Развитие повествовательной речи. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Развитие повествовательной речи.

2019-12-17 545
Развитие повествовательной речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Повествовательная речь наиболее сложна. Она отличается развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д.

Повествовательная речь требует хорошей памяти, напряженного
внимания к содержанию и форме речи. В то же время она опирается
на последовательное, логическое мышление.

Повествовательная речь сложна в лингвистическом отношении.
Для того, чтобы она была понята слушателями, в ней должны
использоваться полные, распространенные предложения, наиболее
точный словарь.

Умение пользоваться повествовательной речью играет большую
роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также
средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная
повествовательная речь. Он может без помощи взрослого передать
содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те
или иные события свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.).

В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть
содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые
ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он
еще часто концентрирует свое внимание главным образом на
основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

На седьмом году повествовательная речь ребенка становится все
более точной в структурном отношении, достаточно развернутой,
логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов
отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В
этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описание
игрушки предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать
содержание небольшого художественного произведения,
просмотренного фильма. Он может сам придумать сказку рассказ,
развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок
способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок
начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует
особой точности изложения, передачи определенной последовательности тех или иных действий.

Объяснительная речь является особым типом повествовательной речи.

Объяснительный тип повествовательной речи имеет существенное значение, как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития. Этот тип речи в старшем дошкольном возрасте только начинает развиваться.

Объяснительную повествовательную речь, которая необходима
при включении одним ребенком другого в ситуацию новой игры,
дошкольники очень часто подменяют ситуативной речью. Дошкольник 6-7 лет затрудняется строить речь таким образом, чтобы объяснить, почему следует делать так, а иначе. Он сосредоточивает свое объяснение лишь на исполнительской деятельности того, кого он стремится включить в игру. В том случае, когда взрослые создают специальные условия, требующие от
старшего дошкольника раскрыть смысл объяснения, у ребенка появляется умение добиваться, чтобы другой понял содержание объяснения.

Развитие связной повествовательной речи является главной,
центральной задачей обучения дошкольников родному языку.

Важно отметить, что своевременное и правильное развитие
навыков связной повествовательной речи у детей старшего
дошкольного закладывает основы успешного обучения в школе.

Построение повествовательной речи требует от говорящего
умения продумать содержание, правильность его словесного
оформления. Необходимо специально развивать такие качества
повествовательной речи, как развернутость, произвольность,
осознанность, взаимосвязь отдельных частей повествования. Именно
эти качества предполагают умение избирательно пользоваться
языковыми средствами, наиболее точно выражающими замысел
говорящего и уместными для данного высказывания.

В повествовательной речи наглядно выступает осознание
ребенком речевого действия. Являясь организованным видом речи,
повествовательная речь требует специального воспитания.

В старшем дошкольном возрасте происходит овладение двумя
видами повествовательной речи: пересказом и рассказом (в
элементарной форме).

Рассказ сравнительно с пересказом - более сложный вид
повествовательной речи, поскольку создание нового текста сложнее
воспроизведения готового литературного произведения. Развитие
повествовательной речи осуществляется, прежде всего, при
обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа
коротких литературных произведений с несложной фабулой и
доводится до высших форм самостоятельного творческого
рассказывания.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются
следующие задачи обучения пересказу литературных произведений:
умение связно, последовательно, выразительно передавать
содержание рассказа или сказки без помощи вспомогательных
вопросов; использовать выразительные средства.

Детей 6-7 лет можно подводить к пересказу текстов описательного характера.

Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня
развития повествовательной речи детей, а также от особенностей
предлагаемого литературного текста.

В старшем дошкольном возрасте проводятся такие виды занятий
по пересказу литературных произведений: из нескольких сказок
(рассказов) дети выбирают и пересказывают одну (по своему
желанию); дети придумывают продолжение к прочитанному рассказу или сочиняют рассказ по аналогии; драматизация литературного произведения.

Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей.

В обучении рассказыванию применяются специфические приемы,
назначение которых - получить от ребенка связное высказывание.

Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на

развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе

ощущений и восприятий развиваются такие сложные психические
процессы, как мышление, воображение. Психологами доказано, что

при назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются,

осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно. Ребенок,

называя определенные свойства предмета, ярче их выделяет, т.е.

упражняет свои ощущения и восприятия.

К рассказам по восприятию относятся: описание игрушек,
описание натуральных предметов, рассказы по картинкам.

