Отбор в спортивном ориентировании — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Отбор в спортивном ориентировании

2019-12-18 458
Отбор в спортивном ориентировании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТБОР В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

                                          

Кибаров Андрей Александрович,

студент 53 гр.

факультет физической культуры и спорта

___________________________

(подпись, дата)

 

                                                                 

Научный руководитель:

Козлова Юлия Андреевна,

преподавателькафедры лёгкой атлетики

и лыжного спорта

___________________________

(подпись, дата)

 

Витебск, 2011

РЕФЕРАТ

Курсовая работа 29 с., 20 источников.

 

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ, СПОРТИВНЫЙ ОТБОР, УРОВНИ ОТБОРА, ДИСТАНЦИЯ, ЗАДАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, МАРКИРОВАННАЯ ТРАССА, ЭСТАФЕТА, МЕТОД, КРИТЕРИЙ ОТБОРА.

 

Объект исследования – спортивный отбор в спортивном ориентировании.

Предмет исследования – техника и методикаотбора детей для занятий спортивным ориентированием.

Цель работы: изучить методику и технику отбора в спортивном ориентировании.

Методы исследования: метод изучение и анализ научно-методической литературы.

Элементы научной новизны: доказано, что спортивный отбор играет важнейшую роль в становлении будущего спортсмена. Поэтому, спортивное ориентирование, которое является распространённым видом спорта, проводится достаточно кропотливый и чёткий отбор, для занятия ориентированием. С развитием научно – технического прогресса развиваются и новые методики и техники отбора.  

Экономическая и социальная значимость работы: данная работа помогает понять те трудности, которые встречаются при проведении спортивного отбора в ориентировании, а также помогает разобраться в понятии спортивный отбор, а также трудности отбора в спортивном ориентировании.

Автор работы подтверждает, что приведенные сведения объективно отражает состояние исследуемого вопроса спортивного отбора для занятия спортивным ориентированием, а все заимствованные из различных источников положения сопровождаются ссылками на их авторов. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 4

1 Отбор в спортивном ориентировании………………………………………….6

1.1 Характеристика понятий спортивный отбор,

спортивная ориентация, одарённость, талант, способности,

задатки…………………………………………………………………………6

1.2  Уровни отбора……………………………………………………………8

1.3 Отбор на различных этапах многолетней подготовки в спортивном ориентировании…………………………………………………………....9

1.4 Критерии отбора детей для спортивного ориентирования ……………11

1.5 Выводы…………………………………………………………………….20

2 Методы исследования, определяющие способности детей для занятий спортивным ориентированием ……………………………………………………21

2.1 Педагогические методы…………………………………………………..21

2.2 Социологические методы………………………………………………...22

2.3 Психологические методы ………………………………………………..23

2.4 Медико-биологические методы………………………………………….23

2.5 Выводы…………………………………………………………………….24

3 Примерные методические рекомендации для проведения отбора в секции,

кружки спортивного ориентирования……………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Значение отбора как важного фактора роста спортивных достижений на всех этапах спортивной подготовки общепризнанно. Система отбора является сложным социальным механизмом, который не только работает на спорт, но и тесным образом связан с другими сферами деятельности. Поиск новых форм отбора юных спортсменов и определение информативных тестов, используемых при этом, - вот те задачи, которые ставят перед собой тренеры и ученые.

У специалистов нет единого мнения относительно средств и методов оценки перспективности спортсменов. Однако при отборе в первую очередь необходимо определить уровень развития наиболее консервативных качеств и способностей. К ним можно отнести быстроту, координационные способности, оперативное мышление, предвидение ситуаций, а также стремление к достижению высоких спортивных результатов.

Спортивное ориентирование – один из немногих видов спорта, где участники соревнований действуют индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников. Поэтому для достижения цели необходима хорошая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, смелости, самообладания. 

Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта, для которых характерным является высокий уровень развития выносливости и специальной психической работоспособности. Хорошо известно, что способность к определенной деятельности - сложное, интегральное качество психики. Умственная деятельность ориентировщика отличается сложной, аналитико-синтетической работой мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышлении, в извлечении информации и кодировании ее в кратковременной и долговременной памяти. Изучение подобных явлений предполагает их анализ и разложение на более простые компоненты. Поэтому один из ключевых вопросов активного отбора - вопрос интегральной оценки перспективности ребенка в данном виде спорта. Такая оценка развития всех изучаемых показателей объективно отражает уровень подготовленности юных спортсменов и позволяет достоверно осуществлять надежный прогноз успешности по годам обучения. Несомненно, что дальнейшие успехи в развитии спортивного ориентирования во многом обусловлены результатами научных исследований, направленных на обоснование технологии спортивного отбора на ранних этапах многолетней подготовки. Констатируя значимые достижения в разработке основ юношеского спорта, следует отметить наличие в спортивном ориентировании ряда практических проблем: не определены доминантные факторы, обуславливающие высокий уровень специальной подготовленности юных ориентировщиков на различных этапах многолетней тренировки, не выявлены информативные тесты для определения перспективности. Всё это ограничивает возможности управления учебно-тренировочным процессом и снижает эффективность комплексного контроля, отбора и ориентации спортсменов. Понятно, что данные проблемы требуют незамедлительного решения.

