 мм, глубина шпоночной канавки t1 = 5 мм.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Ss =
- амплитуда цикла нормальных напряжений:
sv = 38,004 МПа,
здесь
Wнетто = 6295,715 мм3,
где b=12 мм - ширина шпоночного паза; t1=5 мм - глубина шпоночного паза;
- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:
sm = 0,202 МПа, Fa = 280,175 МПа - продольная сила,
- ys = 0,2 - см. стр. 164[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];
- ks = 1,8 - находим по таблице 8.5[1];
- es = 0,85 - находим по таблице 8.8[1];
Тогда:
Ss = 4,041.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
St = где:
- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:
tv = tm = 6,77 МПа,
здесь
Wк нетто = 13569,288 мм3,
где b=12 мм - ширина шпоночного паза; t1=5 мм - глубина шпоночного паза;
- yt = 0.1 - см. стр. 166[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1].
- kt = 1,7 - находим по таблице 8.5[1];
- et = 0,73 - находим по таблице 8.8[1];
Тогда:
St = 11,49.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
S = = = 3,812
Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.
3 - е с е ч е н и е.
Диаметр вала в данном сечении D = 42 мм. Концентрация напряжений обусловлена посадкой ведомого элемента передачи с гарантированным натягом (см. табл. 8.7[1]).
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Ss =
- амплитуда цикла нормальных напряжений:
sv = 21,727 МПа,
здесь
Wнетто = 7273,572 мм3
- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:
sm = 0,202 МПа, Fa = 280,175 МПа - продольная сила,
- ys = 0,2 - см. стр. 164[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];
- s = 3,65 - находим по таблице 8.7[1];
Тогда:
Ss = 4,1.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
St = где:
- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:
tv = tm = 6,314 МПа,
здесь
Wк нетто = 14547,145 мм3
- yt = 0.1 - см. стр. 166[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1].
- = 2,59 - находим по таблице 8.7[1];
Тогда:
St = 11,122.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
S = = = 3,847
Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.
1 - е с е ч е н и е.
Диаметры вала в данном сечении D = 42 мм и d = 40 мм, радиус скругления r = 1,6 мм. Концентрация напряжений обусловлена галтелью (см. табл. 8.2[1]). Проверку будем проводить по 2-му сечению, где наибольший изгибающий момент.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Ss =
- амплитуда цикла нормальных напряжений:
sv = 38,08 МПа,
здесь
Wнетто = 6283,185 мм3- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:
sm = 0,223 МПа, Fa = 280,175 МПа - продольная сила,
- ys = 0,2 - см. стр. 164[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];
- ks = 1,75
- es = 0,88 - находим по таблице 8.8[1];
Тогда:
Ss = 4,294.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
St =
- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:
tv = tm = 0,5 x 7,31 МПа,
здесь
Wк нетто = 12566,371 мм3
- yt = 0.1 - см. стр. 166[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1].
- kt = 1,27
- et = 0,77 - находим по таблице 8.8[1];
Тогда:
St = 14,781.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
S = = = 4,124
Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.
3 - е с е ч е н и е.
Диаметры вала в данном сечении D = 42 мм и d = 40 мм, радиус скругления r = 1,6 мм. Концентрация напряжений обусловлена галтелью (см. табл. 8.2[1]). Проверку будем проводить по 4-му сечению, где наибольший изгибающий момент.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Ss =
- амплитуда цикла нормальных напряжений:
sv = 25,152 МПа,
здесь
Wнетто = 6283,185 мм3- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:
sm = 0,223 МПа, Fa = 280,175 МПа - продольная сила,
- ys = 0,2 - см. стр. 164[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];
- ks = 1,75
- es = 0,88 - находим по таблице 8.8[1];
Тогда:
Ss = 6,499.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
St =
- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:
tv = tm = 0,5 x 7,31 МПа,
здесь
Wк нетто = 12566,371 мм3
- yt = 0.1 - см. стр. 166[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1].
- kt = 1,27
- et = 0,77 - находим по таблице 8.8[1];
Тогда:
St = 14,781.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
S = = = 5,949
Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.
Расчёт ведомого вала
Крутящий момент на валу Tкр. = 705662,865 Hxмм.
Для данного вала выбран материал: сталь 45. Для этого материала:
- предел прочности sb = 780 МПа;
- предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба
s-1 = 0,43 x sb = 0,43 x 780 = 335,4 МПа;
- предел выносливости стали при симметричном цикле кручения
t-1 = 0,58 x s-1 = 0,58 x 335,4 = 194,532 МПа.
2 - е с е ч е н и е.
Диаметр вала в данном сечении D = 60 мм. Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом (см. табл. 8.7[1]).
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Ss =
- амплитуда цикла нормальных напряжений:
sv = 38,929 МПа,
здесь
Wнетто = 21205,75 мм3
- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:
sm = 0 МПа, Fa = 0 МПа - продольная сила,
- ys = 0,2 - см. стр. 164[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];
- s = 3,102 - находим по таблице 8.7[1];
Тогда:
Ss = 2,694.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
St = где:
- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:
tv = tm = 8,319 МПа,
здесь
Wк нетто = 42411,501 мм3
- yt = 0.1 - см. стр. 166[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1].
- = 2,202 - находим по таблице 8.7[1];
Тогда:
St = 9,866.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
S = = = 2,599
Расчётное значение получилось больше минимально допустимого [S] = 2,5. Сечение проходит по прочности.
3 - е с е ч е н и е.
Диаметр вала в данном сечении D = 65 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием двух шпоночных канавок. Ширина шпоночной канавки b = 18 мм, глубина шпоночной канавки t1 = 7 мм.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Ss =
- амплитуда цикла нормальных напряжений:
sv = 21,424 МПа,
здесь
Wнетто = 20440,262 мм3,
где b=18 мм - ширина шпоночного паза; t1=7 мм - глубина шпоночного паза;
- среднее напряжение цикла нормальных напряжений:
sm = 0 МПа, Fa = 0 МПа - продольная сила,
- ys = 0,2 - см. стр. 164[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности, см. стр. 162[1];
- ks = 1,8 - находим по таблице 8.5[1];
- es = 0,82 - находим по таблице 8.8[1];
Тогда:
Ss = 6,918.
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
St = где:
- амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла:
tv = tm = 7,443 МПа,
здесь
Wк нетто = 47401,508 мм3,
где b=18 мм - ширина шпоночного паза; t1=7 мм - глубина шпоночного паза;
- yt = 0.1 - см. стр. 166[1];
- b = 0.97 - коэффициент, учитывающий шероховатость повер
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!