Методика сбора и изучения источников литературы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методика сбора и изучения источников литературы

2019-12-17 412
Методика сбора и изучения источников литературы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция

 

на тему: Методы и методики исследования в легкой атлетике

 

Исполнитель: ст. преподаватель кафедры

Кротов А.Л.

 

Минск, 2006


План

Список используемой литературы……………………………………….2

1. Методика сбора и изучения источников литературы………………3

2. Использование новых компьютерных технологий………………....4

2.1. Коммуникационное направление…………………………..…..4

2.2. Вычислительное направление…………………………….……5

2.3. Сервисное направление………………………………………....7

3. Методы математической статистики……………………………..…8

3.1. Статистическое наблюдение………………………………..…8

3.2. Особенности анализа статистического материала……………...8

4. Педагогическое наблюдение………………………………………….9

5. Контрольные испытания………………………………………….….10

6. Педагогический эксперимент…………………………………….….10

Вопросы к семинарскому занятию…………………………………...…12

 

Список используемой литературы

 

1. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264с.

2. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учеб. пособие для студ. вузов физ. культ. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184с


В зависимости от объекта и предмета исследования меняются пути и методы исследования. Существуют специфические методы в следующих научных дисциплинах, изучающих физическую культуру и спорт как явление: социологии, педагогике, психологии, биохимии, физиологии, биомеханике, теории и методике физического воспитания.

Однако все научные дисциплины имеют общие методы.

 

Использование новых компьютерных технологий в научной деятельности

Бурный рост компьютеризации, развитие материальной базы этой сферы дает богатые возможности для использования в научном процессе новых технологий на базе компьютерной техники. В наши дни умение работать на персональных машинах и использовать их в своей повседневной деятельности все в большей степени становится обязательным для любого образованного человека. Можно разделить использование компьютеров в научной области на три направления: коммуникационное, вычислительное и сервисное.

Вычислительное направление

В богатом ассортименте программ математического и аналитического назначения явно прослеживается несколько классов, включающих в себя электронные таблицы, системы математического анализа и проектирования типа MathCAD и программы статистического анализа.

Рынок компьютерных программ обработки данных обширен и разнообразен. На нем представлены продукты более тысячи наименований. Такое разнообразие отражает многоплановость задач обработки в различных областях человеческой деятельности. Информация о последних версиях программ регулярно помещается в популярных компьютерных журналах и газетах типа "PC Magazin", "PC World", "BYTE", "PC Week", "Мир ПК" и др. Вместе с тем необходимо отметить, что значительная часть публикуемой информации быстро устаревает.

Это связано со стремительными темпами развития отрасли.

Выбор пакета для обработки данных зависит от характера решаемых задач, объема обрабатываемого материала, квалификации пользователей, имеющегося оборудования и т.д. Для пользователей, имеющих дело со сверхбольшими объемами данных или узкоспециализированными методами анализа, пока нет альтернативы профессиональным западным пакетам.

Несколько меньшими возможностями обладают универсальные пакеты. Вместе с тем, их стоимость значительно ниже, чем профессиональных. Все универсальные пакеты имеют много пересечений по составу статистических процедур. Кроме того, современные версии программ обладают, как правило, модульной структурой, что позволяет существенно экономить средства. Windows-интерфейс последних версий пакетов во многом унифицирует взаимодействие пользователя с аналитическими, графическими и системными процедурами.

Представление данных - одна из важнейших задач программ статистического анализа, и неудивительно, что в первых рядах, по многим оценкам, здесь находятся Statistiса и Statgraphics, разработанные специально для персональных компьютеров.

Ряд статистических пакетов (Statistica, Statgraphics, P Stat) поддерживают редакторы данных, напоминающие по своим возможностям электронные таблицы. В этом случае работа по подготовке исходных данных становится довольно эффективной за счет средств редактирования, удаления, переноса информации в таблице или между различными таблицами, а также сортировки и других возможностей.

Функциональные характеристики. Среди тех или иных особенностей программ следует обратить внимание на возможность использования определенного количества данных или максимальной длины числа.