Анализ литературы по спортивному отбору показывает, что спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Это требует всестороннего анализа физических и психических качеств спортсмена, а предрасположенность детей и подростков к определенной спортивной деятельности можно выявить в раннем возрасте. Если исходить из того, что отбор - начало многолетнего процесса спортивной подготовки, то совершенствование системы контрольных испытаний для отбора с ориентацией на высшее спортивное мастерство имеет актуальное значение в спортивном ориентировании [4, с. 24-27].

Цель курсовой работы: изучить методику и технику отбора в спортивном ориентировании.

Поставленная цель определяет задачи курсовой работы:

- проанализировать спортивное ориентирование, как вид спорта

- изучить виды дистанций, которые встречаются в спортивном ориентировании

- изучить уровни спортивного отбора

- проанализировать отбор на различных этапах многолетней подготовки   спортсменов

- изучить критерии отбора детей для спортивного ориентирования

Объект курсовой работы: спортивный отбор в спортивном ориентировании.

Предмет курсовой работы: техника и методикаотбора детей для занятий спортивным ориентированием.

Метод исследования: изучение и анализ научно-методической литературы.

В курсовой работе использовалось 20 литературных источников. По данной теме нашлось достаточно источников. Недостатком данных использованных источников в том, что они были написаны достаточно давно, что означает, что данная тема не рассмотрена в достаточном объёме.

 

Уровни отбора

Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта. Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации.

Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.

Первый уровень  —  начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9—14 лет), обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно отбор проводится в три этапа. На первом—агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором — тестирование и наблюдения для определения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом продолжительном — наблюдения в процессе обучения и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.

Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных юношей и девушек (возраст 16—17 лет), обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).

Третий уровень —отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осуществляется на основе изучения тренировочной и  соревновательной деятельности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследования во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов.

Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сборные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревнований. С этой целью  анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сборной команде, изучается  соревновательная деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах. В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и группы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.

Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уровень физических качеств, специфичных для данного вида спорта, уровень способностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной деятельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обследования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов  отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиваемых увеличивается [5, с. 39-43].

 

1.3 Отбор на различных этапах многолетней подготовки в спортивном ориентировании

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятие спортивным ориентированием.

В группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) принимаются дети в 10-12 лет для занятий спортивным ориентированием. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы.

Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для спортивного ориентирования; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этап проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, насколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы соответствуют тому морфологическому типу, который характерен для выдающихся представителей спортсменов–ориентировщиков по спортивному ориентированию.

Медико-биологические исследования дают оценку состояния здоровья, физическому развитию, физической подготовленности.

Особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в спортивном ориентировании. Среди физических качеств и способностей есть консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований, реакция на неудачное выступление в нем.

Социологическое обследование выявляет интересы детей и подростков к занятиям спортивным ориентированием, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

На третьем этапе спортивного отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестирование в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

На четвертом этапе спортивного отбора должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор осуществляется по следующим показателям:

1) Спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки;

2) Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;

3) Степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам.

В процессе этого этапа спортивного отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, классификационные нормативы и т.д.) качество отбора служит важным условием успешности многолетней подготовки спортивных резервов.

Для каждого кандидата отбор, в конечном счете, сводится к положительному или отрицательному результату. Положительный результат отбора может, например, заключаться в зачислении в группу и команду, включении в игру запасного спортсмена, назначении тренера, а отрицательный реализуется в виде отчисления, исключения, удаления, дисквалификации, перевода основного спортсмена в число запасных и т.д. [1, c. 22-24]

 

Выводы

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то затем работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не принимается решения о прекращении занятий. Отрезок времени, в течение которого осуществляется спортивный отбор, может иметь различную величину - от нескольких секунд до нескольких лет. Так, например, начальный отбор юных спортсменов проводится в расчете на последующую многолетнюю спортивную деятельность. Напротив, замены спортсменов по ходу соревновательной деятельности, разрешенные правилами некоторых видов спорта, нередко представляют собой отбор для последующей деятельности в течение нескольких секунд (как в случае замены гандбольного вратаря на время выполнения соперником семиметрового штрафного броска)[5, с. 78-79].

