Управление финансами                                                                      5 — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Управление финансами                                                                      5

2019-12-17 194
Управление финансами                                                                      5 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                     3                                                           

 

Управление финансами                                                                      5

1.1. Общие понятия об управлении финансами                                      5

1.2. Органы управления финансами                                                         7

1.3. Концепция государственного регулирования финансов               13

 

Система управления финансами                                                     18

2.1. Современная система управления финансами                                18

2.2. Финансовые индикаторы в системе

  макроэкономического регулирования                                             22

 

 

Заключение                                                                                              35

 

Библиография                                                                                              37

 

Введение

 

Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы в средние века.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялись путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито в тот период только в армии.

В условиях развитого капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Эти отношения стали осуществляться в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX веке, особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах единиц национальных валют. Во всех странах в этот период произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Многие государства стали аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Значительное развитие получили финансы предприятий и организаций различных форм собственности.

Одновременно с этим в экономически развитых странах получила широкое развитие акционерная форма предприятий. Выпуск акций является одной из мощных форм мобилизации капитала, которая позволяет трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции.

В условиях развития рыночных отношений, ограниченных финансовых ресурсов для простого и расширенного воспроизводства, обострения конкурентной борьбы резко возросла значимость управления финансами как на государственном уровне так и на уровне предприятий различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой функционирование предприятий осуществляется под строгим контролем его финансового управления.

Управление финансов осуществляется с помощью особых приемов и методов, включая планирование, оперативное управление, контроль.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – финансовый план. Сводный финансовый план государства формируется на основании смет отдельных предприятий и организаций. В каждом финансовом плане определяются доходы и расходы на определенный период времени, связи с разными звеньями финансово-кредитной системы государства.

Финансовые планы разрабатываются для каждого звена финансовой системы государства с учетом его специфики. Органы государственной власти составляют бюджеты разных уровней, общественные объединения и страховые компании – финансовые планы, коммерческие предприятия и организации составляют балансы доходов и расходов, предприятия и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность – сметы, кооперативные организации – финансовые планы.

Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, базирующейся на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разработанных на основе оперативного анализа финансовой информации и направлений наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. Основным содержанием оперативного управления является выявление узких мест, маневрирование финансовых ресурсов с целью ликвидации, поиск направлений для решения вновь возникающих задач.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. В результате финансового контроля сопоставляются фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявляются резервы роста финансовых ресурсов, намечаются пути более эффективного ведения хозяйства.

 

 

 

Управление финансами

 

Органы управления финансами

 

Государственные органы управления на Руси начали создаваться в период правления Ивана III (1462-1505гг.). Ими стали приказы – органы центрального управления в России XVI – начала XVIII в. (приказная форма управления).

К числу финансовых приказов общегосударственной компетенции относились: приказ Большого прихода (ведал сбором таможенных доходов); приказ Новой четверти (осуществлял кабацкие сборы с Москвы и южных городов); приказ Большой казны (ведал государственным хозяйством, в том числе казенной промышленностью, торговлей, а также Денежным двором, где производилась чеканка монет).

Приказами с областной компетенцией являлись четверти. Они занимались сбором налогов с определенной территории. Четвертей было пять: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. Кроме того, были приказ Казанского дворца (управлял Казанью, а также городами и уездами, расположенными на Средней и Нижней Волге); Сибирский приказ (осуществлял управлением финансами Сибири); Земский приказ (управлял Москвой и осуществлял сбор налогов с ее населения).

В период царствования Петра I (1682-1725 гг.) стала вводиться коллегиальная форма управления. Коллегии утверждены Петром I в 1717-1721 гг. Вместо всей массы приказов созданы 12 коллегий: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейств-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия и др. Три из 12 коллегий имели финансовый характер: Камер-коллегия – ведала денежными доходами; Штатс-коллегия – управляла расходами государства; Ревизион-коллегия – осуществляла контрольные функции.

При Александре I (1801-1825 гг.) с учреждением в 1802 г. министерств (министерская форма управления) управление финансами стали осуществлять: Министерство финансов – управляло источниками доходов; Государственное казначейство – ведало движением денежных сумм; Государственный контроль – осуществлял проверку счетов.

Постепенно функции Государственного казначейства стали передаваться Министерству финансов и банковской системе. Казначейство прекратило свое существование в 1926 г. и заново возрождено в 1993 г.

В СССР Министерство финансов являлось органом центрального управления всеми финансами страны.