Часто при создании моделей требуется наличие мощного навыка программирования приложений. Почти все программы поддерживают встроенные процедурные языки. В этом случае пользователь получает возможность создавать свои собственные приложения. Для того, чтобы рискованные эксперименты осуществлялись не в жизни, а на экране монитора, нужно удостовериться в наличии соответствующего математического инструментария. Это может быть ANOVA (analysis of Bariance), ANCOVA (analysis of covariance), кластерный или факторный анализ и многое другое.

Что же выбрать? Трудно, да и, наверное, невозможно дать общий совет на все случаи жизни. По крайней мере, нужно учитывать, что даже в такой специфической области выбор есть.

 

Сервисное направление

В сервисном направлении можно выделить применение компьютеров в виде: а) интерфейсных устройств; б) устройств для моделирования; в) презентационного устройства.

В обычный комплекс поставки большинства компьютеров входят какие-либо блоки для регистрации сигналов в лабораторных условиях. Значит, для того, чтобы с помощью компьютера можно было записывать или производить какие-то операции с теми электрическими сигналами, которые интересуют исследователя, необходимо подключить к разъему расширения лабораторный интерфейс. Такой интерфейс состоит из: 1) аналого-цифрового преобразователя (АЦП), позволяющего преобразовывать постоянно изменяющийся по напряжению электрический сигнал (аналоговый сигнал) в двоичный код; 2) программируемого таймера, с помощью которого оцениваются интервалы между двумя оцифрованными точками; 3) цифро-аналогового преобразователя (ЦАП), который дает возможность генерировать аналоговый электрический сигнал, запрограммированный в компьютере; 4) цифровых входов и выходов, позволяющих компьютеру получать информацию о состоянии используемых в опыте устройств и управлять ими. Кроме того, необходимо иметь программы анализа. Хотя какие-то конкретные детали решения научных задач в разных исследованиях могут быть неодинаковыми, все программы содержат следующие "общие" блоки: 1) оцифровка аналоговых сигналов; 2) вывод на экран и анализ оцифрованных сигналов; 3) улучшение качества сигналов, хранящихся в памяти (напри мер, усреднение); 4) количественные измерения (например, максимальной амплитуды сигнала).

Широкое применение компьютеров в биологии, и особенно в физиологии, на Западе нашло отражение в имитационном моделировании различных процессов. Моделировались, например, биомеханика дыхания, кислотно-щелочное равно весне, потенциал действия, гемодинамика. С разработкой имитационных моделей появляется возможность экспериментально изучать такие процессы, которые не описываются простыми линейными уравнениями, а потому не могут исследоваться обычными аналитическими методами. Математическое моделирование может сыграть ключевую роль в том, чтобы физиология, используя достижения молекулярной биологии, нейронауки и биофизики, приобрела более синтетический характер. Следующим этапом при моделировании будет использование экспертных систем, нечеткой логики, нейронных сетей и других элементов искусственного интеллекта.

В искусственном интеллекте (ИИ) фундаментальным является использование компьютеров для познания механизмов мышления человека. Решив эту главную задачу, мы получим возможность справиться с гораздо более важными и сложными прикладными задачами, которые неразрешимы существующими методами.

 

 

Статистическое наблюдение

В зависимости от цели исследования выбирают генеральную совокупность, из которой извлекается выборка. Основой выборки является единица отбора, в физическом воспитании это обычно спортсмены. Формирование выборки может выполняться методом простого случайного отбора, расслоенным случайным отбором, систематическим отбором и другими.

Простым случайным отбором называют способ извлечения определенного количества единиц отбора из генеральной совокупности.

При расслоенном отборе совокупность, содержащая N единиц, сначала подразделяется на подсовокупности.

Подсовокупности еще называют слоями. Отбор из каждого слоя производится случайно (простой случайный отбор).

Расслоение - довольно распространенный прием, он применяется в случае необходимости выявления формы эмпирического закона.

 

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение - это организованный анализ и оценка учебно-тренировочного процесса без вмешательства в его течение. Организация связана с четким определением объекта наблюдения, целью, приемами исследования, проверкой выводов наблюдения.

