Концепция создания в России международного финансового центра — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Концепция создания в России международного финансового центра

2020-01-13 279
Концепция создания в России международного финансового центра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задача создания МФЦ была впервые была поставлена в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»[27]. Более подробно она была изложена в «Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации»[28] и в Плане мероприятий по его созданию[29].

Для формирования глобального МФЦ в России необходимо повышение рейтинга по ряду критериев: повышение общей конкурентоспособности российской экономики развитие национального финансового рынка, улучшение его регулирования, углубление интегрированности в глобальный рынок, улучшение общих условий жизни и ведения бизнеса, развитие человеческого капитала. Требуется системное (географическое и институциональное) развитие всего российского финансового рынка. Представляется малоперспективным формирование МФЦ в виде особой зоны с льготным налогообложением типа. Территориальные анклавы, как показывает международный опыт, не стимулируют развитие национального финансового рынка. Процесс построения МФЦ можно разделить на две фазы: развитие национального фондового рынка до уровня регионального МФЦ евроазиатского пространства, интегрированного в мировую финансовую инфраструктуру; достижение высокого уровня конкурентоспособности ЕврАзЭС на глобальном уровне.

Ведущие МФЦ характеризуются большим арсеналом и высокой ликвидностью используемых финансовых инструментов. Поэтому необходимо активизировать выпуск первичных финансовых инструментов (акции, облигации и т.д.) и развивать рынок производных финансовых инструментов (деривативов). Для повышения ликвидности ценных бумаг финансового рынка необходимо стимулировать рост объемов торгов и первых публичных размещения (IPO) в московском МФЦ ценных бумаг российских компаний (особенно – с государственным участием), а также облегчить доступ нерезидентов к торгам. Необходимые шаги для развития рынка производных финансовых инструментов: уточнить проведение операций хеджирования: разработать типовую документацию выпуска и обращения деривативов; расширить возможности пенсионных фондов и других институтов коллективных инвестиций по разрешенным операциям с деривативами. Важнейшим элементом роста МФЦ является развитие финансовой инфраструктуры МФЦ (валютная и фондовые биржи, депозитарии, клиринговые палаты и т.д.), эффективной и надежной платежной системы.

19 декабря 2011 года объединились две ведущие российские фондовые биржевые группы – ММВБ и РТС. Объединенная биржа с 1 августа 2012 года получила название Московская биржа. Большую роль в организации биржевой торговли призван сыграть Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах». Закон регулирует отношения, возникающие на организованных торгах на товарном и финансовом рынках, устанавливает требования к организаторам и участникам таких торгов, определяет основы государственного регулирования указанной деятельности и контроля за ее осуществлением. Регламентируются правила проведения торгов и требования к собственным средствам организатора торгов. Согласно закону, организаторы торгов должны будут получать лицензию на осуществление своей деятельности. Для развития МФЦ необходимо повышение уровня технологий и стандартов торговли.

Опыт развитых рынков свидетельствует о необходимости совершенствования централизованной системы учета прав на ценные бумаги, включая существенное изменить законодательного регулирования деятельности учётных институтов (регистраторов и депозитариев); интеграцию российской учётной системы в международную сеть учётных институтов.

Для развития платежной системы необходимо включение в систему банковских срочных платежей (система БЭСП) всех участникам системы, а также создание интерфейсов системы БЭСП с системой SWIFT и системой расчетов CLS-банка.

Для развития банковской системы целесообразно введение институтов номинальных банковских счетов (эскроу-счетов) и безотзывного банковского вклада физических лиц; создание механизма инвестирования части средств государственных фондов в активы российских эмитентов; упрощение реорганизации кредитных организаций; упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг.

Для увеличения интегрированности инфраструктуры российского финансового рынка в глобальные рынки капитала важна комфортная система доступа иностранных участников на российский финансовый рынок, включая: упрощение доступа иностранных активов к обращению и размещению в России; снижение расходов работы на российском рынке через иностранные депозитарии; упрощение доступа иностранных участников к организованной торговле; облегчение зарубежных инвестиций российским экономическим институтам с целью снижения рисков за счет международной диверсификации; стимулирование международных стандартов финансовой отчётности для российских компаний.

Следующим этапом развития Концепции создания МФЦ стала Государственная программа «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра», которая была утверждена Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2013 № 226-р. Цель программы - создание эффективной финансовой системы в России, способной: качественно повысить уровень инвестиционной активности; успешно конкурировать на глобальных рынках; использовать соответствующие средства в реальном секторе, обеспечивая сбалансированный и основанный на инновациях рост экономики.   Задачи данной программы - совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере развития финансового рынка, обеспечение эффективного контроля и надзора в сфере финансового рынка. Её целевыми ориентирами являются: увеличение объёмов торгов биржевого рынка акций в 3,8 раза к 2020 году; достижение объёма публичных размещений акций на внутреннем рынке в 1,8 трлн рублей к 2020 году.

