В мае 1991 г. был представлен проект Закона о разгосударствлении и приватизации — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

В мае 1991 г. был представлен проект Закона о разгосударствлении и приватизации

2019-12-17 131
В мае 1991 г. был представлен проект Закона о разгосударствлении и приватизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

промышленных предприятий. Готовился он в закрытом порядке, все попытки организовать обсуждение в печати или хотя бы в руководящих органах КПСС были блокированы (этого не могли добиться даже консервативные члены Политбюро). На заседании Комитета по экономической реформе ВС СССР, где обсуждался законопроект перед вынесением на голосование в ВС, не были заслушаны даже эксперты, которым премьер-министр поручил анализ проекта. Уже действовало "революционное право".

Небольшая дискуссия возникла лишь в связи с тем, что законопроект открывал легальный

путь для передачи большой части предприятий теневым и криминальным организациям.

Часть экономистов активно поддерживала эту идею как чуть ли не главный способ оживления экономики. Криминалисты предупреждали, что преступный капитал создает совершенно особый олигархический уклад, из которого не может вырасти здоровая рыночная экономика.

Кроме того, преступный капитализм всегда будет антигосударственным (мягкие проявления

этого — вывоз капитала и неуплата налогов). Закон был проведен через голосование в ВС СССР практически без прений (возразить, причем только с места, смог лишь депутат Л.И.Сухов, таксист с Украины). Еще более радикальный закон был принят в ВС РСФСР (на деле и он не выполнялся, приватизация проводилась по Указу).

Закон о приватизации по сути ликвидировал не только советскую хозяйственную систему, но

и в целом общественный строй (дело было еще глубже — это был поворот на иную, нежели

прежде, цивилизационную траекторию, поворот от экономики к хрематистике). Все

экономические, социальные и культурные последствия этого шага, ставшие очевидными

через 3–4 года, были точно предсказаны экспертами в мае 1991 г.

§ 4. Изменения национально-государственного устройства

Общенародная собственность была экономической основой и условием Союза (качества

союза, советский и социалистический были взаимно обусловлены). Приватизация

промышленности была невозможна без разделения Союза и наоборот, раздел общего

достояния сразу должен был создать межнациональные противоречия.

В СССР, даже в период становления сплоченных национальных элит (70-е годы), не было

еще реальных националистических движений, т. к. в главной сфере хозяйства, материальном

производстве, межэтнической конкуренции не существовало. Но она уже была в сфере

распределения, управления и интеллектуальной деятельности, и как только был

декларирован "переход к рынку" и возникла перспектива приватизации, республиканские

элиты в короткие сроки создали националистическую идеологию и внедрили ее в сознание

соплеменников. В этом они получили поддержку влиятельных идеологов перестройки в

центре. Идея демократии была прямо ассоциирована с национализмом. Это сразу

многократно увеличило угрозу для СССР, т. к. сепаратизм соединился с подрывом

государства изнутри.

Показательно, что демократы поддерживали лишь национализм антисоветский и

антирусский. Напротив, испытывая угрозу со стороны этнократических движений,

национальные меньшинства республик, видевшие защитника в лице СССР и России (осетины и абхазы, гагаузы, кара-калпаки и др.) проявили «оборонительный» русофильский

национализм, который оценивался демократами негативно.

Народные фронты в Прибалтике, созданные в 1988 г. под прикрытием республиканских

компартий "в поддержку перестройки", в 1989 г. перешли на открыто антисоветские позиции

сепаратизма. Затем компартии были расколоты или фактически ликвидированы. Начали

выдвигаться идеи "республиканского хозрасчета", а затем и экономического суверенитета. В

мае 1989 г. Балтийская ассамблея заявила, что нахождение Латвии, Литвы и Эстонии в

составе СССР не имеет правового основания. Важным этапом в развитии этой линии были

слушания на II Съезде народных депутатов СССР (январь 1990 г.) по вопросу об оценке пакта

Молотова-Риббентропа по результатам работы специальной парламентской комиссии под

руководством А.Н.Яковлева. "Прибалтийская модель" задала культурную и идеологическую

матрицу для националистических движений в других республиках СССР.

Следуя эффективной "формуле Тимишоары", почти во всех республиках были организованы

инциденты с кровопролитием на национальной почве, в которые часто вовлекали Советскую

армию. Единственной республикой, где национализм ни в один из моментов не стал

доминирующей идеологической тенденцией, была Белоруссия.

