Модели массовой коммуникации в отечественных и зарубежных исследованиях. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Модели массовой коммуникации в отечественных и зарубежных исследованиях.

2020-01-13 198
Модели массовой коммуникации в отечественных и зарубежных исследованиях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кафедра психологии  и ОМЗ

 

 

Рабочая программа

по курсу:

«ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ»

ОПД.Ф.14

Факультет - филологический  

Специальность № 03601.65 (журналистика)

Курс - 4

Семестр – 7

Профиль – специалитет

Всего – 72 ч.

Всего аудиторных часов - 36 ч.

Лекционных - 18 ч.

Практических занятий - 18 ч.

Самостоятельная работа - 36 ч.

Форма отчетности -  экзамен

 

 

Программа составлена на основе Государственного стандарта высшего профессионального  образования по специальности № 03601 (журналистика)

 

 

Программу составил:

к.ф.н., доц. Богданова Т.В.

 

 

«Утверждено»

на заседании кафедры

Протокол №___от _______

Заведующий кафедрой_____________________ к. псих. н. Родионов А.Н.

 

Смоленск

2011

Пояснительная записка

 

Жизнь современного человека невозможно представить вне контактов со СМК. Степень их влияния на отдельную личность и общество в целом трудно переоценить. Отсюда возрастающая роль журналистики, являющейся одной из важных их составляющих. В программе акцент сделан на социально-психологической характеристике и функциях журналистики в современном мире, особое внимание уделено социально-психологическому компоненту масс-медийного пространства и приемах его исследования. Для современных СМК характерно сращение методов журналистики и психологии. На телевидении и радио, в газетах и журналах применяются психологические методики организации материала: фокусированное интервью, интервью с использованием детектора лжи, очерк на основе глубинного тестирования, анализ с психосемантической обработкой материала и т.п., параллельно новейшая практическая психология, используя журналистские методы, расширяет социотерапевтическое воздействие до уровня массовой коммуникации. Преподавание курса «Психология журналистики» призвано удовлетворить возникшую потребность в специальной подготовке для работы в современном масс-медийном пространстве.                                                   

 

                                                  Цели курса:

- Дать знания о протекании психических процессов, факторах формирующих и влияющих на их продуктивность как психическую основу массовой коммуникации.

- Выявить особенности и закономерности восприятия и бытования разных типов СМИ-текстов, процессов массовизации и индивидуализации потребления массовой информации.

- Сформировать у студентов-журналистов системное понимание психических факторов, лежащих в основе феномена индивидуального творчества.

- Дать представление о собственных психических процессах, свойствах и состояниях, указать приемы их развития и совершенствования.

- Выработать стартовые навыки использования психологических методов в журналистской деятельности.

      

            Основные задачи  дисциплины:

·  представить системное изложение курса психологии журналистики;

· развивать у студентов умения социального функциониро­вания: способствовать овладению навыками взаимодействия, принятия совместных решений, инициативности и индивидуальной ответственности; повышению уровня их этического взаимодействия;

· способствовать развитию социально-психологических характеристик личности, расширению социально — психологиче­ской и коммуникативной компетентности будущих журналистов, формированию позитивной направленности, эмпатийности, рефлексивных навыков;

· формировать у студентов умение программировать свое поведение в ситуации общения с другими людьми, управлять возникающими конфликтами;

· вырабатывать навыки общения и быстрой адаптации при выстраивании разнообразных контактов: с источниками информации, героями публикаций, представителями различных социальных институтов, в том числе с властью, владельцами и учредителями СМИ, руководителями редакций и коллегами;

· обеспечить студентов знанием методов социально-психоло­гического исследования и умением применять их на прак­тике;

 

Требования к уровню освоения содержания курса.

Курс можно считать освоенным, если студент имеет системное представление о психологической проблематике массовых коммуникаций, умеет пользоваться аппаратом медиапсихологии для практического анализа и моделирования профессиональных акций и кампаний, имеет устойчивые навыки работы со специальной литературой.

