Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-12-19 | 713 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Подражательные упражнения на воспроизведение отдельных дактильных знаков. Обучать дактильным знакам следует группами— сперва наиболее отличающимся, а затем наиболее сходным знаком. Например:
§ группа отличающихся знаков — а, в, у, о, л или с, р, м, ж, б, з я т. п.;
§ группа сходных знаков — о, р, н или п, л, ц; м, ш, щ и др.
Сосредоточив внимание детей, педагог показывает знак. Дети пытаются его воспроизвести. Педагог исправляет положение пальцев руки.
Эти упражнения проводятся исключительно на основе подражания детьми положению пальцев без соотнесения знака с буквой. Их цель — приучить глаз ребенка к дифференцированному восприятию знаков, а руку — к умению их воспроизводить. Педагогу следует строго следить за точностью воспроизведения. Полезно прикрывать руку платком и снимать его лишь при сосредоточенном внимании детей. Это придает упражнениям игровой характер и забавляет детей.
2. Игра «Сделай так». Воспроизведение дактильного знака по изображению. Перед детьми и педагогом разложены 4—5 (до 8) дактильных букв. Педагог предъявляет одну из букв, дети находят среди своих такую же и поднимают ее. Когда дети справляются с этим,
доводятся упражнения на сличение буквы, показанной педагогом пальцами, с изображением дактильного знака. И наоборот, педагог показывает изображение, а по нему и воспроизводят знак пальцами.
3. Игра «Подбери сам и покажи». Дети подпирают буквы к дактильным знакам по таблице, где знаки даны вместе с буквами. Постепенно, по мере развиты навыка, такая же работа проводится и с целыми словами (имена детей, названия игрушек). Эти упражнения— средство усвоения техники дактилирования, а не путь накопления слов.
|
4. Дети самостоятельно подбирают дактильные знаки соответствующим буквам.
5. Дети дактилируют по табличкам целых слов. Сначала по табличкам слов, составленных из дактильных знаков и букв, а затем и по табличкам, написанным печатным шрифтом.
6. Игра «Угадайка». Ведущий берет незаметно букву и, спрятав ее, предлагает угадать, какая буква спрятана. Дети угадывают, упражняясь, таким образом в технике дактилирования.
Рис 2. Карточка-лото с подписью
7. Игра в лото. Дактилирование подписей к лото, данных в виде табличек с написанными на них печатным шрифтом словами (рис. 2).
8. Упражнением для усвоения дактильных знаков служит и использование их при проведении голосовых и артикуляционных упражнений. Педагог сочетает произнесение звуков или слогов с показом соответствующего дактильного знака. Слоговые упражнения проводятся в сочетании с соответствующими ритмическими движениями пальцев в форме дактильных знаков. При показе таких сложных звуков, как я, ю, знак показывается точно, а произнесение соответствует видимой артикуляции, например необходимо, чтобы ребенок, произнося слово мяч как ма, показывал дактильно слово мяч.
В дальнейшем выполнение поручений, даваемых в дактильной форме, дактильное чтение подписей к открыткам совершенствует навык дактильной речи. Все это лишь подготовка к тому, чтобы обеспечить усвоение дактильной речи непосредственно в общении на основе подражания речи окружающих, что может быть эффективно лишь при высокой технике детей в восприятии и воспроизведении дактильных знаков.
Упражнения и игры для подготовки детей к усвоению устной речи
От подражания крупным движениям туловища, рук, пальцев дети переходят к подражанию движениям языка, губ. Привлекая внимание детей к собственной артикуляции, педагог учит их подражать и в случае необходимости обращается к зеркалу, чтобы дети контролировали себя. В подражательных упражнениях следует давать артикуляцию отдельных видимых слогов: па, фа, пу, фо и т. п. Эти упражнения— подготовительные в обучении произношению, но одновременно они подготавливают восприятие ребенка к чтению с губ. Надо добиваться от детей по возможности точного подражания, не спешить, с самого начала не допускать небрежности в воспроизведении. Иногда, добившись точного подражания артикуляции у ребенка, удается вызвать у него и звуки речи.
|
Успехи детей следует поощрять похвалой, «поручая» кукле, мишке за удачу погладить по голове ребенка, хорошо справившегося с-упражнением, сочетая похвалу со словами: хорошо, верно, молодец.