В зарубежных странах общее управление государственными финансами осуществляют высшие органы власти и управления, представленные в табл. 1.

 

Страна Органы законодательной власти Органы исполнительной власти
США Конгресс Министерство финансов; Административно-бюджетное управление при Президенте; Таможенная служба
Великобритания Парламент Казначейство; Управление таможенных пошлин и акцизов
Германия Бундестаг Министерство финансов
Франция Национальное  собрание Министерство экономики, финансов и бюджета

Таблица 1. Органы управления финансами

 

В Российской Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. В аппарате Правительства РФ имеется:

Департамент государственных финансов, который курирует вопросы бюджетной и налоговой политики, бюджет расширенного правительства, а также отвечает в целом за сбалансированность бюджетной политики;

Департамент финансовых рынков и имущественных отношений – курирует вопросы финансового посредничества, страхования, негосударственные пенсионные фонды, банковское дело, рынок ценных бумаг.

На общегосударственном уровне к органам управления финансами относятся: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Минфин России; Министерство РФ по налогам и сборам; Министерство имущественных отношений РФ; Государственный таможенный комитет РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству; Комитет РФ по финансовому мониторингу.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным. Основными задачами Счетной являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; определение эффективности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; регулярное предоставление информации Совету Федерации и Государственной Думе о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Министерство финансов РФ (Минфин России). Главной задачей Минфина России является проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политике по добыче, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координация деятельности в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти.

На Министерство финансов возложены следующие задачи: совершенствование бюджетной системы, развитие бюджетного федерализма; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях; обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджетов; управление государственным внутренним и внешним долгом; разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; осуществление государственного финансового контроля; обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом.

Основными подразделениями Министерства финансов являются управления и департаменты: бюджетной политики; налоговой политики; межбюджетных отношений; финансирования госаппарата; оборонного комплекса и правоохранительных органов; макроэкономической политики и банковской деятельности; управления государственным внутренним долгом; международных финансовых организаций; отраслевого финансирования; страхового надзора; государственного финансового контроля и аудита; методологии бухучета и отчетности; Главное управление федерального казначейства.

Главными задачами органов Федерального казначейства являются: организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ; управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы РФ.

Единая централизованная система федерального казначейства включает: Главное управление федерального казначейства Минфина России (ГУФК); Управление федерального казначейства (УФК) по г. Санкт-Петербургу; УФК по г. Москве; УФК по автономным округам – 10; УФК по республикам в составе РФ – 21; УФК по краям – 6; УФК по областям – 49; УФК по автономной области – 1; отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах – 2152.

Главное управление федерального казначейства Минфина России (ГУФК) возглавляет данное управление заместитель министра финансов – начальник Главного управления. В составе ГУФК созданы отделы, в названиях которых выражены возложенные на них функции: отдел платежей; отдел учета операций государственного долга; отдел анализа исполнения федерального бюджета; контрольно-испекторский отдел и др.

Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России) является федеральным органом по управлению государственным имуществом. В соответствии с возложенными на него задачами Минимущество России: контролирует поступление в федеральный бюджет средств от приватизации и использования имущества, отнесенного к федеральной собственности; принимает участие в разработке и реализации мероприятий по поддержке реконструкции приватизированных предприятий за счет средств федерального бюджета; назначает и проводит документальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации); принимает решение о проведении аудиторских проверок унитарных предприятий, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг; назначает аудиторские проверки деятельности юридических лиц в части контроля за использованием по назначению и сохранностью объектов федеральной собственности; является держателем принадлежащих РФ акций (вкладов, долей), закрепленных в федеральной собственности.

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Централизованная система налоговых органов включает МНС России, а также территориальные органы МНС России: управления МНС России по субъектам РФ; межрегиональные инспекции; инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления; инспекции межрайонного уровня.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам ГТК России относятся: проведение налоговых проверок по налогам, а также проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами; приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства; взимание недоимок по налогам, сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В систему таможенных органов входят ГТК России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Таможенные органы отнесены к числу правоохранительных органов и к государственным военизированным организациям.

Таможенные органы наделены многочисленными функциями, которые можно условно объединить в следующие группы:

- деятельность в сфере таможенной политики РФ: подготовка предложений о совершенствовании российской таможенной политики, разработка правового, организационного и экономического механизмов реализации таможенной политики и т.д.