К достоинствам метода наблюдений относятся:

- наблюдение реального педагогического процесса;

- события фиксируются в момент их явления;

- наблюдатель независим от мнений испытуемых.

К слабым сторонам относятся:

- элементы субъективизма у наблюдателя;

- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта мыслительной деятельности);

- ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

- пассивность исследователя.

Педагогическое наблюдение можно использовать для наблюдения без искажений педагогического процесса, в частности для корректной интерпретации данных, полученных другими методами (хронометраж, контрольные испытания). Важнейшей особенностью педагогического наблюдения является кодируемая единица наблюдения. Она должна описывать какую-то качественную особенность объекта и позволять ее количественно оценивать. Количественная регистрация может выполняться частотным способом (подсчет количества событий) или оценочным (с применением предварительно разработанной оценочной шкалы). Оценочный способ более информативен, поэтому ему следует отдавать предпочтение.

Виды педагогических наблюдений:

- по объему (проблемные и тематические);

- по программе (разведывательные и основные);

- по стилю (включенные и невключенные);

- по осведомленности (открытые и закрытые);

- по времени (непрерывные и прерывные).

Проблемные наблюдения ведутся по многим показателям, как правило, осуществляются коллективно. Тематическое наблюдение - составная часть проблемного, может выполняться одним исследователем. По степени отработанности программы исследования могут разделяться на разведывательные и основные наблюдения. Включенные наблюдения выполняются "изнутри", когда сам исследователь проводит эксперимент или участвует в нем. В этом случае исследователь получает дополнительную объективную информации об ощущениях испытуемых по ходу проведения эксперимента. Невключенное наблюдение производится без какого-либо личного участия экспериментатора (наблюдение со стороны) Открытым наблюдением называется эксперимент, в котором все участники осведомлены о том, что за ними наблюдают. Закрытый эксперимент - скрытое наблюдение. Непрерывное наблюдение предполагает фиксацию событий от начала до конца какого-либо явления (тренировка, урок и т.п.). Прерывистое наблюдение (дискретное) связано с фиксацией каких либо временных отрезков относительно целостного педагогического процесса. Например, можно фиксировать лишь наиболее важные моменты тренировки, которые составляют ее суть, без специальной фиксации процесса разминки или заключительной части тренировки.

Организация проведения наблюдения предполагает: определение цели (задач), объекта, способов наблюдения и методов анализа его результатов.

Для фиксации результатов наблюдения используют протоколирование (словесное описание, графическое описание, стенографирование), фотографирование, киносъемка, звуко- или видеозапись.

 

Контрольные испытания

Контрольные испытания проводятся с помощью контрольных упражнений или тестов. Контрольное упражнение - это стандартизованное по форме и условиям проведение двигательных действий с целью определения уровня состояния отдельных систем организма человека. Процесс проведения контрольных испытаний еще называется тестированием. Следует различать лабораторное и педагогическое тестирование.

При разработке теста особое внимание следует уделять его информативности. По результатам теста или совокупности тестов исследователь должен косвенно оценивать состояние морфоструктур в отдельных органах.

К сожалению, часто исследователи не утруждают себя работой по изучению сущности получаемых в тестах оценок. Вся мыслительная деятельность ограничивается присваиванием полученным показателям наименований.

 

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - основа развития теории и методики физического воспитания. Следует различать дидактический и физический педагогические эксперименты.

Дидактический педагогический эксперимент направлен на формирование личности человека, в частности, на передачу совокупности знаний. Физический педагогический эксперимент связан с решением проблем физического воспитания, т.е. формированием двигательных навыков и развитием физических возможностей (способностей).

Формулировка рабочей гипотезы педагогического эксперимента может выполняться на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. На эмпирическом уровне познания исследователь руководствуется формальной логикой и анализирует лишь доступные для наблюдения явления. Как правило, при проведении педагогического эксперимента трудно учесть влияние всех факторов, поэтому результаты его всегда неоднозначны. Иная ситуация возникает, когда в основу педагогического эксперимента заложено теоретическое исследование. Например, план тренировки разрабатывается чисто теоретически, на основе анализа возможных адаптационных процессов, затем логика проверяется с помощью компьютерной программы, имитирующей ход долговременных адаптационных процессов (В.Н. Селуянов и др., 1996). В этом случае разрабатываются такие необычные варианты тренировки, которые вообще не имели места в практике. Экспериментальная проверка их эффективности и будет педагогическим экспериментом. Целью такого эксперимента является проверка предсказаний изменений в системах и органах организма человека.