В госпрограмме дается общая характеристика российского финансового рынка как диверсифицированной, многоуровневая профессиональной системы, приближающейся по уровню развития к развивающимся рынкам новых индустриальных стран. Формулируются основные проблемы, препятствующие развитию финансового рынка: несовершенство государственного регулирования в сфере финансового рынка и обеспечения эффективного контроля и надзора; высокие корпоративные и предпринимательские риски, связанные с недостаточным уровнем защиты прав собственности; недостаточная емкость финансового рынка; высокие показатели концентрации капитализации и волатильности на рынке; неэффективность российской инфраструктуры финансового рынка. высокий уровень регулятивных издержек и административных барьеров, недостаточная эффективность осуществления государственного контроля и надзора. Сложившийся комплекс проблем российского финансового рынка противодействует повышению конкурентоспособности российского финансового рынка, формированию МФЦ, улучшению инвестиционного климата, а также развитию экономики Российской Федерации.

Важнейшим приоритетом долгосрочной государственной политики, как говорится в госпрограмме, является формирование МФЦ. Процесс формирования МФЦ стимулируют усиление конкуренции крупнейших МФЦ; модернизация экономики России; ускорение интеграционных процессов в рамках ЕЭП. Формируемый МФЦ должен быть способен сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов; сконцентрировать спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов; создать условия для формирования цен на такие  активы в РФ.

Госпрограмма состоит из двух частей: (1) нормативно-правовое регулирование финансового рынка; (2) контроль и надзор на финансовом рынке.

1. Мероприятия, направленные на нормативно-правовое регулирование финансового рынка, сгруппированы по четырём задачам.  Первая задача – это расширение финансового инструментария, развитие финансовой инфраструктуры и финансовых рынков. Это ключевое направление, способствующее формированию долгосрочных инвестиций за счёт совершенствования инвестирования пенсионных накоплений. Решение данной задачи включает подготовку нормативно-правовых актов в рамках развития накопительной системы страхования жизни, специальных целевых счетов для долгосрочного инвестирования граждан, развития биржевой инфраструктуры и другие.  Вторая задача – совершенствование государственного регулирования финансовых рынков. Для решения этой задачи предусматривается: создание системы пруденциального надзора за участниками финансового рынка; комплексные предложения по совершенствованию регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов; совершенствование механизмов применения санкций за нарушение на финансовом рынке; расширение охвата деятельности бюро кредитных историй; изменения в страховом законодательстве. Низкий уровень развития финансового рынка связан порой с отсутствием показателей, нормативов финансового регулирования, аналогичных существующим в банковском секторе. В госпрограмме ставится задача формирования требуемой институциональной базы с целью обеспечения надежной защиты вложений в финансовый сектор. Третья задача предусматривает совершенствование нормативной базы в сфере корпоративных отношений, в том числе: раскрытие информации; реализация задачи по внедрению консолидированного надзора и мотивированного суждения в банковской сфере; создание компенсационных механизмов для профессиональных участников; унификация требований для участников страхового рынка.  Четвёртая задача – формирование в России МФЦ, для чего предполагается: приведение российского законодательства в соответствие с требованиями Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и практикой регулирования страховой сферы; работа по интеграции финансового регулирования в рамках ЕЭП; подготовка «дорожных карт» по созданию МФЦ.

2. Совершенствование системы контроля и надзора на финансовых рынках предусматривает консолидацию контрольных и надзорных функций в сфере финансового рынка в рамках единого контрольного органа. Готовится создание так называемого мегарегулятора, единого регулятора.

Госпрограмма предусматривает достижение важных результатов работы финансовых рынков к 2020 году. Во-первых, это увеличение совокупных активов банковского сектора до 89% ВВП, доли страховых премий - до 5% ВВП, совокупного инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов и накопительного страхования жизни – до 5,5% ВВП (с нынешних 2,6%). Во-вторых, это рост доли участников финансового рынка, считающих, что качество государственного нормативно-правового регулирования и пруденциального надзора улучшилось и находится на достойном уровне. В-третьих, это существенное повышение уровня конкурентоспособности – достижение место в верхней десятке двух ведущих рейтингов МФЦ (Global Financial Centers Index и Xinhua-Dow Jones International Financial Centers Development Index). Конечным результатом программы должно стать создание в России одного из крупнейших МФЦ, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.