О способах достижения свободы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

О способах достижения свободы

2019-09-26 52
О способах достижения свободы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА

 

Использование накопленного опыта в прошлом

 

То, как действует техника неприменения насилия, еще требует глубокого изучения. Тем не менее, благодаря использованию исторического и современного опыта, мы достигли такого уровня, когда речь идет не только о более широком применении данного метода в конфликтах.

Важно отметить, что в будущем — при наличии б о льших знаний, тщательно выполненных расчетов, практического опыта, планирования и возросшими навыками проведения акций, — можно быть почти уверенными в росте эффективности борьбы против угнетения ненасильственными методами.

При сравнении с другими возможными способами воздействия, о которых говорилось ранее, выбор в пользу борьбы ненасильственными методами на основе стратегического планирования кажется трудным для построения более демократичной, свободной и справедливой системы. Мы должны поощрять отдельных людей и группы лиц, которые решают заняться изучением потенциальных возможностей таких методов в целях достижения большей свободы и справедливости. Тем не менее, перед ними стоит трудная задача.

Простое декларирование долгосрочного проекта и выражение протеста против существующего положения вещей не приведут к значительным переменам. В основе действий должна быть ответственная, мудрая и эффективная стратегия. При столкновении со слаженной машиной угнетения стратегия борьбы без применения насилия может стать жизнеспособной альтернативой, как насилию, так и инертному подчинению.

Назначение этой книги и упомянутых в списке рекомендуемой литературы работ состоит в оказании содействия тем лицам и группам лиц, которые, столкнувшись с угнетением, хотят больше узнать и понять сущность и потенциальные возможности стратегии борьбы без применения насилия.

Точка зрения, изложенная в этой книге, состоит в том, что стратегическое планирование делает борьбу без применения насилия более эффективной, по сравнению с выражением протеста и оказанием сопротивления без стратегического планирования. Исключительно важно отметить, что возможные последствия зарождающегося конфликта должны рассматриваться заблаговременно, так же как и планирование политического устройства в постконфликтный период.[5]

 

Прагматизм и стратегия

 

Прагматизм и стратегия определяют подход в решении проблем, в основе которого лежат реальные факты, а не домыслы, тем не менее, и те, и другие полне сочетаемы.[6]

Суть данной книги состоит в оказании помощи в части планирования ведения эффективной борьбы любой группе лиц, желающих уничтожить диктатуру или другую систему угнетения с последующей заменой на более свободную и справедливую политическую систему. Насколько рационально могут люди использовать имеющиеся у них ресурсы, в целях уничтожения системы угнетения, и ее замены на более прочную, более свободную и справедливую политическую систему?

Тщательное планирование также может помочь уменьшить количество жертв. Некоторые методы борьбы могут быть особенно провокационными и сделать участников демонстрации легкими мишенями для вооруженных сил действующего режима. Другие методы могут иметь более сильное воздействие и, возможно, они не приведут к увеличению жертв. Например, согласно одному плану протестующие могли бы идти вдоль улицы навстречу войскам, вооруженным пулеметами. Другой план мог бы заставить участников сопротивления освободить улицы и в течение какого-то времени оставаться у себя дома.

 

Приобретение новых знаний

 

В течение нескольких лет на лекциях, курсах и семинарах некоторые из нас, занимающиеся вопросами применения ненасильственных методов борьбы в целях освобождения от угнетения, сосредоточились на необходимости понимания сущности ненасильственных действий и важности стратегического планирования. Соответствующие предложения поступали от отдельных лиц или групп из разных стран Европы и Азии в течение более десяти лет.

Некоторые презентации были предварительными, в то время как содержание других презентаций было хорошо подготовлено. Предлагаемые презентации иногда проводились в течение почти двух недель в форме курса с утренними и вечерними собраниями. Один двухнедельный семинар с лекциями был посвящен рассмотрению вопроса, насколько успешно подобная группа сможет в будущем спланировать стратегию своей борьбы.

Указанные лекции, курсы и семинары казались во время их проведения вполне современными. Каким образом их можно оценить сейчас?