- деятельность по руководству таможенными органами; взиманию таможенных платежей; таможенному контролю; валютному контролю; таможенной статистике; кадровому обеспечению таможенного дела; развитию материально-технической базы таможенных органов; информированию и консультированию в сфере применения таможенного законодательства;

- правоохранительная деятельность;

- участие в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные и организационные функции, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций. Так, в частности, ФСФО России: осуществляет от имени Российской Федерации процессуальные права при рассмотрении судами дел, связанных с применением законодательства о несостоятельности (банкротстве); проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособных организаций; назначает проведение аудиторских проверок. ФСФО России осуществляет функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.

Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) принимает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. КФМ России подотчетен Минфину России и ежегодно представляет в Министерство отчет, а в Правительство РФ – доклад о своей деятельности и мерах, принятых для противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. КФМ России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Органы управления финансами организации устанавливаются ее руководством и строгой организационной структуры не имеет. Это может быть финансовая дирекция, финансовое управление, финансовый отдел, финансовая служба. Если организация очень крупная, то создаются финансовые дирекции. Схема работы предполагает объединение в финансовые дирекции всех экономических служб: финансовый отдел, бухгалтерия, экономический анализ и пр. Вся структура функционирует под эгидой финансовых отделов. Их роль преобладающая.

На финансовые органы возлагается осуществление:

- во-первых, традиционных финансовых задач, связанных с разработкой перспективных и текущих финансовых планов; доведением утвержденных финансовых показателей до подразделений предприятия; анализом финансово-хозяйственной деятельности; осуществлением контроля за выполнением финансовых планов и целевым использованием денежных средств; обеспечением ведения учета и составлением отчетности о результатах финансовой деятельности;

- во-вторых, организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные выше задачи и содержит  качественно новые. Финансовый менеджмент – организация управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов и получения максимальной прибыли. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами, которая позволяет привлекать финансовые ресурсы на самых выгодных финансовых условиях инвестирования их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке. Достижение успеха в области финансового менеджмента во многом зависит от такого поведения финансовых работников, при котором главным становится инициатива, поиск нетрадиционных альтернативных решений, масштабность операций и оправданный риск, деловая хватка.

Для бюджетных учреждений велика роль финансовых управлений министерств и ведомств, которые распределяют средства федерального бюджета между подведомственными организациями. Кроме того, министерства и ведомства осуществляют контроль за эффективным использованием бюджетных средств. В каждом федеральном министерстве (ведомстве) имеются финансовые органы (департаменты, управления), занимающиеся управлением финансами в данном министерстве (финансовым планированием, финансовым контролем). Для бюджетных организаций социально-культурной сферы, финансируемых из территориальных и местных бюджетов, управление осуществляют отраслевые отделы территориальных органов исполнительной власти (например, Департамент образования Москвы). Если бюджетная организация выделена на самостоятельный баланс, имеет свой счет, то решение финансовых вопросов возложено на бухгалтерию.

Частью общего управления финансами является автоматизированная система управления (АСУ). Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой системе финансов, порождает рост финансовой информации. В этих условиях компетентное управление финансами невозможно без информационного обслуживания на основе автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР) и управления финансами (АСУФ). Переработка информации на основе электронных вычислительных систем обеспечивает своевременное и быстрое получение результатов, способствует более эффективному функционированию финансов.

АСУ финансами включает три элемента: экономико-математические методы; программное обеспечение; электронно-вычислительную технику, оргтехнику и современные средства связи.

В управлении государственными финансами используется АСФР, в частности в системе Минфина России, что повышает эффективность управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, способствует проведению многовариантных расчетов финансовых планов и лучшему их согласованию между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов и др.

Автоматизация финансовых расчетов постепенно внедряется в работу низовых звеньев финансовых органов – районных и городских финансовых департаментов, управлений и отделов, а также финансовых органов коммерческих организаций. Основным направлением деятельности в этой области является создание автоматизированных рабочих мест (АРМ). Наиболее оборудованными являются автоматизированные рабочие места бюджетного работника (по составлению и исполнению бюджета), работника федерального казначейства, налогового инспектора, финансового менеджера коммерческого предприятия, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

 

Заключение

 

Для полного представления темы курсовой работы «Особенности функционирования системы управления финансами» мне необходимо было дать описание основных понятий управления объектами, в конкретной области управление финансами. В первой части моей работы представлены основные понятия: главные функции финансов, цель управления финансами, сферы обращения и влияния финансов, методы управления финансами, органы управления финансами. Кратко перечислила объекты управления и показала, что для управления финансами любого объекта необходимо выработать финансовые инструменты или средства управления объектами.