В эпицентре политического процесса, в Москве и особенно в верховных органах власти,

идеологи перестройки выдвинули идею освобождения нерусских народов от "колониального

господства" и их политического самоопределения. Г.В.Старовойтова, главный в то время

эксперт демократов по национальному вопросу, заявляла, что нации есть основа

гражданского общества, и их самоопределение приоритетно ("выше идеи государственного

суверенитета"). А.Д.Сахаров предлагал превратить СССР в союз 130 этнонаций. Духом

времени прониклись и марксисты ("Правда" писала о верховенстве прав наций, включая

право на неограниченный суверенитет).

Положение резко изменилось после выборов народных депутатов РСФСР в 1990 г., на

которых победили радикальные демократы. С этого момента высший орган власти

республики — ядра СССР оказал безоговорочную поддержку всем актам суверенизации

союзных республик. В 1990 г. РСФСР заключила двусторонние договора с Украиной,

Казахстаном, Белоруссией, Молдавией и Латвией. Экономического значения они не имели, их смысл был в том, что впервые республики были декларированы как суверенные государства.

В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете. Она

декларировала раздел общенародного достояния СССР и верховенство республиканских

законов над законами СССР. Это был первый правовой акт, означавший начало ликвидации

Союза. В октябре 1990 г. принимается Закон РСФСР "О действии актов Союза ССР на

территории РСФСР", устанавливающий наказание для граждан и должностных лиц,

исполняющих союзные законы, не ратифицированные ВС РСФСР (беспрецедентный в

юридической практике акт). Затем был принят Закон "Об обеспечении экономической основы

суверенитета РСФСР", который перевел предприятия союзного подчинения под юрисдикцию

РСФСР. Закон о бюджете на 1991 г. вводил одноканальную систему налогообложения, лишая

союзный центр собственных финансовых источников.

Вслед за РСФСР Декларации о суверенитете приняли союзные и некоторые автономные

республики. Они содержали официальную установку на создание этнических государств, то

есть, на законодательное оформление отказа от государства советского типа ("республики

трудящихся"). В Декларации Украины, например, было записано: "Украинская ССР как

суверенное национальное государство развивается... на основе осуществления украинской

нацией своего неотъемлемого права на самоопределение".

Появились проекты создать вместо СССР конфедерацию с разными названиями:

«Сообщество», "Содружество" и др. В декабре 1990 г. на IV Съезде народных депутатов

СССР поименным голосованием было принято решение о сохранении федеративного

государства с сохранением его названия — Союза Советских Социалистических Республик.

На этом Съезде Н.А.Назарбаев выдвинул идею заключения республиками Союзного договора

без участия центра, что говорит о созревшем решении двигаться к конфедерации.

Президент СССР, вопреки мнению депутатов группы «Союз» и экспертов ЦК КПСС по

национальному вопросу, вынес весной 1991 г. на референдум вопрос о сохранении СССР.

Сама формула референдума включала в себя сразу несколько вопросов и допускала разные

толкования их смысла; референдум был объявлен общесоюзным, но итоги голосования

должны были подводиться по каждой республике в отдельности. Введенные в схему

референдума противоречия лишали любой ответ юридической силы (например, голосование

«против» сохранения СССР не означало голосования за "выход"). Демократическая

Россия" обратилась с призывом ответить «нет» на референдуме.

В референдуме приняло участие 80 % избирателей СССР, власти Латвии, Литвы, Эстонии,

Грузии, Молдавии и Армении отказались от его проведения, и там он проходил по инициативе отдельных местных Советов и трудовых коллективов (в Латвии к урнам пришло свыше 500 тыс. человек, в Литве более 600 тыс., в Молдавии более 800 тыс., в Грузии 45 и в Армении 5тыс.). 76,4 % участвовавших в голосовании высказались за сохранение СССР. Никакого влияния на политический процесс это не оказало.

На этом фоне велась разработка нового Союзного договора для переучреждения СССР.

Идея эта возникла еще в 1989 г., в мае 1990 г. был готов первый вариант, и текст его начал

переиначиваться в попытке удовлетворить всех участников, со сдвигом в сторону

конфедерации. В ноябре 1990 г. внутренне противоречивый документ был внесен в ВС СССР

и вызвал критику и справа, и слева. Это побудило М.С.Горбачева пойти на прямой контакт с

руководителями девяти республик, выразивших желание подписать Договор (формула "9

плюс 1"). 23 апреля 1991 г. был начат т. н. Ново-огаревский процесс.

Cовещание "руководителей республик" было органом, не предусмотренным Конституцией.

Предлагаемые им варианты договора все больше отступали от решений IV Съезда народных

депутатов СССР, но на запросы депутатов ответа не давалось. 17 июня Горбачев подписал, а

18 июня направил в ВС СССР и ВС республик проект "Договора о Союзе суверенных

государств". После ряда изменений последний вариант обсуждался в Ново-Огареве 23 июля

1991 г. По мнению трех групп экспертов, договор означал не только отход от принципов

федеративного государства, но создание даже и не конфедерации, а "клуба государств". Во

многих отношениях проект был лишен какой-либо логики и был нагромождением

противоречий.