Очевидно, что презентации, о которых речь шла выше, могут быть полезными и эффективными для новичков, чтобы ввести их в курс дела и пробудить интерес в случае его незначительности или полного отсутствия. Упомянутые презентации также могут быть полезны в форме тренингов для подготовки участников к эффективным действиям во время запланированной демонстрации.

Положительные результаты от определенных устных презентаций важны, но недостаточны, если речь идет об оказании помощи в стратегическом планировании. Очевидно, что знания и понимание, необходимые для стратегического планирования, и современное их использование нельзя донести с помощью семинаров и переговоров. Такой вывод можно сделать и в отношении дискуссий, даже если некоторые участники достаточно информированы. Это верно и по отношению к лекциям, даже если докладчики обладают хорошими знаниями и опытом.

Устные презентации сами по себе не могут отвечать следующим требованиям:

 сообщать современные знания и

 подготовить слушателей к разработке стратегического планирования.

По прошествии времени создается впечатление, что группы лиц, после прослушивания лекций, курсов и посещения семинаров, не приобретают навыков для самостоятельного планирования генеральных проектов в условиях конфликтов. Эти группы обычно не способны подготовить стратегии даже для менее масштабных кампаний и для достижения более скромных результатов.

После продолжительного периода зачастую мы имеем мало доказательств того, что предоставленные фундаментальные знания были полностью усвоены участниками, для оказания влияния на их будущие решения и деятельность, еще меньше у нас доказательств их способностей в планировании стратегий.

Многие люди имеют ограниченные способности в понимании информации только с помощью ее прослушивания. Как оказалось, объем и специфика требуемых знаний по ведению борьбы ненасильственными методами мешают их усвоению только посредством устных презентаций.

 

Метод по обучению инструкторов («training the trainers»)  вызвал значительный интерес. На первый взгляд, такой способ оказания помощи большому количеству людей в их становлении в качестве компетентных деятелей по ведению борьбы ненасильственными методами кажется очень полезным для будущих акций протеста. Основанные на этой модели инструкции могут быть полезны в достижении конкретного результата. Однако, когда речь идет о продвинутых целях, такой подход вызывает сомнения.

Можно констатировать с большой определенностью, что нельзя кого-либо подготовить для планирования стратегий любого уровня, используя этот подход. Причина состоит в том, что данный подход превращает в банальность значимость необходимых знаний для человека, который старается планировать стратегии. Допустим, что необходимые знания могут быть успешно переданы на словах дважды и затем применены в стратегическом планировании, что само по себе вызывает очень много сомнений. Поэтому, управление стратегическим планированием, предлагаемое в данной книге, не теряет своего значения.

Существует много причин для изучения дополнительных способов, с помощью которых притесняемые группы людей могут приобрести навыки планирования собственных стратегий для ведения освободительной борьбы. Возможно, что лучшее восприятие необходимых знаний можно достичь с помощью иных средств.

 

Три типа знаний

 

Основываясь на результатах изучения, наблюдения и анализа, можно заявить, что для разработки действенной генеральной стратегии и успешной борьбы за освобождение необходимо обладать тремя типами знаний:

1. Знание конфликтной ситуации, противника, а также общества и его потребностей.

2. Глубокое понимание природы и механизмов ненасильственной борьбы.

3. Знания и способности, необходимые для стратегического анализа, мышления и планирования.

Было бы глупо и даже опасно начинать борьбу с диктатурой или иным режимом угнетения, либо пытаться разработать генеральную стратегию для такой борьбы, не обладая тремя перечисленными типами знаний.

Признавая справедливость этого утверждения, некто выдвинул идею о том, что необходимо сформировать три группы, каждая из которых обладала бы одним из этих типов знаний и передавала бы свои знания и опыт членам других двух групп. Идея заключалась в том, что, собравшись в одной комнате, эти три группы якобы могли бы разработать действенную генеральную стратегию борьбы. К сожалению, совместная работа трех таких групп, каждая из которых обладает одним из типов знаний, не может привести к необходимому результату.

