Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2019-12-19 | 188 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Отнесение воспринимаего человека к определенному классу/ категории, опираясь на возрастные, половые, конституциональные, этнические, социальные и др. особенности.
В данном контексте приведем понятие «перцептивная установка», обозначающее предрасположенность к определенной интерпретации окружающей действительности (рис. 4).
Рис. 4. Структура и функции социальной установки (источник: Краткий курс лекций по дисциплине «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»)
Стереотипы и предрассудки (= предубеждения) являются формами перцептивных установок с «застывшем» или искаженным содержанием когнитивного компонента.
Социальный стереотип – это устойчивое, упрощенное представление о явлениях, событиях или людях, формирующееся в результате дефицита информации, где суммируется личный опыт и общественные «взгляды». Стереотип исполняет функцию экономии психологических ресурсов, позволяя не тратить время на долгое опознавание типа личности / специфику обстоятельств и т.д., т.е. предоставляет определенный набор перцептивных шаблонов («дурак», «ходячая энциклопедия», «зубрилка», «старая карга», «блондинка» и др.). Кроме функции «не надо думать» стереотипы служат оправданием собственного поведения («все так думают / делают»), позволяют снять напряжение через удовлетворение агрессивных намерений («козел отпущения», «вот, кто во всем виноват»).
Виды стереотипов подразделяются на: национальные, расовые, социально – ролевые, профессиональные, религиозные, гендерные, возрастные, политические и др.
Стереотипное мышление предполагает поверхностное и ограниченное представление о людях или ситуациях. Предрассудки, в свою очередь, отражают необоснованное негативное отношение к человеку как представителю конкретной социальной группы или к сообществу в целом («навешивание ярлыков»). Неадекватность восприятия (неприязненные представления) сопровождается отрицательными эмоциями (страхом, презрением, гневом) и враждебным / агрессивным поведением. К наиболее распространенным предрассудкам, по мнению И.С. Клециной [11; С. 62], относят: расизм (расовые и этнические предубеждения), сексизм (половые предубеждения), эйджизм (возрастные предубеждения), гомофобию (предубеждения, связанные с сексуальной ориентацией).
|
В работе Г. Олпорта «Природа предубеждения» описываются 5 стадий проявления антипатии, начиная с «более легкого»:
§ вербальное выражение враждебности, отвращения (оскорбления, обсценные выражения, инвективная лексика),
§ избегание представителей «нелюбимой» социальной группы,
§ активная дискриминация (запрет занимать определенные должности, лишение возможностей на обучение или работу, принудительное поселение на определенной территории - гетто и т.д.),
§ агрессивные действия и акты насилия,
§ уничтожение «чужих», «не таких», «тех, кто не с нами (= «против нас»)» (погромы, убийство, геноцид и т.д.).
Отметим, что действия на определенной стадии облегчают переход к более крайним и радикальным.
Приемами ослабления и избавления от предрассудков являются:
§ осознанность и признание их наличия,
§ образование,
§ самопознание и самоанализ,
§ развитие чувства собственного достоинства с толерантным и уважительным отношением к другим людям,
§ общение и взаимодействие (гипотеза контакта),
§ совместное дело с общей целью и едиными ценностями,
§ кооперативное обучение.
Идеализация или гало – эффект
Приписывание только положительных качеств воспринимаемому человеку (См. эффекты первого впечатления).
Механизм этноцентризма
Проявляется в наделении позитивными характеристиками воспринимаемого человека, при условии его принадлежности к той же национальности, что и субъект, и занижение оценки (или относительная объективность), если партнер относится к другому этносу.
|
Каузальная атрибуция
Приписывание причин чувствам и поступкам другого человека, а также объяснение собственного поведения.
По Г. Келли существует 3 типа атрибуции:
§ личностная – интерпретация произошедшего возлагается на конкретного человека (на его мотивы, личностные особенности, способности и т.д.),
§ объектная – причина приписывается предмету, в отношении которого совершается действие («кружка разбилась, потому что плохо стояла»),
§ обстоятельственная – в том, что случилось «виноват» случай, «ситуация так сложилась».
Фундаментальной ошибкой атрибуции считается склонность объяснять поведение личностными особенностями, уменьшая или исключая роль ситуационных причин, а также приписывание причин успеха собственным заслугам, а невезения – обстоятельствам (в случае чужого поведения – противоположная тенденция).
Например, «5» за экзамен может объясняться упорным трудом, знаниями и ответственностью, низкая оценка – предвзятостью преподавателя, «трудным билетом», невезением. В случае другого студента: «5» - результат везения, «легкий билет», лояльность педагога, «плохая» оценка – недобросовестность в учебе, отсутствие способностей и т.д.
«Первое впечатление»
Действие механизма «первое впечатление» влияет на дальнейшее формирование образа воспринимаемого человека для субъекта: положительная оценка обуславливает доброжелательное отношение к нему, негативная – предвзятое / снисходительное.
Построение образа начинается с оценки физического облика. В. Н. Панферов выделяет три типа эталонов интерпретации человека по внешности:
§ антропологические, включающие конституциональные признаки: «национальный», «половой», «возрастной» типы внешности, «анатомически похожий на знакомого человека тип внешности»;
§ социальные, отражающие ролевые функции человека и его статус (летящая походка балерины, одухотворенное лицо актера, руки пианиста и др.);
§ эмоционально‑эстетические, опирающиеся на оценку физической привлекательности и поведенческую экспрессию («располагающее лицо – отзывчивый», «мягкая улыбка – душевность», «веселые глаза - оптимист», «волевой подбородок - непреклонность», «ледяной взгляд - жесткость» и т.д.).
|
Типовые схемы формирования первого впечатления:
1. Эффект превосходства – проявляется в завышении роли / значимости другого в контексте неравенства партнеров коммуникации («лучше во всем!»). Способы оценки включают в себя «считывание» информации по одежде (ее стоимость, бренд, мода и т.д.) и аксессуарам (дорогие часы, украшения и т.д.), манере поведения (демонстрация уверенности, независимости – «хозяин положения»), данные о статусе человека и др.
2. Эффект привлекательности проявляется воценке степени внешней красоты объекта, формирование образа симпатичного или антипатичного человека, что влияет на суждение о его личностных качествах, уровне достижений, успешности, социальной компетентности. Так, красивому человеку приписывается экстравертированность, успешность, высокая уверенность в себе, дружелюбие, более лучшая адаптация, некрасивому – замкнутость, враждебность, асоциальные пороки.
3. Эффект ореола (гало - эффект) - вызывающий симпатию человек наделяется положительными чертами, при этом игнорируются негативные характеристики («плохие поступки»), что приводит к переоценке / идеализации воспринимаемого («ангельский нимб»). Также эффект выражается в наделении человека набором взаимосвязанных черт, в реальности соответствующих лишь одному из наблюдаемых этого списка (например: «доброта» - 1 качество, гало – эффект: «доброта – искренность – ответственность – чуткость - понимание»).
4. Эффект «отношения к нам» - оценка качеств Другого в соответствии с отношением собеседника к воспринимающему субъекту («тот, кто меня любит – хороший, кто ненавидит - плохой»; «как ты ко мне, так и я к тебе»).
Рассмотрим далее защитные механизмы, плотно спаянные с индивидуальными особенностями воспринимающего субъекта, его психологическими и социальными установками, задающими старт определенным перцептивным схемам.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!