Методы и формы семейного воспитания — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Методы и формы семейного воспитания

2020-01-13 58
Методы и формы семейного воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросом о роли семьи в жизни человека занимались многие ученые-педагоги. Поколение за поколением изучает роль семьи в процессе формирования личности ребенка. В различные времена педагогика определяла место семьи в жизни ребенка, обосновывала методы и приемы воспитания. Семейная педагогика претерпевала различные изменения на протяжении долгих лет.

По нашему мнению, в античной педагогике, в трудах Аристотеля, Платона, Сократа, мы можем наблюдать масли античных философов о роли семьи в жизни человека. В данных работах ученые обосновывали методы, приемы, средства и содержание воспитания детей. Основные принципы и идеи античных педагогов основывались на мысли, что семья играет роль наставника в жизни ребенка. Позже чешский педагог-ученый разработал свои педагогические взгляды и определил особую роль материнству в воспитании ребенка.

Современная жизнь очень быстротечна и человеку необходимо понимать то, как мы живем и что для нас главное в жизни. Для большинства людей главной целью в жизни является семья, а именно дети. Важно понимать, что мы должны воспитать духовно-нравственную личность, стремящуюся к саморазвитию и обладающая различными знаниями, умениями и навыками, чтобы успешно реализовать себя в жизнедеятельности. Несомненно, очень важно создать благоприятные атмосферу и эмоциональный климат дома для положительного формирования личности ребенка.

Выбор модели семейного воспитания зависит от родителей ребенка. Мы можем наблюдать, что все семьи разные. Каждая семья имеет свой индивидуальный путь в использовании методов, приемов и средств воспитания.

Современная семья является важным объектом исследования социального института воспитания, поскольку происходят значительные изменения в социуме, которые требует новых методов и подходов по отношению воспитания в ребёнка в семье. Обстоятельства, которые влияют на изменения воспитания ребенка в семье следующие:

1.   Демографическая ситуация в стране;

2.   Злоупотребление алкогольных напитков детьми;

3.   Употребление наркотических препаратов;

4.   Интернет-терроризм, склоняющих детей к суициду;

5.   Столкновение поколений в социуме (неуважительное отношение друг к другу).

Существует пять видов моделей семейного воспитания:

1.   Семьи, уважающие детей;

2.   Отзывчивые семьи;

3.   Материально-ориентированные семьи;

4.   Враждебные семьи;

5.   Асоциальные семьи [9].

Давайте рассмотрим каждую модель по отдельности.

А) Семьи, уважающие детей.

В данной семье Вы не увидите, как родитель поднимает руку на своего ребенка или как, не учитывает мнение ребенка. В такой семье ребенка очень любят. Родители всегда интересуются как прошел день у ребенка, какие успехи или провалы сегодня произошли. Семья беспокоится, переживает и всегда стремится помочь тактичным и практичным советом. Если ребенок унылый, упавший духом, то родитель всегда ободрит. В семье царит высоконравственная атмосфера, которая способствует благоприятному эмоциональному климату и развитию духовно-нравственной личности. Семья характеризуется: доверием друг к другу, взаимной помощью, порядочностью и откровенностью. Данная модель семьи является самой благоприятной.

Б) Отзывчивые семьи.

В данной модели взаимоотношения родителей и ребенка имеет определенную дистанцию. Обе стороны стараются не нарушать данное расстояние и приходят к выводу, что для двух сторон это является оптимальным решением. Не стоит думать, что родители в данной модели семьи разрешают ребенку все, или наоборот запрещают. Ребенок постоянно находится под родительским контролем. Отец или мать часто решают, что для их ребенка будет лучше, вникая в его заботы, интересы. Дети в данных семьях не «скрываются» от родительской заботы и интереса, а наоборот делятся своими переживаниями и проблемами. Если Вы встретите младшего школьника из такой семьи, то можно заметить, что ребенок очень вежливый, опрятно одет, послушный, но недостаточно активный. Дело в том, как выше уже упоминалось, родители стараются сами решить некоторые вещи за своего ребенка, естественно, желая своему чаду только лучшее, но совсем забывают о том, что ребенок вырастит и ему придется принимать решения самому. Поэтому, встречается, что ребенок не может отстоять собственное мнение и легко впадает в зависимость от других людей.

Влияние других людей, иногда может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка, поэтому следует хоть иногда давать возможность ребенку решать некоторые проблемы самостоятельно.

В) Материально-ориентированные семьи.

В данной модели семьи большое значение имеет материальное благополучие. Поэтому мировоззрение ребенка выстраивается на тех поступках и взглядах с помощью которых он получает свою выгоду или полезные результаты. К сожалению, родители не воспитывают в ребенке высоконравственную личность, следовательно, духовный мир ребенка скуден.

Как правило, родители увлечены своей персоной и не уделяют много внимания ребенку, так как их больше интересует саморазвитие, самолюбование, профессиональная сфера деятельности или собственные взаимоотношения.

Г) Враждебные семьи.

Характеризуется следующими признаками:

- неуважительное отношение к ребенку;

- недоверие, полный контроль;

- призрение к ребенку;

- тотальная слежка, досмотр личных вещей;

- физические наказания.

Мы можем смело предположить, что данная модель семьи негативно отражается в формировании личности ребенка.

Как правило, школьник, растущий в данной семье, имеет отрицательное отношение к своим родителям, имеют конфликты в школе с учителями и со сверстниками. Иногда ребенку кажется, что его не понимают ни в школе ни дома, поэтому различные виды конфликтов между двумя институтами может привести к дисгармонии личности. У ребенка присутствует отрицательная нагрузка на психическое состояние, как вследствие падает успеваемость в школе, уменьшается социальный круг общения и его действия доходят вплоть до ухода из дома. Данные факторы могут привести ребенка к присоединению к маргинальным группировкам и к различным субкультурам.

Ребенок выпадает из нормального социального общества [25].

Д) Аморальные семьи.

Данная модель семьи еще более негативно складывается на судьбе ребенка, чем враждебные семьи. Здесь не присутствует ни контроля, ни внимания, ни любви. Как правило, ребенок оставлен на произвол судьбы.

В такой семье отсутствует интеллектуальное воспитание, такая среда отупляет ребенка, интереса к учебной деятельности нет, и школе достаточно сложно компенсировать знания.

Родители ведут аморальны образ жизни, могут проявлять безразличие к ребенку, либо обращаться с ребенком жёстко и пользуясь варварскими методами воспитания. Данное влияние негативно складывается на процесс формирования личности. Ребенок может ощущать свою неполноценность, испытывать стресс, нервозность, зависть к своим сверстникам, если у тех все складывается более благополучно.

В большинстве случаев, опека лишает таких семей родительских прав за употребление наркотиков, алкоголя или за распутную жизнь, и ребенок воспитывается в интернате.

Таким образом, самая комфортная модель семьи для успешного формирования личности ребенка, первая – это семьи, уважающие детей. Данная модель способствует развитию личности ребенка, крепких и доверительных отношений в семье. У ребенка формируются способности к собственному выбору, к самостоятельному принятию решений. Родители способствуют развитию ребенка, формированию личностных качеств необходимых для успешной реализации в обществе.


 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.