Причина в том, что отдельные знания и навыки каждой группы, в конечном счете, остаются достоянием лишь членов этой группы. Аналитические способности, необходимые для разработки продуманной и действенной генеральной стратегии, должны опираться на единство этих трех типов знаний и самостоятельное мышление. Человек, разрабатывающий такую стратегию, должен одновременно обладать всеми тремя типами знаний, то есть знания не должны быть распределены между тремя различными группами, работающими вместе.

Также следует изучить, каким образом можно объединить эти три типа знаний и навыков для разработки действенной генеральной стратегии с целью расширения гражданских свобод и демократизации. Это цельное знание также необходимо для планирования узконаправленных кампаний по реализации менее масштабных целей.

 

Поддержка извне?

 

Иногда, осознавая недостаток собственных глубоких знаний о методах ненасильственной борьбы, оппозиция обращается к внешним источникам для получения консультаций и инструкций. Такими ресурсами могут быть как отдельные люди, так и группы, которые с готовностью предлагают помощь и оказывают консультационную поддержку.

Однако, принятие подобной помощи порой может таить в себе такую же опасность, как и решение вести конфликт без глубокого понимания методов ненасильственной борьбы. Представители внешних сил могут не иметь ни ясного понимания определенной конфликтной ситуации, ни текущей политической картины, ни исторических предпосылок. Более того, внешние ресурсы не всегда хорошо понимают и само явление борьбы ненасильственными методами. Их руководство может быть неразумным и непродуманным, что в конечном итоге может привести к поражению и большому количеству жертв.

Кроме того, получая внешнюю помощь, участники оппозиции могут разувериться в собственных силах. Люди, которые получают рекомендации извне для решения собственных проблем, остаются зависимыми от других.

Помимо этого, в некоторых случаях желание внешних сил оказать помощь в руководстве может быть вызвано, прежде всего, стремлением добиться собственных целей, а не решить проблемы угнетаемого населения. В некоторых случая, обратившись за консультациями к силам извне, оппозиция может потерять контроль над ходом борьбы и уступить ее внешним силам. Ошибочные и ни на чем не основанные советы способны нанести огромный вред.

Также внешние силы могут предлагать финансовую помощь участникам оппозиции, которые часто испытывают финансовые трудности. В подобных ситуациях следует проявлять крайнюю осторожность.

Финансовую помощь могут предлагать отдельные люди, организации или спецслужбы какой-либо страны. Позже может оказаться, что финансовая помощь стала рычагом управления в том или ином виде. Согласившись на управление извне, оппозиция теряет возможность самостоятельно определять ход действий. А в случае отказа от внешнего управления финансовая помощь может быть прекращена. Если финансовая помощь исходит от спецслужбы какой-либо страны, изменение политического курса правительства этой страны может также привести к резкому прекращению финансирования.

Более того, при обнаружении «грязной игры» с участием спецслужб какой-либо страны и ее правительства, любые связи с ними демократического освободительного движения вызовут подозрения в двусмысленности целей и сделают само движение крайне уязвимым. Обнаружение факта финансирования оппозиции какой-либо спецслужбой может испортить репутацию и дискредитировать участников оппозиции, которые будут рассматриваться как инструмент влияния враждебного иностранного правительства. Для финансируемого извне оппозиционного движения это может иметь непоправимые последствия.

Все это позволяет нам лучше понять, почему Ганди так настойчиво предостерегал участников сопротивления от попадания в зависимость от внешней финансовой помощи.

 

В поисках глубоких знаний

 

Попытку планирования стратегии для будущей борьбы ненасильственными методами без соответствующей подготовки и знаний можно сравнить с действиями молодого решительного студента, который пришел в химическую лабораторию и наугад смешивает неизвестные ему вещества без предварительного изучения книг по химии. Без глубокого понимания природы ненасильственных методов борьбы любые рекомендации относительно определенного направления действий, вероятнее всего, причинят оппозиционному движению большой вред.

При распространении знаний о ненасильственных методах борьбы необходимо руководствоваться принципом, сходным с принципом медицинской этики, изложенным в клятве Гиппократа: не навреди.  Для соблюдения этого принципа нужно понимать, какие факторы негативно сказываются на ведении борьбы без применения насилия.