 

Студент должен знать:

· основные категории и понятия психологии журналистики;

· предмет психологии журналистики и методы ее исследования;

· закономерности, стороны, виды и структуру процесса общения, возможности их эффективного использовании в различных ситуациях;

· основы психологических и социально-психологических аспектов информационной безопасности;

· психологические особенности и закономерности восприятия текстов СМИ, психологические и социально-психологические аспекты функционирования массовой информации в обществе;

· социально-психологические особенности различных групп аудитории СМИ;

· иметь представление о социально-психологических характеристиках личности;

·  социально-психологические аспекты поведе­ния: социальные установки, стереотипы, стили общения, стратегии поведения и взаимодействия.

 

Уметь:

· распознавать, анализировать и использовать в работе разные психологические типы текстов СМИ;

· позитивно и конструктивно строить межличностные отношения и общение в личностной и профессиональной сферах;

· анализировать конфликтные ситуации и использовать приемы управления конфликтами;

· использовать знания и навыки по психорегуляции собственного состояния и, если понадобиться, оказать первую психологическую людям, попавшим в стрессогенную ситуацию;

· применять методы диагностики различных социально-психологических явлений и характеристик группы и личности;

· анализировать особенности собственной Я-концепции, выявлять свою стратегию поведения, социальные установки, стиль общения.

Критерии оценивания уровня освоения дисциплины

Экзамен

«5» («отлично») высокий уровень владения изучаемым материалом: отсутствие ошибок в изложении материала (не более 1-2 недочетов), использование научной терминологии, знание персоналий; ответ выстроен логично и грамотно сформулирован, проиллюстрирован примерами, демонстрирующими понимание отвечающим излагаемого материала; студент способен ответить на дополнительные вопросы по обсуждаемой теме и способен объяснить предлагаемые экзаменатором факты; выполнил и вовремя сдал портфолио со всеми видами самостоятельной работы.

«4» («хорошо») – уровень владения изучаемым материалом достаточно высокий: не более 1-2 ошибок в изложении материала, использование научной терминологии в ответе, знание персоналий; ответ выстроен последовательно, но не всегда точно сформулирован; студент испытывает сложности с приведением собственных примеров, но при малейшей помощи экзаменатора способен это сделать; отвечает на дополнительные вопросы по обсуждаемой теме и способен объяснить предлагаемые экзаменатором факты; выполнил и вовремя сдал портфолио со всеми видами самостоятельной работы, но в них есть недочеты и неточности.

«3» («удовлетворительно») – невысокий уровень владения изучаемым материалом: не более 5 недочетов в изложении материла и 3ошибок; есть отдельные нарушения последовательности в изложении материала, сложности в формулировании мысли, слабое владение психологическим понятийным аппаратом; не способен самостоятельно привести примеры по теме, но предложенные преподавателем способен объяснить; сдано портфолио не со всеми видами самостоятельной работы (до 60%), часть заданий выполнено формально и ошибочно (до 20-30%).

«2» («неудовлетворительно») – низкий уровень владения изучаемым материалом: более 5 существенных ошибок в изложении материала, множественны недочеты; отсутствие аргументации в изложении, нарушение логики в высказываниях, незнание основных психологических понятий и терминов, персоналий; представлено менее 50% видов самостоятельной работы в портфолио, выполненная часть сделана формально, множественны ошибки.

 

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 В системе дисциплин профессиональной подготовки курс «Психология журналистики», интегрируя подходы фундаментальных и специальных наук, разрабатывает систему психологических приемов и методов решения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений, формирует системное представление о взаимосвязи философских проблем, психологической организации личности и ее творческого начала.

 

                  Объем дисциплины и виды учебной работы  

 

        

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Общая трудоемкость 72 7
Аудиторные занятия 36 7
Лекции 18 7
Практические занятия и семинары 18 7
Лабораторные работы -  
Самостоятельная работа 36 7
Курсовые работы/рефераты    
Вид итогового контроля: экзамен/зачет   экзамен

 

                            

     

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМА ЗАНЯТИЯ   всего

лекции

практич.