К обучению чтению с губ приступают, когда дети научатся сосредоточиваться, смотреть и различать артикуляцию сурдопедагога и научатся сравнительно точно ей подражать. Обычно при хорошей организации к концу первой недели (а у трехлетних детей к концу второй) удается этого добиться. Вот тут-то и следует приступить к специальным упражнениям для развития навыка чтения с губ. Дети к этому времени уже привыкли воспринимать по табличке слова встаньте, сядьте, бегите, идите. Педагог, сосредоточив внимание детей, говорит им: «Встаньте!» Проговорив слово, он сам встает со стула, побуждая к этому детей. Вновь сосредоточивает внимание на своем лице (губах) и говорит: «Бегите!» Затем показывает, что нужно делать. Дети бегут, и тогда подается последний сигнал сядьте. При этом учитель сачится сам. Дети следуют его примеру. Педагог уже учил детей правильно выполнять эти действия (проводя аналогичные упражнения при помощи табличек). Новым в данном случае является только словесная форма, В которой дается сигнал. Описанное упражнение проводится два-три раза.
При проведении этих упражнений необходимо:
1) следить, чтобы дети приступали к выполнению действия только тогда, когда педагог закончит словесное обращение к ним;
2) не подменять показ самого действия (на данном этапе) показом таблички, даже если дети уже начинают их дифференцировать. Естественные действия имеют большую силу и желательно с ними связать образ устного слова;
3) следить за правильным выполнением самих действий (бесшумно вставать, ровно садиться и т. п.);
4) чередовать секунды сосредоточения детей на артикуляции педагога во время этих упражнений с более длительным во времени отдыхом детей и лишь затем вновь привлекать их внимание и повторять упражнение.
|
Таким же образом проводятся упражнения в считывании с губ имен детей. Имена подбираются группами по два-три. Уже к началу второго месяца для упражнений в глобальном чтении с губ берутся поручения со словами — названиями игрушек, частей тела, мебели и т. п.— в сочетании с глаголами покажи, а где возможно — дай, принеси.
Проводя систематические упражнения в чтении с губ, необходимо уяснить одно положение, которое может казаться противоречащим основному принципу использования различных форм словесной речи. Согласно этому принципу усвоение слова проходит последовательный путь от таблички через дактильное проговаривание к устной форме. Таков принцип, и его необходимо придерживаться на протяжении всего срока обучения. Однако для самого начального этапа (три-четыре месяца обучения) в практике допускается отступление от этого принципа в том отношении, что в упражнения по чтению с губ включаются слова, еще не усвоенные в дактильной форме. Не противоречит ли это требованию программы, согласно которому умение ребенка прочитать слово с губ одновременно является свидетельством того, что он уже умеет прочитать слова по табличке и с руки? Нет, не противоречит. Это требование остается в силе до конца, т. е. на протяжении всего срока обучения ребенка в дошкольном учреждении в отношении усваиваемого по речи словесного материала. Предлагаемые же упражнения на глобальное чтение с губ предназначены для выработки у детей установки на устную речь, вернее, выработки механизма схематичного отраженного проговаривания. Они являются как бы подготовительными к воспитанию навыка чтения с губ.
Подлинное чтение с губ (СНОСКА: Под подлинным чтением с губ мы подразумеваем восприятие слова, буквенный состав которого известен) немыслимо в первый период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. На первом этапе обучения усвоение не только звукового, но даже и буквенного состава слова в дактильной форме представляет большие затруднения, и первое самостоятельное воспроизведение детьми слов по памяти можно отнести только к третьему, а то и к четвертому месяцу чтения. Как показал специально поставленный опыт, откладывать воспитание навыка чтения с губ до этого времени нецелесообразно. Введение на первых порах морального чтения с губ восполняет пробел и служит к л к бы подготовкой к формированию этого важного навыка. При обучении произношению проводятся также следующие упражнения для развития дыхания:
|
1) сдувание со стола комочков ваты, бумаги (растояние от дующего до комка ваты следует изо дня в день увеличивать);
2) задувание свечи. Дети по сигналу педагога (хлопок в ладоши или взмах руки) общими усилиями стараются задуть свечу. Необходимо следить, чтобы дети при этом не сильно раздували щеки. Можно проводить задувание свечи по-другому. Дети сидят вокруг стола. Свеча ставится в подсвечник. Педагог плавно, но бысторо передвигает подсвечник от одного к другому. Каждый из детей старается погасить пламя;
3) поддувание уточек и других целлулоидных игрушек в тазу с водой;
4) поддувание целлулоидного шарика детьми, дующими навстречу друг другу (расстояние между детьми должно быть не менее метра) (рис. 3).
Рис. 3. приспособление для поддувания шариков
Для развития голоса и артикуляции в подготовительный период также используются игры:
1. Игра в лошадки. Ребенка, надевшего вожжи, со звуком сначала о, а затем и но погоняет ребенок, изображающий кучера. Остановка сопровождается криком пр. Иногда таким способом у детей удается вызвать звук р. Звук п или слог па после индивидуального показа получаются в этой игре почти у всех детей.