Чтобы добиться глубокого понимания методов ненасильственной борьбы, особое внимание следует уделить изучению существующих материалов, посвященных этим методам. Указанные ниже материалы приведены точно в том порядке, в котором их следует читать. Нецелесообразно читать их выборочно, изменять порядок чтения, пропускать или заменять какие-либо из этих материалов другими. Впоследствии можно обратиться к различным дополнительным источникам, но не в настоящий момент. Если не указано иное, авторство данных материалов принадлежит Джину Шарпу.

 

Список литературы для вводного ознакомления

 

Анализ уязвимых сторон диктатуры перед лицом ненасильственного сопротивления: см. главу Facing Dictatorships with Confidence в книге Social Power and Political Freedom,  стр. 91-112. Страниц: 21.

Краткий вводный курс по методам ненасильственных действий: см. There Are Realistic Alternatives, стр. 1-48. Страниц: 48.

Исследование реальных методов борьбы с диктатурой: см. «От диктатуры к демократии», стр. viii-x, 1-90. Страниц: 93.

 

Список литературы для дальнейшего изучения

 

Подробный анализ ненасильственных методов борьбы: см. Роберт Л. Хелвей. On Strategic Nonviolent Conflict,  стр. ix-xii, 1-45 и 67-86. Страниц: 69.

Подробнее о ведении борьбы в условиях конфликта без применения насилия: см. Waging Nonviolent Struggle,  стр. 13-65, 359-430. Страниц: 125. Всего страниц по теме: 436.

 

Список литературы по стратегическому планированию и выбору методов действий

 

Вводный курс по стратегическому планированию: см. The Politics of Nonviolent Action, стр.  492-495; Waging Nonviolent Struggle,  стр. 433-446; Р. Л. Хелвей. On Strategic Nonviolent Conflict,  стр. 87-99. Страниц: 31.

Об устранении источников влияния: см. The Politics of Nonviolent Action,  стр. 11-12 и 744-755. Страниц: 14.

О перераспределении политических сил: см. Waging Nonviolent Struggle,  стр. 423-430. Страниц: 8.

Руководство по подготовке стратегии: см. The Politics of Nonviolent Action,  495-510 и Waging Nonviolent Struggle,  стр. 433-508. Страниц: 102.

Исследование способов свержения режима угнетения с минимальными потерями и максимальной эффективностью: см. Social Power and Political Freedom,  стр. 161-179. Страниц: 19.

О важности неправительственных организаций: см. Social Power and Political Freedom,  стр. 21‑67. Страниц: 47.

Анализ взаимосвязи методов ненасильственной борьбы и структуры общества: см. Social Power and Political Freedom,  стр. 309-378. Страниц: 70.

Исследование дополнительных аспектов ненасильственной борьбы: см. Р. Л. Хелвей. On Strategic Nonviolent Conflict,  101-143. Страниц:  43. Всего страниц по теме: 770.

 

Эти материалы позволят получить ценные знания, которые помогут разработать стратегию борьбы с противником, даже если его позиции очень сильны. Маловероятно, что противник откажется от власти и влияния без борьбы. В подобных ситуациях хорошо продуманные действия могут значительно повысить шансы на успех и минимизировать потери.

Предполагается, что планы оппозиции должны разрабатываться, хотя бы частично, на основе стратегической оценки. В ходе крупного конфликта без применения насильственных действий соотношение силового потенциала сторон и реальных мобилизованных ими сил постоянно меняется.

В связи с этим особое внимание следует уделить соотношению сил соперничающих сторон. После того как соотношение реальных сил сторон изменится, целесообразно выполнить новую стратегическую оценку для разработки плана действий для следующей фазы конфликта.

Особое внимание следует уделить соотношению сил противников. То есть необходимо провести новую стратегическую оценку, которую можно будет использовать для разработки плана действий для следующей фазы конфликта.

По сравнению с другими средствами хорошо продуманный стратегический план борьбы без применения насилия дает больше шансов на достижение освобождения, так как применение этого метода позволяет распространить информацию о способах эффективной борьбы среди всех групп населения. Это распространение происходит двумя путями.

