Изучить трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Изучить трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества.

2019-12-17 80
Изучить трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трудовой потенциал работника

 

Трудовой потенциал личности формируется под воздействием та­ких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др.

Таким образом, можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к труду.

Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структур­ных уровней.

Кроме того, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-пер­вых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособ­ности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы — это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне эффективности труда, до­стигнутом работником.

Трудовой потенциал работника не является величиной постоян­ной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накап­ливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способно­сти работника возрастают по мере развития и совершенствования зна­нии и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здо­ровья работника, ужесточается режим труда и т.п.

Трудовой потенциал работника включает:

• психофизиологический потенциал — способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;

• квалификационный потенциал — объем, глубину и разносто­ронность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного со­держания и сложности;

• личностный потенциал — уровень гражданского сознания и со­циальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.

Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного со­гласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.

Трудовой потенциал общества

 

Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий и синтези­рующий совокупные способности к общественно полезной деятельно­сти трудоспособного населения, представляет собой конкретную фор­му материализации человеческого фактора, показатель уровня разви­тия и границы созидательной активности трудящихся масс.

В количественном отношении общественный трудовой потенциал характеризует возможности общества по привлечению к общественному, труду населения разного пола и возраста (мужчин и женщин рабочего, дорабочегои послерабочего возрастов), В качественном отношении трудо­вой потенциал общества — это его реальные возможности по реализации через участие в общественно полезном труде всего многообразия личных способностей и качеств: знаний, умений и навыков, приобретаемых людьми в процессе воспитания, подготовки к труду, непосредственно трудовой деятельности, переобучения и повышения квалификации.

Он является производным от уровня развития производительных сил и состояния здоровья населения, от содержания общего и специ­ального образования, профессиональной подготовки, нравственного воспитания, отражающих цели, конечную направленность и социаль­но-экономические условия формирования личности.

Потенциал общества зависит от качественных характеристик сово­купной рабочей силы, определяющих уровень развития способностей к труду (профессионального мастерства, интеллекта, творческой активно­сти, мобильности) и специфику важнейших социально формирующих черт членов общества (ответственности, исполнительности, дисципли­нированности, инициативности, организаторских способностей и др.).

При определении величины потенциала и его использования важ­но правильно выбрать показатель измерения. В качестве основного показателя объема применяется численность, а показателя использования — человекогод. Исследования показывают, что разница в оцен­ке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человекочасов и среднесписочной численности работников находится в пределах 15%. Следовательно, показатель среднесписочной числен­ности работников, являющийся переменной величиной, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики его можно применять только с поправочными коэффициен­тами. А поскольку такие коэффициенты разработать очень трудно, не­обходимо найти новый объемный показатель.

Исследования, проведенные отечественными экономистами убедитель­но показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человекочас. Он обладает ста­бильностью и допустим к применению во всех экономических расче­тах на любом уровне.

Величина совокупного потенциального фонда рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между календарным фондом (Фк) и суммарными резервообразующими неявками и перерывами (Тн.п.), т.е. объемную величину времени выполнения производственного задания данным коллективом работников. К нерезервообразующим относятся регламентированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска и другие законодательно установленные неявки и перерывы). В этом фон­де отражается весь объем потенциальных возможностей работающих за любой (плановый, отчетный) период.

Применительно к предприятию величина трудового потенциала определяется по формуле:

Фпкн. п.   или Фп=ЧДТсм,

где Фп — совокупный потенциальный фонд рабочего времени пред­приятия, ч; Ч— численность работающих, чел.;Д — количество дней работы в периоде; Тсм продолжительность рабочего дня, смены, ч.

В общем виде величину трудового потенциала общества (региона) можно выразить формулой:

,

где Фп общ — потенциальный фонд рабочего времени общества, ч;  — численность населения по группам, способного участвовать в обще­ственном производстве (i= 1, 2,...m); m число групп населения; Тр законодательно установленная величина времени работы по группам в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Исчисляется как произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

Так как трудовой потенциал включает всех граждан, способных участвовать в общественном производстве в силу своих физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификаци­онных навыков при нормальном уровне интенсификации труда, в рас­чет должны быть включены все группы работников с учетом их харак­терных особенностей. Поскольку структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, для правильного определения величины трудового потенциала общества необходимо каждую отдельную группу лиц привести к базовой величине. В этом случае трудовой потенциал общества, рассчитанный по работникам, проработавшим полный календарный год (Побщ), можно определить по формуле:

Побщ = Фп. общ/tрасч.,

где tрасч – расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.

Продолжительность календарного периода участия группы лиц с различным уровнем потенциальных возможностей не всегда является однозначным критерием для определения величины потенциала общества. Поэтому обязательно должны быть учтены все особенности при группировке трудящихся по основному признаку, каким в данном случае является способность и возможность участия в общественном труде.

 

Изучить трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества.

Задачи исследования:

· Рассмотреть понятие трудовых ресурсов, их возрастные границы и их измерение

· Изучить понятия трудового потенциала работника, предприятия и общества

· Проанализировать трудовые ресурсы общества на примере России

· Оценить роль государства в регулировании занятости населения.