Таким образом, можно сделать вывод, что качественный спортивный отбор обеспечивает выявление и отбор одаренных, способных к спорту, более того, к определенному его виду, детей в самом раннем возрасте. Позволяет более «прицельно» тренировать юных спортсменов и с учетом наследственности, и влияния окружающей среды специализировать спортсменов с целью достижения высоких спортивных результатов и реализации потенциала человеческих способностей[9, с. 97-98].

 

 

2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ

Педагогические методы

 

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. Особое внимание следует уделять генетически обусловленным качествам и способностям, которые с трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Основным педагогическим методам отбора является педагогическое наблюдение.

Педагогическое наблюдение представляет собой целенаправленную констата­цию эмпирических фактов. Оно проводится по заранее намеченному плану, которым определяются цель, задачи и порядок на­блюдений. Сам исследователь непосредственного участия в учеб­ном процессе не принимает, но обеспечивает объективность на­блюдения, Так, одним из примеров наблюдения является про­слеживание методики проведения тренировочных занятий. Для этого ис­следователь хронометрирует время, отводимое на обучение, фиксирует методические приемы и ответные действия на них со стороны обучаемых, количество подходов и время, за­траченное на них. На основе собранного материала можно судить о методической подготовленности тренера, о величине психо­физиологической нагрузки на занятиях, об эффективности при­меняемых им методов обучения. Собранный материал обрабаты­вается, сопоставляется с другими данными и обобщается, что по­зволяет сделать конкретные выводы и дать практические реко­мендации.

Продуктивность наблюдения зависит от методической подго­товленности исследователя. Объектами наблюде­ния могут быть все стороны учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию: цель и задачи занятий спортивным ориентированием, средства и методы, применяемые при реше­нии оздоровительных, образовательных, воспитательных задач, процесс становления спортивного мастерства, межличностные отношения между педагогом-тренером и ориентировщиками, психофи­зиологическая нагрузка на занимающихся в процессе занятий, способности гимнастов и их тренируемость, техничность испол­нения гимнастических упражнений и их композиционное пост­роение и др. Выбор объекта наблюдения зависит от задач иссле­дования.

Наблюдение должно иметь четкую программу и способы фик­сации результатов. При проведении наблюдения используются следующие способы: протоколирование (словесное описание, гра­фическая фиксация, стенографирование), фотографирование и киносъемка, звукозапись. Данный метод достаточно трудоёмок и продолжителен[16, с. 183-185].

Социологические методы

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям. К социологическим методам отбора относятся: анкетирование, беседа, интервью.

Анкетирование — это метод, с помощью которого можно по­лучить сведения по интересующему исследователя вопросу от большого числа респондентов (квалифицированных педагогов, спортсменов и др.). Из целого ряда видов анкетирования наибо­лее подходящим для исследований в области гимнастики явля­ется так называемое личное анкетирование, когда респондент заполняет анкету в присутствии исследователя, под его контро­лем. В анкете принято выделять вводную, основную и демографи­ческую части.

Во вводной части (обращение к респонденту) указываются: организация, от имени которой исследователь обращается к рес­понденту; задачи исследования; теоретическое и практическое зна­чение их решения; роль респондента в решении поставленных за­дач; заверение в полной анонимности ответов респондентов; пра­вила заполнения анкеты; заверения в готовности выслать резуль­таты исследований респонденту, если он этого пожелает; поря­док возврата анкеты исследователю.

В основной части анкеты дается система вопросов, ответы на которые помогут решить задачи исследования. Разработка этой части анкеты наиболее сложная и ответственная.

В демографической части анкеты должны содержаться вопросы, определяющие паспортную характеристику респонден­та (ф.и.о., пол, возраст, спортивная квалификация и др.). Эта часть может быть расположена как в начале, так и в конце анкеты.

Интервью — это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов исследователя.

Беседа — метод получения информации путем двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

В беседе и респондент, и исследователь выступают активными сторонами, в отличие от интервью, где вопросы задает исследо­ватель. Во время беседы можно получить более достоверные дан­ные, чем при анкетировании.

С помощью перечисленных методов исследователь получает информацию в виде суждений респондентов, поэтому в ней со­держится доля субъективности. Ее будет тем меньше, чем выше педагогическая квалификация респондента и чем более он заин­тересован в объективности результатов исследования.

Данные методы для проведения отбора также весьма трудоёмки и не всегда дают конкретные ответы[10, с. 185-191].