В соответствии с целью применяют преобразующий или констатирующий эксперимент. Преобразующий (созидательный, формирующий, научно-исследовательский) эксперимент предусматривает разработку принципиально нового для практики педагогического положения, разработанного в соответствии с рабочей гипотезой. Констатирующий (контролирующий, практический) эксперимент предполагает проверку эффективности уже известных педагогических положений. Обычно он проводится для сопоставления эффективности известных и неизвестных педагогических положений. Иногда его проводят в новых условиях - на другом возрастном контингенте, спортсменах других видов спорта.

Учет условий проведения экспериментов позволяет разделить их на естественные, модельные и лабораторные. Естественные эксперименты представляют собой реальную практическую деятельность. При этом спортсмены могут знать о целях исследования (открытый эксперимент) или не знать о них (закрытый эксперимент). Модельные эксперименты отличаются от естественных лишь тем, что реальный педагогический эксперимент проводится в относительно строго контролируемых условиях, например, на учебно-тренировочных сборах, где все испытуемые имеют практически одинаковое питание, режим тренировок и отдыха. Лабораторный эксперимент существенно отличается от реальной практической деятельности учителя или тренера. Он предполагает проведение в строгих условиях стабилизации сопутствующих факторов исследования влияния управляемого фактора (независимой переменной) на некоторый неуправляемый, но контролируемый фактор (зависимая переменная). План эксперимента должен строиться с учетом последующей статистической обработки. Абсолютный эксперимент проводится в стандартных условиях с фиксацией контролируемых показателей. Например, регистрация и вычислении средних арифметических и стандартного отклонения антропометрических признаков, уровня функциональных показателей у спортсменов национальной сборной по определенному виду спорта позволяют получить модельные характеристики. Проведение сравнительного эксперимента возможно по последовательной и параллельной схемам.

Последовательное (лонгитудинальное) проведение сравнительного эксперимента предполагает сопоставление данных одного эксперимента с другим, выполненном на одной и той же экспериментальной группе. Во втором исследовании и ход педагогического эксперимента вносят какое-либо изменение, которое должно привести к предсказанному результату, т.е. к определенному изменению некоторого показателя

Параллельное проведение эксперимента предполагаем организацию двух или более групп, одна из которых должна быть контрольной, а другие - экспериментальными. Учебно-тренировочные занятия и тестирования проводятся одновременно. В этом случае случайные воздействия, связанные временным фактором, действуют на все группы примерно одинаково, поэтому возрастает уверенность, при наличии различия, в реальности воздействия экспериментального фактора. Для определения достоверности различия между зарегистрированными показателями (градациями фактора) удобно использовать дисперсионный анализ.

 

 

Вопросы к семинарскому занятию

1. Назовите основные задачи сбора и изучения источников литературы

2. Перечислите этапы сбора и изучения источников литературы

3. Опишите коммуникационное направление при использовании новых компьютерных технологий в научной деятельности

4. Опишите вычислительное направление при использовании новых компьютерных технологий в научной деятельности

5. Опишите сервисное направление при использовании новых компьютерных технологий в научной деятельности

6. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы статистического метода.

7. Классифицируйте виды педагогических наблюдений

8. Приведите примеры контрольных испытаний

9. В чем различие дидактического и физического педагогического эксперимента

10. Дайте характеристику преобразующему и констатирующему эксперименту

 

Лекция

 

на тему: Методы и методики исследования в легкой атлетике

 

Исполнитель: ст. преподаватель кафедры

Кротов А.Л.