На встрече 23 июля было решено подписать Договор в сентябре-октябре, но 29–30 июля на

закрытой встрече в Ново-Огареве Горбачева, Ельцина и Назарбаева было решено провести

подписание 20 августа, вне рамок Съезда народных депутатов СССР. Новый текст Договора

не был передан Верховным Советам и не публиковался до 15 августа 1991 г. Этот Договор

был результатом личных компромиссов М.С.Горбачева, а не верховной союзной власти как

государственного института.

Подписание нового Союзного договора не состоялось из-за произошедшего 19–21 августа в

Москве "государственного переворота".

§ 5. События 19–21 августа 1991 г. и ликвидация СССР

Летом 1991 года события ускорились. В июне прошли выборы первого президента РСФСР,

им был избран Б.Н.Ельцин (он получил голоса 43 процентов избирателей). В ВС СССР

премьер-министр В.Павлов потребовал чрезвычайных полномочий, а министры обороны,

внутренних дел и председатель КГБ на «закрытом» заседании поставили, по сути, вопрос о

введении чрезвычайного положения.

В июле собрался пленум ЦК КПСС, на котором после резких выступлений Горбачева обязали

представить отчетный доклад на съезде КПСС осенью того же года.1992 июля произошел

формальный раскол КПСС — в ней было учреждено "Движение демократических реформ" во главе с А.Н.Яковлевым и Э.А.Шеварднадзе, которые опубликовали заявление в крайне

антигосударственном духе. М.С.Горбачев поддержал это движение, ибо "оно направлено на

достижение согласия, единства".

Утром 19 августа радио сообщило, что Горбачев, находящийся в отпуске в Крыму, по

состоянию здоровья не может исполнять обязанности президента, и руководство СССР

осуществляет Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который

временно берет на себя всю полноту власти. В Москву "для охраны общественного порядка"

были введены войска и бронетехника.

В состав ГКЧП входили: вице-президент Янаев, который исполнял обязанности главы

государства во время отпуска Горбачева, премьер-министр, министры внутренних дел и

обороны, председатель КГБ, член президентского совета по оборонной промышленности и

председатели ассоциаций — промышленных предприятий и крестьянской. ГКЧП был

поддержан практически всем кабинетом министров, который собрался 19 августа. По сути, в

«заговоре» участвовала вся "команда Горбачева ", за исключением его самого — вся

верхушка государственной власти СССР.

Руководство РСФСР "стало на защиту Конституции и Президента СССР". ЦК КПСС лишь

укрепил свою репутацию абсолютно недееспособного органа, заявив, что "не скажет о своем

отношении к ГКЧП, пока не узнает, что с его Генеральным секретарем товарищем

Горбачевым". Большинство руководителей республик воздержалось от комментариев, сделав

вид, что «путч» — внутреннее дело России.

Никаких шагов ГКЧП не предпринимал, определенной точки зрения по конкретным вопросам не высказывал. Ночью 20 августа произошел трагический инцидент: в туннеле на Садовом кольце, по которому следовал патруль на БМП, была устроена баррикада, две машины подожжены, возникла сумятица, в которой погибли трое юношей.

Утром 21 августа ситуация определилась: с Горбачевым официально связались по телефону,

к нему поехали вице-президент России А.В.Руцкой и премьер-министр И.С.Силаев. Они

привезли Горбачева в Москву, а членов ГКЧП арестовали.

Многие обозреватели отмечают совершенно неожиданное, никак не мотивированное и никем

не объясненное прекращение «путча». Никакой военной угрозы демократы для «путчистов»

не представляли и наступления на них не вели. С другой стороны, никакой эволюции во

взглядах самих «путчистов» также не наблюдалось, никаких переговоров, на которых они под давлением постепенно сдавали бы свои позиции, не было.

В Москве Горбачев выдвинул версию, согласно которой он был арестован и лишен связи на

его даче в Форосе (Крым). При последующем расследовании эта версия подтверждения не

получила.201 Согласно официальной версии, сформулированной Б.Н.Ельциным, а затем

даже утвержденной Верховным Советом СССР, в СССР был совершен государственный

переворот, организованный группой заговорщиков, которые были признаны преступниками

(премьер-министр России И.С.Силаев даже призывал их немедленно расстрелять).202

В акцию ГКЧП не были вовлечены никакие организованные политические силы. Высший

оперативный орган партии (Политбюро) никакой деятельности в этот период не вел и

документов не принимал. Путч застал управление партией врасплох. 20 августа в Москве

находилось примерно две трети членов ЦК, однако секретариат от проведения пленума

отказался. Дела, возбужденные после августа против областных организаций КПСС, а также

против ряда членов Политбюро и секретарей ЦК КПСС были закрыты ввиду полной

непричастности этих организаций к событиям в Москве. Группа «Союз», которая требовала

снятия президента и введения чрезвычайного положения, также оказалась вне «путча».