• Население становится боле опытным в использовании этого метода борьбы, с помощью которого, проявляя осторожность, можно бороться с притеснениями, как в настоящем, так и в будущем.

• Применение методов ненасильственной борьбы позволяет сконцентрировать силы и помогает создать независимые институты, неподвластные государству. Такие институты и группы людей можно назвать «центрами силы», то есть точками, где сконцентрированы силы, и откуда эти силы можно направлять для решения различных задач. При необходимости эти институты могут послужить базой для организованного сопротивления. Акции протеста и неповиновения отдельных людей могут свидетельствовать о благородстве и героизме, но для успешной борьбы за свободу от угнетения необходимы акты коллективного сопротивления и неповиновения.

Здесь, однако, хотелось бы предостеречь читателей. Эффективная стратегия не может возникнуть сама по себе после изучения данных материалов. Эти приведенные в четкой последовательности источники могут быть очень полезны, но одно их прочтение не гарантирует, что читатель сможет разработать продуманный стратегический план. Для этого необходимо нечто большее.

 

3. Способность к стратегическому мышлению и планированию

 

Тем, кто хочет разработать продуманную стратегию для победы над режимом угнетения, следует совершенствовать свои способности в следующих направлениях.

• Необходимо изучать рекомендации по разработке стратегий.

• Необходимо мыслить самостоятельно и тщательно планировать действия.

• Необходимо быть готовым брать на себя ответственность.

• Необходимо развивать способность стратегического мышления и разрабатывать действенные стратегии.

Другими словами, необходимо продумать, каким образом должна действовать оппозиция, чтобы это действительно способствовало достижению поставленных целей. Всю эту работу придется проводить в условиях борьбы с диктаторским или господствующим режимом, который, вероятно, захочет прибегнуть к жестким репрессивным мерам и вполне сможет это сделать.

«Стратегическое мышление» подразумевает способность разработать реальный план действий, который позволил бы изменить ситуацию таким образом, чтобы максимально приблизить достижение поставленной цели. Это не просто заявления о своем желании достичь этой цели или о причислении себя к рядам оппозиции.

Разработка плана по реализации долгосрочных целей включает изучение конкретных возможных действий, которые позволят приблизить достижение поставленной цели. При планировании долгосрочной генеральной стратегии необходимо самое пристальное внимание уделить отдельным кампаниям в долгосрочном конфликте.

Такой план должен включать следующие пункты, каким образом должен начаться долгосрочный конфликт, как будут разворачиваться действия и какие промежуточные стратегии и отдельные узконаправленные кампании требуются для достижения главной цели.

Стратегическое мышление также подразумевает изучение мер противодействия противнику и любым другим группам или отдельным людям, которые стремятся не допустить успеха борьбы ненасильственными методами.

 

Обретение силы

 

Часто, население страны, живущее в условиях тяжелого угнетения, чувствует себя слабым и беспомощным, неспособным выступить против господствующей системы. Такая задача кажется людям неподъемной и слишком опасной. Им кажется, они неспособны победить в борьбе при таком перевесе сил в пользу противника. Вместо этого люди, главным образом, сосредотачивают все свои силы на решении мелких жизненных проблем. Угнетаемое население, таким образом, в большинстве своем пассивно.

Данное состояние долгое время ошибочно называлось «апатией». На самом деле — это состояние беспомощности.

Когда люди находятся в состоянии беспомощности, давать им рекомендации к действиям необходимо очень осторожно. Если, однако, людей, находящихся в таком состоянии, подтолкнуть к открытому противостоянию, вести которое им не под силу, то неизбежное в таком случае поражение только покажет им, что их слабость еще глубже, чем они это осознавали. Пройдет немало времени, прежде чем эти люди снова смогут действовать.

В то же время, ограниченные акции, которые таким людям вполне по силам — совсем другое дело. Это уже вполне осуществимо. Как сообщал Мосиуа Патрик Лекота (Mosiuoa Patrick Lekota), в 1990[19] году в ходе главной фазы борьбы против политики апартеида в Южной Африке, было невозможно мобилизовать африканское население на противостояние прочной господствующей системе.