 

Психологические методы

С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Психологический метод - важнейший фактор на стадии высшего спортивного мастерства, который теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности. Психическая надежность спортсмена обеспечивает широкий диапазон адекватных реакций в самых неожиданных соревновательных ситуациях. Особое место в формировании понятия психической надежности в спорте принадлежит устойчивости к стрессу - неспецифической реакции организма на различные вредные факторы: холод, усталость, недостаток кислорода, боль, неопределенность ситуаций и т.п. При этом стрессовые реакции могут быть вызваны не только реальными условиями, но и представлением об опасности, то есть психическим путем, поэтому недостаточная психическая надежность может быть причиной неудач в спорте.

Данный метод отбора в спортивном ориентировании весьма актуален и занимает одно из важнейших мест при отборе молодых спортсменов. Так как местом ведения борьбы в спортивном ориентировании выступает окружающая среда и спортсмен остаётся один на один в данных условиях. Поэтому, спортсмен ориентировщик, должен оставаться психологический устойчивым, к неспецифическим условиям ведения борьбы. Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований, реакция на неудачное выступление в нем.

Поэтому при отборе в спортивном ориентировании проводится полный объём разнообразных тестов на психологическую устойчивость тем или иным условиям.    

Медико-биологические методы

На основе медико-биологических методов выявляются морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние его здоровья, физической подготовленности занимающихся, энергетические и биохимические предпосылки.

С помощью данного метода отбора выделяются особенности развития физических качеств, уровень физического развития, рассматривается также физическая подготовка спортсмена ориентировщика, выделяются энергетические и биохимические предпосылки к занятию данным видом спорта.

К данным методам также тесно связан антропометрический метод. Который позволяет определить, насколько юные спортсмены соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вила спорта.

Данный метод кропотлив и его результаты дают конкретный ответ, может ли заниматься ребёнок избранным им видом спорта[13, с.154-157].

Выводы

Во второй главе курсовой работы я рассмотрел основные методы исследования, определяющие способности детей для специализации в спортивном ориентировании. Данные методы очень разнообразны и требуют трудоёмкой и кропотливой работы, как от самого ребёнка, тренера, так и от тех кто проводит данные исследования. Благодаря данным полученным в результате исследований ребёнок может определится с выборам того или иного вида спорта, а тренер в свою очередь благодаря этим данным сможет подготовить спортсмена высокого уровня и мастерства.

 

ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТБОРА В СЕКЦИИ, КРУЖКИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

При проведении отбора в кружки, секции по спортивному ориентированию следует рассматривать некоторые методические рекомендации такие как:

 - это целевая направленность на высшее спортивное мастерство, наиболее полное использование индивидуальных возможностей будущего спортсмена;

-  соразмерность развития основных психофизических качеств;

- основные принципы тренировки: всесторонности, постепенности, цикличности, индивидуализации;

- специальная подготовленность и антропометрические данные юных спортсменов – ориентировщиков;

- при отборе следует пользоваться результатами врачебно-педагогического контроля;

-  при отборе в кружки и секции по спортивному ориентированию следует использовать весь комплекс методов отбора;

- при отборе следует ставить перед собой комплекс задач, которые должны решаться в процессе занятий в кружке или секции;

При выполнении этих методических рекомендаций при отборе в кружки и секции по спортивному ориентированию можно быть уверенным, что отбор пройдёт успешно. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основные положения спортивного отбора в ориентировании:

- Отбор юных спортсменов и их специальная подготовка являются единым, органически связанным процессом, поскольку в их основе лежат психофизические показатели, при помощи которых можно вносить управленческие коррективы в учебно-тренировочные занятия и тем самым повышать их эффективность.

- Отбор спортсменов должен опираться на комплексную оценку их потенциальных возможностей, поэтому необходимо применять тесты, отражающие уровень развития выносливости и психической работоспособности с учетом темпов прироста этих показателей. Это дает возможность выявить юных ориентировщиков, обладающих комплексом врожденных психофизических качеств, которые необходимы в спортивном ориентировании на различных этапах подготовки и по которым можно предсказать успешность соревновательной деятельности.

Отбор спортсменов - это многолетний многоступенчатый процесс, охватывающий все периоды многолетней подготовки, а эффективность спортивного отбора в первую очередь определяется комплексным исследованием возрастной динамики показателей психофизического развития. Это положение разделяет абсолютное большинство ведущих специалистов в области организации спортивного отбора.