 

Решение этих задач поможет планировать использования трудовых ресурсов, определить темпы роста производительности труда, развить сферы и отрасли народного хозяйства.

Изучение закономерности территориального размещения трудовых ресурсов. позволит осуществить планомерное пропорциональное развитие экономики страны, выявить резервы трудовых ресурсов и повысить эффективность их использования.

Таким образом: изучение планирования использования трудовых ресурсов имеет важное практическое значение для распределения общественного труда между сферами и отраслями народного хозяйства, а также необходимо при составлении балансов потребности в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах.

Эффективность использования трудовых ресурсов: основные показатели использования трудовых ресурсов и пути повышения эффективности их использования - первоочередная задача экономической науки и хозяйственной практики.

 

1.1 Трудовые ресурсы общества

 

1.1.1 Понятие трудовых ресурсов

 

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «на­селение» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, за­нятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и ин­дивидуальной трудовой деятельности (рис. 2). В их состав включают­ся также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйст­ве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способ­на производить материальные блага или оказывать услуги.

 

Пол

Рис. 2. Структура трудовых ресурсов

 

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в обществен­ном производстве выделяют две части: активную (функционирую­щую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресур­сы состоят из реальных и потенциальных работников.

Необходимые физические и интеллектуальные способности зави­сят от возраста: в ранний период жизни человека и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего на­селения собственно трудовые ресурсы.

К трудовым ресурсам в России относятся: а) население в трудоспо­собном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и вой­ны I и II групп инеработающих лиц трудоспособного возраста, получаю­щих пенсии по старости на льготных условиях; б) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.

1.1.2. Возрастные границы трудовых ресурсов

 

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установлен­ных возрастных границ — верхнего и нижнего уровней трудоспособно­го возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста.

Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действую­щим законодательством. В России трудоспособным возрастом счита­ется: у мужчин — 16—59 лет (включительно), у женщин — 16—54 года (включительно). Границы трудоспособного возраста в разных странах неодинаковы. В ряде стран нижняя граница установлена 14—15 лет, а в отдельных — 18 лет. Верхняя граница во многих странах составляет 65 лет для всех или 65 лет — для мужчин и 60—62 года —для женщин.

В России законодательная власть неоднократно рассматривала во­прос о необходимости увеличения возрастного порога: для мужчин — с 60 до 65 лет, для женщин — с 55 до 60 лет. Однако тяжелое экономическое положение работающего населения, низкая продолжительность жизни, высокая смертность в трудоспособном возрасте вынуждают государство откладывать решение этого вопроса до более благоприятного времени.

Ведущую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное населе­ние в трудоспособном возрасте.

Трудоспособное население — это совокупность лиц, преимуществен­но в трудоспособном возрасте, способных по своим психофизиологи­ческим данным к участию в трудовой деятельности.

На практике различают общую ипрофессиональную трудоспособ­ность. Общая трудоспособность предполагает наличие у че­ловека физических, психофизиологических, возрастных данных, определяющих способность к труду и не обусловливающих необходи­мость специальной подготовки. Профессиональная трудо­способность — это способность к конкретному виду труда, приоб­ретаемая в ходе специального обучения.

Численность трудовых ресурсов может быть увеличена за счет есте­ственного прироста населения в трудоспособном возрасте, сокраще­ния доли нетрудоспособных среди лиц трудоспособного возраста, пе­ресмотра возрастных границ трудоспособности.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособ­ный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселен­цы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии.

1.1.3. Измерение трудовых ресурсов

 

Количественные изменения численности трудовых ресурсов ха­рактеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматри­ваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок вре­мени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале пе­риода. Если рассматриваются темпы за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая по формуле:

,

где Тр.ср. — среднегодовой темп роста; п — число лет; Ч1 и Ч2 численность соответственно в начале и конце периода.

Темп прироста рассчитывается по формуле:

,

где Тпр.ср. — среднегодовой темп прироста.

Количественная оценка тенденций состояния и использования, трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления по­вышения их эффективности.

 

1.2 Понятие структура и показатели трудового потенциала

 

1.2.1 Понятие трудового потенциала

 

Обобщающим показателем процесса становления и развития чело­века в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.

Во всем мире пришли к признанию, что главной производитель­ной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осу­ществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.

Термин «потенциал» был введен в научный оборот 10—15 лет назад. Трактовка данного термина означает наличие у кого-либо (отде­льно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способ­ностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенци­ал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени.

Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производст­венных, организационно-управленческих, общественно-политиче­ских и др.) определяются качествами человека как:

• специфического (трудового) ресурса и основы производства (ка­чествами индивида как части населения);

• главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качествами индивида как работника — носителя способ­ности к труду, создателя материальных и духовных благ);

• члена общества (качества индивида как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления госу­дарственными делами).

В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятель­ности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизио­логической пригодности и профессиональной подготовленности к вы­полнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности.

Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:

• первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее ста­новления и обусловливающих ее возможность функционирования и развития;

• второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;

• третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе тру­довой деятельности работник не только реализует свои способности,. но и приобретает новые навыки.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.