самостоят.

1. Предмет и задачи курса. Роль и значение массовой коммуникации в современном мире. Актуальность изучения массовой коммуникации. Психологические и социально-психологические аспекты и функции массовой коммуникации в обществе. Современная журналистика в системе МК.                     

2

 

 

2. Модели массовой коммуникации в отечественных и зарубежных исследованиях   2

 

 

 
3. Психологическая типология текстов СМИ   10

2

1

 
4. Особенности и закономерности восприятия массово-информационных текстов в зависимости от психологических потребностей, установок, интересов, мотивов личности. Эффекты массовой коммуникации.   2

 

 

 
6. Аудитория. Факторы создания аудитории. Консумпционная характеристика современной медиааудитории. Поведенческие парадигмы медиааудитории. Социально-психологические особенности различных групп аудитории. Измерение аудитории. Социально-психологические методы ее изучения.   2

2

 

 
7. Социально-психологический подход к исследованию аудитории. Психологическая концепция антропоцентрированной и медиацентрированной модели массовой коммуникации.     

 

1

 
8. Построение психологического профиля желаемого читателя. Зондаж информационных потребностей и личностных ценностей читателей. Стратификация аудитории в соответствии с образом жизни и ценностными ориентациями личности.    

 

1

 
9. Массовая коммуникация как форма опосредованного общения. Информационное давление, манипулирование, виртуализация, мифологизация, стереотипизация, эпатажность, сенсационность. Современные технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию. Методы изучения текстов СМК: семиотический подход, информационный анализ, контент-анализ, метод семантического дифференциала.    

2

1

 
10. Психология личности журналиста и ее типология. Темперамент, характер, особенности психических процессов. Профессионально-психологические качества журналиста (профессиограмма).  Психология журналистского мышления и творчества, профессиональных методов и приемов.    

2

1

 

 
12. Экспертный анализ психологических аспектов коммуникативного послания (телевидение, радио, печать)    

2

1

 
13. Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов, с властью, с владельцами и учредителями СМИ, руководителями редакций и коллегий. Деловая игра «Пресс-конференция»    

2

1

 
14. Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива. Базовые понятия конфликтологии.    

2

 

 
15. Психологические и социально-психологические аспекты информационной безопасности. Психологическое программирование и психорегуляция.    

2

1

 
16. Проверка самостоятельной работы студентов. Круглый стол.    

2

1

 
17 Подготовка к экзамену    

 

27

 
ВСЕГО 72 18

18

36

 
               

                                                    

 

                              

                               Содержание курса

Лекции:

1. Предмет и задачи курса. Массовая коммуникация. Роль и значение массовой коммуникации в современном мире.

Массовая коммуникация как особый вид коммуникации:

-«отправитель сообщения» является частью организованной группы;

-принимающей стороной является индивид, рассматриваемый как часть группы, с присущими ей характеристиками;

- каждое сообщение представляет собой технологически сложную систему распространения информации, включающую в себя социальную компоненту;

- сообщение МК обладает сложной структурой.

Актуальность изучения массовой коммуникации. Психологические и социально-психологические аспекты и функции массовой коммуникации в обществе. Функции МК: информационная, социальной связи, преемственности, рекреации, мобилизации – на уровне общества; на уровне индивида - информационная, личностной идентификации, интеграции и социального общения, рекреации. Проблема функции и дисфункции.

Современная журналистика в системе МК. Психологические проблемы и задачи современной журналистики. Современные технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию. Проблема автономии и границ личности: динамика индивидуализации и инфляции личности в массовой коммуникации. Групповая динамика сетевого сообщества. Открытое общество и информационная безопасность.

Практические занятия

Ход занятия:

1. Методы исследования аудитории массовой коммуникации: медиаметрия, контент-анализ, опрос, наблюдение, тесты, эксперимент, фокус-группы, мета-анализ, дискурс-анализ.

2. Понятие об антропоцентрированной и медиацентрированной модели массовой коммуникации.

3. Социально-психологические стереопиты аудитории.

4. Типология аудитории.