В этой ситуации африканцы создали гражданские общественные организации, такие как Гражданская ассоциация Соуэто[20] (Soweto Civic Association), направленные на достижение ограниченных целей, продолжает Лекота. Так называемые «гражданские» поднимали вопросы по конкретным проблемам, например «нет воды», или … «недостаточно электроэнергии». Слову «политика» места не было, люди вправе потребовать: «правительство должно предоставить нам воду…»

Подобным образом, африканцев из некоторого поселения вдохновили организоваться, чтобы потребовать строительства колодца для чистой воды. И взрослые, и дети, проживающие там, все пострадали от болезней, связанных с употреблением загрязненной воды. Африканцы выступили по одной единственной проблеме и добились победы. Своими действиями они придали себе силу, получив уверенность, что смогут достичь и более серьезных целей.

Урок заключается в том, что когда борешься против суровой системы угнетения, часто бывает разумно выбирать объектом удара небольшой отдельный аспект более широкой проблемы. Выбор направления такого точечного удара необходимо производить осторожно. Нежелательные варианты направлений удара или те, которые легко отбросить, необходимо отвергнуть полностью. Выбирать конкретную проблему нужно из числа наиболее очевидных, существование которых никому доказывать не надо.[21] 

Необходимо концентрировать всю силу для удара по самым слабым точкам противника теми способами, которые в наибольшей степени способствуют достижению победы.

Рассмотрение способов концентрации ударов по слабым точкам см. в книге: The Politics of Nonviolent Action, стр. 471-473. Страниц: 3.

В начале долговременной борьбы основная масса населения, вероятно, получит уверенность в своих силах и опыт мобилизации своего потенциала для выполнения реальных действий. На данном этапе, ограниченный общественный успех в решении конкретной проблемы потенциально способен решить две задачи: он не только устраняет собственно проблему, но и способствует обретению населением силы для дальнейшей борьбы. Такое сочетание серьезно повысит шансы на окончательное освобождение.

В ходе этих ограниченных кампаний, диктатура или другая система угнетения становится все более уязвимой. Успех ограниченных кампаний на данном этапе в высокой степени способствует развитию несокрушимого демократического движения.

В некоторых случаях, когда чувство беспомощности не является тотальным, все равно бывает полезно выдвигать конкретные требования. Так, в 1930 году, при разработке кампании, которая на самом деле имела целью независимость Индии, Ганди сформулировал одиннадцать конкретных требований, где среди прочих было требование отменить налог на соль. Лидеры Индийского национального конгресса отнеслись к этому скептически. Ганди, тем не менее, настаивал, что выполнение этих требований создаст почву для будущей независимости.[22] В действительности, борьба за достижение конкретных целей помогла бы мобилизовать население Индии, ослабляя, в то же время, британское колониальное господство.

Почти всегда в борьбе за освобождение, длительный конфликт необходимо разбивать на фазы, при этом каждая последующая фаза выстраивается основе достигнутых результатов в предыдущей фазе. Новая фаза начинается по мере готовности населения к дальнейшим действиям, и в соответствии с требованиями окружающей обстановки. Содержание каждой фазы может составлять кампания, направленная на решение одной конкретной задачи или небольшого числа задач.

В каждой кампании разработчики стратегии должны выбрать точку (или небольшое число точек) направления удара. Это должны быть конкретные аспекты большой проблемы, символизирующие некое «зло», это должны быть аспекты, которым в наименьшей степени можно было бы найти оправдание, и против которых можно мобилизовать огромные силы.

В большинстве случаев, для свержения диктатуры или другой системы угнетения в обязательном порядке требуется провести несколько ограниченных кампаний по конкретным частным проблемам. В случае успеха этих кампаний не только исправляются какие-то определенные несовершенства. Они также способствуют возрастанию мощи оппозиции, одновременно с ослаблением противника.

При определенном стечении обстоятельств, может случиться, что кампания по определенной проблеме неожиданно поднимет настолько сильную волну отказа от сотрудничества и неповиновения, что эта совокупная мощь полностью сметет систему угнетения. Несмотря на это, будущим разработчикам стратегии рассчитывать на подобный исход не следует.