2. Игра с куклой. Детям раздаются куклы. Подражал педагогу, дети укачивают их и при этом «поют», т. е. протяжно произносят звук а. Педагог проверяет артикуляцию и следит за тем, чтобы дети давали голос. Необходимо следить, чтобы дети при этом не гнусавили.
3. Игра с катушкой. Педагог, разматывая катушку, произносит протяжно звук а, стараясь тянуть нитку и звук подольше. Дети наглядно воспринимают это, следя за длиной нитки. Когда они начинают подражать, то тоже пытаются тянуть подольше. Затем педагог наматывает нитку, произнося при этом папапа-папапа или другое доступное детям сочетание слогов, способствующее развитию дыхания и голоса.
Голосовые и артикуляционные упражнения, проводимые в подготовительный период, очень ограничены. Это — сочетание гласных звуков с наиболее простыми глухими звуками: слоги па-пу, та-ту, по-та, па-га, то-по, пу-ту.
Проводить такие упражнения желательно в сочетании с ритмическими движениями рук, с хлопками или показом движений.
Уже через две-три недели после начала занятий подготовительные упражнения заменяются настоящей речевой зарядкой.
Проводя подготовительные упражнения, необходимо соблюдать следующие правила.
|
1. Так как занятия первоначального периода сплошь состоят из подготовительных упражнений, желательно их проводить с малочисленными подгруппами, по тричетыре человека (особенно, в течение первой недели, пока дети привыкнут к занятиям и получат первые навыки подражания). Со второй недели это могут уже быть подгруппы в пять-семь человек. Проводить следует два занятия по 15—20 минут с перерывом.
2. Упражнения должны быть разнообразны как по содержанию, так и по характеру проведения (т, е. в занятие должны быть включены упражнения на развитие Подражания, внимания, памяти, голоса, дыхания и т. п.).
3. В то же время не следует проводить много упражнений, хотя бы и разнообразных. Необходимо следить за тем, чтобы они не утомляли детей, чередуя разные по характеру упражнения: связанные со зрительным восприятием, следует чередовать с двигательными; упражнения, проводимые в сидячем положении,— с упражнениями, связанными с подвижностью детей.
4. Необходимо строго следить за чередованием моментов сосредоточения детей с моментами отдыха, при этом на первых порах моменты сосредоточения должны быть более короткими, чем моменты отдыха.
5. Следует неуклонно требовать при проведении упражнений точного воспроизведения показа, так научить точному подражанию и составляет смысл подражательных упражнений как подготовки к обучению.
6. Необходимо приучать детей выполнять упражнения по раз навсегда установленному педагогом сигналу когда педагог встает или садится, складывает определенным приемом руки, хлопает в ладоши, поднимает руку и т. п.). В течение первых трех-четырех дней этот и гнал дается без сопровождения табличкой, а по мере образования у детей первичного навыка действовать по сигналу он дается уже в сочетании со словом (на общих основаниях, т. е. по табличке, затем дактильно и, наконец, устно), например, встаньте, сядьте, смотрите, отдохните, дуйте, идите и т. п.
7. Переходя к новым упражнениям, добиваясь точного их выполнения, следует периодически повторять наиболее трудные и важные упражнения.
Несколько слов к организации работы в подготовительный период.
Даже в многокомплектных дошкольных учреждениях трудно с самого начала подобрать группу с однородным составом. Для этого необходимо слишком много показателей: возраст, состояние речи и слуха, подготовка до поступления в дошкольное учреждение (пребывание в общих или специальных яслях, домашнее обучение). Не приходится говорить, что дети поступают с различными особенностями характера, навыками общения и т. п. Одновременная работа в группе сурдопедагога и воспитателя создает благоприятные условия для организации работы.
Существующий режим предусматривает в младшей группе, да и в средней, работу с двумя подгруппами по 5—6 человек. В силу изложенных выше особенностей, детского состава, учитывая новую для детей обстановку, в подготовительный период детей рекомендуется делить не на две, а на три и даже на четыре подгруппы. Отдельных детей следует обучать по два и даже по одному до тех пор, пока дети не привыкнут к новой обстановке, пока им не будут привиты элементарные навыки поведения.
С самого первого дня необходимо вести дневниковую запись наблюдений за каждым из детей. Систематические наблюдения, анализ поведения ребенка, его продвижения, продуктивность применяемых воспитательных приемов дадут неоценимый материал педагогу и воспитателю. Записывать следует факты, ситуацию, возможные воспитательные приемы. Со временем, отобрав наиболее типичные факты и проанализировав их, можно будет составить правильную характеристику. Главное же заключается в том, что, изучая таким путем процесс детского развития, учитывая новые качества, которые возникают у детей, педагог может соответственно изменять свое воспитательное воздействие на них.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!