В отдельный раздел курсовой работы поместила описание органов управления финансами, так как наличие данных структур в современных условиях функционирования финансовой системы обязательно. Органы управления финансами на Руси существовали со времен Ивана III, в периоде длительного исторического пути развития органы управления финансам находятся в постоянной динамике, причиной постоянных изменений структуры является смена государственной власти, политического уклада страны и т.д. В этом разделе мною дана информация истории развития органов управления финансами за последние десятилетия Союза Советских Социалистических Республик и государства Российская Федерация. Я постаралась представить современную структуру финансовых органов управления, указала какие задачи сегодня решают эти структуры, какими функциями они наделены, какими методами и средствами они владеют для выполнения своих задач. Особое внимание уделила вопросу государственного регулирования финансов в рыночной экономике.

Основную часть своей работы посвятила рассмотрению методов государственного регулирования, представила описание существующих прямых и косвенных методов регулирования экономикой страны и наиболее полного изложила материал по основным макроэкономическим показателям, финансовым индикаторам, по которым можно сделать прогноз социально-экономического развития страны.

В разделе «Финансовые индикаторы в системе макроэкономического регулирования» перечислила финансовые индикаторы и показатели экономического развития, которые характеризуют финансовое состояние экономики страны и ее регионов. Описывая, основные макроэкономические показатели такие как: валовой внутренний продукт, объем продукции промышленности, объем розничного товарооборота, денежная масса, товарная масса и другие, представила информацию по этим показателям за последние 6-8 лет, показала в графическом виде динамику изменений этих показателей. Как будущий финансовый менеджер считаю, что оперативное наблюдение за данными показателями позволит своевременно обнаруживать отклонения в финансовой сфере, реагировать и принимать соответствующие меры по устранению негативных явлений. Для проведения полного анализа финансового состояния необходим мониторинг следующих финансовых показателей: добавленная стоимость товара, балансовая прибыль, сумма налога на добавленную стоимость, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль и другие показатели. В этом же

материале дополнительно отметила, что для оперативного сбора статистической информации и проведения различных анализов на основании имеющейся информации, необходимо наличие службы информационных технологий (IT - служба).

В заключение добавлю, что в первой части моей курсовой работы можно было бы больше уделить внимание описанию «понятий» управления финансовыми объектами. Однако я предположила, что базовый материал присутствует в учебной, методической литературе и большое внимание уделила вопросу “государственное регулирование”, в частности разделу финансовые индикаторы косвенного метода – макроэкономическое регулирование с подбором специальной информации из внешних источников.

Со своей стороны, считаю необходимым сделать следующий вывод: на всех уровнях финансового управления - федерального, регионального, местного значения необходимо наличие органов управления по сбору информации, проведению анализа представленной информации, финансового мониторинга экономических показателей с целью своевременного реагирования на негативные явления в финансовой сфере и выработки адекватных мероприятий по устранению этих явлений. Главной задачей финансовых служб менеджмента является:

· сбор статистической информации,

· проведение различных методов анализа по представленной информации,

· оперативный финансовый мониторинг экономических показателей, составление прогнозного варианта различных нормативных, бюджетных и финансовых документов.

 

 

Библиография

1. «Основы управления финансами: перевод с английского.» Хорн Дж. К., М. 2004г.

2. «Финансовое право», под. ред. профессора Химичева Н.И., М. 1997г.

3. «Финансы, денежное обращение и кредит», Климович В.П., М. 2004г.

4. «Финансы, денежное обращение и кредит», под. ред. Сенчагова В.К., Архипова А.И., М. 2004г.

5. «Финансовая система России», Дадашев А.З., Черник Д.Г., м. 1997г.

6. «Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования», Сумароков В.Н., М. 1996г.

7. «Финансы», под. ред. профессора Дробозиной Л.А., М. 1999г.

8. «Государственные и муниципальные финансы», Бабич А.М., Павлова Л.Н., М. 1999г.

9. «Финансы», под. ред. академика Поляка Г.Б., М. 2003г.

10. www.icss.ac.ru Институт комплексных стратегических исследований.

11. www.cir.ru Университетская информационная система России.

12. www.iet.ru Институт экономики переходного периода.

13. www.minfin.rinet.ru Министерство финансов Российской Федерации.

14. www.gks.ru Федеральная служба государственной статистики.

15. www.energy-consulting.ru

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                     3                                                           

 

Управление финансами                                                                      5

1.1. Общие понятия об управлении финансами                                      5

1.2. Органы управления финансами                                                         7

1.3. Концепция государственного регулирования финансов               13

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.