 

Доклады:

1. «Социально-психологические характеристики интернет-аудитории»

 

Литература:

Основная

Богомолова Н.И. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.,1991

Богомолова Н.Н. Социальная психология массовых коммуникаций. М.: Аспект Пресс, 2008.

Винтерхофф-Шпрук П. Медиапсихология. Харьков, 2007.

Гулевич О.А. Психология коммуникации. М., 2008.

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества М., 2002.

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2002.

Дополнитенльная

Багиров Э.Г. Методические проблемы изучения средств массовой коммуникации. М., 1974.

Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества // 2-ая рабочая конференция по экологической    психологии. М., 2000, С.240-251.

Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т. Отношение аудитории к коммуникатору как фактор эффективности коммуникативного воздействия // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.

Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Конетн-анализ. Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1992.

Зазыкин В.Г., Колосова С.В., Фурс Р.Ф. Психологические факторы, повышающие активность избирателей с помощью телевизионных передач рекламного характера. М., 1996.

Исправникова А.Н. Аудитория телевидения: исследования за рубежом // Аудитория. 1987. №1.

Исследовая аудитории: Телевидение, радио, Интернет. М., 2003.

Массовые коммуникация // Психология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. Вып.1. М., 2002. Т.9.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002.

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М., 1991

Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004.

Половозрастная структура городской аудитории России в 1997 г. // Под ред. А.В. Шарикова. М., 1998.

Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М.,1988.

Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.. 2000.

Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

Фимичева Т.В. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. М., 2004.

Чеботарева Н.Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы // Психология общения 2000: проблемы и перспективы. М., 2000.

 

Тема: Психология личности журналиста и ее типология. Особенности психических процессов. Имидж и амплуа журналиста. Профессионально- психологические качества журналиста. Психология журналистского мышления и творчества, профессиональных методов и приемов.

Цель: ознакомиться с собственными психологическими характеристиками, научиться использовать для этого психологические научные валидные тесты. Ознакомиться с понятиями психологии мышления и психологии творчества, с практическими рекомендациями по конструктивному установлению деловых межличностных связей.

 

Ход занятия:

1. Тесты на определение индивидуальных характеристик психических процессов.

3. Тесты на определение уровня креативности.

4. Тесты на уровень самооценки и мотивации достижения успеха/ избегания неудач

5. Матрица дифференциации способностей мышления (См.: Пронина Е.Е.)

6. Дискуссия на тему «Кодекс чести журналиста». Создание индивидуального и группового кластера.

 

  Доклад:

1. Особенности творческого мышления по Гилфорду.

 2. Моделирование социального имиджа и амплуа журналиста:

- по типу контакта,

- по уровню близости к читателю,

- по функции в процессе социализации,

- по типу текста и парадигме мышления.

 

Литература:

Основная

Андреева М. К., Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Психологический анализ профессионально важных качеств творческих работников телевидения. М., 1991.

Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М.,2000.

Основы творческой деятельности журналиста /Под ред. С. Корконосенко. СПб.,2000.

Пронина Е. Психология журналистского творчества. М., 2002, С.314-315.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2003, С.330 -343.

Меерович М.И. Технология творческого мышления. Практическое пособие. Минск, 2000

Кузнецов М., Цыкунов И. Практическая психология РR и журналистики. М., 2002

Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990

Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1999.

Дополнительная

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.,1995.

Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.

Страхов И.В. Психология воображения. Саратов, 1971.

Прихожан А.И. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. М., 2001.

Петренко В.Ф., Пронина Е. Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования // Психологический журнал. 1986. №3.

Айян Д. Эврика! 10 способов освободить ваш творческий гений. Спб., 1997.

Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.

Ниренберг Д. Искусство творческого мышления. Минск, 1996.

Зазыкин В.Г. Психология проницательности. М., 2001.

Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации 2000 http://www flogiston. df. ru./proqects.

Гелин А.А. Личность и творчество: психологические этюды. Новороссийск, 1989.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. М., 1991.