В старшем дошкольном возрасте занятия по описанию игрушек
проводятся редко, а игрушки подбирают такие, чтобы их описание
требовало определения пространственного расположения ее частей,
а также их материала и формы.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют
занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в
обиходе. Это могут быть объекты природы, орудия труда и т.д.

Рассказывая, ребенок тут же объясняет назначение предмета и
правила использования, демонстрирует действия с ними.

Для составления описательных рассказов используются
предметные картинки и сюжетные дидактические картины. Залогом
успеха является осмысление детьми общего содержания картины.
Кроме того, ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества
изображенных предметов, а если картина сюжетная - установить
связь между объектами, персонажами.

Серии сюжетных картин часто используются в работе со
старшими дошкольниками для составления рассказов с завязкой,
кульминацией, развязкой.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на
картине, но и воображать предшествующие и последующие
события. В таких случая взрослый ставит ряд вопросов, которые как
бы намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания
картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок
приобретает умения, необходимые для самостоятельного
рассказывания.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить
замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды,
включать в свои рассказы описание природы.

Обучение рассказам по памяти начинается в 5-6 лет. В 7-летнем
возрасте это умение совершенствуется. Психологами установлено,
что самый сильный вид памяти эмоциональный. Поэтому лучше
предлагать детям темы, оставившие яркий след не только в их
сознании, но и в чувствах. Обычно рассказывание проводят не сразу
после события. Впечатление детей сначала закрепляются в
разговорах об увиденном и пережитом, играх, рисунках.

Своеобразным обобщением является решение речевых
логических задач, когда детям приходится искать ответ на какой-то
вопрос, продолжать начатый взрослым рассказ-загадку о природе.

Еще одним видом рассказывания является рассказывание по
воображению. Эти рассказы детей качественно отличаются от
предыдущих, так как строятся на иной, психологической основе -
детском воображении. Если функция памяти - сохранение
полученного опыта, то функция воображения - его преобразование.
В образах воображения в новых комбинациях синтезируются
представления памяти, усвоенные ранее знания, что предполагает
достаточное развитие аналитико-синтетическои деятельности мозга. У  детей старшего дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение. В словесной деятельности воссоздающее воображение возникает в конце шестого года жизни.
На этом этапе воображение приобретает все более активный и
творческий характер. Придумывая рассказ о жизни вымышленного
героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных
случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от
других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый
сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни.

Руководя придумыванием рассказов, нужно следить, чтобы
созидательное, творческое воображение не превращалось в пустое
фантазирование, которое в психологии расценивается как отрицательное качество, характеризующееся отсутствием критичности ума. В процессе придумывания рассказов формируется одновременно и критическое мышление детей (Могло ли так быть?).

Для развития любой творческой деятельности дети нуждаются в
показе в показе (образце) способов действия. Существует ряд
обучающих приемов для развития творческого воображения и
инициативы детей при составлении творческих рассказов.

При обучении творческим рассказам важным является
формирование правильного понимания детьми задания
«придумайте». Для этого рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему), замена в рассказе фактического характера (из личного опыта детей) какой-либо одной детали, одного эпизода, придуманными дополнительно («выдумай», «сочини»).

Наиболее легкий для детей прием - предложение взрослым
нескольких вариантов развития сюжета.

Завершение детьми рассказа, начатого взрослым, также хороший
прием для развития воображения. Педагог предлагает завязку,
которая допускает несколько логических развязок.

Таким образом, следует подчеркнуть, что процесс становления
повествовательной речи должен совершенствоваться в единстве с
развитием мышления, восприятия и памяти. Обучая старших
дошкольников повествовательной речи, прежде всего нужно
помогать детям осмыслить содержание, которое им предстоит
изложить, и установить целую систему связей - пространственных
(где происходит действие), временных (когда происходит действие),
цели (зачем и для чего действовал герой определенным образом),
связи последовательности (как разворачивались события, их
последовательность), причинно-следственных и т.д. когда
содержание освоено, внимание детей переключают на овладение
речевой формой. Совершенствование мышления ребенка
обнаруживается в формирующемся умении анализировать свой рассказ, поэтому в методике обучения повествовательной речи в старшем дошкольном возрасте важно развивать планирующие
функции.

Умение рассказывать закрепляется и в повседневной жизни.

Следует включать пересказы, творческие сочинения детей в
программы утренников, концертов.

Итак, формирование повествовательной речи требует серьезного
внимания со стороны взрослых.                   


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.