Более того, председатель группы Н.Блохин заявил, что осуждает действия ГКЧП.

КГБ, якобы специально предназначенный для подобных операций, ничего не знал (вплоть до

самых высших уровней командования) о планах «переворота» и не участвовал в нем.

Московский, весьма консервативный, ОМОН получил 19 августа приказ "О мерах по усилению общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайного положения", а затем ОМОН был разоружен, склады с оружием опечатаны.

Не было также никаких массовых выступлений в поддержку ГКЧП или против него (в Москве, несмотря на призыв Б.Н.Ельцина и мэра Г.Х.Попова, не забастовало ни одно предприятие, кроме биржи). Эти события подтвердили, что все политические конфликты перестройки представляли собой борьбу между узкими группировками при полном безразличии и бездействии подавляющего большинства населения страны.

После августа 1991 г. прошел первый этап революционного перераспределения

собственности. Была во внесудебном порядке лишена всей собственности КПСС и

предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций,

вузов, редакций газет и т. п. Некоторые из таких случаев получили широкую огласку — вроде

осады здания Союза писателей СССР (его отстояли собравшиеся там писатели).

Важнейшим результатом "августовской революции" было запрещение во внесудебном

порядке КПСС и компартии РСФСР, а также ряда просоветских общественных организаций.

М.С.Горбачев обратился к партии с призывом к самороспуску (к разработке М.С.Горбачевым

определявших судьбу КПСС документов не были привлечены не только члены ЦК, но и

секретари ЦК КПСС — лишь приближенные генсека).

Пресса и демократические идеологи после августа вели активную кампанию на «добивание»

Центра (ставился уже вопрос о расчленении и РСФСР). Антиэтатизм достиг особого накала,

многие видные деятели клялись, что они всю жизнь боролись "с государственным монстром".

Министр здравоохранения РСФСР В.Калинин предписал всем облздравам и горздравам:

"Категорически запрещаю исполнение каких-либо приказов и распоряжений Минздрава

СССР, а также контакт с их (?) функционерами". Американский политолог А.Янов в лекции

в Институте философии АН СССР сказал, что "августовская победа почти целиком исполнила функцию оккупационных властей".

Демонтаж всей системы государственной власти СССР был после этого лишь делом техники.

На открывшемся 2 сентября V Съезде народных депутатов СССР ему даже не разрешили

следовать повестке дня. Н.А.Назарбаев зачитал "Заявление Президента СССР и высших

руководителей союзных республик", которое было ультиматумом с требованием

самороспуска. Съезд был ликвидирован, а Верховный Совет СССР полностью

деморализован. 14 сентября созданный новый орган Государственный Совет СССР принял

решение об упразднении большинства министерств и ведомств СССР.

Удалось, однако, реанимировать подготовку Союзного договора ("Ново-Огарево II"), теперь

всего лишь с созданием конфедерации. 1 сентября руководители 10 республик выразили

готовность подписать договор (РСФСР, Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан,

Кыргызстан, Таджикистан, Армения, Туркменистан, Узбекистан). 25 ноября проект был

окончательно согласован, а 27 ноября опубликован. Он должен был быть подписан в

декабре.

Б.Н.Ельцин, Л.Кравчук и С.Шушкевич до такого исхода решили дело не доводить и в местечке Беловежская пуща под Минском 8 декабря 1991 г. тайно подписали соглашение о ликвидации СССР ("с целью сохранения единства"). В их заявлении сказано, что СССР "как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование", прекращалась и деятельность органов СССР. Среднеазиатские республики, Казахстан и Армения выразили свое недоумение, но было поздно.

История государства Союза Советских Социалистических Республик завершилась.

 

Справка: ОШИБОЧНОЕ РЕШЕНИЕ - неправильное непреднамеренное выполнение или невыполнение ряда последовательных действий из-за неверной оценки протекающих процессов.

Нормальное поведение при ошибке – исправить ее.

Предварительные выводы:

1. Все произошедшее - не ошибка

2. Это – пятилетка сознательного демонтажа социализма

3. О выполнении решений 27 съезда никто даже не думал.

4. Сознательный обман людей.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.