 

Тема: Психология журналистского общения с источниками информации, героями публикаций. Представителями различных социальных институтов, с властью, с владельцами и учредителями СМИ. Руководителями редакций и коллегами.

Цель: вырабатывать навыки конструктивного общения.

Ход занятия:

Психотренинг общения в различных жизненных обстоятельствах

Ход занятия:

Доклады:

1. Конфликт как социально-психологическое явление. Из истории изучения конфликта: от негатива к позитиву.

2. Структура конфликта

3. Виды конфликтов

4. Позитивные приемы разрешения конфликтных ситуаций.

 

Практическая часть:

1. Экспресс-диагностика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С.Михалюка, А.Ю.Шалыто.

2. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф.Фиднера.

3. Диагностика поведения в фрустрирующей ситуации Розенцвейга (или рисуночный тест «Деловые ситуации» Н.Г.Хитровой).

 

Литература:

Основная

Вершинин М.С. Конфликтология. Конспект лекций. СПб., 2000.

Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Калуга, 2000.

Гришина Н.В. Психология конфликта. Спб., 2002.

Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Минск, 2000.

Дополнительная

Ацупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск. 1989.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

Гришина Н.В. Социально-психологический конфликт и совершенствование отношений в коллективе// Социально-психологические проблемы руководства производственным коллективом. М., 1983.

Иванова Е.И. Эффективное общение и конфликт. Спб., 1997.

Корнелице Х. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 2001.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.СПб.: Питер, 2001.

Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М. 1996.

Межличностное восприятие в группе /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.:МГУ, 1981.

Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2004.

Прикладная конфликтология: Хрестоматия /Авт.-сост. К.В. Сельченок. Минск, 1999.

Роббер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1999.

Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликта. Красноярск, 1990.

Шевырев А. Технология творческого решения проблем. Белгород, 1995

Шейнов В. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М., 1999

      

Литература

Основная

Андриянов М.С. Социально-психологические причины фактов трансляции насилия и социальной агрессии в газетной криминальной хронике// Насилие. Личность. Общество. Тезисы научно-практической конф. М., 2000.

Давыдов С.Г. Детское и юношеское телесмотрение в Москве: Количественный анализ // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Телевизионные и рекламные коммуникации. М., 2002. Т.1.

Брушлинская Н.В. Реальное эхо виртуального насилия (по следам выступлений «Московского комсомольца»)// Журналистика в 2000 году. Материалы международн. конф. М.,2001

Еникополов С.Н. Массовая коммуникация и проблема насилия // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002ю

Кочеткова С.В. Средства массовой информации и проблема борьбы с насилием в обществе // Насилие. Личность. Общество. М.. 2000

Латынов В.В., Латынова Т.Ю. Показ насилия в средствах массовой информации и агрессивное поведение детей // Психологические исследования дискурса /Под ред. Павловой Н.Д. М., 2002. С.113-126.

Матвеева Л.В. Психологическая безопасность человека в современном информационном пространстве // Общение-2006: На пути к энциклопедическому знанию: Материалы международной конференции. М., 2006.

Подольский А.И., Карабанова Т.А. Психологические особенности восприятия детьми телевизионных передач // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. М., 2002.

Пронина Е. От «эффекта присутствия» до «Скорой помощи» одна минута (О некоторых феноменах медиапсихологии) // Психология общения 2000:проблемы и перспективы. Матер. конф. 25-27 окт. 2000

Смыслова О. Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий http://www.flogiston.ru,2000

Собкин В.С., Хлебникова М.В., Грачева А.М. Насилие и эротика на российском экране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций// Образование и информационная культура. Социальные аспекты. Труды по социальному образованию. Т.V,Вып.VII/ Ред. Собкин В.С. М., 2000. С.138-161.

Трубицына Л.В. Средства массовой информации и психологическая травма // Проблемы медиапсихологии (Сост. Е.Пронина). М., 2002.

Трубицына Л.В. Травматическое воздействие СМИ (Журналист в чрезвычайной ситуации) // Журналистика в 2000 году: Реалии и прогнозы развития. Матер. конф. М.,2001.

Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

Дополнительная

Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: Владос, 2002.

Абабков В.П., Пери М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб., 2004.

Алексеева А.А., Михайлов Л.А., Шатровой О.В. Психологической обеспечение безопасности детей и подростков. СПб., 2002.

Барсукова О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивных влияний родителей. Ростов-на-Дону, 2000.

Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

Голанд М. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. М.. 2002.

Гончарова С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» - метод диагностики преодоления в раннем юношеском возрасте (16-18 лет) // Психологическая диагностика. 2006. №3.

Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома. 2004.

Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатрова О.В. Психологическая защита: направления и методы. Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2008.

Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006.

Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. Минск, 1999.

Самосознанияе и защитные механизмы личности: Хрестоматия. Самара, 2003.

Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000.

Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1996.

Чудова Н.В. Психологический портрет потребителя интернет-информации // Журналитика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Материалы международн. Конф. М., 2001.

Шерковин Ю.А. Возможные сопутствующие эффекты массовых информационных процессов и их социально-психологическая значимость // Прикладные проблемы социальной психологии. М.. 1983.

Юнацкевич П.И. Как выйти из невроза: практические советы психолога. М., 2003.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

Основная:

 

1. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М.: Аспеки-Пресс, 2008.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.,1991.

3. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Харьков, 2007.

4. Гулевич О.А.Психология коммуникации. М.. 2008.

5. Информационная и психологическая безопасность в СМИ / Под ред. Донцова А.И., Засурского Я.Н., Матвеевой А.В. М., 2002.

6. Исследования телевизионной аудитории: теория и практика /Под общ. Ред. Шарикова А.В. М., 1997.

7. Кузнецов М., Цыкунов И. Практическая психология PR и журналистики. М.,2002

8. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002

9. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. Спб., 1996.

10. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследование. М.. 2004.

11. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследований. М., 1999.

12. Проблемы медиапсихологии / Сост. Пронина Е.Е. М., 2002 – 2006.

13. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.

14. Психология массовой коммуникации /Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Л.Г. Лаптева. М., 2008.

15. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2003.

16. Шкопов Н.Б., Матвеева Л.В. Интерес к телепередаче в аспекте личностно-психологических характеристик аудитории. М., 1991.

 

   Дополнительная:

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. М., 2001.

3. Анализ факторной среды восприятия телепередач //Матвеева Л.В., Аникееева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002, С.279-289.

4. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994

5. Андриянов М.С. Социально-психологические причины фактов трансляции насилия и социальной агрессии в газетной криминальной хронике// Насилие. Личность. Общество. Тезисы научно-практической конф. М., 2000

6. Артюхова И. Напряжение и расслабление: Методика нервно-психической релаксации// Школьный психолог. 2002.№44.

7. Аршинов В.И., Данилов Ю.А., Тарасенко В.В. Методология сетевого мышления: феномен самоорганизации 2000 http://www flogiston. df. ru./proqects

8. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального       мастерства. М., 1991

9. Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества // 2-ая рабочая конференция по экологической    психологии. М., 2000, С.240-251.

10. Блебаум Б. Грозит ли распадом современная система СМИ традиционной журналистике? // Современные стратегии культурологических исследований. М., 2000.

11. Богомолова Н.И., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М., 1992

12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982

13. Бодалев А.А. Личность и общение. М.,1983

14. Бодрийяр Ж.. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

15. Бодрийяр Ж.. О телевидении и журналистике. М., 2002.

16. Бодрийяр Ж.. Реквием по масс-медия // Поэтика и политика. СПб., 1989.

17. Борев В.Ю. Воздействие средств массовой информации на формирование мировоззрения// Культура и мировоззрение, Вып. 2, М., 1984

18. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.-СПб.-Киев. 2004.

19. Брушлинская Н.В. Реальное эхо виртуального насилия (по следам выступлений «Московского комсомольца»)// Журналистика в 2000 году. Материалы международн. конф. М.,2001

20. Вершинин М.С. Конфликтология. Конспект лекций. СПб., 2000.