В редких случаях население уже может быть достаточно уверено в своих силах. Люди могут уже обладать необходимой уверенностью в себе, тогда можно пропустить этап проведения ограниченных кампаний по отдельным поводам и быть готовыми к действиям по свержению всей системы угнетения. Примером здесь может служить борьба за независимость Балтийских народов, завершившаяся успехом в 1991 году. Такая возможность является, тем не менее, исключением из правил. В подавляющем большинстве случаев необходимо начинать с проведения кампаний по отдельным вопросам.

 

Шаги навстречу возможному

 

Несмотря на сложность, эти действия вполне по силам обычным, так сказать, простым людям. Им по силам учиться, думать, напряженно работать, создавать основу для проведения кампаний, квалифицированно заниматься разработкой стратегии. Группе планирования необходимо разработать мероприятия, необходимые для решения поставленных задач. После чего потребуются решительные действия. Оппозиция должна действовать последовательно, шаг за шагом продвигаясь к своей цели. Как показывает практика, при рациональном и компетентном выполнении всех этих действий, угнетенный народ может обрести уверенность в своей способности завоевать свободу.

Целью данной работы было исследование того, как высоко может подняться народ над своим прошлым опытом самостоятельно, без опоры на политического лидера-мессию, который может так никогда и не прийти, или прийти, но не обладать достаточной мудростью.

• Как народ может повысить шансы на достижение победы и закрепление ее результатов в борьбе против самых жестоких режимов, сведя при этом свои потери к минимуму?

• Как народ сможет добиться свободы и развить в себе способность предотвратить реставрацию системы угнетения и построить более свободное, демократичное и справедливое общество?

Данное руководство содержит рекомендации по стратегическому планированию, направленные на повышение эффективности борьбы без применения насилия против системы угнетения, по сравнению с предыдущими импровизированными попытками.

 

Свобода, а не совершенство

 

Успешное свержение диктатуры, или другой системы угнетения, не приведет немедленно к возникновению почти совершенного общественного устройства. Тем не менее, будет существенное улучшение по сравнению с предыдущим состоянием, а старая система в значительной степени уйдет в прошлое. Новое политическое устройство будет способствовать прогрессивным изменениям, необходимым для удовлетворения объективных нужд общества и выполнения решений народа. Откроется путь к строительству прочной, свободной, демократической системы, при активном участии общественности в политической жизни.

Потребуется немало дополнительных усилий для того, чтобы сохранить возможность постоянного совершенствования общественной организации.[23] В частности может потребоваться следующее:

• Подготовка к сдерживанию и ликвидации новых попыток, направленных на ниспровержение достигнутых демократических завоеваний в политике, социальной сфере и экономике, а также на возникновение новых форм угнетения.

• Укрепление и восстановление существующих институтов гражданского общества.

• Строительство новых, более справедливых, институтов, а так же усиление возможностей гражданских институтов в целом, с целью удовлетворения нужд общества, выходящих за рамки государственного устройства.

Предпринять все указанные дополнительные усилия, после завершения основной борьбы за освобождение окажется намного легче, чем под гнетом старого режима.

Кроме того, население будет более подготовлено в ведении эффективной борьбы ненасильственными методами. Так же, в результате борьбы население укрепит демократические социальные, экономические и политические институты, с помощью которых оно сможет как разрешить оставшиеся проблемы, так и успешно ответить на новые вызовы.

Задачи, поставленные в данном руководстве для лиц и групп лиц, собирающихся сформулировать стратегический план освобождения народа, живущего в условиях диктатуры или другой системы угнетения, довольно серьезны. Некоторые могут упасть духом, и разувериться в своих способностях решить эти задачи и, на самом деле, разработать генеральную стратегию своего собственного освобождения.

Тем не менее, вооружившись обширными знаниями и интеллектом, действуя постепенно, шаг за шагом, однажды можно выяснить, что некогда абсолютно недостижимые высоты представляют собой последовательность вполне выполнимых задач.