 

Минск, 2006


План

Список используемой литературы……………………………………….2

1. Методика сбора и изучения источников литературы………………3

2. Использование новых компьютерных технологий………………....4

2.1. Коммуникационное направление…………………………..…..4

2.2. Вычислительное направление…………………………….……5

2.3. Сервисное направление………………………………………....7

3. Методы математической статистики……………………………..…8

3.1. Статистическое наблюдение………………………………..…8

3.2. Особенности анализа статистического материала……………...8

4. Педагогическое наблюдение………………………………………….9

5. Контрольные испытания………………………………………….….10

6. Педагогический эксперимент…………………………………….….10

Вопросы к семинарскому занятию…………………………………...…12

 

Список используемой литературы

 

1. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 264с.

2. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учеб. пособие для студ. вузов физ. культ. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184с


В зависимости от объекта и предмета исследования меняются пути и методы исследования. Существуют специфические методы в следующих научных дисциплинах, изучающих физическую культуру и спорт как явление: социологии, педагогике, психологии, биохимии, физиологии, биомеханике, теории и методике физического воспитания.

Однако все научные дисциплины имеют общие методы.

 

Методика сбора и изучения источников литературы

Начало любого исследования связано со сбором и первичной систематизацией материалов исследований. Методика сбора и изучения источников литературы предусматриваем решение следующих задач: выявление источников литературы по теме исследования и их регистрация (составление картотеки); добывание и изучение литературы с критическим осмыслением ее содержания; систематизация и обобщение собранных данных, завершающиеся составлением обзора литературы по теме исследования.

Выявление источников литературы предполагает наличие базы для изыскания. Ею, как правило, являются научные публичные библиотеки вузов или государственные. В библиотеках поиск необходимой литературы выполняется лично или по заявке в библиографические отделы научных библиотек.

Начало поиска связано с ориентировочным определением темы исследования научным руководителем. Он же, как правило, дает ссылки на несколько литературных источников, в которых данная тема нашла какое-то отражение.

Поиск известной литературы в библиотеке начинается с алфавитного каталога, в котором имеется набор карточек. Карточки содержат имена авторов, название книг или журнальных статей, а также код книги, по которому библиотечный работник может ее найти в фонде. Задача исследователя - переписать на определенный бланк все данные карточки, включая шифр, и передать бланк служащему библиотеки для поиска литературного источника.

Продолжение поиска может идти по нескольким направлениям:

- изучение списков литературы, на которые ссылаются авторы в изучаемых источниках, этот путь позволяет найти первоисточники каких-либо теорий или оригинальных данных;

- для расширения круга изучаемой литературы можно обратиться к систематическому каталогу, в котором карточки уже сгруппированы согласно схеме библиографической классификации данной науки;

- для ознакомления с последними достижениями науки по данной проблеме следует обратиться к реферативным журналам, в которых, как и в систематическом каталоге, все работы сгруппированы и приведены рефераты книг и статей, опубликованных за последние месяцы.

Поиск, как правило, выполняется с целью написания литературного обзора, а в конце его необходимо привести список использованной литературы, оформленный в соответствии с ГОСТом.

По результатам анализа литературы пишется обзор литературы. Обзор пишется в два этапа. На первом этапе производится систематизация всего собранного материала по формальным признакам. Например, историческое расположение источников. Цель первого этапа - ознакомление с литературным заделом по теме, что дает основание для проведения предварительных исследований, как теоретических, так |и экспериментальных. Второй этап написания обзора начинается после завершения исследований и формулировки выводов. На втором этапе делается акцент на описании объекта - моделирования и особенностей его функционирования с обращением внимания читателя на ошибочные взгляды или отсутствие исследований каких-либо особенностей объект; в заключении обзора следует сформулировать гипотезу, которая была уже доказана исследователем в своих экспериментах. Заметим, что по мере проведения собственных экспериментов исследователь собирает дополнительную литературу, которая прямо или косвенно подтверждает его результат, поэтому окончательно литературный обзор пишется в последнюю очередь, после выводов и обсуждения материалов исследования. К сожалению, во многих диссертациях литературный обзор представлен как сумма мнений специалистов, без какого-либо критического анализа существа работ, вывода и формулировки гипотезы исследования.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.