21. Винтерхофф-Шпурк Медиапсихология. Основные принципы. Харьков, 2007.

22. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Минск, 2000

23. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М., 2005.

24. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л. Собр. Соч.: в 6тт. М., 1982-1984, Т.2

25. Гарифуллин Р.Р. Энциклопедия блефа. Манипуляционная психология и психотерапия. Казань, 1995.

26. Гелин А.А. Личность и творчество: психологические этюды. Новороссийск, 1989

27. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: практикум. Новосибирск. М., 1997

28. Грищина Н.В. Психология конфликта. Спб., 2002

29. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1998

30. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.. 1984.

31. Дубова Е., Дубов С. Учимся общаться (опыт социально-психологического тренинга)// Высшее образование в России. 1998.№3. С.43-48.

32. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации // www.mytests.ru

33. Забродин Ю.М., Харитонов А.Н. Психологические аспекты передачи информации через каналы коммуникации // Психологические исследования общения. М., 1985

34. Зазыкин В.Г., Гостев А.А. Психологические проблемы эффективности воздействия телевидения и радиовещания. М., 1989.

35. Захаров В.П., Хрящева Н.Д. Социально-психологические тренинги. Л., 1990

36. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия. М., 1993.

37. Кара-Мурза С.Т. Манипуляция сознанием. М., 2000.

38. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995

39. Корнелице Х. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992

40. Кочеткова С.В. Средства массовой информации и проблема борьбы с насилием в обществе // Насилие. Личность. Общество. М.. 2000

41. Кошчо Я.О. О персонификации социальной информации в журналистике// Радио и телевидение. 1980. №2

42. Кукушкин В.С. Психология делового общения. М.- Ростов-на –Дону, 2003

43. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М.,2000

44. Латынов В.В., Латынова Т.Ю. Показ насилия в средствах массовой информации и агрессивное поведение детей // Психологические исследования дискурса /Под ред. Павловой Н.Д. М., 2002. С.113-126.

45. Лебон Г. Психология народов и масс. М.-Спб., 1995.

46. Лепский В.С. Информационно-психологическая безопасность: экопсихология информационной среды общества // Психология общения 2000: Проблемы и перспективы. Материалы научн. конф. 25-27 окт. 2000.

47. Маклюен М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев, 2003.

48. Маклюен М.Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

49. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1994.

50. Маслов Р., Пронина Е. Поиск и реальность: типология виртуальности// Прикладная психология, 1998, №6

51. Матвеева Л.В. Коммуникативистика: акт в условиях опосредования// Вест. Моск. ун-та, Сер. 14, Психология, 1996, №4

52. Мацумото Д. Психология и культура: современные исследования. СПб.-М.. 2002.

53. Московичи С. Машина, творящая богов. М.. 1998.

54. Ниренберг Д. Искусство творческого мышления. Минск, 1996

55. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов, тренинг партнерского общения, терапия партнерских отношений. СПб., 2004

56. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М., 1999

57. Петренко В.Ф., Пронина Е. Е. Человек на телеэкране: опыт психосемантического исследования // Психологический журнал. 1986. №3

58. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологические тренинги. М., 1989

59. Почепцов Г. Коммуникативные технологии ХХ века. М., 2000.

60. Пронина Е. От «эффекта присутствия» до «Скорой помощи» одна минута (О некоторых феноменах медиапсихологии) // Психология общения 2000:проблемы и перспективы. Матер. конф. 25-27 окт. 2000

61. Психология экстремальных ситуаций (Сост. Тарас А.Е., Сельченок К.В.). Минск, 2000

62. Пухский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999

63. Рюкле Х. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. М., 1996

64. Сандромирский М. Защита от стресса. М.,2001

65. Селье Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992

66. Смыслова О. Эмпирическое исследование психологических последствий применения информационных технологий http://www.flogiston.ru,2000

67. Собкин В.С., Хлебникова М.В., Грачева А.М. Насилие и эротика на российском экране: опыт контент-анализа телевизионных трансляций// Образование и инфор


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.