Всеобъемлющая цель предает усилиям смысл.

Подойдя к осуществлению цели с помощью глубокого анализа ситуации и тщательного планирования, дисциплинированных и отважных действий становится возможным перейти от общества, основанного на угнетении, к более совершенному общественному устройству, построенному на фундаментальных основаниях ответственности и свободы.

 

Приложение № 1

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Robert L. Helvey, On Strategic Nonviolent Conflict. Boston: Albert Einstein Institution, 2004.

2. Gene Sharp and Bruce Jenkins, «The Anti-Coup». Boston: Albert Einstein Institution, 2003.

3. Gene Sharp, Social Power and Political Freedom. Boston: Extending Horizons Books, Porter Sargent Publishers, 1980.

4. Gene Sharp, The Politics of Nonviolent Action (3 vols.). Boston: Extending Horizons Books, Porter Sargent Publishers, 1973 and later printings.

5. Gene Sharp, «There Are Realistic Alternatives.» Boston: Albert Einstein Institution, 2003.

6. Gene Sharp, Waging Nonviolent Struggle: 20th Century Practice and 21st Century Potential. Boston: Extending Horizons Books, Porter Sargent Publishers, 2005.

7. Джин Шарп, «От диктатуры к демократии: Концептуальные основы освобождения». Бангкок: Комиссия по восстановлению демократии в Бирме, 1993. Бостон: Институт Альберта Эйнштейна, 2003 и 2008.

 

Приложение № 2

 

 

Джин Шарп

Словарь важных терминов по ненасильственной борьбе [24]

 

ACCOMMODATION — Примирение:  Механизм изменений в ходе ненасильственных действий, когда противник, пока ещё есть выбор, решает согласиться на компромисс и удовлетворить определённые требования участников ненасильственного сопротивления. Примирение имеет место, когда противник не изменил своих взглядов и не был ненасильственно принуждён, а счёл желательным компромиссное урегулирование.

Примирение может стать результатом воздействий, которые, в случае их продолжения, могли бы привести к преобразованию (conversion), ненасильственному принуждению или дезинтеграции системы противника либо его режима.

AUTHORITY — Авторитет: Качество, которое заставляет добровольно воспринимать суждения, решения, рекомендации и распоряжения некоторых людей и институтов как правильные и, следовательно, претворять их в жизнь при помощи других людей через повиновение или сотрудничество. Авторитет является главным источником политической власти, но не идентичен ей.

BOYCOTT — Бойкот:  отказ от социального, экономического или политического сотрудничества.

CIVIC ABSTENTION — Гражданское воздержание:  синоним акций по отказу от политического сотрудничества.

CIVIC ACTION — Гражданское действие:  синоним ненасильственных акций, проводимых в политических целях.

CIVIC DEFIANCE — Открытое гражданское неповиновение: агрессивные акты ненасильственного протеста, сопротивления или вмешательства, проводимые в политических целях.

CIVIC STRIKE — Гражданская забастовка: прекращение экономической деятельности, осуществляемое в политических целях. Бастовать могут не только рабочие, но, что немаловажно, обычно принимают участие студенты, лица свободных профессий, частные торговцы, «белые воротнички» (в том числе, государственные служащие), а также представители высших слоёв общества.

CIVIL DISOBEDIENCE — Гражданское неповиновение:  преднамеренное мирное нарушение отдельных законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов армии и полиции и тому подобного.

Как правило, это законы, которые расцениваются как аморальные, несправедливые и деспотические по своей природе. Иногда, тем не менее, несоблюдение законов широкого действия либо нейтральных в моральном смысле может носить характер символического противодействия (opposition) курсу правительства в целом.

CIVIL RESISTANCE — Гражданское сопротивление: синоним ненасильственного сопротивления.

CONVERSION — Преобразование: такое изменение точки зрения противника, в отношении которого проведены ненасильственные действия, при котором он приходит к убеждению о правомерности принятия целей ненасильственной группы.

Это один из четырёх механизмов изменений при осуществлении ненасильственных действий.

DISINTEGRATION — Дез


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.