Исходя из этого, технология спортивного отбора в ориентировании включает несколько этапов. На первом этапе отбираются дети 9-11 лет для предварительной, строго не связанной с ориентированием, подготовки с целью всестороннего физического развития и формирования интереса к систематическим занятиям спортом. Группы начальной подготовки формируются по результатам сплошного тестирования, к занятиям привлекается большое число кандидатов с общей двигательной одаренностью.

На втором этапе предварительного отбора (11-13 лет) проводится целенаправленная оценка двигательных и психических способностей на основании разработанных тестовых моделей. Вторая ступень отбора решает задачи оценки темпов роста психофизических способностей, определяющих достижение высокого спортивного результата в ориентировании. Сочетание высокого исходного уровня и высоких темпов роста говорит о большой одаренности ребенка. На этапе углубленной тренировки (13-16 лет) отбор должен быть направлен на определение способностей спортсменов в достижении вершин мастерства. Необходимы анализ индивидуальных данных и сопоставление их с показателями спортсменов высокой квалификации (МС-МСМК), что позволяет определить преимущественную направленность воздействия на слабые стороны специальной подготовленности. При наличии природной одаренности и правильной системе тренировки дальнейшая спортивная ориентация должна быть направлена на выбор для каждого, отдельно взятого ребенка вида спортивной специализации (в летнем или зимнем ориентировании он сможет достичь высоких результатов?), а затем и конкретной спортивной дисциплины. При этом необходимо учитывать динамику спортивных результатов и их уровень на протяжении всего отборочного этапа, психическую устойчивость, надежность выступлений, переносимость возрастающих тренировочных нагрузок и состояние здоровья. В этом случае определение перспективности юных ориентировщиков даст возможность выявить спортсменов, способных к максимальной реализации индивидуальных возможностей[17].

 

 

ОТБОР В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

                                          

Кибаров Андрей Александрович,

студент 53 гр.

факультет физической культуры и спорта

___________________________

(подпись, дата)

 

                                                                 

Научный руководитель:

Козлова Юлия Андреевна,

преподавателькафедры лёгкой атлетики

и лыжного спорта

___________________________

(подпись, дата)

 

Витебск, 2011

РЕФЕРАТ

Курсовая работа 29 с., 20 источников.

 

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ, СПОРТИВНЫЙ ОТБОР, УРОВНИ ОТБОРА, ДИСТАНЦИЯ, ЗАДАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, МАРКИРОВАННАЯ ТРАССА, ЭСТАФЕТА, МЕТОД, КРИТЕРИЙ ОТБОРА.

 

Объект исследования – спортивный отбор в спортивном ориентировании.

Предмет исследования – техника и методикаотбора детей для занятий спортивным ориентированием.

Цель работы: изучить методику и технику отбора в спортивном ориентировании.

Методы исследования: метод изучение и анализ научно-методической литературы.

Элементы научной новизны: доказано, что спортивный отбор играет важнейшую роль в становлении будущего спортсмена. Поэтому, спортивное ориентирование, которое является распространённым видом спорта, проводится достаточно кропотливый и чёткий отбор, для занятия ориентированием. С развитием научно – технического прогресса развиваются и новые методики и техники отбора.  

Экономическая и социальная значимость работы: данная работа помогает понять те трудности, которые встречаются при проведении спортивного отбора в ориентировании, а также помогает разобраться в понятии спортивный отбор, а также трудности отбора в спортивном ориентировании.

Автор работы подтверждает, что приведенные сведения объективно отражает состояние исследуемого вопроса спортивного отбора для занятия спортивным ориентированием, а все заимствованные из различных источников положения сопровождаются ссылками на их авторов. 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 4

1 Отбор в спортивном ориентировании………………………………………….6

1.1 Характеристика понятий спортивный отбор,

спортивная ориентация, одарённость, талант, способности,

задатки…………………………………………………………………………6

1.2  Уровни отбора……………………………………………………………8

1.3 Отбор на различных этапах многолетней подготовки в спортивном ориентировании…………………………………………………………....9

1.4 Критерии отбора детей для спортивного ориентирования ……………11

1.5 Выводы…………………………………………………………………….20

2 Методы исследования, определяющие способности детей для занятий спортивным ориентированием ……………………………………………………21

2.1 Педагогические методы…………………………………………………..21

2.2 Социологические методы………………………………………………...22

2.3 Психологические методы ………………………………………………..23

2.4 Медико-биологические методы………………………………………….23

2.5 Выводы…………………………………………………………………….24

3 Примерные методические рекомендации для проведения отбора в секции,

кружки спортивного ориентирования……………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Значение отбора как важного фактора роста спортивных достижений на всех этапах спортивной подготовки общепризнанно. Система отбора является сложным социальным механизмом, который не только работает на спорт, н


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.